Айви А. Е., Айви М. Б., Саймэк-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство.

Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 108580

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

С 1973 г. вплоть до настоящего времени ОППЗ распространяется по всей стране. Однако это не жесткая система, целью которой является распространить одну рабочую программу по всем школам. ОППЗ работает с каждой школой и каждой программой и помогает им разработать свои собственные методы и тактику терапии. В ОППЗ разработана определенная последовательность шагов, которая используется в различных обстоятельствах. Мы приводим ее здесь в кратком виде.
1. Сбор данных и постановка цели. ОППЗ начинается со сбора информации от матерей первоклассников, психологической оценки группы, наблюдения на уроках и мнения учителя о детях. На первой стадии особое значение приобретает мнение учителя, который и направляет ребенка на первичную комиссию. Однако, на комиссию поступают все данные, кроме того, на комиссии присутствуют все имеющие к этому отношение работники школы, часто приглашаются и родители. На этом заседании разрабатывается конкретный план действий применительно к этому ребенку.
2. Начальная психологическая помощь. На первом этапе помощи работают полупрофессионалы, которые действуют под руководством профессионалов. Помощники обычно работают неполный рабочий день и имеют от 10 до 14 подопечных.
3. Коммуникация между работниками школы, работниками службы психического здоровья и другими людьми, играющими роль в жизни ребенка, приобретает большое значение. Если на достижение коммуникации не затрачиваются усилия, даже эффективная программа может стать изолированным мероприятием и потерять свое общественное значение и эффективность.
4. Последующее наблюдение и тренинг. ОППЗ постоянно наблюдает и контролирует помощника, учителя и других и модифицирует план психологической помощи в зависимости от нужд клиента. При этом могут собираться данные по эффективности помощи по отношению к одному ребенку или всей школе.
Роль советника или психолога-консультанта в ОППЗ не сводится к индивидуальной психологической помощи. Скорее он работает в самых различных направлениях — терапии, психологическом образовании, тренинге и научном поиске. Фактически, ОППЗ делает все сразу. Для профессионала это трудная роль, но интересная и благодарная. Поскольку ОППЗ предусматривает, в случае необходимости, изменение программы, шансы на то, что профессионал или его помощник “спечется” или бросит эту деятельность, значительно уменьшается. Естественная часть программы ОППЗ — изменение и вовлеченность в работу. Было опубликовано около 60 работ, свидетельствующих об эффективности программы. Среди многих интересных находок, например, факт, что дети, которых контролировали раз в неделю, показывали лучшие результаты, чем те, которых контролировали каждый день. (Это открытие привело к тому, что разнесенная по времени психологическая помощь по сравнению с интенсивной помощью приобрела большее значение и позволила охватить большее количество детей).
Степень удовлетворенности и терапевтическое умение полупрофессионалов, работающих в программе, явно росли. Возможно, самым важным и неприятным открытием было то, что дети из неблагополучных семей испытывали самые серьезные трудности, в частности, в изменении жизненных паттернов. Это еще раз подчеркивает необходимость поиска новых возможностей психотерапевтического обучения и помощи, которые должны перейти за пределы школы в семью и окружение семьи. Можно сказать, что проект Кауэна находится еще в инкубационном периоде — это всего лишь начало.

ГОРОД И ЗДОРОВЬЕ
В то время как основная программа психического здоровья (ОППЗ) в основном занята эмоциональным состоянием клиентов, программа укрепления здоровья (ПУЗ) штата Пенсильвания исследует здоровье в целом: его психическую и физическую сторону. Связь психического и физического здоровья представляет все больший интерес для психологов и консультантов. ПУЗ ставит перед собой честолюбивую цель: мобилизацию населения в целях укрепления здоровья. ПУЗ сконцентрировал свое внимание на 5-ти основных факторах: курение, гипертензия, повышенный уровень холестерина в крови, лишний вес, низкая физическая активность. Очевидно, что психологические факторы лежат в основе любого из этих явлений.
Метод ПУЗ явно отличается от ОППЗ, тем не менее, многие основополагающие принципы совпадают. Среди них — тщательная эффективная работа с клиентом, использование помощников профессионалами и сотрудничество последних со многими людьми, новизна методов такого сотрудничества и постоянный учет социополитического контекста.
Одно из важных направлений деятельности ПУЗ — использование средств массовой информации для пропаганды психического и физического здоровья. Программа была запущена в общество через средства массовой информации, за этим последовали программы конкретных действий, направленные на различные факторы. В течение 1980—1983 гг. ПУЗ представляла 21 курс физических упражнений и ходьбы, 7 курсов отвыкания от курения и 2 курса правильного питания. В программу входил контакт с предприятиями и школами. Фактически все работники, связанные со здоровьем общества, объединились в большой программе предотвращения психических и соматических расстройств.
Хотя эта программа слишком недавно появилась, чтобы ее можно было оценить со всех сторон, несколько законченных исследований уже были проведены. Например, среди многих конкретных результатов программ снижения веса была средняя потеря веса участниками 7—13 футов. Программа, направленная против курения, сократила число курящих учеников старших классов школы с обычных 15% до 5%. Большая группа взрослых прошла медицинское наблюдение, включающее измерение кровяного давления и проверку на другие факторы риска. Будет интересно проследить, сможет ли такая программа внести коррективы в продолжительность жизни местного населения.
Обе программы — Кауэни и Станхарда — являются впечатляющими примерами работы профессионалов, выполняемой на высочайшем уровне. Мы видим прямую и косвенную терапию и эффективную комбинацию профессионалов, полупрофессионалов и любителей, работающих вместе. Решающим фактором в обеих программах является контакт со средствами массовой информации, имеющими такое важное значение в современном обществе. Программы работают в области лечения и психологической помощи, предупреждения расстройств и развития потенциала личности. Каждому аспекту проблемы уделяется достойное внимание.

ТЕРАПИИ, ПОВЫШАЮЩИЕ УРОВЕНЬ СОЗНАНИЯ,
И ФЕМИНИСТСКАЯ ТЕОРИЯ
Можно сказать, что женское движение больше сделало для психического здоровья женщин, чем все теории, описанные в этой книге. Точно так же и движение за освобождение чернокожего населения Америки существенным образом повысило уровень психического здоровья негров и послужило примером для развития многих других подобных движений групп населения, которые недооценивались обществом.
Повышение уровня индивидуального сознания приводит к изменению способа отношения личности к миру. Консультанты-феминисты и консультанты “черного” сознания стремятся воссоздать способ восприятия мира чернокожим или женщиной. И те и другие пытаются развить качества человечности у отдельных клиентов и групп, которые были лишены доступа к положительному взгляду на мир. Основная цель терапии повышения сознания состоит в том, чтобы поднять уровень сознания клиентом или группой, влияния социоэкономических сил на социальную группу, а не отдельного человека. Осознав это, человек осознает важность социальных изменений, и клиент тем самым может включиться в общественную деятельность, направленную на изменение окружающей среды — борьбу с расизмом, борьбу за права лиц пожилого возраста, неравноправием женщин в обществе.
Все виды терапии повышения сознания обсуждаются в заключительной части данной главы, поскольку они являются новейшими и наиболее перспективными направлениями в области психической помощи. Их идеи постоянно входят в практику психологов, независимо от их теоретической ориентации. Эти психологи направляют методы индивидуальной ориентации на общественное движение. Во многих учебных планах по консультированию и терапии стандартной частью является женский вопрос, проблема чернокожего населения США и другие проблемы такого типа. В 1980 году, когда появилось первое издание этой книги, ситуация была несколько иной, поэтому включенный позднее материал не является достаточным, и мы советуем читателю познакомиться с дополнительной литературой. Обратимся к основным теориям повышения сознания.
Развитие культурной идентификации
Может ли белый психотерапевт консультировать черного клиента? Может ли мужчина консультировать женщину? Ответ на эти часто задаваемые вопросы не просто “да” или “нет”. Решающим при выборе ответа будет здесь способ идентификации культурно различных людей и их мировоззрение. Черные психологи и психологи азиатского происхождения разработали лучшие модели культурной идентификации.
Аткинсон, Мортен и Сью разработали пятиступенчатую модель культурной идентификации, которая описывается ниже. Многие ученые полагают, что женщины и даже белые этнические группы действуют по одним паттернам. Здесь мы приведем стадии, через которые проходит женщина или группа женщин в процессе роста своего самосознания.
Стадия 1. На этом уровне группа верит в доминирующие в данном обществе культурные ценности. Так, женщины могут поддерживать идею о том, что современный мир существует для мужчин. Клиент негритянского или азиатского происхождения может думать, что белые правы всегда и отрицательно относиться к своему происхождению (например, “Мы негры — плохие работники”).
Стадия 2. Диссонанс. Группа или отдельный человек обнаруживает, что ситуация не такова, как принято считать. Становятся очевидными несоответствия между тем, что человек может делать, и тем, что ему позволяется из-за расизма, пренебрежительного отношения к женщине, старикам, молодежи и т. д. Человек может начать подвергать сомнению ценности, которые он раньше поддерживал, и почувствует необходимость противопоставить себя застывшим истинам, диссонирующим с живой жизнью.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Туровец А. А. Транзактно-аналитическая семейная терапия (ТАСТ) – интегративная модель системной семейной терапии с использованием теории и практики транзактного анализа
  • Максимова Ирина Викторовна. ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Джудит Бек. Введение в когнитивно-поведенческую терапию
  • Профессия психолог
  • Черников А.В. Системная семейная терапия.
  • Оганесян Н.Т. Терапевтические аспекты психологии поэтического творчества
  • Черников А.В. Эмоционально фокусированная терапия супругов. Руководство для психотерапевтов
  • Микаэлян Л.Л. Эмоционально-фокусированная супружеская терапия. Теория и практика
  • Определить сексуальную ориентацию можно по расширяющимся зрачкам
  • Усатова. Экстренное психологическое консультирование по телефону.
  • Ягнюк К.В. Вступительное слово редактора
  • Методики НЛП высшего уровня - Семинары Р.В. Коннера.
  • Исследование Айзенком эффективности лечения невротических расстройств
  • Заростова Елена Михайловна. АРТ-ТЕРАПИЯ В ДОУ
  • Пестрецова Юлия Сергеевна. Мандала, как один из современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста.
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Геворгизова Ж. Индивидуальное консультирование клиента с психосоматическими жалобами в рамках теории семейных систем Мюррея Боуэна с использованием одностороннего зеркала
  • Бенгози П. Психоаналитическая парная и семейная терапия: объединение, разъединение/неединение и переобъединение связей
  • Гулдинг Мэри М. Краткосрочная терапия изменения решения при лечении клиентов, пострадавших в детстве от насилия
  • Горностай П. П. Послания рода. Психодраматическая работа с семейной историей
  • Романова Елена Васильевна. Развитие познавательной активности при помощи арт — терапии (песочная терапия).
  • Шемякова Алена. Песочная терапия в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими особенности развития
  • Тенчикова Ольга Николаевна. Современные направления арт-терапии, как способы развития детей дошкольного возраста
  • Установление контакта на первых сессиях в терапии пар
  • Причины человеческой лжи и обмана
  • Браун Дж. Структурная семейная психотерапия
  • Николе Майкл, Ричард. Семейная терапия. Концепции и методы. 5-е международное издание.
  • Добряков И.В. Игра в семейной психотерапии
  • Гулдинг Мэри Макклюр. Трансактный анализ и терапия нового решения
  • Варга А.Я. Психотерапия коммуникаций в супружеской паре
  • Кандакова Любовь Александровна. «Совместный отдых – путь к семейной гармонии»
  • Шарфф Д. Игровая семейная терапия.
  • Счастье в браке зависит от женщины
  • Уилбер Кен. Эффективный синтез транзакционного анализа и гештальт-терапии
  • Мужчина и женщина: запросы на психотерапию – различия и общее
  • Милтон Д. Психоанализ и когнитивно-поведенческая терапия - конкурирующие парадигмы или общая почва?
  • Елена Батищева. Арт-терапия — исцеление искусством
  • Минухин С., Фишман Ч. М. Техники семейной терапии.
  • Дорожняк Е.А. Улучшение психического состояния клиентки при работе с ее негативными чувствами
  • Недоверчивость делает людей более одинокими
  • Хелен Эдвардс. Секреты успешных продаж: психологические уловки в супермаркетах
  • Невович Н.Е. Процессуальная психотерапия женщин-жертв сексуального насилия.
  • Исупова Анастасия Валерьевна, Соавтор: Литвинова Юлия Александровна. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ ПО «ШКАЛАМ ECERS-R», ЗА ПЕРИОД 2017-2018г, ВЫВОДЫ ПО РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА
  • Елена Веремеенко. Программа по песочной терапии 'Волшебная песочница'
  • Шарфф Д.Э., Шарфф Д.С. Терапия пар в теории объектных отношений
  • Питер Гаудж. Проведение исследования персонала: причины и выгоды
  • Горнева О.А. Использование танцевально-двигательной терапии в работе с символом лабиринта
  • Гусарова О.И. Один консультант – две профессии: больше возможностей для эффективной помощи клиентам
  • Исследование семей в которых есть больные параноидной шизофренией. Примеры семейных генограмм.
  • Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь