1. КОНСПЕКТ: СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГОВ ОБ УВЕРЕННОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ (к п.1.3)
Lazarus, A.A.(1973): На основе своего клинического опыта Лазарус выделил четыре важнейших класса по-ведения, которые объединяет понятие уверенного, "ассертивного" поведения. Для него эти способности существуют не только в плоскости поведения, но и включают когнитивные моменты: такие, как установки, жизненную философию и оценки. содержательно: - способность сказать "нет"; - способность открыто говорить о чувствах и требованиях; - способность устанавливать контакты, начинать и оканчивать беседу; - способность открыто выражать позитивные и негативные чувства. формально: - мимика, жестикуляция; - использование "Я"; - контакт глаз; - осанка; - интонации.
Ullrich & Ulrich de Muynck (1971-1976): Эти авторы провели факторный анализ перечня конфликтных ситуаций, в котором, помимо общего фактора и двух когнитивно интерпретируемых факторов обнаружили следующие относительно независимые факторы: 1. Общая неуверенность - G-фактор; 2. Страх критики; 3. Страх сказать "нет" в ответ на требования; 4. Страх контакта; 5. Страх потребовать и настоять на своем; 6. Чувство вины за уверенное поведение; 7. Чрезмерная конформность и осторожность.
Несколько положений относительно современного состояния психотерапевтических исследований категории "уверенное поведение":
Salter (1949):
Перечень Сальтера включает важнейшие характеристики уверенного поведения. Од-нако, как число их, так и логическая последовательность недостаточно проверены . 1. Эмоциональность речи (feeling talk) : открытое, спонтанное и подлинное выражение в речи всех испытываемых чувств; 2. Экспрессивность речи (facial talk) : ясное проявление чувств в невербальной плоско-сти и соответствие между словами и невербальным поведением; 3. Противостоять и атаковать (contradict and attack) : как прямое и честное выражение собственного мнения, без оглядки на окружающих; 4. Использование местоимения "Я" (deliberate use of the word "I"): как выражение того факта, что за человек стоит за словами, отсутствие попыток спрятаться за неопреде-ленными формулировками; 5. Принятие похвалы (express agreement, when you are praised) : как отказ от самоуни-чижения и недооценки своих сил и качеств; 6. Импровизация как спонтанное выражение чувств и потребностей, повседневных за-бот, отказ от предусмотрительности и планирования. КАТЕГОРИИ Отдельные категории уверенного поведения можно следующим образом подразде-лить на содержательные и формальные классы: СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ФОРМАЛЬНЫЕ ПОХВАЛА КРИТИКА ТРЕБОВАНИЯ ПРИНИМАЮТСЯ МИМИКА ЖЕСТИКУЛЯЦИЯ КОНТАКТ ГЛАЗ ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА ПОХВАЛА КРИТИКА ТРЕБОВАНИЯ ПРОИЗНОСЯТСЯ ИНТОНАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕСТОИМЕНИЯ "Я" ГРОМКОСТЬ ГОЛОСА ОТКРЫТОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ЧУВСТВ СПОСОБНОСТЬ К СПОНТАННОСТИ УСТАНОВЛЕНИЕ КОНТАКТА НАЧИНАТЬ РАЗГОВОР ЗАКАНЧИВАТЬ РАЗГОВОР
Текст ситуации: "В табачной лавке" (К п. 1.5.1) "Сейчас просто представим себе, что мы находимся в табачной лавке. (Этот стол будет прилавком). "Уверенный" покупает журнал, пачку сигарет или что-либо подобное. Он завязывает разговор с продавцом, чтобы узнать что-либо о квартирах, сдающихся поблизости, столовых или каких-либо мероприятиях, которые поблизости проводятся. Если продавец дает требуемую справку, то "уверенный" с дружественной улыбкой, но ненавязчиво благодарит." Ролевая игра не должна длиться больше, чем 3-4 минуты. 3 сцены ролевых игр для клиентов. (п. 1.5.2) Столовая Во время еды в столовой начните разговор с соседом о пище, последних новостях и т.п. Место для курения Во время паузы начните с соседом разговор о последних событиях, проблемах с уче-бой, способах поразвлечься и т.п. Экзамен Обратитесь к кому-нибудь, кто, как и Вы, ожидает экзамена, начните разговор о препо-дователе, отдельных вопросах к экзамену, вообще о чем-нибудь. В каждой ролевой игре не должно быть больше 3-6 предложений. Пример заполненной таблицы (примерный результат групповой дискуссии в п.1.5.3)
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.