Ю.В. Ганжина. Конспект НОД по математике 'Число 7 и цифра 7'

Конспект НОД по математике Число 7 и цифра 7Автор: Ганжина Ю.В., воспитатель МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №17 г. Алексеевка Белгородской области"
Цель: Закрепить представления о составе числа 6, взаимосвязь целого и частей, понятие многоугольника.
Материалы к занятию:
Демонстрационный -  числовой отрезок; опорные таблицы для закрепления состава чисел: «домики», «вагончики» и т.п.; грибы; кубики; картинки: белочка, 6 орешков;  Увеличенные геометрические фигуры; шапочки для физкультминутки.
Раздаточный – кружочки  из цветной бумаги: желтые, красные по 7 штук каждого цвета;  кубики «Лего» двух цветов; полоски бумаги; цветные карандаши, фломастеры, ручки.
Ход занятия:
1) «Веселые задачи».
В задании повторяется состав числа 6. Воспитатель читает стихи, а дети на основе предметных действий самостоятельно отвечают на поставленные вопросы.
А)     Я нашел в дупле у белки
Пять лесных орешков мелких.
Вот еще один лежит,
Мхом заботливо укрыт.
Ну и белка! Вот хозяйка!
Все орешки сосчитай – ка!
Один ребенок выкладывает на фланелеграфе  орешки, проговаривая свои действия вслух. Остальные – у себя на столах выкладывают кружки разного цвета:
Б)     Два кубика у Маши,
Четыре – у Наташи,
Вы кубики все эти
Скорей считайте, дети.
На демонстрационной лесенке один ребенок выставляет кубики разного цвета, комментируя свои действия. Остальные дети выкладывают кубики «Лего» двух цветов у себя на столе:
В)     Три больших, три маленьких,
Маленьких, удаленьких –
Целая семья опят.
Сколько их на пне сидят?
У детей – разноцветные кружки, на демонстрационной доске – картинки с большими  и маленькими грибами:
3 больших гриба + 3 маленьких
Обобщение:
-  Как можно получить число 6? ( 5 + 1, 2 + 4, или 4 + 2, 3 + 3.)
2) Образование числа 7.
Еж спросил ежа – соседа:
- Ты откуда, непоседа?
- Запасаюсь я к зиме.
Видишь, яблоки на мне?
Собираю их в лесу:
Шесть принес, одну несу.
Призадумался сосед:
Это сколько будет всех?
Можно инсценировать эту занимательную задачу, а можно организовать работу над предыдущими задачами: один ребенок выкладывает картинки на фланелеграфе, а остальные работают с геометрическим материалом.
- Дети,  давайте поможем ежам сосчитать все яблоки. Кто помнит, сколько яблок еж уже принес? (6 яблок.) Положите у себя на столах столько же красных кружочков.
- Сколько яблок он еще несет? ( Одно.)
- Что мы должны сделать?  ( Прибавить еще одно яблоко)
- Сколько яблок получилось, когда к 6 яблокам прибавили 1 яблоко? (Получилось 7 яблок.).
- Как получили 7 яблок? (Было 6 яблок. Еж принес еще 1 яблоко. К 6 яблокам прибавили одно – получили 7 яблок.)
3) Знакомство с цифрой 7.
Воспитатель показывает новый значок для обозначения числа 7:
- На что похожа цифра 7?
Вот семерка – кочерга,
У нее одна нога.
(С. Маршак.)
Очень похожи
Семерки на клюшки
Для хоккеиста
И для старушки.
Семь – точно острая коса,
Коси, коса, пока остра.
(Г. Виеру.)
Что сказать о цифре 7?
Ты ведь знаешь дни недели.
Посчитай – ка их скорей!
Если в счете не собьешься -
Ровно семь получишь дней.
Дети называют дни недели в правильной последовательности. Воспитатель выкладывает 7 полосок цветной бумаги – по количеству цветов радуги: понедельник – красная, вторник – оранжевая и т. д.

- Какой седьмой день недели? Чем он отличается от всех остальных?

- Кто знает, какой седьмой месяц года? У кого из вас день рождения в этом месяце?

2. Физкультминутка: «Ежик».

Дети  стоят, слегка согнувшись. Руки согнуты в локтях, перед грудью, кисти рук опущены вниз. Ноги, слегка согнутые в коленях, делают мелкие, частые шажки:

Утром по лесной дорожке –

Топ-топ-топ – топочут ножки.

Ходит, бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ежик.

Ищет ягодки, грибочки

Для сыночка и для дочки.

Кончики пальцев детей соединяются – они «срывают» ягоды.

3. Закрепление представлений о числе 7 и цифре 7.

1)

А) – Назовите числа в кружочках.

- Какие у числа 6 соседи? (Перед ним стоит число 5, за ним идет число 7.)

- На сколько каждое предыдущие число меньше последующего? На сколько каждое последующие число больше предыдущего?

Б) – Посмотрите на числовой отрезок. Как попасть из точки 2 в точку 3? Из точки 4 в точку 5? Из точки 6 в точку 7? (Надо сделать 1 шаг вправо – прибавить 1.)

- Что происходит с числами, если двигаться вправо по числовому отрезку?

(Числа увеличиваются.) А если двигаться влево? (Числа уменьшаются.)

В) На демонстрационной доске модели 5-6 домино с разным числом точек. Такие же кости домино на столах у детей.

- Рассмотрите кости домино. Выберите из них те, где 7 точек.

Один ребенок на доске, а остальные – у себя на столах отбирают варианты:

- Из каких двух чисел можно составить число 7? (6 и 1, 5 и 2, 4 и 3.)

4 + 3

5 + 2

6 + 1

1 + 6

3 + 4

2 + 5

В более подготовленных  группах можно предложить составить число 7 из кружков трех цветов и записать свои варианты с помощью цифр, например:

4 + 2 +1

3 + 2 + 2

2)

А) Образец (слева) дети обводят сначала несколько раз пальчиком, затем – маркером. Для закрепления в зрительной и моторной памяти образа цифры 7 можно использовать игровые упражнения «Маляры», «Дирижеры», «Буратино» и т.д. Дети рисуют цифру 7 в воздухе с помощью воображаемой кисти маляра, дирижерской палочки, « носом Буратино».

Б) После предварительной подготовки, проведенной в форме игровых упражнений, дети могут приступить к самостоятельному прописыванию цифры 7 по  заданному трафарету. При этом обращаем внимание детей на различия этих значков по цвету и размеру:

- Все ли цифры одинакового цвета? (Нет.) От чего зависит цвет цифр? (От размера.)

- Какого цвета самые большие цифры? (Зеленого.) Напишите у себя в тетрадях самые большие семерки зеленым карандашом. Сколько их получилось? (6)

- Найдите на картинке самые маленькие цифры. Какого они цвета? Обведите самые маленькие «семерки» синим карандашом.

- Какого цвета цифры еще остались на картинке? Сравните их по размеру с зелеными семерками, синими? (Они меньше зеленых, но больше синих.)

Обведите их красным карандашом.

3)

А) На демонстрационной доске таблички для закрепления состава числа 7, например:

- Сколько надо прибавить к 6, чтобы получилось 7? ( 6 + 1 = 7)

- Как получить 7, если есть уже 5?  (5 + 2 = 7)

-  Из каких еще чисел можно составить число 7? (4 + 3 = 7)

Б) Задание выполняется самостоятельно под руководством учителя. Демонстрационный материал остается на доске для самоконтроля.

- Посмотрите на ниточку бус. Сосчитайте бусинки. (6).

- Дорисуйте красным карандашом столько бусинок, чтобы их стало 7? Сколько бусинок вы дорисовали? (1)

- Напишите в пустом «окошке» нужную цифру. Какое выражение у вас получилось? (6 + 1)

- Сосчитайте цветы в вазе. Как вы думаете, что здесь нужно сделать? (Дорисовать цветы, чтобы всего в вазе стало 7 цветов.).

- Дорисуйте цветы тем цветом, который вы выберете сами, и допишите числа в окошках. Что получилось? (5 + 2)

Аналогично выполняется последнее задание.  Дети получают  выражение      4 + 3.

Работая над каждым из этих рисунков, дети проверяют правильность выполнения с помощью опорных таблиц на демонстрационной доске. Опорные таблицы для закрепления знания состава изученных чисел должны находится на стенде в течение 2 – 3 недель.

Обобщение:

- Из каких двух чисел можно составить число 7? (6 + 1, 5 + 2, 4 + 3)

4. Физкультминутка: «Веселый хоровод».

Все дети встают в кругу, берутся за руки, движутся с подскоком, а 7 человек остаются за кругом: они будут входить внутрь круга по ходу чтения речевки. На голове у них – шапочки с изображением животных. Стихи может прочесть воспитатель, а можно разучить их  заранее.

- Ура! Как раз

Потехе час! –

Расхохотался Дикобраз.

- Хи –хи!

Сейчас же подхватил

Веселый Нильский Крокодил

- Хе –хе!-

Откликнулся Жираф,

Высоко голову задрав.

- Хо-хо! –

Раздался хохот Льва.

-У- ху! –

Отозвалась Сова.

Хе-хе! Хо-хо! У-ху! Ха-ха!-

Смеялись все- и млад и стар.

Смеялся Ворон: кар-кар-кар!

Смеялся Песик: гав-гав-гав!

Кто веселится – тот и прав!

(В.Дж. Смит.)

5. Повторение.

1)

В задании повторяется взаимосвязь целого и частей, закрепляется значение состава числа 7.

- К нам в гости из Веселого хоровода прилетели пчелки и раскрасили свои ульи разными цветами. Вам нравится цветочки – соты? Из каких фигур состоят эти цветы? (Из шестиугольников.)

- На какие группы можно разбить шестиугольники на первом рисунке? (По цвету: 6 синих и 1 желтый.)

- Сколько будет, если к 6 прибавить 1? (7) Допишите равенство.

- Поменяйте части местами. Какое равенство получится? (1 + 6 = 7)

- Вычтем из всех шестиугольников желтые. Какие останутся? (Синие) Допишите равенство. (7-6=1)

- Теперь вычтем из всех шестиугольников синие. Какие останутся? (Желтые.)Допишите равенство. (7-1=6)

- Что получится, если из целого вычесть одну из частей? (Останется другая часть.)

Остальные задания разбираются аналогично, но дети уже сами поочередно проговаривают ход решения – воспитатель помогает им лишь в случае затруднения. Приведем возможный вариант комментирования детьми второго задания:

- На рисунке 5 желтых и 2 красных шестиугольников, а всего их 7. Значит, 5 + 2 = 7.

- Переставим части местами, результат не изменится: 2 + 5 = 7.

- Вычтем из всех шестиугольников 5 желтых, останутся 2 красных: 7-5=2.

- Теперь вычтем из всех шестиугольников 2 красных, останутся 5 желтых: 7-2=5.

2) В задании закрепляются геометрические представления детей, умение соотносить количество предметов с цифрой.

- Рассмотрите геометрические фигуры. Как их назвать, одним словом? (Это замкнутые ломаные линии, или многоугольники.)

- Как вы думаете, что надо сделать в этом задании? (Сосчитать у всех многоугольников число точек – вершин, и записать полученные числа в кружки рядом с многоугольниками.)

Дети  выполняют задание самостоятельно. Проверка проводится фронтально. Важно, чтобы в случае ошибки ребенок ее самостоятельно исправил. Это должно всячески поощряться.

- Как называют многоугольники, у которых 4 угла, 5 углов, 6 углов, 7 углов?

- Сосчитайте число сторон у многоугольников. Что вы замечаете? (У каждого многоугольника число углов и сторон одинаковое.)

- Какими фигурами являются стороны многоугольников? (Отрезками.)

6. Итог занятия. Рекомендации для занятий родителей с детьми.

- Спасибо, дети! Вы хорошо поработали! Что нового вы сегодня узнали? Что больше всего понравилось?

- С каким новым числом мы сегодня познакомились? Нарисуйте дома картинку про это число.

- Звери из нашего веселого зверинца играют в геометрическое лото. Сколько признаков различия фигур в №6? (Три признака: цвет, форма, размер.) Дома поиграйте вместе со зверятами и дорисуйте фигуры так, чтобы изменялось три признака. А в клеточках дорисуйте узоры.

Просмотров: 1672
Категория: По направлениям » Для детского сада » Математика для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Бексаева Лариса Александровна. Методическая разработка 'Знать должны и взрослые и дети, о правах, что защищают всех на свете'
  • Сидорова Людмила Евгеньевна. Конспект НОД «Число и цифра 1.Счет до 5. Геометрические фигуры»
  • Глотова Раиса Владимировна. Семинар-практикум в паре «родитель-ребенок» Тема: «Наши дети – какие они?»
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Орлова Нонна Юрьевна. Занятие по математике в детском саду - Образование числа 4 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 3 и 4. Счёт в пределах 4.
  • Главный Редактор. Дно, колено, кочерга... Как образовать от этих слов формы множественного числа?
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Петрова Наталья Павловна. Во что играют дети.
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Палюга Вера Александровна. Конспект занятия по математике Тема: Задачи и вопросы «Сколько стало».
  • Стукошина Екатерина Александровна. Конспект занятия по математике на тему: «Состав числа 5» для группы детей 5-6 лет
  • Мезенцева Надежда Александровна. Знать должны дети правила все эти.
  • Новосядлая Надежда Павловна. Конспект НОД по математике в подготовительной группе «Число 9. Цифра 9. (закрепление)
  • Стрелкова Татьяна Юрьевна. Конспект занятия по математике «Образование числа «4»» для детей средней группы
  • Батищева Елена Ярославовна. Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему «Сколько раз нужно делать добрые дела?».
  • Батищева Елена Ярославовна. Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет «Сколько раз нужно делать добрые дела?»
  • Войцешко Ольга Михайловна. Конспект по математике в подготовительной к школе группе Тема: Число 7 и его состав, ориентировка на листе бумаги, ориентировка во времени, логические задачи с математическим содержанием, сравнение двух чисел.
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Главный Редактор. Сколько должен спать ребенок
  • Петухова Татьяна Леонидовна. ВСЕГО ДОРОЖЕ - ЭТО ДЕТИ!
  • Абраамян Карина Самвеловна. Конспект интегрированного занятия в средней группе на тему «Число 7. Цифра 7».
  • Матанян Лариса Серёжаевна. Дети с ограниченными возможностями здоровья: кто они?
  • Антонова Татьяна Николаевна. Сценарий праздника для детей средней группы «КАК ДЕТИ СПАСЛИ ОСЕНЬ»
  • Редактор. Поздравление от учеников учителям - Сколько весен уже пролетело!
  • Маркова Марина Михайловна. Конспект с презентацией «Дети Войны — Дети без детства»
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Батищева Елена Яковлевна. Дети «липучки» и дети «Питер Пэны».
  • Власова Наталья Михайловна. Викторина для среднего дошкольного возраста совместно родители и дети «Все работы хороши»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь