Фрейд Зигмунд. Некоторые замечания относительно понятия бесознательного в психоанализе

Категория: Библиотека » Фрейд Зигмунд | Просмотров: 3875



Фрейд Зигмунд. Некоторые замечания относительно понятия бесознательного в психоанализе

Мне хотелось бы кратко и насколько возможно ясно изложить, в каком смысле следует употреблять выражение "бессознательное" в психоанализе, и только в психоанализе. 

Представление - или всякий другой психический элемент в определенный момент может быть в наличности в моем сознании, а в последующий может оттуда исчезнуть, через некоторый промежуток времени оно может совершенно неизмененным снова всплыть, как мы говорим, в нашей памяти, без каких-либо предшествующих новых чувственных восприятий. Учитывая это явление, мы вынуждены принять, что представление сохранялось в нашей душе и в этот промежуток времени, хотя было скрыто от сознания. Но в каком оно было виде, сохраняясь в душевной жизни и оставаясь скрытым от сознания относительно этого, мы не можем делать никаких предположений.

В этом пункте мы можем встретить философское возражение, что скрытое представление не может рассматриваться как объект психологии, но только как физическое предрасположение к повторному протеканию тех же психических явлений, данном случае того же представления. Но мы на это ответим, что такая теория переступает область собственно психологии, что она просто обходит проблему, устанавливая идентичность понятий "сознательного" и "психического", и что она, очевидно, не вправе оспаривать у психологии право объяснять собственными средствами одно из ее обыденнейших явлений - память.

И так мы назовем представление, имеющееся в нашем сознании и нами воспринимаемое, - "сознательным", и только таковое заслуживает смысла этого выражения - "сознательное"; наоборот, скрытые представления, если мы имеем основание признать, что они присутствуют в душевной жизни, как это наблюдается в памяти, мы должны обозначить термином "бессознательные".

Следовательно, бессознательное представление есть такое представление, которого мы не замечаем, но присутствие которого мы должны тем не менее признать на основании посторонних признаков и доказательств.

Это следовало бы считать совершенно неинтересной описательной или классифицирующей работой, если бы она не останавливала нашего внимания ни на чем другом, кроме явлений памяти или ассоциаций, относящихся к бессознательным промежуточным членам. Но хорошо известный эксперимент после «гипнотического внушения» показывает нам, насколько важно различать сознательное от бессознательного и поднимает значение этого различия. При этом эксперименте, как производил его Bernheim, субъект приводится в гипнотическое состояние и затем пробуждается из него. В то время, когда он, в гипнотическом состоянии, находился под влиянием врача, ему было приказано произвести известное действие в назначенное время, например спустя полчаса. После пробуждения субъект снова находится, по всей видимости, в полном сознании и обычном душевном состоянии, воспоминание о гипнотическом состоянии отсутствует, и, несмотря на это, в заранее намеченный момент в душе его выдвигается импульс сделать то или другое, и действие выполняется сознательно, хотя и без понимания, почему это делается. Едва ли возможно иначе объяснить это явление, как предположением, что в душе этого человека приказание оставалось в скрытой форме или бессознательным, пока не наступил данный момент, когда оно перешло в сознание. Но оно всплыло в сознании не во всем целом, а только как представление о действии, которое требуется выполнить. Все другие ассоциированные с этим представлением идеи — приказание, влияние врача, воспоминание о гипнотическом состоянии — остались еще и теперь бессознательными.

Но мы можем еще большему научиться из этого эксперимента. Это нас приведет от чисто описательного к динамическому пониманию явления. Идея внушенного в гипнозе действия в назначенный момент стала не только объектом сознания, она стала деятельной, и это является наиболее важной стороной явления: она перешла в действие, как только сознание заметило ее присутствие. Так как истинным побуждением к действию было приказание врача, то едва ли можно допустить что-нибудь иное, кроме предположения, что идея приказания стала также деятельной.




Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Фрейд Зигмунд. Несколько замечаний по поводу понятия “бессознательное”.
  • Мамардашвили M., Пятигорский А. СИМВОЛ И СОЗНАНИЕ
  • Представление о психическом развитии в аналитической психологии
  • Бессознательное; Unconscious; Unbewusst; das Unbe-wusste
  • Эксперимент у Бернгейма
  • Символ; Symbol
  • Вытеснение, или репрессия; Repression; Repression
  • Происхождение понятия «аутизм».
  • Лосский Н. ЦЕННОСТЬ И БЫТИЕ
  • Воспоминание; memory
  • Мистическое соучастие; Participation mystique
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Синхрония; Synchronicity; Synchronizitat
  • Либидо; Libido
  • Дух; Spirit; Geist
  • Динамический, динамика; dynamic
  • Цитаты
  • Сознание; Consciousness; Bewusstheit
  • Направленное и фантазирующее мышление (Directed and fantasy thinking; Gerichtetes und Phantasiedenken
  • Самость; Self; Selbst
  • Притча «Про любовь»
  • Анимус; Animus; Animus
  • Прист С. Теории сознания.
  • Отреагирование; Acting out; Agieren
  • Луиза Хей. Как измениться в лучшую сторону
  • Медитация; Meditation
  • Жизненный сценарий. Почему я опять так поступаю?
  • Идея; Idea; Idee
  • Нормальное удовлетворение сексуальных влечений и перверсии
  • Аффект
  • Дифференциация; Differentiation; Differenzierung
  • Эмпиризм; Empiricism; Empiric
  • Пелевин Виктор. ИВАН КУБЛАХАНОВ
  • Егорова Елена. Жизненные сценарии
  • Интуиция; Intuition
  • Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. О ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ
  • Идентификация; Identification; Identifizierang
  • Вспомогательная функция; Auxiliary function
  • Шопенгауэр А. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Притча «Момент во времени»
  • Сартр Ж.-П. ТРАНСЦЕНДЕНТНОСТЬ ЭГО
  • Тень; Shadow; Schatten
  • Коллективное бессознательное; Collective Unconscious; Kollectives Unbewusstes
  • Инфляция; Inflation
  • Уилбер Кен. ТАК КТО ЖЕ ВЫ?
  • Возрождение или перерождение; Rebirth; Erneuerung; Wiedergeburt
  • Е.В. Повешенный. Человеческое сознание бессознательно
  • Персонификация; Personification; Personifikation
  • Рамиль Гарифуллин. Как распознать наркомана или алкоголика? Как определить наркозависимую личность



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь