Айви А. Е., Айви М. Б., Саймэк-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство.

Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 108575

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

СЕМЕЙНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Альтернативой семейной терапии является обучение семьи тому, как справляться со своими проблемами. За последнее время появилось много современных многообещающих методов психологического обучения и развития, направленных на улучшение функционирования семьи. Тренировка родительской эффективности Гордона (1971) быстро распространилась по стране. Она основана на личностной модели. В своей “Систематической тренировке родительского искусства” (1983) Динкхмайер и Маккей используют модель Адлера. Эта работа также очень популярна во многих школах. Паттерсон, Гордон и Дейвис положили начало популярной серии программ семейных тренингов, сделанных в бихевиористском ключе.
Совершенствование отношений.
Программа совершенствования отношений — пример хорошо построенной программы, направленной на совершенствование отношений семейной пары или всей семьи. Метод совершенствования отношений (СО) основан на идеях Роджерса и Салливена и направлен на обучения навыкам и жизненным принципам отдельных клиентов супружеских пар и семей. В СО основное значение придается приобретению навыков, которые можно применять при различных обстоятельствах. СО представляет собой позитивный подход в том смысле, что акцент делается на том, что хорошо, а не на том, что плохо. СО носит программный характер, поскольку участнику предлагается определенный план упражнений. Психообучение обычно представлено в системных структурированных единицах учебного плана, которые созданы и адаптированы к потребностям и интересам конкретных клиентов.
Основные навыки, которые преподаются в СО, включают в себя способ выражения, когда люди учатся формулировать свои взгляды ясно и прямо; способ эмпатического реагирования, где осваиваются навыки выслушивания, понимания и принятия; способ посредничества, когда третье лицо тренирует и направляет выразителя чувств и рецептора; переключение способов, когда клиентов учат работать, переключая способы коммуникации. Можно заметить, что навыки СО тесно связаны с навыками интенциональной терапии и консультирования, перечисленными в главах 3 и 4, но специально подобраны и организованы таким образом, чтобы удовлетворить потребности семьи в более эффективном общении.
Программа совершенствования отношений начинается с тщательно сконструированного вводного интервью, в котором объясняется программа будущего обучения и обследуются уровни готовности участников. Для тех, кто ищет облегчения от длительного напряжения, подчас бывает трудно принять идею о том, что можно научиться решать проблемы в курсе обучения. Многие люди, столкнувшись с семейными трудностями, по-прежнему ожидают помощи от классической терапии.
Вслед за вводным сеансом проводится инструктирование по СО. Генри разработал серию упражнений и структурированных методик, с тем, чтобы понятия СО были полностью освоены супругами или семьей (или группой семей). К важным составным частям обучения относятся демонстрация и моделирование инструктором навыков СО, при этом каждая семья движется вперед соответственно ее умению воспринимать новое и закреплять успех. Генри подчеркивает, что всем членам семейной группы надо предоставлять равное время, и предлагает определенные типы реакций в определенных ситуациях. Например, при появлении трудностей предлагается реакция быстрого реагирования БР. Реакцию быстрого реагирования можно описать как отражение чувств в настоящем времени. Действия и методы ведущего очень схожи с действиями семейного терапевта, которые мы обсуждали ранее. Основная разница состоит в том, что действия ведущего здесь разъясняются пациентам, а не окутываются покровом профессиональной тайны. Приведем такой пример.
Ведущий (В): (к реципиенту, которая плачет) Ты очень обижена на те слова разочарования в тебе как в матери, которые произнес Боб.
Реципиент (Р): Да (рыдает).
В: Ты очень хочешь быть хорошей матерью, и очень обидно, когда говорят, что ты плохая мать.
Р: Это ведь несправедливо. Он приходит домой и не знает, что у нас было. Он видит меня в тот момент, когда я уже устала от малышей, да еще есть Билли. Я измотана, раздражена, терпение на грани. Боб понятия не имеет, что значит целый день пробыть дома с тремя детьми.
В: Ты обижена. Тебе обидно не только потому, что Боб сказал о тебе как о матери, но потому, что несправедливо с его стороны так судить о тебе, не зная, каково дома сидеть целый день с такой компанией.
Р: Ну, да. Он же знает, что большую часть дня я не такая, если мне немножко помочь и разгрузить меня. И все же он так сказал. Это свинство!
В: Это очень несправедливо. Ты сильно обижена и разочарована. Ты злишься, что он так подумал и сказал.
Р: Да.
В: Я думаю, что будет хорошо, если ты сейчас скажешь Бобу о своих чувствах. Как ты думаешь, можно сейчас объяснить ту его последнюю фразу, переключиться на способ выражения и прямо сказать ему об этих чувствах?
В рамках программы СО тренируются и другие важные реакции ведущего. Авторы дают несколько образцов практикумов различного объема, предоставляя терапевту гибкую программу обучения, которую можно использовать во многих случаях.
Семейное обучение против семейной терапии.
Генри высказал несколько интересных комментариев о параллелях и различиях между семейной терапией и семейным обучением. Давайте взглянем на эти различия с другого конца — с точки зрения терапевта. Терапевтическая задача — подойти к проблемам семьи с наилучшим решением при минимальной трате времени. Если семейный терапевт ориентирован таким образом, он будет пользоваться любыми методами — парадоксальными инструкциями, созданием условий и т. д., которые, по его мнению, подойдут для этого. Терапевту в этом случае не важно и то, учатся ли члены семьи новым способам отношений внутри семьи и расширяют ли диапазон своего поведения, приобретают ли новые навыки и используют ли их в будущем.
Я думаю, что семейные терапевты придут к пониманию того, что в общем наиболее эффективный подход к изменению семейных отношений — это тот, в котором клиенты понимают и могут применять новые отношения, новые паттерны поведения, что позволит им не только решить проблемы, с которыми они пришли к терапевту, но и предотвратить многие конфликты в будущем. Такой подход я бы назвал семейной терапией тренировки навыков.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И РАБОТА
С БОЛЬШИМИ ГРУППАМИ НАСЕЛЕНИЯ
В психообразовательной модели терапевт становится учителем. Бихевиористское консультирование и терапия, тренинг навыков, рационально-эмоциональная терапия, терапия реальности и транзактный анализ — все эти направления подчеркивают важность инструктирования клиентов, их теоретической ориентации и поиска стратегии, необходимой для действия. Психообразовательная модель была выдвинута Герни. Она формулируется так: психолог-практик, работающий по образовательной модели, — это такой психолог, чья деятельность прямо или косвенно вытекает не из желания вылечить неврозы и устранить симптомы и не из заботы об увеличении количества интеллекта на душу населения, а из стремления обучить человека правилам межличностного общения, которые он сможет применять для решения настоящих и будущих психологических задач и тем самым повысить свой уровень удовлетворенности жизнью. Таким образом психообразовательная модель рассматривает деятельность практического психолога не по схеме: аномалия — диагноз — стратегия лечения — терапия — излечение, а скорее по схеме: неудовлетворенность клиента — постановка цели — обучение навыкам — удовлетворенность (достижение цели). Так же и клиент рассматривается не как пациент, а как ученик.
Психологическое обучение возможно на индивидуальном уровне, в семьях и более крупных группах. Ларсон и Курц получили очень интересные результаты во многих аспектах психологического обучения, которое определяется как тренинг, лечение. На самом высоком уровне психологическое обучение находится тогда, когда оказывается помощь большим группам людей в организациях или по месту жительства.
Мы можем привести здесь два характерных примера широкомасштабной деятельности в области психологического обучения. Важно заметить, что работа с большой группой, нацеленная на серьезные изменения редко проводится одним человеком. Хотя есть и блестящие исключения из правил.

ОСНОВНАЯ ПРОГРАММА ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ (ОППЗ)
Эта программа психического здоровья была запущена 25 лет назад как реакция на тот факт, что школы страны не справлялись с удовлетворением потребности общества в сфере психического здоровья. Выходом из создавшегося положения было либо увеличить количество учреждений и организаций, занимающихся психическим здоровьем почти до бесконечности, либо работать в направлении профилактики. ОППЗ оказался очень эффективной и успешной. Проект был принят более чем в 50 школьных округах и сейчас используется более чем в 300 школах США.
Часто случается, что крупные проекты начинаются с малого. Например, один небольшой экспериментальный проект был начат в ответ на просьбу одной из школ в Рочестере. Первая задача состояла в идентификации “трудных” детей и решения возникающих проблем. Затем, под наблюдением профессионалов, с этими детьми начали работать педагоги по месту жительства. Проект отрабатывался в одной школе 11 лет, и полученные данные показали, что программа имеет большую ценность. В 1969—1973 гг. программа была распространена во всех школах Рочестера. Но просто собрать данные об эффективности программы недостаточно. Провести в жизнь хорошую программу также значит активно участвовать в общественной жизни в большом городе. Так, утром психолог может проводить терапевтический сеанс с ребенком, днем докладывать на совете в районном управлении образования, а вечером проводить семинар по консультированию. То разнообразие дел, проведенных психологами и консультантами из коллектива, работающего под ОППЗ, показывает выдающуюся роль, которую психологи будут играть в будущем обществе. Только теории или только практики не будет достаточно, если ваша профессия состоит в том, чтобы удовлетворять потребности людей, обеспечивать здоровье общества.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Туровец А. А. Транзактно-аналитическая семейная терапия (ТАСТ) – интегративная модель системной семейной терапии с использованием теории и практики транзактного анализа
  • Максимова Ирина Викторовна. ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Джудит Бек. Введение в когнитивно-поведенческую терапию
  • Профессия психолог
  • Черников А.В. Системная семейная терапия.
  • Оганесян Н.Т. Терапевтические аспекты психологии поэтического творчества
  • Черников А.В. Эмоционально фокусированная терапия супругов. Руководство для психотерапевтов
  • Микаэлян Л.Л. Эмоционально-фокусированная супружеская терапия. Теория и практика
  • Определить сексуальную ориентацию можно по расширяющимся зрачкам
  • Усатова. Экстренное психологическое консультирование по телефону.
  • Ягнюк К.В. Вступительное слово редактора
  • Методики НЛП высшего уровня - Семинары Р.В. Коннера.
  • Исследование Айзенком эффективности лечения невротических расстройств
  • Заростова Елена Михайловна. АРТ-ТЕРАПИЯ В ДОУ
  • Пестрецова Юлия Сергеевна. Мандала, как один из современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста.
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Геворгизова Ж. Индивидуальное консультирование клиента с психосоматическими жалобами в рамках теории семейных систем Мюррея Боуэна с использованием одностороннего зеркала
  • Бенгози П. Психоаналитическая парная и семейная терапия: объединение, разъединение/неединение и переобъединение связей
  • Гулдинг Мэри М. Краткосрочная терапия изменения решения при лечении клиентов, пострадавших в детстве от насилия
  • Горностай П. П. Послания рода. Психодраматическая работа с семейной историей
  • Романова Елена Васильевна. Развитие познавательной активности при помощи арт — терапии (песочная терапия).
  • Шемякова Алена. Песочная терапия в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими особенности развития
  • Тенчикова Ольга Николаевна. Современные направления арт-терапии, как способы развития детей дошкольного возраста
  • Установление контакта на первых сессиях в терапии пар
  • Причины человеческой лжи и обмана
  • Браун Дж. Структурная семейная психотерапия
  • Николе Майкл, Ричард. Семейная терапия. Концепции и методы. 5-е международное издание.
  • Добряков И.В. Игра в семейной психотерапии
  • Гулдинг Мэри Макклюр. Трансактный анализ и терапия нового решения
  • Варга А.Я. Психотерапия коммуникаций в супружеской паре
  • Кандакова Любовь Александровна. «Совместный отдых – путь к семейной гармонии»
  • Шарфф Д. Игровая семейная терапия.
  • Счастье в браке зависит от женщины
  • Уилбер Кен. Эффективный синтез транзакционного анализа и гештальт-терапии
  • Мужчина и женщина: запросы на психотерапию – различия и общее
  • Милтон Д. Психоанализ и когнитивно-поведенческая терапия - конкурирующие парадигмы или общая почва?
  • Елена Батищева. Арт-терапия — исцеление искусством
  • Минухин С., Фишман Ч. М. Техники семейной терапии.
  • Дорожняк Е.А. Улучшение психического состояния клиентки при работе с ее негативными чувствами
  • Недоверчивость делает людей более одинокими
  • Хелен Эдвардс. Секреты успешных продаж: психологические уловки в супермаркетах
  • Невович Н.Е. Процессуальная психотерапия женщин-жертв сексуального насилия.
  • Исупова Анастасия Валерьевна, Соавтор: Литвинова Юлия Александровна. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ ПО «ШКАЛАМ ECERS-R», ЗА ПЕРИОД 2017-2018г, ВЫВОДЫ ПО РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА
  • Елена Веремеенко. Программа по песочной терапии 'Волшебная песочница'
  • Шарфф Д.Э., Шарфф Д.С. Терапия пар в теории объектных отношений
  • Питер Гаудж. Проведение исследования персонала: причины и выгоды
  • Горнева О.А. Использование танцевально-двигательной терапии в работе с символом лабиринта
  • Гусарова О.И. Один консультант – две профессии: больше возможностей для эффективной помощи клиентам
  • Исследование семей в которых есть больные параноидной шизофренией. Примеры семейных генограмм.
  • Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь