Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Теория организации. Учебное пособие.

Категория: Библиотека » Психология управления | Просмотров: 25746

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Существует следующая классификация издержек:
1. Явные и неявные. Первые - затраты, связанные с приобретением ресурсов на стороне, прямое расходование денежных средств фирмы (тождественны бухгалтерским издержкам), вторые - связаны с использованием фирмой собственных ресурсов (собственник - работник, собственник - арендатор земли, собственник - заемщик капитала). Их иногда в России не совсем справедливо называют вмененными. С одной стороны, их как бы и нет, но при определении издержек мы обязаны все это включать в издержки (упущенная зарплата, упущенная рента, упущенные проценты по капиталу, неявные элементы затрат).
2. Постоянные и переменные. Первые - затраты, не зависящие от объема выпускаемой продукции (амортизация, выплаты процентов по кредитам, арендная плата, оплата коммунальных услуг, заработная плата руководителей), вторые - зависят от объема выпускаемой продукции (прямая зависимость в широком смысле слова, например, с учетом скидок в ценах при закупке больших партий материалов). Сюда следует отнести затраты на основные материалы, сырье, заработную плату основных производственных рабочих. Имеются также промежуточные (переходные) виды издержек - полупеременные, полупостоянные или смешанные. Пример таких издержек - затраты на ремонт и обслуживание оборудования. Чаще всего их самостоятельно не определяют, присоединяя пропорционально к постоянным и переменным.
3. Имеются издержки, которые нельзя получить из существующей системы бухгалтерского учета. Они рассчитываются. Их необходимо учитывать при ограниченности ресурсов (см. пример ниже). Данные издержки получили в России название вмененных.
4. Учитываемые или не учитываемые при принятии управленческих решений (релевантные или иррелевантные). Будет рассматриваться практическая ситуация (см. ниже). В зависимости от выбора варианта будут учитывать те или иные издержки. Здесь также стоит специально выделить безвозвратные издержки. Их нельзя изменить ни при каком решении в будущем.
Пример. Определить релевантные издержки:
основные материалы - 100
зарплата основных рабочих - 50
прочие переменные издержки - 100
постоянные издержки
(общецеховые, общезаводские) - 120
Итого: 370
Определить релевантные издержки по каждому из вариантов: 1) производить самому или 2) купить товар по цене 280?
При собственном производстве релевантные издержки равны: 100 + 100 + 50 = 250 (не включаем постоянные издержки). Релевантные издержки при покупке товара равны 280 (т. е. затратам на его приобретение).
5. В связи с выделением центров финансовой ответственности и центров финансового учета (этот класс задач непосредственно связан с основными вопросами теории организации и построением организационных структур) следует различать регулируемые и нерегулируемые издержки. Они отражают возможность и невозможность менеджера влиять на издержки в рамках данных ЦФО и ЦФУ.
6. Следует заметить, что некоторые виды издержек (в том числе и некоторые из отмеченных выше) не могут быть получены из бухгалтерских документов. Такими являются:
o неявные издержки (см. выше),
o вмененные издержки (см. выше),
o трансакционные издержки, которые возникают в случае изменения организационной структуры фирмы (создание холдингов, выделение дочерних фирм и т.д.), а также заключения контрактов. Эти издержки специально выделяются нами, так как им принадлежит большая роль в определении размеров и границ организации, способа внутреннего упорядочивания элементов организации (соответственно первый и второй вопросы, решаемые теорией организации).

7. Издержки, возникающие в связи с появлением монополистических тенденций во внутренней среде фирмы (еще один срез организации фирмы, когда она представляется нам совокупностью фактически только трех функциональных подразделений, охватывающих стадии движения капитала: закупка ресурсов - производство - реализация продукции. Монополистические тенденции могут возникнуть на стадиях закупки ресурсов и реализации продукции, когда у соответствующих служб появится и оформится свой экономический интерес, который будет реализовываться посредством закупки ресурсов у “своих” поставщиков по более высоким ценам и продажи продукции “своим” клиентам по более низким ценам. Эту ситуацию не нужно путать с наличием у фирмы постоянных партнеров, с которыми отношения строятся либо на основе долгосрочных контрактных соглашений, либо на основе доверительных отношений. Преодоление монополизма - определение лимитов денежных средств на закупку и минимального предела цен реализации. На Западе основной источник сокращения издержек находится именно на стадиях закупки и продажи.
8. Издержки, определяемые в зависимости от пользователя информации: внешние пользователи информации - издержки бухгалтерские, внутренние пользователи информации - все издержки (не только бухгалтерские, см. 1 - 8).
9. Издержки, зависящие от временного интервала: краткосрочные и долгосрочные. При определении краткосрочного и долгосрочного временного интервала нас интересует не количество единиц времени, а качество самого понятия (экономические процессы и явления в жизни фирмы). Вспомним всеобщую формулу капитала:
Д - Т (с. п., р. с.)...П...Т’- Д’
Краткосрочный период связан с оборотом стоимости капитала, долгосрочный - с оборотом капитала в натурально-вещественной форме. Принципиальное значение имеет основной капитал, который полностью принимает участие в процессе производства, но по частям переносит свою стоимость на произведенный товар. Отсюда примеры действия краткосрочного периода - производственная программа, управление текущими активами и текущими пассивами, запасами, дебиторской задолженностью, определение финансово-эксплуатационных потребностей и т. д. Пример действия долгосрочного периода - реализация инвестиционного проекта. Соответственно, и решения делятся на краткосрочные и долгосрочные.
Определение конкретных рамок краткосрочного и долгосрочного периодов: Д - Т (с. п., р. с.)...П...Т’ - Д’.
Например, основной капитал стоимостью 10 000 служит 10 лет, а оборотный капитал осуществляет 4 оборота в год и равен 500. Долгосрочный период - воспроизводство элементов капитала в натуре, краткосрочный - по стоимости. Имея данные цифры, мы можем определить границы периодов. За один год происходит воспроизводство 1000 + 2000 = 3000 единиц капитала. Общая величина капитала - 10500. Следовательно, продолжительность краткосрочного периода – менее 3,5 лет, а долгосрочного, соответственно, больше.
Приведем условный пример расчета издержек при принятии решений.
Пример. Определение минимальной договорной цены на ближайший период:
Фирма выполнила заказ, но не успела доставить его заказчику (он потерпел банкротство). Коммерческий директор нашел потенциального заказчика, который согласился приобрести продукцию с некоторыми переделками. Фирма уже затратила 20 000 руб. на производство и для переделки должна потратить еще 6 350 руб., а именно:
затраты на материалы 2 000
зарплата основных рабочих (4 человека) 2 000
переменные накладные расходы 400
амортизация 1 000
выплаты мастеру 150
постоянные производственные
накладные расходы 800
Итого: 6 350
Фирма определяет цену на продукцию на 25% выше ее себестоимости, при этом цена будет равна:
(20 000 + 6 350) * 1,25=32 937,5 руб.
Материалы для переделки имеются на складе. Они могли бы быть использованы для производства другого товара вместо материала, покупка которого обойдется фирме в 4000 руб. Четверо рабочих для переделок будут переведены с участка, который имеет резервные мощности и не задействован полностью. Для переделки будет использовано оборудование, закупленное 8 лет назад по цене 120 000 руб. Срок его службы - 10 лет. Амортизационные отчисления производятся равномерно. Работой будет руководить мастер, нанятый фирмой. Оклад мастера 1 500 руб. в месяц, работы по переделке займут 10% рабочего времени мастера.
Дополнительная информация:
1. работа по переделке займет месяц,
2. основной заказчик уже внес невозвратный депозит 3 000 руб.,
3. постоянные накладные расходы начисляются по норме 40% от затрат на материалы,
4. в существующем виде товар может быть реализован как лом за 1 000 руб.
Какова должна быть минимальная цена? Обоснуйте включение (исключение) тех или иных статей в расчеты.
Решение
1. Вмененные издержки по материалам (в данном случае это затраты по ограниченным ресурсам) равны 4 000 руб., их придется затратить, чтобы производить то изделие, на которое можно было бы использовать данный для переделок материал (+ 4 000).
2. Статью “основные рабочие” можно вообще “обнулить”, т.к. речь идет об использовании работников, не загруженных полностью (-2 000).
3. Издержки следует уменьшить на 3 000 руб. за счет невозвратного депозита
( -3000).
4. Использование товара в существующем виде в качестве лома могло бы дать 1000 руб., следовательно это вмененные издержки ( + 1000).
Итоговый расчет: + 4 000 – 2 000 – 3 000 + 1000 = 0
Следовательно, минимальная цена определена верно, но это случайное совпадение, т. к. структура сметы расходов на переделку товара имеет другой вид с учетом вмененных издержек. Здесь издержки при принятии решений совпали с бухгалтерскими.



Приложение 2
Использование выбора формы защиты трансакции
при принятии решений о размерах и границах фирмы
Приложения
Рассмотрим следующую задачу.
Фирма стоит перед выбором: или сбыт собственной продукции поручается специализированному торговому предприятию на основе заключения долгосрочного контракта, или его осуществляет собственное сбытовое подразделение фирмы, которое необходимо создать. Что она предпочтет, какую форму защиты трансакции выберет?
Все необходимые данные представлены в таблице 1.
Таблица 1
Изделие Объем производства Оптовая цена Розничная цена
А 10000 10 12
Б 20000 12 15
В 15000 15 19
Общая выручка в случае заключения контракта составит:
10 000 * 10 + 20 000 * 12 + 15 000 * 15 = 565 000.
Общая выручка при создании собственного сбытового подразделения, доводящего продукцию фирмы до конечного потребителя, составит: 10 000 * 12 + 20 000 * 15 + 15 000 * 19 = 705 000.
Трансакционные издержки, связанные с заключением контракта (все четыре вида трансакционных издержек), - 20000.
Дополнительные затраты на организацию сбыта продукции конечным потребителям (дополнительные средства производства, дополнительная рабочая сила, хранение, транспортировка, упаковка, реклама) - 150 000.
Дополнительные затраты на управление фирмой в связи с усложнением ее внутренней структуры (дополнительные общецеховые и общезаводские расходы) - 12 000. При условии совмещения работ и использования работников, получающих повременную зарплату, их можно снизить на 2000 (вмененный доход 2 000). Итого: дополнительные затраты на управление составят 12 000 - 2 000 = 10 000.
Рассчитаем общие доходы по обоим вариантам:
Контракт со специализированным оптовиком даст доход:
565 000 - 20 000 = 545 000.
Создание собственного сбытового подразделения даст доход: 705 000 - 150 000 - 10 000 = 545 000.
Доходы в обоих случаях оказались одинаковыми, следовательно, наш выбор будет обусловлен вариантом, который даст большие гарантии по защите трансакций.
По нашему мнению, заключение контракта даст большие гарантии, так как вариант создания собственного сбытового подразделения не дает никаких дополнительных гарантий сбыта, по сравнению, например, с рыночной формой данной трансакции, хотя она и становится частью внутрифирменной организации.
Конкретизируем задачу, приблизим ее к реальной действительности.
1. Появляются дополнительные непредвиденные издержки по защите контракта в размере 10. Представляется, что это не должно повлиять на наш выбор.
2. Появляются дополнительные непредвиденные издержки по защите контракта в размере 40. Это уже почти 7% общего дохода. Вероятно, это много. Решение может быть принято исходя из склонности менеджеров к риску. Для одних, 7% выручки - это достаточная плата за стабильность (они будут заключать контракт). Для других - это много, они будут создавать собственное сбытовое подразделение.
3. Рассматривается российский вариант: оптовый торговец расплачивается “безналом”, кроме того, он имеет возможность воспользоваться отсрочкой платежа, потребители же оплачивают мгновенно и “налом”. В этой ситуации для предприятия предпочтительнее будет создание структурного подразделения по сбыту готовой продукции. Таким образом можно будет решать проблемы хотя бы оплаты труда в условиях всеобщих неплатежей, бартерных сделок и прочих суррогатных расчетов.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ковалевой А.М. Финансы. Под редакцией
  • Евдокимова А.В., Пашкина И.Н. Внутренний аудит и контроль финансово-хозяйственной деятельности организации
  • Кто больше всех врет на работе?
  • Четыре стадии развития компании.
  • Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия
  • Есипова В.Е, Маховиковой Г.А. Оценка бизнеса. Под редакцией
  • Гаврилова А.Н., Сысоева Е.Ф. и др. Финансовый менеджмент
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Вопросы, которые может оказаться полезным задать если вы проходите собеседование при приеме на работу
  • Герасимов Б.И. и др. Комплексный экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности организации
  • Чечевицына Л.Н., Чуев И.Н. Экономика фирмы
  • Чиркова Е.В. Как оценить бизнес по аналогии
  • Пять заблуждений о HR-брендинге
  • Губина О.В., Губин В.Е. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. Практикум
  • Макоев О.С. Контроль и ревизия
  • Георгий Почепцов. Информационная война-2013 в представлениях российских экспертов
  • Пивоваров К.В. Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности коммерческих организаций
  • Кузьмина Марина Владимировна. Реструктуризация содержания образовательной деятельности
  • Победи внутреннего саботажника. - Из цикла "Психология успеха"
  • Переходько Л. Разговор о мотивах. Оценка мотивированности кандидата.
  • Котельникова Е.А. Экономика фирмы. Конспект лекций
  • Лукаш Ю.А. Анализ финансовой устойчивости коммерческой организации и пути её повышении
  • Круглова Н.Ю. Основы бизнеса
  • Какие последствия приворота мужчины?
  • Ч. Фарказ, С. Уэтлауфер. Какие методы руководства используют главы компаний
  • Баскакова О.В., Сейко Л.Ф. Экономика предприятия (организации)
  • Олег Точеный. Телефонный маркетинг. Продажи по телефону. - Из цикла "Психология продаж"
  • Р.Е. Мансуров. HR-брендинг - создание благоприятного имиджа работодателя
  • Как помириться с парнем?
  • Подольского В.И. Аудит. Под редакцией
  • Бочаров В.В. Корпоративные финансы
  • Как различные профессии влияют на мозг?
  • Редактор. Сценарий Юбилей компании
  • Карлика А.Е., Шухгальтер М.Л. Экономика предприятия. Под редакцией
  • Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент
  • 27 цитат Ицхака Адизеса о том, кто и как добьется успеха в современном мире.
  • Когденко В.Г. и др. Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика
  • Первушина М. Как распознать в кандидате проблемного человека?
  • Ван Хорн Дж.К., Вахович Дж.М. Основы финансового менеджмента
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Журавлева О.Н. История России. 8 класс. Поурочные рекомендации
  • Собеседование проводимое при приёме на работу.
  • Метафоры, для воодушевления людей, для создания команды.
  • Как найти качественный сервисный центр в Киеве?
  • Симионова Н.Е., Симионов Р.Ю. Оценка бизнеса. Теория и практика
  • Типичные ошибки в проведении собеседования.
  • Робертс Дж. Вмешательства в групп-аналитической психотерапии
  • Канке А.А, Кошевая И.П. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
  • Бартенев С.А. и др. Экономическая теория. Элементарный курс
  • Как контролировать удаленных сотрудников, чтобы они делали все вовремя, хорошо и с первого раза?



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь