Айзевк Г. Новые IQ тесты.

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 13214

Автор:   
Название:   
Формат:   PDF, FB2, DJVU
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Большинство людей испытывают живой интерес к истинным возможностям своей личности, темпераменту, интеллекту, чертам характера, способностям.
Ганс Айзенк — психолог с мировой известностью, специалист в области интеллекта, разработал новые специальные тесты, которые с достаточной точностью позволяют дать комплексную оценку вашего коэффициента умственного развития.
Их можно применять при оценке профессиональной пригодности, отборе абитуриентов, а также и в повседневной жизни.
В книгу также включены тесты под названием «разминка для интеллектуалов», которые скрасят долгие зимние вечера тем, кто полностью утвердился в наличии у себя незаурядных интеллектуальных способностей, но не остановился на достигнутом.
Итак, дерзайте, у вас есть тридцать минут для решения каждого теста!

ВСТУПЛЕНИЕ
Книга «Ваш коэффициент умственного развития» довольно долго занимала почетное место во главе списка бестселлеров. Это, пожалуй, подтверждает оправданность предположения, сделанного нами в процессе ее подготовки, а именно — большинство людей интересуется оценкой своего интеллекта, хотят узнать об этом побольше и не прочь на собственном опыте познакомиться с такой вещью, как «тест на оценку интеллектуальных способностей». Кое-кто может пожаловаться, что подобные тесты и без того уже встречаются на каждом шагу, однако они прочно вошли в нашу жизнь, и мы найдем им лучшее применение, если сами разберемся в их достоинствах и недостатках вместо того, чтобы считать их орудием дьявола или неизбежным научным новшеством.
Во вступлении к книге «Ваш коэффициент умственного развития» довольно подробно обсуждалась природа тестов для измерения интеллекта, но большое количество писем, полученное от читателей, указывает на то, что многие вопросы остались без ответа. Вступление к этой книге дает удобную возможность ответить на некоторые из них. Основная часть книги, разумеется, состоит из тестов, в многом сходных с заданиями из предыдущей книги; однако есть и существенные отличия.
Восемь тестов, представленных в книге «Ваш коэффициент умственного развития», иногда называются сборными тестами. Они предназначены для общей оценки интеллектуальных способностей с использованием словесного, цифрового и графического материала с различными способами формулировки задач. Таким образом, можно надеяться на взаимную нейтрализацию достоинств и недостатков; к примеру, читатель, который хорошо справляется со словесными заданиями, но плохо решает арифметические за
5
Ганс АЙЗЕНК
дачи, не получит каких-либо преимуществ, но и не окажется в невыгодном положении, так как оба вида задач представлены в тестах примерно поровну. Первые пять тестов в этой книге довольно похожи и дают общую оценку интеллекта читателя при условии, что он будет тщательно следовать инструкциям.
Для тех читателей, которые хотят побольше узнать о сильных и слабых сторонах своего интеллекта, в книгу включены три специальных теста для оценки вербальных, математических и визуально-пространственных способностей. Хотя при решении сборных тестов результаты, показанные одним человеком, меняются в незначительных пределах, можно с большой уверенностью предположить, что при решении специальных тестов тот же самый человек в одном случае покажет отличный результат, в другом случае — плохой, а в третьем — средний или посредственный. Конечно, люди обладают рядом интеллектуальных достоинств и недостатков, гораздо более специфических, чем определяемые этими тремя тестами, но перечисленные способности, пожалуй, важнее других и пользуются наиболее широким распространением. Добавление специальных тестов должно повысить интерес к книге, равно как и дать читателю больше информации о его интеллектуальных способностях, чем он может получить из простого теста на КУР IQ. Коэффициент умственного развития представляет собой среднюю величину, но часто бывает важнее иметь отдельную оценку усредняемых параметров, чем результат усреднения.
Мы также включили в сборник несколько проблем под шутливым названием «разминка для интеллектуалов». Многие читатели в своих письмах говорили о том, что задания в обычных тестах на КУР слишком просты для более или менее точной оценки их блестящих и выдающихся интеллектуальных способностей; нельзя ли добавить что-нибудь более сложное и изощренное? Что ж, мы идем им навстречу и предлагаем нечто более сложное для неторопливых занятий в вечерние часы. Однако по самой своей природе эти задания не могут использоваться для вычисления КУР, поэтому их нельзя рассматривать как тесты для оценки интеллектуальных способностей. Они даются только
6
НОВЫЕ IQ ТЕСТЫ
для развлечения и ради удовольствия найти правильный ответ; попытка перевести результаты в количественное значение КУР не даст результатов. О причинах такого положения вещей мы поговорим позднее.
Теперь обратимся к вопросам, поставленным читателями. Чаще всего они обращаются к проблеме альтернативных ответов. В гневных, печальных, презрительных или поучительных выражениях многие читатели сообщают о том, что некоторые задания имеют альтернативные решения, которые они нашли самостоятельно. Иногда читатели пытаются оценить теоретические принципы, на основе которых можно сделать выбор между разными ответами; другие заявляют, что тесты — это сплошной обман и попытка ввести в заблуждение.
Интересно заметить, что этой проблеме посвящено слишком мало научных работ, хотя она существует с момента изобретения первых тестов для оценки интеллектуальных способностей. Наверное, мы сможем лучше разобраться в происходящем, если сначала рассмотрим вопросы, допускающие несколько альтернативных ответов. Мы можем представить тест для оценки интеллекта двумя способами. Первый способ — представить не только саму задачу, но и ряд альтернативных решений; при этом нетрудно убедиться, что все эти решения, за исключением одного, являются совершенно неправильными. Но даже в этом случае есть определенные предпосылки, о которых обычно не говорят, но которые молчаливо подразумеваются обеими сторонами. Одна из этих предпосылок (и очень важная) заключается в том, что при решении должна использоваться вся информация, которая содержится в условиях задачи, и что решение, полученное таким способом, должно иметь предпочтение перед другими решениями, которые принимают в расчет лишь часть информации. Задания такого рода обычно не вызывают затруднений, если только составитель теста не допустил оплошность или корректор не проглядел ошибку в наборе.
Однако есть другой вид заданий, где испытуемому не предлагают несколько заведомо неверных решений вместе с одним правильным, а дают прийти к решению самостоятельно; это иногда называют «открытым» заданием. Су
7
Ганс АЙЗЕНК
ществует несколько степеней «открытости», заканчивая классом задач, для которых существует не одно, а множество правильных решений, и уровень интеллекта испытуемого определяется количеством решений, полученных за определенный промежуток времени.
Давайте возьмем «открытое» задание и посмотрим, на каких принципах оно построено.
Карлик живет на двадцатом этаже небоскреба. Каждое утро он входит в лифт, нажимает нужную кнопку и спускается на первый этаж. Возвращаясь вечером с работы, он входит в лифт, нажимает кнопку и поднимается на десятый этаж; потом он выходит из лифта и остаток пути поднимается пешком. Почему он не поднимается в лифте сразу на двадцатый этаж?
Вы можете попробовать сами ответить на этот вопрос или преложить его своим знакомым. Вот некоторые из наиболее частых ответов:
«Он делает это как физическое упражнение».
«Он хочет сбросить вес».
«Он навещает друга на десятом этаже».
(Экстраверты иногда заменяют «друга» на «любовницу».)
Все эти и многие другие ответы звучат вполне убедительно; почему же тогда они ошибочны, а верен только один ответ: «Карлик не может дотянуться выше, чем до кнопки десятого этажа»? Дело в том, что в ошибочных элементах не принимаются во внимание все условия задачи: эти ответы могут в равной мере относиться как к карлику, так и к великану. Но решение должно учитывать факт упоминания о карлике — иначе зачем было говорить об этом? Конечно, это не слишком подходящее задание для теста на интеллектуальные способности, но все же можно понять, почему из многих более или менее правильных решений (частично учитывающих условия задачи), только одно фактически считается правильным.
В данном случае вполне очевидно, какая альтернатива является правильным решением, но иногда испытуемые склонны оспаривать точку зрения составителей теста. Давайте рассмотрим другую задачу, на этот раз из категории «найдите лишнее название».
Даны названия пяти городов: Панама, Лондон, Дулут,
8
НОВЫЕ IQ ТЕСТЫ
Кембридж и Эдэль. Каждое из этих названий можно считать лишним по разным критериям оценки. Эдэль — единственный город, расположенный к востоку от Гринвичского меридиана. Панама — единственное название, где гласные последовательно чередуются с согласными. Кембридж — единственный город, имеющий знаменитые университеты с таким названием по обе стороны Атлантики. Дулут — единственный город, название которого заканчивается на букву «т». Можно продолжить рассуждения и выбрать самый северный, южный или западный город, самый многолюдный или малонаселенный. Иными словами, количество признаков, по которым можно выделить и исключить тот или иной город, очень велико. Тем не менее правильный ответ не вызывает сомнений у большинства людей: это Кембридж, потому что в названиях других городов одна гласная буква повторяется несколько раз, а в слове «Кембридж» есть две разные гласные буквы.
Почему это решение «лучше» всех остальных? Можно сказать, что это интуитивно понятно, но такое объяснение мало что объясняет. Сформулируем ответ следующим образом: перед испытуемым поставлена некая задача. Эта задача должна содержать всю информацию, необходимую для ее решения, и человек, который ее составил, очень тщательно подобрал пять слов таким образом, чтобы совместно они указывали на единственно правильный ответ. В любой выборке из пяти городов один будет самым большим, один — самым маленьким, один — самым северным, один — самым южным; одно название будет самым коротким, другое самым длинным и так далее. Найти правильное решение по этим критериям невозможно, так как они подходят к любому произвольному набору городов. Но то обстоятельство, что в четырех названиях из пяти есть лишь одна повторяющаяся гласная, не может быть случайным; такая вероятность меньше одной миллионной, и, следовательно, это было сделано умышленно. Значит, ответ, который мы называем правильным, отличается от остальных в том смысле, что он учитывает некую информацию, которая не учитывается во всех остальных ответах.
В этой связи интересно заметить, что очень сообразительные люди часто знают правильный ответ (он ясен для
9
Ганс АЙЗЕНК
них с самого начала), но продолжают искать альтернативное решение, чтобы «посрамить» составителя теста. Иными словами, они относятся к решению теста на интеллектуальные способности как к своеобразному гладиаторскому поединку между разумами, из которого они могут выйти победителями лишь в том случае, если найдут альтернативный правильный ответ, упущенный из виду составителем. (К счастью, такое отношение обычно меняется, когда речь идет о чем-то важном для испытуемого — например, о сдаче экзамена. В таких условиях даже самые взыскательные люди удовлетворяются «обычными» правильными ответами, ясно обозначенными в заданиях.)
Есть и другие признаки «единственно верного решения», которые могут быть не столь очевидными при решении одной конкретной задачи. Так, при решении некоторых тестов очень быстро вырабатывается определенный навык, позволяющий переходить от решения простых задач к более сложным и изощренным. Отчасти тесты на интеллект предназначены для проверки способности испытуемого применять навыки, полученные при работе с легкими задачами, для решения более сложных задач. Конечно, критик может выбрать одно из последних заданий, помахать им в воздухе и задать риторический вопрос: «Почему решение, предложенное автором, правильно, а другое неправильно?» Отдельные задания тестов точно так же неправильно использовать вне контекста, как цитаты; задачи, поставленные в начале, могут иметь очень важное значение для оценки следующих задач. Тест представляет собой единое целое, и его нельзя произвольно разбивать на части.
Есть много других соображений, определяющих, почему одни ответы являются правильными, а другие нет. Возможно, читателям будет интересно самим поискать логические критерии выбора. Здесь я хочу упомянуть еще одно обстоятельство, которое считаю весьма важным. Доводы, которые я привел до сих пор, могут показаться читателю разумными, но для психолога даже разумный аргумент не обладает такой привлекательностью, как экспериментальное доказательство. Обычно тесты составляются следующим образом. Задачи предъявляются для решения, скажем, тысяче людей, и на основании полученных результатов
10
НОВЫЕ IQ ТЕСТЫ
производится ранжирование по категориям сложности. Затем выявляются все задачи (из которых лишь несколько может присутствовать в любом данном тесте), где возможны более или менее обоснованные альтернативные ответы. Далее, выделив из общего списка испытуемых верхнюю и нижнюю четверти (наилучшие и наихудшие результаты), психолог изучает ответы, полученные от представителей этих двух групп. Как бы он ни был уверен в том, что ответ А лучше ответа Б, он должен исключить этот ответ, если не обнаружит, что ответ А чаще встречается в верхней группе, чем в нижней, а ответ Б чаще встречается в нижней группе, чем в верхней. Такой процесс, который иногда называют «анализом задач», является очень важным дополнением к первоначальному выбору заданий; он позволяет психологу убедиться в том, что тест свободен от его субъективных предпочтений, которые могут создать затруднения для одних людей и дополнительные преимущества для других.
Уместно спросить, а зачем вообще возиться с «открытыми» заданиями любого рода, если, несмотря на тщательный отбор и анализ задач, можно все-таки проглядеть определенные возможности решения? Некоторые психологи соглашаются с этим возражением и пользуются только «закрытыми» заданиями там, где такая возможность полностью исключена. Этот выход отметает критические замечания, основанные на возможности альтернативных ответов, но приводит к затруднениям иного рода. Если КУР является усредненной величиной, а формулировка вопросов является важным элементом, облегчающим решение для



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Патрисия Шеффер. Значение букв Енохианского алфавита
  • Дэвид Керубим. Телемитские числа и слова
  • Гадание на бумаге с ручкой
  • Гадание Сотня - на картах
  • Чепига Оксана Витальевна. Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе «Город звуков и букв»
  • Гадание по имени
  • Кевин Хорсли. Как запоминать числа. Тренировка памяти
  • Soror Dew. Sigillum Dei Aemeth или Ангельский шифр
  • Калинина Елена Александровна. Развитие свойств внимания детей 6-8 лет
  • Цыпышева Елена Борисовна. Конспект занятия в подготовительной группе «Состав числа 5»
  • Развитие концентрации, объёма и распределения внимания. ЗАНЯТИЕ 2
  • Сингизова Гульшат Шарифулловна. Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в группе старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет «Детективы»
  • Генералова Светлана Геннадиевна. Комплекс дидактических игр для формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
  • Семенцова Ольга Евгеньевна. Конспект НОД «Путешествие в математическое королевство» в старшей группе
  • Баландина Ольга Геннадиевна. «Путешествие по любимому городу»
  • Ильмира Ялалова. Перспективный план учителя-дефектолога по математике в коррекционной подготовительной группе
  • Ориентационный тест школьной зрелости Кёрна-Йирасека
  • Ориентационный тест школьной зрелости Кёрна-Йирасека
  • Гадание на парня
  • Сорокина Т.В. Занимаюсь математикой. Для детей 6-7 лет. В 2 частях
  • Лон Майло Дюкетт. Числовые карты Таро Тота
  • Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Задачи на смекалку. 5-6 классы
  • Редактор. Развитие математических способностей у дошкольника. Часть 2
  • Солнцева Наталья Викторовна. Математика в подготовительной группе
  • Редактор. Логические задачи. Для 4 - 8 классов
  • Коляйчева Ксения Юрьевна. Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми подготовительной к школе группы. Тема «Математическое путешествие»
  • Возиян Евгения Васильевна. Открытое занятие по математике в старшей группе «Письмо от Деда Мороза»
  • Юнг К.-Г. К вопросу о подсознании.
  • Редактор. Задача со шпионами
  • Русинова Е.В. Английский школьникам. Прописи
  • Разина Ирина Анатольевна, Хасанова Флюра Зарифовна. Конспект итогового коррекционно — развивающего занятия по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) «Путешествие
  • Карл Густав Юнг и последователи. Человек и его символы
  • Филенкова Елена Владимировна. Итоговое интегрированное занятие в старшей группе «Заколдованный корабль»
  • Роговая Галина Дмитриевна. Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе. Тема: Число «два». Понятие «пара».
  • Жукова О.С. Игры с буквами и цифрами. 5-6 лет
  • Павел Пискарев. В некотором царстве в некотором государстве
  • Виолет МакДермот. Идея Плеромы в гностицизме
  • Лариса Зверева. Занятия в подготовительной группе №2 по развитию элементарных математических представлений 'Соревнование команд'
  • Развитие оперативной памяти, логического мышления. ЗАНЯТИЕ 10
  • Редактор. Учим буквы
  • Ю.В. Ганжина. Конспект НОД по математике 'Число 7 и цифра 7'
  • Радюкова Елена Васильевна. Кинезиологическая гимнастика
  • Притча «Значение»
  • Агафонова Светлана Викторовна. Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Спешим на помощь»
  • Белова Тамара Дмитриевна. Конспект занятия по математике «Юные знатоки»
  • Торощина Ольга Валерьевна. Занятие по математике в старшей группе по теме: «Раз – ступенька, два – ступенька…»
  • Анастасия Cаратокина. Обучение ребенка чтению (рекомендации для родителей)
  • Евдокимова Людмила Юрьевна. Конспект ООД по ФЭМП в подготовительной группе 'Помоги Незнайке стать математиком'
  • Глазков Ю.А., Варшавский И.К., Гаиашвили М.Я. Комплексные числа. 9-11 классы
  • Войцешко Ольга Михайловна. Конспект по математике в подготовительной к школе группе Тема: Число 7 и его состав, ориентировка на листе бумаги, ориентировка во времени, логические задачи с математическим содержанием, сравнение двух чисел.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь