СОДЕРЖАНИЕ Предисловие...................................................................................... 5 Вместо введения: научная деятельность как предмет психологии.. 8 Часть I. Психология научного познания ................................... 28 Глава 1. Научное мышление ............................................…………28 § 1. "Язык" научного мышления.............................……………… 28 § 2. Объясняющее мышление ..................................……………... 36 § 3. Мышление как диалог.......................................……………... 39 § 4. Использование обыденного опыта...................……………… 44 § 5. Научное и обыденное объяснение...................……………… 53 § 6. Ученый как "человек с улицы" ........................……………… 58 Глава 2. Творческий процесс в науке и его стадии ........………… 65 § 1. Психологический аспект рассмотрения научного творчества.. 65 § 2. Интуиция и творчество. Стадии творческого процесса ......... 68 Глава 3. Методы стимуляции творческого мышления ...……….. 78 § 1. "Мозговой штурм" .............................................…………….. 78 § 2. Синектика и другие инструментальные методы.........………. 80 § 3. Личностные методы стимулирования творческого мышления 83 Часть II. Психология научного общения...................................... 87 Глава 1. Общение и творчество.......................................………….. 87 § 1. Научное общение ...............................................……………… 87 § 2. Функция дискуссии в развитии науки.............………………… 97 Глава 2. Школы в науке..................................................…………... 105 Глава 3. Малая группа в науке: групповая интеграция …………..119 § 1. О коллективности научной деятельности .....………………... 120 § 2. Малая группа как субъект научного творчества...…………… 121 § 3. Программно-ролевая концепция малой группы.....………….. 122 § 4. Общение в малой группе.................................………………… 128 309
§ 5. Взаимопонимание в малой группе...........………………..130 § 6. Продуктивный конфликт в малой группе………………..133 § 7. Стиль руководства малой группой ...........……………….135 § 8. Адаптация молодого специалиста в малой группе..…….139 Глава 4. Групповая дезинтеграция и миграционная активность ученых .....……………………………………………………….143 § 1. Факторы групповой дезинтеграции ......………………….143 § 2. Психология миграционной активности.………………….146 Глава 5. Психология и информатика ………………………….148 Часть III. Личность ученого..................................................……157 Глава 1. Интеллектуальные способности в структуре личности ученого....................................................……………………………157 § 1. Интеллект и научное творчество..................………………….157 § 2. Тестология общих интеллектуальных способностей........…..159 § 3. Тесты творческих способностей и результативность научного творчества.....…………………………………………………….…..161 § 4. Новые подходы к изучению творческого интеллекта ученых 167 Глава 2. Психологические особенности личности ученого и их формирование ..................................…………………………………169 § 1. Изучение индивидуально-психологических характеристик ученых…………………………………………………………………172 § 2. Типологии ученых...........................................…………………..175 § 3. Мотивация в структуре личности ученого ...………………….181 § 4. Семейное окружение и его роль в формировании личности ученого..............……………………………………………………....185 § 5. Начало самостоятельной деятельности: отношения с научным руководителем..........…………………………………………………190 § 6. Интегрирующий подход к исследованию личности ученого ..193 Глава 3. Параметры личности исследователя..............…………….196 § 1. Идеогенез.........................................................…………………197 § 2. Категориальная апперцепция ........................………………….200 § 3. Внутренняя мотивация ...................................…………………202 § 4. Оппонентный круг..........................................………………….207 § 5. Индивидуальный когнитивный стиль...........…………………..210 § 6. Надсознательное .............................................………………...212 310
Глава 4. Мотивация научного творчества ........................ 227 § 1. Познание и мотивация ...................................... 227 § 2. Объективная динамика мотивов....................... 231 § 3. Неоднородность мотивационной сферы ......... 236 Глава 5. Гений и гениальность.......................................... 243 § 1. Гениальность и психическое здоровье ............ 243 § 2. Гений и гениальное открытие .......................... 244 § 3. Факторы становления гениального ученого ... 249
.251 .251 .251 .257 .261 ,270 .270 .279 .285 .291 .300 Часть IV. Скрытое лицо науки ................................ Глава 1. Читая "книгу природы" ................... § 1. Немые факты ................................... § 2. Авторитарные теории ..................... § 3. Игра по изменяющимся правилам Глава 2. В "башне из слоновой кости" ......... § 1. Несоблюдаемые нормы .................. § 2. Двуличие науки ............................... § 3. Рациональность иррационального Вместо заключения. Литература.............
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.