Степанский Виктор Иосифович. Психоинформация. Теория. Эксперемент

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 3481

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, CHM, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке
Скачать по прямой ссылке - зеркало

эволюции живых существ и развития центральной нервной системы, удельный вес общения в жизнедеятельности постепенно возрастает, что в конечном итоге приводит к возникновению особой информационной среды, которая существует параллельно с материальной средой, и хотя обеспечивается материальными явлениями, но не сводится к ним в силу изначального различия между идеальным (информация) и материальным.
Несмотря на естественность самой информации как явления, информационная среда представляет собой образование искусственное, не существующее помимо создающих ее живых существ, которые в этом и только в этом контексте могут быть названы источниками информации. Более того, именно и только при анализе информационной среды появляется необходимость в таких понятиях как «приемник информации» и «средство передачи информации», так как, с одной стороны, нет никакого резона объективировать содержание внутренней информации, если оно ни для кого не предназначено, а с другой стороны, вся информационная среда представляет собой ни что иное, как объекты, сначала превращенные под воздействием источника информации в «хранилище» содержания информации, а затем воздействовавшие на приемник информации таким образом, чтобы в нем возникла информация с тем же самым содержанием.
Прямыми производными от этих понятий являются термины прием и передача информации, хотя и используемые в технике связи, но на самом деле являющиеся метафорами, поскольку собственно содержание информации здесь полностью игнорируется, а предметом внимания делаются сами по себе внешние средства хранения и переноса содержания вне всякой связи с информационными процессами, протекающими в источниках и адресатах информации. В противоположность этому, для природных организмов важным оказывается только содержание информации, а средства объективирования представляют интерес лишь постольку, поскольку они являются носителями содержания более или менее надежными, более или менее удобными и вообще более или менее пригодными для осуществления общения. Последнее означает, что средства общения должны быть сами по себе безразличными для общающихся существ, но вместе с тем способными оказывать воздействия на их рецепторы, вызывая в конечном итоге соответствующее отображение в центральной нервной системе. В силу того, что в этом отображении заключено содержание, относящееся и к объекту-средству как таковому, и к нему же как к хранилищу вложенного в него содержания, последнее должно быть специально выделено и соотнесено не с непосредственным носителем, а с источником информации, если дело происходит в информационной среде, или с тем природным объектом, который по каким-то причинам представляет важность для данного организма. Это делают центральные компоненты нервной системы, опознающие в продуцируемой ими информации содержание, относящееся к внешней среде и к собственному организму. Таким образом, в центральной нервной системе информация не только возникает, но и определенным образом перерабатывается, превращаясь в содержание сознания.
Будучи явлением психическим, сознание в то же время представляет собой информационный процесс, а содержание сознания есть не что иное, как интегрированное отображение природной среды, информационной среды, собственного организма как природного тела и как социального субъекта (самосознание), а также отображение самого себя (рефлексия). Наличие сознания позволяет организму строить модели собственных действий в той же системе координат, в которой отображаются действия объектов внешней среды, что создает единую информационную базу восприятия среды и адресации воздействий, а также контроля процесса и результата изменений среды в зависимости от действий организма. В целом это и есть информационная основа самоуправления, как активного координирования собственных действий и состояний организма с состояниями и изменениями окружающей организм среды, причем координирования, способствующего адаптации организма и превращающего тем самым внешнее окружение в активно используемую организмом среду жизнеобитания.
Глава 4. Изолированная информация и произвольность поведения.
Жизнь организма представляет собой двуединый процесс осуществления воздействий, направленных на внешнюю среду, и преобразований, происходящих во внутренних подсистемах и не выходящих за пределы организма. Внешние проявления жизни принято обозначать термином поведение, а внутренние явления — функционирование. Это разделение, вполне пригодное для обозначения различных сторон жизнедеятельности как предметов тех или иных научных дисциплин, например, поведение — этологии, функционирование — физиологии, не следует, однако, абсолютизировать, полагая возможным познание поведения помимо изучения функционирования и наоборот, поскольку, во-первых, одно без другого вообще невозможно, а во-вторых, и то, и другое представляет собой проявление процессов саморегуляции и самоуправления, осуществляющихся в организме, но в то же время и осуществляемых организмом, что вплотную подводит к вопросу о произвольном и непроизвольном в поведении и функционировании.
Термины непроизвольное и произвольное поведение обозначают две принципиально различные его формы, которые обобщенно можно обозначить как реактивность, т.е. активность без выбора, и избирательная активность, подразумевающая выбор объекта действия, способа действия, времени, места и вообще самого действия как такового.
Дихотомия непроизвольное-произвольное возникает не из противопоставления внешней и внутренней детерминации поведения, либо пассивности и активности, или даже детерминизма и индетерминизма. Определяющим признаком является наличие или отсутствие выбора поведения со стороны самого организма, проявляющего таким образом наличие или отсутствие самодетерминации, понимаемой как способность организма осуществлять активную избирательность как по отношению к внешней среде, так и к себе самому. Так же как авторегуляция и самоуправление, самодетерминация обязана своим происхождением не какому-то особому фактору вроде «свободной воли» или «мировой целесообразности», а только и исключительно внутреннему устройству живых систем, приобретающих данную способность в ходе эволюционного развития.
Функциональной основой самодетерминации является внутреннее изолирование информации, достигаемое путем формирования в центральной нервной системе таких компонентов, которые не являются одновременно управляющими компонентами других систем и не могут поэтому оказывать прямого воздействия на поведение и функционирование. Возникающая в этих компонентах информация может быть уподоблена письму «до востребования», которое выдается, во-первых, только по запросу адресата и, во-вторых, только при наличии определенных условий — в данном примере удостоверения личности. Более точной иллюстрацией является поведение человека, запланировавшего какое-то действие, но откладывающего исполнение до наступления некоторых внешних обстоятельств или же созревания каких-то внутренних условий, скажем, восстановления физической работоспособности, в отсутствие которых выработанный план не оказывает на поведение никакого влияния.
Существование в организме изолированной информации позволяет не только отображать наличные состояния внутренней и внешней среды, но кроме этого формировать и сохранять «до востребования» модели будущих состояний и прежде всего — планы или программы отсроченного поведения. Это явление не следует связывать только с высокоразвитыми живыми существами, поскольку уже насекомые способны осуществлять достаточно длинные цепочки действий, каждое из которых выполняется по определенному сигналу, разрешающему реализацию очередной заранее заготовленной двигательной программы. Такого рода сигналы вырабатываются в нервной системе как отображения событий, произошедших во внешней среде или в других системах организма, а функция, выполняемая ими в информационном процессе, заключается в управлении нервными структурами, содержащими изолированную информацию, благодаря чему нервная система приобретает свойство самоуправления.
Именно это свойство самоуправления обеспечивает способность живого существа к самодетерминации, т.е. к осуществлению самостоятельного выбора одного из нескольких возможных действий, доступных для выполнение одной и той же эффекторной подсистемой. Так, например, хищные осы с помощью своих лапок перемещаются по земле, роют норку, захватывают добычу, совершают туалет; кузнечики употребляют задние конечности для прыжков, но также и для стрекотания; пчелы используют крылышки для полета и для проветривания улья и т.д., и т.п. Во всех этих случаях животное самостоятельно выбирает требуемое действие, выступая, таким образом, ближайшей причиной того или иного поведения, что и позволяет говорить о самодетерминации как проявлении избирательной активности организма по отношению к самому себе. Вместе с тем, как видно из приведенных примеров, самодетерминация отнюдь не означает одновременно и произвольность, так как все перечисленные выборы поведения происходят в жесткой зависимости от внешних обстоятельств и от внутренней информации, заданной у насекомых генетически, т.е. порождаемой и сохраняемой изолированно как от внешней среды, так и от собственных органов животного.
У низших животных изолированная информация передается от родителей потомству, но не изменяется самим организмом в течение его жизни. Правда, и у этих существ содержание изолированной информации может стать немного или даже заметно иным в результате воздействия мутагенных факторов, однако свойство произвольности поведения обязано своим происхождением не случайным обстоятельствам, а эволюционному усложнению самой нервной системы, которая на каком-то этапе филогенеза становится способной к самостоятельному прижизненному порождению изолированной информации. Это явление называется научением и проявляется внешне как приобретение новых форм поведения, основанных на более широких возможностях выбора между различными заранее заготовленными программами действий, причем можно полагать, что так называемая латентная фаза, обязательно присутствующая в процессе научения, как раз и соответствует периоду формирования новой изолированной информации.
Отсроченная программа действий знаменует собой достаточно продвинутую стадию филогенетического развития живого организма, так как запуск таких программ требует наличия каких-то «спусковых механизмов», срабатывающих при совпадении воздействия специфических сенсорных раздражителей с определенным состоянием организма, которое обозначается обычно как установка к действию (set) или состояние предпусковой готовности (redintegration). Ввиду того, что пусковой раздражитель срабатывает подобно спусковому крючку («триггер» — в англоязычной терминологии), логично предположить, что соответствующая сенсорная информация не подвергается специальной переработке, а только лишь сравнивается с уже имеющимися в организме моделями внешних ситуаций и внутренних состояний, необходимых и достаточных для совершения тех или иных «уместных» в данный момент действий. Это значит, что изолированная информация представляет собой не только заготовки действий, но и комплексы соответствующих обстановочных моделей, т.е. изолированная информация — это, с одной стороны, предвидение возможных действий, а с другой стороны, предвидение возможных ситуаций, что в конечном итоге можно рассматривать как предвидение (антиципирование), во-первых, собственного будущего поведения, во-вторых, будущих возможных состояний среды и, в-третьих, воспоследующих результатов поведения, направленного в целом на удовлетворение той или иной потребности путем перевода организма в некоторое новое состояние.
По мере эволюционного усложнения внутреннего строения организма и его взаимодействия с окружающей средой, содержание изолированной информации становится все более разнообразным, благодаря увеличению количества возможных программ действий и связанных с ними моделей пусковой стимуляции. С поведенческой точки зрения, все эти модели, каковыми являются также и сами программы, составляют некое поле возможностей, у простейших организмов заложенных генетически, а у более сложных — приобретаемых прижизненно путем формирования сначала временной, а затем и постоянной структуры взаимосвязанных или взаимодействующих моделей. Разница между этими двумя способами информационного интерферирования состоит в следующем: взаимосвязи объединяют модели разных модальностей, например, сенсорные и двигательные, создавая таким образом функциональное объединение, но не приводя к смешиванию сенсорной и моторной информации. Анатомически это проявляется как возникновение в центральной нервной системе сенсорных и моторных областей, а функционально означает разделение нервных субстратов, которые порождают изолированную информацию, относящуюся к восприятию и движению как отдельным функциям организма. Что же касается взаимодействий, то они происходят между моделями одинаковой модальности, что способствует обогащению их информационного содержания в плане генерализации, дифференциации, категоризации и тому подобных явлений, характерных для процесса научения.
Как уже говорилось, принципиальное свойство изолированной информации состоит в том, что продуцирующие ее нервные структуры связаны с «исполнительными» отделами нервной системы не прямо, а опосредованно — через специальный комплекс триггеров. Отсутствие прямой связи с информационными процессами, обеспечивающими жизнедеятельность организма, позволяет этим нервным структурам не только сохранять «до востребования» уже сложившиеся сенсорные и двигательные модели, но также продуцировать существенно новые модели, содержание которых в значительной степени эмансипировано от наличного в данный момент состояния организма и (или) окружающей среды. В контексте свойства избирательной активности это создает уникальную возможность конструирования как новых форм поведения, еще не опробованных эмпирически, но уже подготовленных к реализации, так и новых элементов среды, зачастую вообще не существующих в природе. Последнее обеспечивает животному переход на качественно иной уровень взаимодействия с окружающей средой, который подразумевает не только использование наличных условий обитания, но и создание таких условий, которые оказываются для него в каких-то отношениях более выгодными по сравнению с естественными.
Эволюционное развитие созидательного поведения приводит, в конце концов, к формированию человека и цивилизованной среды обитания, сочетающей естественную природу, преобразованные природные элементы и, наконец, искусственные объекты, созданные человеком сначала в своем воображении, а затем и реально. Таким образом природный самоуправляемый организм превращается в культурное самодетерминированное человеческое существо, что знаменует переход от натуральной жизнедеятельности к ее культурной форме, для которой характерно равноправное сосуществование материального, как явлений биологической природы, и идеального, как явлений информационного характера.
Как видно из всего изложенного выше, самодетерминация представляет собой в высшей степени естественное свойство живого организма, которое обеспечивается особой организацией осуществляющихся в нем информационных процессов. Филогенетической предпосылкой этой организации является прогрессивное усложнение тех нервных структур, которые порождают изолированную информацию, и вытекающее отсюда возрастание разнообразия и качественной новизны сенсорных и двигательных моделей, все более эмансипирующихся от жесткой связи с данным состоянием организма и его положением в пространственно-временном континууме не зависящих от него событий окружающей среды. С операциональной точки зрения это означает, что организм строит собственный внутренний мир, исходя из которого осуществляет избирательную активность в среде, реализуя таким образом влияние информации на протекание материально-энергетических процессов, начинающихся в организме как функционирование и выводимых за его пределы посредством оказываемых на среду направленных воздействий, т.е. в форме поведения. В свою очередь, повышение разнообразия внутренних моделей вызывает появление к жизни новых функций, которые вынуждена выполнять центральная нервная система. Это — функция оценивания адекватности внутренней картины мира и функция выбора программ преобразования окружающей среды, включая и создание искусственных, не существовавших ранее объектов. Обе эти функции осуществляются путем определенного «внутреннего поведения», опробующего ту или иную модель или программу без реального взаимодействия со средой или, как говорят психологи, «во внутреннем плане действий». В конечном итоге содержание и действенность изолированной информации становятся главными факторами самодетерминации человека как субъекта своей жизнедеятельности.
Несмотря на огромное разнообразие «человеческой» изолированной информации и высочайшую сложность порождающих ее нервных структур, человек отнюдь не может служить образцом абсолютно развитой самодетерминации, поскольку его внутренний мир в большей части формируется посредством интериоризации и лишь в меньшей — путем независимого конструирования. Именно поэтому и поведение человека, и его психическая деятельность в подавляющем большинстве ситуаций оказываются детерминированы извне и сравнительно редко — изнутри. Однако, если считать интериоризированное содержание полностью присвоенным человеком, то доля самодетерминации поведения может считаться значительно большей, и не удивительно, что именно тут кроется противоречие между кажущейся субъективной свободой и действительной объективной необходимостью многих компонентов поведения.
Самодетерминация в целом подразумевает наличие у организма определенного поля возможностей в поведении и функционировании, а разделение ее на произвольную и непроизвольную основано на наличии или отсутствии осуществляемого самим организмом выбора той или иной возможности в соответствии или вопреки условиям окружающей среды и даже собственному состоянию. Типичным проявлением произвольной детерминации является работа сознания, как информационного процесса, содержание которого составляют непрерывно происходящие акты решений и выборов, производимых на материале моделей, которые продуцируются в качестве изолированной информации. Сами эти модели возникают непроизвольно как результаты не контролируемых сознанием когнитивных процессов, однако их сравнение, верификация, оценивание и выбор осуществляются сознанием произвольно, благодаря его способности в каждый данный момент рефлексировать свое содержание, отображая его с помощью усвоенных знаковых систем.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Тест MMPI. Измерение результата.
  • Стандартизация методики многостороннего исследования личности
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • С. В. Крутов. Психология управления и управляемости: где начинается эффективность?
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Тест MMPI. Оценочные шкалы теста.
  • Диагностика сформированности приемов учебной деятельности детей дошкольного возраста. Методика "Рисование по точкам" (А.Л. Венгер - 1981)
  • Чувство; Feeling; Geffihl
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Об анкетных методах исследования личности.
  • Рамиль Гарифуллин. О депрессии, ценностях и смысле жизни
  • Стандартизация методики многостороннего исследования личности. Результаты стандартизации
  • Финальный; Final
  • Объект; object
  • Комплекс; Complex; Komplex
  • Лосский Н. ЦЕННОСТЬ И БЫТИЕ
  • Георгий Почепцов. Пропаганда 2.0: Новые измерения в действии
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Проекция; Projection; Projektion
  • Методика тестирования на полиграфе. Тест контрольных вопросов
  • Имаго; Imago
  • Вспомогательная функция; Auxiliary function
  • Бабушкин В. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
  • Леонтьев А.Н. Индивид и личность.
  • Макаренко Э. В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ.
  • Анастасия Дробышева. Ошибки при поиске работы
  • Георгий Почепцов. Как вербуют агентов и освобождают заложников: правила коммуникации в действии
  • Гадание на цифрах - просто и эффективно
  • Юндина Анна Анатольевна. «Использование приемов мотивации детей младшего возраста к разнообразным видам деятельности».
  • Алексей Козлов. Что такое самооценка. Признаки низкой самооценки
  • Йегуда Ашлаг. Каббала в сравнении с науками
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Конструктивное
  • Образ; Image; Bild
  • Вытеснение, или репрессия; Repression; Repression
  • Закономерности психических систем
  • Тест "Боги и Богини"
  • Инстинкт; влечение; Instinct; Instinkt
  • Притча «Деятельность и просветление»
  • Самый быстрый приворот
  • Методы развития самостоятельности у детей
  • Елена Конева. Воспитательно-образовательные возможности игровой деятельности в дошкольном возрасте
  • Тень; Shadow; Schatten
  • Приворот на быстрый возврат любимого
  • Еськина Елена Геннадиевна. Использование интерактивных методов в формировании основ безопасности жизнедеятельности в работе с дошкольниками
  • Собеседование проводимое при приёме на работу.
  • Решедько Татьяна Николаевна. Организация детской проектной деятельности в ДОУ.
  • Мораль; Morality; Moral
  • Принципы интерпретации рисунков.
  • Гадание Сотня - на картах
  • Фрейд Зигмунд. Некоторые замечания относительно понятия бесознательного в психоанализе



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь