Анохина З. В. История психологии. Шпаргалка.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 9656

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, TXT
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

59 ПСИХОЛОГИЯ В РОССИИ ПОСТСОВЕТСКОГО ПЕРИОДА


Во времена советской власти психология формировалась главным образом как традиционная наука.
Парадигматические трансформации, случившиеся в психологии на рубеже 1980– 1990-х гг., в качестве своего непосредственного результата ориентировали ее на общественную практику. От психологии ожидается, что она может предложить векторы для общественной практики, обнаружить то, что недоступно другим областям знаний. За последние годы резко выросло число учреждений, в которых показана прикладная психология. Публикуется много журналов, в которых освещаются итоги практико-ориенти-рованных изучений.
Энергично формируется психология деятельности во всех областях (инженерной, военной, космической, эргономики – В. П. Зинченко, Е. А. Климов, Б. Ф. Ломов, В. М. Мунипов и др.).
Юридическая психология развивается в трудах М. М. Кочетова, А. Р. Ратинова.
Новой для психологии в России явилась разработка вопросов политической психологии, но это течение приобретает все большую известность и изучается Г. М. Андреевой, Г. Г. Дили-генским, И. Г. Дубовым, П. Н. Шихиревым.
С трансформацией экономического мировоззрения в стране отдельные области психологии утратили свою актуальность с точки зрения «прибыльности». В ситуации подражания западной практичности отдельные течения не переносят проверки практикой, и их формирование сильно замедляется этим явлением. Одним из таких «аутсайдеров» становится зоопсихология, изучаемая В. М. Боровским, В. А. Вагнером, И. П. Павловой, Г. З. Рагин-ским.
Идут усиленные поиски, обеспечивающие коррекцию патологий речи, мышления и сознания посредством обращения к потенциалам психологии. Психолог осуществляет необходимую диагностику психического состояния пациента, обеспечивая научно доказанную профилактику расстройств субъективного формирования у людей, входящих в группу риска.
Нейропсихология и психоневрология приобретают свое место и свою проблематику, ратифицируя собственный авторитет в области медицины. Непосредственное формирование приобрели так называемые нейролингвистичес-кое программирование и эриксоновский гипноз как способы работы с субъектом на сеансах консультирования. Широко распространенные на Западе, эти течения достаточно молоды в России. Широко изучены такие виды деятельности с населением, как тренинговые группы, очные персональные консультации, дистанционное консультирование (по телефону и путем переписки), психологические развивающие семинары.
Увеличивается круг проблем, с которыми люди обращаются за психологической помощью: вопросы межличностных связей, сексуальные аномалии, проблемы субъективного роста, детско-родительские конфликты, фобии, девиантное поведение.
Необходимость помощи в компетентной психологической стимулирует формирование медицинской психологии.


60 ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ


Глубинная психология является общим названием большого количества разнообразных концепций в психиатрии и психологии. В основе этих концепций находится положение о ведущей роли иррациональных, бессознательных, инстинктивных, аффективно-эмоциональных, интуитивных процессов, а также побуждений, стремлений, мотивов в психической жизни, деятельности человека и оказывающих влияние на формирование его личностных особенностей. Глубинная психология является направлением западной психологии. Наиболее известными направлениями глубинной психологии являются: индивидуальная психология
A. Адлера, фрейдизм, аналитическая концепция К. Г. Юнга, экзистенцинальный анализ Л. Бинсвангера, «гормическая» концепция B. Макдугалла, неофредизм.
З. Фрейд сформулировал главные понятия в глубинной психологии, такие как фиксация, регрессия, вытеснение и др. А. Адлер определял в качестве одного из главных мотивов стремление к самоутверждению. В дальнейшем система, разработанная А. Адлером, стала источником «культурно-социологических» тенденций глубинной психологии. С другой стороны, К. Г. Юнг развернул представление о функциях и структуре бессознательного, включающее и коллективное бессознательное. Идеи глубинной психологии оказали значительное влияние на различные отрасли психологии, а также на медицину. Она повлияла на развитие отрасли медицины, которая рассматривает влияние психологических факторов на соматические заболевания. Патологические состояния психики определяются непросто как заболевания, а как психологические трудности психологические конфликты, которые приняли резко выраженную открытую форму. Отрицая интроспективное воззрение, которое отождествляло психику с ее «явленностью», открытостью сознанию субъекта, глубинная психология заняла определенную позицию, которая несовместима с научно-детерминантным подходом.
Главные, побудительные причины действий человека изучаются в качестве изначально заложенных в его психологическом динамическом аппарате, который является бессознательным по своей сущности. Л. С. Выготский, исходя из марксистской теории, противопоставил как «поверхностной» психологии, которая изучает различные феномены сознания интроспективным методом, т. е. методом самонаблюдения, так и глубинную психологию «вершинную», исследующую зависимость системы психологических функций (включая волю и аффекты) от исторически изменчивых форм культуры.
При оценке глубинной психологии как сложного и неоднородного комплекса возникает необходимость отличать предложенные ею методы терапии, различные установленные новые факты из раздела психологии бессознательного от имеющихся философско-теоретических истолкований, которые часто имеют механистический или иррационалистический характер.


61 ФРАНЦУЗСКАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА


Главные представители французской социологической школы: К. Сен-Симон, О. Конт, Э.Дюркгейм. Центральными составляющими учения К. Сен-Симона были такие положения:
1) история человеческого социума проходит три этапа, которым отвечают многообразные способы мышления: политеизм и рабство, теизм и феодализм, позитивизм и индустриализация;
2) используя методы научного позитивизма, можно обнаруживать законы общественного модифицирования и общественной организации;
3) объединение современного социума и управление должны находиться в руках исследователей и промышленников, так как чиновники, юристы и представители религиозных конфессий по своему происхождению непроизводительны и паразитичны;
4) кризис современного социума может быть разрешен с помощью новой веры, образованной на позитивизме и находящейся под контролем социологов.
О. Конт – философ, предложивший понятие «социология». С точки зрения О. Конта, социология, выступающая в роли апогея наук, должна формироваться как анализ, реализовываемый с точки зрения общественной динамики и общественной статики. О. Конт изучал деятельную роль социальных институтов в урегулировании общественного порядка.
Э. Дюркгейм полагал сферой социологии изучение общественных явлений, а не индивидуумов. Он считал, что социум имеет свои реалии, не объединяемые с воздействиями и мотивам субъектов, и что индивиды развиваются и ограничиваются окружающей средой.
В 1895 г. был опубликован его «Метод социологии». Э. Дюркгейм представил в данной работе, что закон является общественным явлением, олицетворенным в формальных зашифрованных правилах, и что он не зависит в своей жизни от конкретных личностей или какого-либо действия по его реализации.
Он писал о том, что элементарные религии олицетворяли собой идею социума, а священные предметы становились такими потому, что символизировали единство. Религиозная культура включала в себя коллективные ценности, содержавшие в себе целостность социума и его оригинальность. Культовые ритуалы выступали за упрочение общественных ценностей и поддержанию единства субъектов.
Э. Дюркгейм изучал универсальные функции культовых систем в связи с цельностью социума как такового. Он считал, что схемами таких основополагающих категорий человеческой идеи, как число, время и пространство, послужили черты общественной организации. По проблемам политики он проявлял беспокойство из-за опасности для общества, идущей от людей, не ощущающих, что общественные нормы являются важными для них. Он полагал, что привлекательность социализма для трудящегося класса связана с протестом против дезинтеграции консервативных общественных связей и ценностей, а не желанием уничтожать личное имущество как таковое.


62 ОПИСАТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ


В период кризиса нового подхода к исследованию внутреннего мира субъекта немецкий философ Вильгельм Дильтей (1833–1911), представитель «философии жизни», выступил скритикой традиционных философских школ с претензиями на новое миропонимание, созданное в самой жизни, этой единственной действительности, изучаемой с помощью созидательных инстинктов и гениальной интуиции. Главный психологический трактат – «Описательная психология» (1894 г.).
Согласно В. Дильтею все науки о духе должны основываться на психологии. Естественнонаучная принадлежность психологии, в особенности во время ее становления как автономной науки, принимает у В. Дильтея негативную окраску. Критике подверглись позиции психологии, которую В. Дильтей называет пояснительной, ее предположения в изображении элементов – атомов и их ассоциациий и пр., которые нельзя аргументировать. Ее объектом не являлась всесторонность человеческой природы – объяснительная психология не может растолковать истинную жизнь души потому, что занимается мизерными явлениями и интерпретирует их ошибочно. Естественные науки имели в распоряжении факты, которые передаются извне, с помощью ощущений как единичные явления. В психологии факты выдвигаются изнутри как некая живая связь внутренней жизни, как нечто изначальное.
Антитеза понимания и объяснения – основной методологический принцип описательной психологии. Это противоположение явилось видом критики натурализации в психологическом изучении, которая присуща естественнонаучно направленной психологии. Осмысление как метод постигающей психологии принципиально отлично от интроспекции. Осмысление не идентично и целесообразному знанию в терминах: описательная психология должна выявить неосуществимость того, чтобы волнения как абстрактная категория были возведены в понятия. Объектами описательной психологии являются культурный человек и полнота готовой внутренней жизни. Она должна быть описана, осмыслена и проанализирована во всем своем единстве.
Принципы В. Дильтея получили развитие в духовно-научной психологии Эдуарда Шпрингера (1882–1963). Ее задачами стали изучение отношения персональной духовной структуры личности к структуре объективного духа и обнаружение видов смысловой устремленности, получивших название «формы жизни».
От общего утверждения В. Дильтея о взаимодействии структуры внутренней жизни с культурой и о ценности как обусловливаемой экспансивным отношением личности Э. Шпрингер переходит к систематизации ценностей и производит ее по более объективному, чем эмоциональное отношение, как это было у В. Дильтея, началу.
Э. Шпрингер выделяет шесть видов объективных ценностей: абстрактные, экономические, эстетические, общественные, политические, культовые.


63 ФРЕЙДИЗМ


Фрейдизм – это названное по имени австрийского психолога З. Фрейда направление, объясняющее развитие и структуру личности иррациональными, противоположными сознанию психическими принципами и применяющее основанную на этих представлениях технику психотерапии. Образовавшись как концепция объяснения и лечения неврозов, фрейдизм (Ф.) в дальнейшем возвел свои положения в категорию общего учения о человеке, обществе и культуре, приобретя большое влияние. Ядро Ф. определяет представление об вечной скрытой войне между спрятанными в глубинах индивида бессознательными психическими возможностями и необходимостью выжить во враждебной данному индивиду социальной среде. Вето со стороны последней, нанося душевную травму, подавляет энергию бессознательных желаний, которая пробивается обходными путями в виде невротических симптомов, а также сновидений, ошибочных действий (оговорок, описок), забывания неприятного и т. д.
В структуре личности выделяют три компонента: ид («оно»), эго («я») и супер-эго («сверх-я»).
Ид – средоточение слепых инстинктов, либо сексуальных, либо агрессивных, которые стремятся к незамедлительному удовлетворению независимо от того, как относится субъект к внешней реальности. Способствует приспособлению к реальному окружению эго, которое считывает информацию об окружающей действительности и состоянии организма, запоминает ее и регулирует ответные действия индивида в интересах его самосохранения. Супер-эго использует моральные стандарты, запреты и поощрения, которые усваиваются личностью в основном бессознательно в процессе воспитания, чаще всего от родителей. Возникая в результате механизма идентификации ребенка со взрослым, оно может проявляться в виде совести и способно вызывать чувства страха и вины. Так как требования, предъявляемые к эго со стороны ид, супер-эго и внешней реальности (к которой индивид вынужден приспособиться), несовместимы, человек неизбежно пребывает в ситуации конфликта. Это приводит к невыносимому напряжению, от которого индивид уходит при помощи «защитных механизмов» – вытеснения, сублимации, рационализации, регрессии. Важную роль в формировании мотивации Ф. отводится детству, которое якобы однозначно определяет роли характер и установки взрослой личности. Задача психотерапии рассматривается в том, чтобы определить травмирующие переживания и освободить от них личность путем катарсиса, осознания вытесненных влечений, понимания причин, повлекших невротические симптомы. Для этого используется анализ сновидений, метод «свободных ассоциаций» и др. Ф. ввел в психологию ряд важных проблем – бессознательной мотивации, соотношение нормальных и патологических проявлений психики, ее защитных механизмов, влияния сексуального фактора, роли детских травм на поведение взрослого человека и др.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Богуславский. Психология как наука.
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Рамиль Гарифуллин. Интуиция и творчество: новые психологические подходы
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Столяренко A.M. Психология и педагогика
  • Исаева Ольга Сергеевна. Учебное пособие «Дифференциальная психология»
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Шорохов Е. Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах.
  • Шорохов Е. Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах.
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии
  • Андреева Г.М. Социальная психология.
  • Кикотя В.Я. Юридическая психология. Под редакцией
  • Пиаже Жан. Психология интеллекта.
  • Исенина Е.И. Возрастная и педагогическая психология. Тексты.
  • Рамиль Гарифуллин. Несет ли личность ответственность за свои мысли?
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Еникеев М.И. Общая и социальная психология
  • Представление о психическом развитии в аналитической психологии
  • Андреева Г. М., Богомолова Н.Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на западе (теоретические направления)
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Сравнительная психология и зоопсихология.
  • Лебедев-Любимов А. Н. Психология рекламы.
  • Годфруа. Что такое психология Ч.2
  • Иванников В.А. Основы психологии. Курс лекций
  • Марцинковская Т.Д. История психологии
  • Еникеев М.И. Юридическая психология. Краткий учебный курс
  • Барсукова Александра. Презентация на тему: 'Основные положения деятельностного подхода во ФГОС ДО'
  • Маслоу Абрахам. На подступах к психологии бытия.
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • С.Э. Поляков. Когнитивизм, интроспекция и психические феномены. Об основной парадигме когнитивной психологии
  • Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология
  • Вахромов Е.Е Психологические концепции развития человека. Теория самоактуализации.
  • Образцов Виктор Александрович, Богомолова Сапфо Николаевна. Криминалистическая психология.
  • Рамиль Гарифуллин. Постмодернистская психология смысла. Введение в постмодернистскую(неклассическую) психологию.
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Джемс. Психология.
  • Выготский Л.С., Лурия Р. Этюды по истории поведения
  • Чистяков А.В. (Владимирский) МАТЕРИАЛЫ ПО КОHСТРУКТИВHОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Исаева Ольга Сергеевна. Связь психологии с другими научными дисциплинами
  • Спасенников В.В. Экономическая психология
  • Братусь Б. К ПРОБЛЕМЕ ЧЕЛОВЕКА В ПСИХОЛОГИИ
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум
  • Петровский А., Ярошевский М. ОСНОВЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Психология познавательных процессов. Вести. Харьк. ун-та, № 224
  • Бурменская Г.В. Проблемы онто- и филогенеза привязанности к матери в теории Джона Боулби
  • Носкова О.Г. Психология труда
  • Зимняя И.А. Педагогическая психология
  • Лукьянченко Н.В. Психологическое просвещение в практической психологии (на примере научно-популярной лекции «Психология оптимизма»)
  • Обухова Л. ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ТЕОРИИ, ФАКТЫ, ПРОБЛЕМЫ



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь