Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Теория организации. Учебное пособие.

Категория: Библиотека » Психология управления | Просмотров: 25750

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

• Диверсификация деятельности. В результате такого слияния компания становится более устойчивой к изменяющейся внешней среде.
• Личные мотивы управляющих, стремящихся к усилению своей роли не только в компании, но и на рынке. Несостоявшееся слияние российских ЮКОСа и “Сибнефти” во многом “подогревалось” стремлением олигархов М. Ходорковского и Б. Березовского к усилению своей роли не только на нефтяном рынке, но и в российской экономике в целом. Этим, на наш взгляд, можно объяснить ту легкость, с которой сначала было принято, а затем аннулировано данное решение.
Экономисты чаще всего говорят о следующих типах слияний: 1) горизонтальные, 2) вертикальные, 3) родовые, 4) конгломератные . Данные типы слияний, за исключением родовых, не требуют специального объяснения, так как соответствуют категориальному аппарату, уже использованному в нашей работе, когда речь шла о горизонтальной интеграции, вертикальной интеграции и конгломератах (см. подробнее 2.5.2, 2.5.1).
Родовое слияние охватывает либо связанные предприятия, но не производящие одинакового продукта (принимает форму горизонтального слияния), либо предприятия, находящиеся в отношениях производитель - поставщик (принимает форму вертикального слияния). Данный вид слияния, по нашему мнению, самостоятельного значения не имеет и может быть сведен к уже известным и вполне апробированным понятиям.
Следующим явлением, связанным с изменением масштабов и направлений бизнеса, является поглощение. Лучше всего его рассматривать в качестве конкретной формы протекания слияния, в результате которого одна компания включает другую компанию в собственную структуру на правах либо подразделения, либо определенной функции.
Поглощение - частный случай слияния, более узкое понятие, так как слияние предполагает также и объединение равноправных фирм в новое целое. Все это дает нам возможность утверждать, что рассмотренные выше мотивы слияний, конкретные формы их протекания применимы и к поглощениям.
Теперь о финансово-промышленных группах (ФПГ) .
Финансово-промышленные группы - это неформальное объединение юридически самостоятельных экономических субъектов (крупных компаний реального сектора, банков, других финансовых структур и проч.), связанных между собой системой участия, личной унией и прочими отношениями, позволяющее идентифицировать и реализовывать общий экономический интерес всех участников ФПГ в рамках общей стратегии.
Говоря о структуре ФПГ, стоит специально выделить ядро (центр) и периферию группы. Заметим, что само понятие структуры по отношению к финансово-промышленной группе - это известная условность, так как отношения между участниками группы, как правило, не принимают формы юридических и тем более административных отношений. Это прежде всего отношения капитала (собственности и контроля).
Данное образование внешне напоминает структуру концерна (см. выше). Однако они нетождественны. Во-первых, концерн - это фирма, а ФПГ - их неформальное объединение. Во-вторых, концерн имеет собственную внутреннюю структуру, закрепленную юридическими и административными отношениями (внутрифирменная иерархия), а ФПГ таковой, как правило, не имеет. В-третьих, концерн может быть участником ФПГ, а ФПГ частью концерна - нет.
Теперь о проблемах, которые возникают при проведении слияний, поглощений фирм и создании ФПГ (наша страна не является здесь исключением).
Сначала коснемся слияний и поглощений .
Трудности, возникающие в этой связи:
1. Невысокая, даже на Западе, вероятность достижения поставленных целей при проведении слияний и поглощений (по мнению западных аналитиков, обследовавших 300 слияний, прошедших за десять последних лет, 57% объединившихся компаний отстают в своем развитии от других субъектов данного рынка и вновь разделяются на самостоятельные корпоративные единицы) . Вспомним также, что большинство так называемых многонациональных корпораций (МНК), активно возникавших в 70-х годах, в настоящее время вновь разделились, не достигнув поставленных целей.
2. Финансирование слияний и поглощений. Кардинальное изменение организационной структуры в процессе слияния или поглощения представляет собой действие, тождественное реализации инвестиционного проекта фирмой, что сопряжено с резким возрастанием постоянных затрат. Принципиальным становится вопрос об источниках такого финансирования.
3. Вероятность недружественного слияния (вопреки желанию объекта слияния или поглощения), приводящего к кардинальным (нежелательным) изменениям в треугольнике собственность - контроль - управление. Здесь могут возникнуть судебные иски и появляется источник дополнительных, причем значительных по величине, затрат.
4. Сложности в менеджменте объединенной компании в виде: нестыковки команд управления бывших фирм, неопределенности с вопросом о том, “кто главный” (даже в случае поглощения), разной корпоративной культуры, системы ценностей, миссий и проч.
5. Различные внутрифирменные стандарты выпускаемой продукции, различия в технологии.
6. Общественное мнение, которое может заподозрить инициаторов слияния или поглощения в стремлении установить монополию на рынке с неизбежными потерями для потребителей.
7. Необходимость подтверждения правомерности сделки по слиянию или поглощению в государственном антимонополистическом органе (комитете, комиссии и т.д.).
При создании ФПГ возникают следующие проблемы :
1. Слабость финансовых институтов (банков, страховых или финансовых компаний), становящихся центрами ФПГ.
2. Рыхлость структуры и просчеты в менеджменте.
3. Отсутствие единой стратегии и сложности с ее формулированием.
4. Амбиции участников таких неформальных объединений.
Теперь о практике слияний, поглощений компаний, создания ФПГ.
Прежде всего необходимо отметить, что слияния и поглощения в нормальной рыночной экономике - вещь обычная. Например, в 1997 году на Западе общий размер сделок по слиянию превысил 1600 млрд. дол., а в первой половине 1998 года уже составил 1200 млрд. долл. Если в 70-е годы в США в банковской сфере произошло 1399 слияний и поглощений, то в следующем десятилетии - уже 3555, а за первую половину 90-х годов - 2035 .
Резко выросли и размеры индивидуальных слияний. Например, в 80-х годах сделка с величиной активов более 10 млрд. дол. рассматривалась как уникальная. В реальном секторе США было всего 4 таких слияния .
Теперь данные слияния не входят даже в первую “двадцатку” крупнейших. Для того, чтобы попасть в этот почетный список, сейчас необходимо, чтобы размер активов, участвующих в сделке, был больше 17 млрд. дол. Заметим, что из 20 крупнейших слияний (крупнейшее - размер активов, участвующих в сделке, - 83 млрд. дол.) 17 произошли после 1995 года, а 9 - в 1998 году .
В России этот процесс находится еще в стадии становления. Строго говоря, можно вести речь только о двух успешных слияниях в нашей стране в 1998 году . Это – компания “Белый ветер - ДВМ”, действующая в сфере новых информационных технологий и “Интурист - Бегемот” - в туристском бизнесе.
В первом случае реализована схема без образования единого юридического лица с общей стратегией и объединением деятельности. Во втором случае сработал “эффект большого партнера”, подкрепленный обменом акций: 25% “Интуриста” на 100% акций “Бегемота” с последующим объединением и диверсификацией бизнеса.
Все другие слияния и поглощения 1998 года оказались неудачными и не принесли ожидаемого результата участникам данных мероприятий. Это, прежде всего, широко разрекламированные объединение “Уралмаша” с “Ижорскими заводами” и объединение “Галлактики” с “Парусом”.
Теперь о российских финансово-промышленных группах.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ковалевой А.М. Финансы. Под редакцией
  • Евдокимова А.В., Пашкина И.Н. Внутренний аудит и контроль финансово-хозяйственной деятельности организации
  • Кто больше всех врет на работе?
  • Четыре стадии развития компании.
  • Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия
  • Есипова В.Е, Маховиковой Г.А. Оценка бизнеса. Под редакцией
  • Гаврилова А.Н., Сысоева Е.Ф. и др. Финансовый менеджмент
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Вопросы, которые может оказаться полезным задать если вы проходите собеседование при приеме на работу
  • Герасимов Б.И. и др. Комплексный экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности организации
  • Чечевицына Л.Н., Чуев И.Н. Экономика фирмы
  • Чиркова Е.В. Как оценить бизнес по аналогии
  • Пять заблуждений о HR-брендинге
  • Губина О.В., Губин В.Е. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. Практикум
  • Макоев О.С. Контроль и ревизия
  • Георгий Почепцов. Информационная война-2013 в представлениях российских экспертов
  • Пивоваров К.В. Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности коммерческих организаций
  • Кузьмина Марина Владимировна. Реструктуризация содержания образовательной деятельности
  • Победи внутреннего саботажника. - Из цикла "Психология успеха"
  • Переходько Л. Разговор о мотивах. Оценка мотивированности кандидата.
  • Котельникова Е.А. Экономика фирмы. Конспект лекций
  • Лукаш Ю.А. Анализ финансовой устойчивости коммерческой организации и пути её повышении
  • Круглова Н.Ю. Основы бизнеса
  • Какие последствия приворота мужчины?
  • Ч. Фарказ, С. Уэтлауфер. Какие методы руководства используют главы компаний
  • Баскакова О.В., Сейко Л.Ф. Экономика предприятия (организации)
  • Олег Точеный. Телефонный маркетинг. Продажи по телефону. - Из цикла "Психология продаж"
  • Р.Е. Мансуров. HR-брендинг - создание благоприятного имиджа работодателя
  • Как помириться с парнем?
  • Подольского В.И. Аудит. Под редакцией
  • Бочаров В.В. Корпоративные финансы
  • Как различные профессии влияют на мозг?
  • Редактор. Сценарий Юбилей компании
  • Карлика А.Е., Шухгальтер М.Л. Экономика предприятия. Под редакцией
  • Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент
  • 27 цитат Ицхака Адизеса о том, кто и как добьется успеха в современном мире.
  • Когденко В.Г. и др. Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика
  • Первушина М. Как распознать в кандидате проблемного человека?
  • Ван Хорн Дж.К., Вахович Дж.М. Основы финансового менеджмента
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Журавлева О.Н. История России. 8 класс. Поурочные рекомендации
  • Собеседование проводимое при приёме на работу.
  • Метафоры, для воодушевления людей, для создания команды.
  • Как найти качественный сервисный центр в Киеве?
  • Симионова Н.Е., Симионов Р.Ю. Оценка бизнеса. Теория и практика
  • Типичные ошибки в проведении собеседования.
  • Робертс Дж. Вмешательства в групп-аналитической психотерапии
  • Канке А.А, Кошевая И.П. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
  • Бартенев С.А. и др. Экономическая теория. Элементарный курс
  • Как контролировать удаленных сотрудников, чтобы они делали все вовремя, хорошо и с первого раза?



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь