Елена Батищева. Арт-терапия — исцеление искусством

Арт-терапия — исцеление искусством

В последние годы в медицинских, образовательных и социальных учреждениях разных стран, в том числе в России, всё более активно применяется такой инновационный здоровье сберегающий подход, как арт-терапия. Арт-терапия как самостоятельный метод начала своё существование относительно недавно. Австрийские художники и педагоги, такие как Флоренс Кейн, Маргарет Назмбург и Генри Шефер-Зиммерн в начале XX века начали объединять собственные концепции с элементами психоанализа и применять на практике определённые методы исцеления искусством, что со временем получило название арт-терапии.

 

Сейчас арт-терапия одинаково востребована как в школьных так и дошкольных учреждениях. Зачастую эта актуальность обусловлена несколько желанием проявлять творческую активность, хотя и это очень важно, сколько получением некоего освобождения, успокоения, исцеления через искусство. Эдит Крамер известный педагог и арт-терапевт пишет: «Сегодня невозможно самостоятельно формировать окружающую человека обстановку. Я считаю, что именно этот дефицит породил скрытый голод, ощущение пустоты и страх потери идентичности, и это в свою очередь, привело к тому, что люди стремятся приблизиться к искусству, приобрести творческий опыт там где это возможно. Материнская забота и врачевание — наверное, эти качества и несёт в себе арт-терапия».

Печально известная история о маленьких узниках Терезина этому яркий пример. Известная австрийская художница и педагог Фридл Дикер оказалась вместе с сотнями дргугих евреев в концлагере. Там в жесточайших условиях, среди удушающего страха, повседневной жестокости, она занималась рисованием с детьми концлагеря, до последнего дня своей жизни помогая им через искусство примириться с неизбежной реальностью смерти. Работы, оставшиеся после терезинских детей, поражают своей витальностью, ощущением свободы, жизнестойкости и свидетельствуют о душевном здоровье. Рисунки этих детей подтверждают тот факт, что творчество сохраняет и поддерживает способность к развитию даже в самых тяжёлых обстоятельствах.

Флоренс Кейн одна из первых разработала эффективные приёмы преодоления зажатости и стереотипного мышления. Она строила свои занятия так, чтобы детям не нужно было ничего планировать и придумывать заранее, что способствовало снятию психологической блокады. Именно она является автором известного и часто применяемого упражнения каракули.

Упражнение «Каракули»

На первом этапе ребёнку предлагается нарисовать, то, что ему захочется реальный или абстрактный предмет в воздухе. При этом в «рисовании» может участвовать всё тело, не только руки, но и ноги, голова, туловище. Таким образом достигается состояние определённой свободы, развивается кинестетическое воображение. После можно предложить «нарисовать» пальцем или всей ладонью то, что получилось на спине своего соседа. Это помогает развивать тактильную чувствительность, эмпатию, снимает напряжение и эмоциональные барьеры. Затем предлагается рисовать каракули на большом листе бумаге с закрытыми глазами. При этом важно следить за дыханием оно должно быть спокойным, ровным и глубоким. Получившиеся каракули ребёнок рассматривает со всех сторон переворачивая лист до тех пор пока не увидит в них реальные предметы и образы. После этого стираются все лишние линии и увиденный образ доводиться до завершения. Довести образ до конца очень важно, так как то, что не обрело форму деморализует, питает страхи и не способствует чувству освобождения которое так важно в арт-терапии.

Ни для кого не секрет, что количество эмоционально, интеллектуально, и к сожалению психически не благополучных детей растёт в детских садах, и, следовательно, школах. Зачастую многие педагогические и психологические приёмы оказываются неэффективными, бессильными перед той или иной проблемой дисгармоничного развития ребёнка. Тогда как арт-терапевтические техники благодаря своему многообразию, обилию использования различных форм, средств художественной выразительности, чувству безопасности и отсутствия директивности которое они дают, воспринимаются, как правило, лучше детьми и, следовательно, результативность их выше. Приведу пример ещё одного арт-терапевтического упражнения направленного на развитие творческой спонтанности, развитию рефлексии и внутренней осознанности. Данное упражнение прекрасно подойдёт как детям начиная с двухлетнего возраста так и взрослым.

Упражнение «палитра настроения»

Необходимое оборудование: одноразовая детская пелёнка, скотч цветной одноразовые шприцы, пипетки, резиновые груши.

Инструкция:

Перед тобой необычное полотно для рисования — одноразовая пелёнка. Наше тело, наш разум так же как эта пелёнка впитывает различные эмоции. Некоторые из них приносят пользу, здоровье, а некоторые, такие например, как обида или гнев, разрушают нас. Попробуй сейчас в полной тишине с помощью воды и красок создать картину своего настроения. Какого цвета те эмоции которые ты сейчас испытываешь? Ты можеш сам решать какой цвет придать каждой эмоции сделать тот или иной цвет ярче или бледнее. Затем придумай название получившейся картине и оформи её в цветную рамку.

Данное упражнение хорошо подходит как гиперактивным, лёгко возбудимыми, двигательно расторможенными детям, так и с тревожным, агрессивным, застенчивым, а также детям с нарушенным интеллектуальным или речевым развитием. Это упражнение помогает настроиться на себя, свои эмоции, учиться осознавать и рефлексировать то, что происходит с нами здесь и сейчас, придавать необъяснимым вещам какую-то форму, цвет, интенсивность, может даже запах, благодаря чему повышается уровень самоконтроля у дезориентированных детей, рефлексия у детей с трудностями в осознании своих поступков (агрессивные, гиперактивные дети), чувство контроля, успокоение у тревожных, невротичных детей.

Также благодаря нетрадиционной технике рисования эта техника служит и прекрасным средством для развития моторики руки.

Это упражнение можно выполнять всей семьей, из разных кусочков склеить одну общую работу, дать ей название, пофантазировать и получить радость от совместного творчества. Такие совместные занятия объединяют, помогают лучше чувствовать друг друга.

Таким образом выполняя с ребёнком эти незамысловатые упражнения вы сможете не только сблизиться, но и помочь своему ребёнку отреагировать подавленные чувства, внутренние конфликты, развить чувство рефлексии и помочь укрепить его внутренние ресурсы.

Батищева Е.Я педагог-психолог д/с № 158 г. Тюмени

Просмотров: 428
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Аликина Наталья Анатольевна. Название работы: «Организация психологической недели в ДОУ как форма эффективного взаимодействия системы «Ребёнок-родитель-педагог».
  • Бекенёва Наталья Владимировна. Психотерапевтическая сказка + арт-терапевтическое упражнение «Воздушный шар».
  • Гретченко Алевтина Мударисовна. Название проекта: «Ёлочка красавица, детям очень нравится»
  • Глухова Ирина Николаевна. Искусство помогает детям расти
  • Малютина Екатерина Алексеевна. Дидактическое упражнение «Деревья в разные времена года»
  • Батищева Елена Ярославовна. Нестандартные приёмы для развития речи и творческого мышления детей.
  • Данилова Светлана Андреевна. Конспект НОД «Такие разные эмоции»
  • Рождественская Галина Владимировна. Конспект занятия с дошкольниками 5-7 лет «Арт — терапия, инновационная техника рисования линиями»
  • Сидоркина Наталья Анатольевна. Эмоции человека и особенности эмоционального развития детей
  • Яцентюк Татьяна Алексеевна. Консультация для родителей «Почему важно читать детям сказки?»
  • Мищенко Инна Васильевна. Конспект совместной музыкально-творческой деятельности в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Тема: «Эмоции и настроения в звуках Осени»
  • Иванова Екатерина Анатольевна. Размышления воспитателя детского сада после прочтения книги Вирджинии Экслайн «Игровая терапия в действии»
  • Романова Елена Васильевна. Развитие познавательной активности при помощи арт — терапии (песочная терапия).
  • Желтова Светлана Александровна Шагинова Елена Александровна. Консультация для родителей «Почему важно читать детям сказки?»
  • Язовских Алёна Валерьевна. «Су-джок терапия как метод развития мелкой моторики»
  • Тютюнник Елена Викторовна. Проект. «Песочная терапия как средство развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста»
  • Сандлер Ольга Валерьевна. Арт-терапия или нестандартные техники рисования.
  • Карелина Александра Николаевна. Открытое занятие «Чувства и эмоции. Мой гнев»
  • Титова Елена Тагировна. АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ
  • Сафронова Марина Геннадьевна. Консультация для воспитателей «Песочная терапия, как метод работы с детьми с ОВЗ»
  • Лободенко Наталья Леонидовна. История в картинках, или арт-терапия в процессе коррекционной работы с детьми.
  • Шемякова Алена. Песочная терапия в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими особенности развития
  • Макарова Елена Николаевна. Педагогический проект во второй младшей группе «Семья для каждого – это очень важно!»
  • Кузнецова Ольга. Песочная терапия как метод психокоррекции в работе с детьми дошкольного возраста
  • Двинских Елена Александровна. Буклет «Как помочь ребёнку сохранить здоровье?»
  • Екатерина Комиссарова. Песочная терапия как универсальный метод психологической помощи
  • Погосьян Марина Васильевна. Консультации для воспитателей 'Песочная терапия в развитии мелкой моторики рук детей дошкольного возраста'
  • Максимова Ирина Викторовна. ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Карасева Нина Сергеевна. «Формирование развития цветовосприятия у детей среднего дошкольного возраста с помощью нетрадиционной техники рисования»
  • Мялицына О.П.. Родительское собрание «Неужели таким может быть мой ребенок?...»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь