Айви А. Е., Айви М. Б., Саймэк-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство.

Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 107912

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Стадия 3. Сопротивление и погружение в проблему. Человек или группа людей синтезирует в своем сознании мысль о неконгруэнтности общества и реагирует ненавистью и недоверием. Для этой стадии характерны значительные усилия женщин или меньшинств в борьбе с угнетением. Может проявиться ненависть к мужчинам или белым. Группа начинает фокусировать внимание на своих собственных культурных интересах.
Стадия 4. Углубление взглядов. Человек снова встречается с неконгруэнтностью (несоответствиями) жизни. Женщина может обнаружить, что некоторые мужчины отзывчивы и надежны. Количество и качество общения возрастает и человек может испытать чувство близости к противоположным группам. Внутренняя и внешняя группы, к которым принадлежит человек, могут прийти в противоречие друг с другом.
Стадия 5. Четкое выражение своей позиции и осознание себя в мире. Человек находит удовлетворение в культурной и половой идентификации: “Я — негр и горжусь этим”, “Я — женщина!” Человек исходит из чувства удовлетворения собой и группой, к которой принадлежит, для того, чтобы плодотворно действовать в доминирующей системе и противостоять ей. Испаноязычное меньшинство, гордящееся собой, работает с большинством исходя из самоощущения силы и гордости. Женщины могут по-прежнему с симпатией относиться к мужчинам, но они имеют и свое собственное жизненное пространство и принимают свои собственные решения.
Если вы работаете с клиентом другого пола или расы, он уже каким-то образом идентифицируется в рамках системы идентификации и в условиях ее развития. Очевидно, что вы не сможете работать абсолютно эффективно, будучи чужаком по отношению к группе, находящейся на стадии сопротивления (стадия 3), и будут некоторые трудности при работе с клиентами, находящимися на стадиях 2 и 4. Некоторые специалисты сомневаются, разумно ли вообще консультировать клиента другого пола или расы, если он находится в первой стадии (конформизм по отношению к системе) — они считают, что для ускорения нужных изменений клиента нужно направить к психотерапевту, имеющему с клиентом общее происхождение или одного с ним пола. По-видимому, с клиентом, находящимся в стадии 5, может работать любой психолог. Сью, однако, считает, что здесь решающую роль играют взгляды самого терапевта. Терапевту, находящемуся в стадии 1, было бы трудно работать с клиентом, находящимся в стадии 3. Если вы в перспективе собираетесь работать с клиентом, отличающимся от вас по полу или расе, вы должны изучить материалы по этой группе, меньшинствах и т. д.
Короче говоря, нужно иметь в виду общие взгляды клиента на жизнь. А когда вы получите представление о них, задайте себе вопрос: “Готов ли я как личность, профессионал работать с этим человеком? Знаю ли я его культуру?” Ответ на этот вопрос зависит от вашей культурной и половой идентификации и от того, как она отражается в ваших взглядах.
Сью (1981) уделяет особое внимание, считает ли клиент свою проблему личной или он считает, что в его трудностях виновато общество и его окружение. Исследования показывают, что многие небелые клиенты и женщины считают причиной своих трудностей внешний мир — они остро осознают общественное значение своих проблем. Понятие фокусировки (глава III) как микротехники помогает понять проблему и работать над ней. Например, Берман сравнивал, как черные и белые консультанты смотрят видеозаписи бесед с клиентами. Тренеров попросили сказать, что они говорили вслед за клиентами. Мужчины-белые обычно задавали вопросы, белые женщины отражали чувства и переформулировали идеи, черные консультанты давали консультации и директивы. Что еще более важно, черные консультанты считали проблему общественной, а не индивидуальной, в то время как белые считали ее индивидуальной. И те и другие по-разному использовали микротехнику фокусировки (белые фокусируют внимание на личности, небелые — на контексте культуры и окружающей среды).
Таким образом, вы можете предполагать, что ваши клиентки и клиенты другой расы по-разному будут истолковывать происхождение (проблемы?). Используя микротехнику фокусировки, вы сможете определить, как клиент локализует свою проблему — как внешнюю или как внутреннюю.
Сью считает, что микротехники должны использоваться по-разному с клиентами разных культур и с клиентами различных уровней сознания относительно их половой или этнической идентификации. Вообще говоря, методы пассивного выслушивания могут быть восприняты подозрительно клиентами других культур, отличных от североамериканской. Честное самораскрытие, директивы и советы могут стать альтернативой этим методам. Указания на противоречия и помощь клиенту в выяснении противоречий их мышления могут быть особенно полезными, но терапевт должен иметь прочный контакт с клиентом и понимать конкретное культурное окружение этого клиента. На ранних стадиях консультирования может быть полезным присоединиться к клиенту, фокусируясь на культурных или бытовых вопросах. Однако, в конечном счете вы работаете с личностью и вам не стоит замыкаться на культурных или теоретических стереотипах. Полезно сфокусироваться на том, как ваш клиент как личность относится к своему окружению. Успешная терапия повышения уровня сознания обычно требует, чтобы личная и групповая идентификация не противоречили друг другу.
До сих пор мы обсуждали общие направления, следующий раздел посвящен черной расе.
Теория роста черной идентификации
Джексон выдвинул четырехступенчатую теорию развития, которая описывает рост и изменение сознания черных. Он считает, что если консультант хочет эффективно работать с клиентом независимо от того, одной ли они расы, он должен определить уровень сознания клиента. Из теории Джексона явно следует, что многие терапевты, не принадлежащие к черной расе, не смогут эффективно работать с некоторыми черными клиентами. Даже черные терапевты могут иметь трудности с черными клиентами, мировоззрение которых отличается от их взглядов. Сами члены определенных групп — расовых или национальных меньшинств — смогут извлечь пользу для себя, изучив данные теории.
Стадия 1. Принятие. На этой стадии черный клиент думает о себе как о “небелом”. Личная идентификация определяется как “другой”. Образ жизни белых представляется как единственно правильный. При работе с белым консультантом такой клиент может вести себя услужливо и приниженно. На этой стадии самым разумным будет обратиться к черному консультанту. Чтобы описать эту теперь довольно редкую форму черного сознания, иногда используется стереотип “дяди Тома”, угождающего белым.
Стадия 2. Сопротивление. Черный американец переживает критическую стадию и начинает признавать, что быть черным — это есть идентификация, сама по себе ценная. Человек переживает феномен своей принадлежности к черной расе и его значение. На этой стадии некоторые клиенты испытывают негативные эмоции по отношению к белому и могут отказаться работать с белым консультантом. Задача развития на этой стадии — достижение личной и культурной идентификации.
Стадия 3. Рефреймировние. Развитие черного сознания продолжается. На второй стадии черное сознание фокусировалось на отделении черных от белых, а не ориентацией на культуру черных. На стадии 3 черный американец может отойти от белой культуры и заняться историей черной расы и черного населения Америки. В этом периоде белые мало интересуют черного клиента. Задача развития здесь — восстановление черного сознания в полном объеме.
Стадия 4. Интернациализадия. Человек становится личностью, гордящейся своей принадлежностью к черной расе, и сознающей ценность других рас. Он использует все лучшее из всех стадий своего развития, тем самым признавая и принимая все ценные аспекты белой культуры, борется с проявлением расизма и угнетения, разделяет самомнение и чувство собственного достоинства и интегрирует все стадии в трансцендентное сознание.
Джексон утверждает, что каждая стадия имеет свое значение в развитии личности. Он утверждает, что все стадии, кроме первой, достойны того, чтобы черный американец находился на них всю жизнь. Хотя четвертый уровень сознания имеет видимые преимущества. Он подразумевает такое сознание, с которым трудно действовать в расистском обществе, по сравнению с другим уровнем. При том расизме и угнетении черной расы, существующих в США и во всем мире, мы должны признать ценность не только одной позиции.
Для консультирования, независимо от того, к какой расе относится терапевт, важно сознавать различия в развитии культурной идентификации. Понятия, введенные Джексоном, оказались в высшей степени полезными для понимания различий между отдельными людьми и группами.
Феминистская терапия
Считаем ли мы проблему индивидуальной или рассматриваем в контексте общества, культуры? Стремится ли терапия добиться независимости или взаимозависимости? Является ли терапевт авторитетной фигурой для клиента или они равны? Будет ли клиент приспосабливаться к миру, каков он есть, или он(она) будет принимать участие в борьбе против угнетения? В каждом случае вторая альтернатива говорит об идеологии феминистской терапии.
В феминистской терапии считается, что традиционные системы психотерапии страдают недостатками, которые происходят из традиционного отношения к женщинам. Тем самым нет полного доверия принципам исследования, теориям личности, клинической практике. Феминистская ориентация в терапии является эклектичной. Здесь отдается предпочтение теоретическим позициям, которые постулируют первичность и причинность внешних факторов. Подчеркиваются сильные, а не слабые стороны клиентки. Феминистическая терапия требует отношений полного равенства между терапевтом и клиенткой.
Можно легко заметить, что многие конструкты и теории, которые обсуждались ранее в этой книге, открыты для феминистской критики. Кроме того, легко проследить структурные параллели между феминистской терапией и движением развития, идентификации черной и цветной рас. И те и другие испытывают угнетение и потребность найти для себя новую группу и место в обществе. Однако, нужно отметить, что движение за женские права имеет свой собственный облик и существует отдельно от движения народов за равные права и справедливое отношение.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Туровец А. А. Транзактно-аналитическая семейная терапия (ТАСТ) – интегративная модель системной семейной терапии с использованием теории и практики транзактного анализа
  • Райл Э. Теория объектных отношений и теория деятельности: модель последовательности процедур как возможное связующее звено
  • Летова Ирина. Современный транзактный анализ
  • Чалдаева Е.В. Системная семейная терапия подростка с отклоняющимся поведением
  • Горностай П.П. Транзактный анализ и тайны жизненных сценариев
  • Будинайте Г.Л. Теоретические основы системной семейной психотерапии
  • Бион У.Р. К-связь и –К-связь
  • Установление контакта на первых сессиях в терапии пар
  • Летова Ирина. Современный транзактный анализ.
  • Интеграция различных психотерапевтических подходов в рамках теории объектных отношений
  • Роджерс К. ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ
  • Гамзина Е.Н. Этика и защита клиента в работе транзакционального психотерапевта
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Шарфф Д.Э. Процесс диагностической оценки в парной терапии объектных отношений
  • Теория транзактного анализа
  • Сатир Вирджиния - Психотерапия семьи
  • Пестрецова Юлия Сергеевна. Мандала, как один из современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста.
  • Робертс Дж. Вмешательства в групп-аналитической психотерапии
  • Шарфф Д.Э., Шарфф Д.С. Терапия пар в теории объектных отношений
  • Браун Дж. Структурная семейная психотерапия
  • Черников А.В. Системная семейная терапия.
  • Стайнер Дж. Цель психоанализа в теории и практике
  • Максимова Ирина Викторовна. ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Польстер Ирвин, Польстер Мириам. Интегрированная гештальт-терапия. Контуры теории и практики.
  • Ягнюк К.В. Как в психотерапии происходят изменения?
  • Бенгози П. Психоаналитическая парная и семейная терапия: объединение, разъединение/неединение и переобъединение связей
  • Николе Майкл, Ричард. Семейная терапия. Концепции и методы. 5-е международное издание.
  • Березин С.В. и др. Принципы, формы и методы терапии созависимости
  • Холл В. Психодрама в индивидуальной терапии с детьми
  • Симон Б. Фритц, Рех-Симон Кристель - Циркулярное интервью. Системная терапия на примерах: Учебник
  • Оганесян Н.Т. Терапевтические аспекты психологии поэтического творчества
  • Кузьмина Е.А. Работа с сепарационными проблемами в рамках системного семейного подхода
  • Петровский Вадим. Метод: ТРАНЗАКТНЫЙ АНАЛИЗ
  • Гулдинг Мэри М. Краткосрочная терапия изменения решения при лечении клиентов, пострадавших в детстве от насилия
  • Гулдинг Мэри Макклюр. Трансактный анализ и терапия нового решения
  • Глотова Раиса Владимировна. Коррекционные возможности арт-терапии в практике психолого-педагогического сопровождения развития детей
  • Милтон Д. Психоанализ и когнитивно-поведенческая терапия - конкурирующие парадигмы или общая почва?
  • Фурманов И. А., Фурманова Н. В. - Основы групповой психотерапии
  • Муллан Б. Психотерапевты о психотерапии.
  • Перлз Фриц. Гештальт-Подход. Свидетель Терапии.
  • Огинская М.М., Розин М.В. МИФЫ ПСИХОТЕРАПИИ И ИХ ФУНКЦИИ
  • Петровский Вадим. Метасловарь трансактного анализа
  • Берн Э. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ
  • Гулдинг Роберт Л. Групповая психотерапия: основной или вспомогательный метод?
  • Бэйдер Э., Пирсон П. 7 стратегий установления позитивного контакта в терапии пар
  • Соколова А.В. Условия эффективной психотерапии
  • Горностай П. П. Послания рода. Психодраматическая работа с семейной историей
  • Кривова Ольга. ТА как контрактный метод
  • Уилбер Кен. Эффективный синтез транзакционного анализа и гештальт-терапии
  • Модель; model



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь