|
Аннекен Габи, Эгельмайер Лиц, Кесслер Ева. Тренинг уверенности и контакта в группе.Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 11096
Автор: Аннекен Габи, Эгельмайер Лиц, Кесслер Ева.
Название: Тренинг уверенности и контакта в группе. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке 1.4.1 В качестве примера: Участник группы описывает две ситуации, относительно ко-торых он обнаружил, что его ответы сильно отличаются от ответов, предлагаемых в ключе к тесту Якубовской. В последующей групповой дискуссии ему должно стать яс-ным различие между его собственной точкой зрения и вновь созданной схемой уве-ренности.
Терапевт: "Каждый из вас сейчас выберет две ситуации, оказавшиеся по-разному оцененными им самим и в ключе к тесту и объяснит, почему он именно так оценил эти ситуации." Протоколант записывает номера названных ситуаций. В пункте 4.1 вы будете еще разработать с сокращенной формой теста Якубовской. Помимо номеров ситуаций, нужных для составления сокращенной формы, протоколант должен отмечать суть вы-сказываний клиентов, приводимых ими обоснований, т.к. на следующем шаге (1.4.2) эти обоснования будут переформулированы в самовербализации. 1.4.2 Следующим шагом будет формулирование самовербализаций. Участники группы должны осознать суть стимулирующего и блокирующего действия самовербализаций, которые обнаружились в их соображениях относительно ситуаций теста. На этом ма-териале клиентам поясняют регулирующую функцию внутренней речи (Выготский). Терапевт: "Что Вы подумали или могли бы подумать, когда вы представляли себе си-туацию Nr...?" (+ Другие вопросы о самовербализации и ее стимулирующей или блокирующей функ-ции). 1.5 Переход от когнитивной плоскости к плоскости поведения с учетом эмоций и чувств (Лазарус). На этом этапе в качестве метода реализации эмоций и когниций посредством ак-тивных действий вводится в действие ролевая игра. При этом не упускают из виду взаимодействие между отдельными плоскостями - когниции влияют на поведение и эмоции, эмоции изменяют когниции и поведение. 1.5.1 Терапевты на примере ролевой игры "В табачной лавке" (см. приложение) зада-ют модель проведения ролевой игры. Во-первых, они наглядно демонстрируют метод как таковой; во-вторых, моделирование терапевтами ролевой игры облегчает участни-кам включение в последующие ролевые игры. Они видят и понимают, что участникам не разрешается чрезмерно усложнять ситуацию, что "уверенность" в ролевых играх должна обозначать "выигрыш". Терапевт: "Сейчас мы хотим продемонстрировать Вам один из важнейших методов тренинга, и одновременно в ролевой игре показать вам, как вообще выглядит уверен-ность. Один из нас будет играть роль "уверенного", другой же должен делать все, что-бы партнеру было легко удержаться в рамках этой роли, поскольку в конечном счете речь идет о том, чтобы тренирующийся смог ощутить успех как результат своего пове-дения. 1.5.2 Теперь в предложенных ролевых играх участники группы должны получить пер-вый опыт использования этого тренингового метода. Приняв участие в отдельных ро-левых играх каждый клиент должен проследить за тем, что ему внутренне мешает или помогает вести себя уверенно, а также, возможно, сообщить о психических процессах, которые сопровождают его поведение. Чтобы облегчить начало ролевых игр, тренер может (1) мягко спросить одного из кли-ентов, не хотел бы он начать (и потом продолжить по кругу); (2) предложить играть по часовой стрелке или (3) по алфавиту. Однако, каждый клиент должен один раз побы-вать в роли "уверенного" и один раз - в роли "подающего реплики". После каждой ролевой игры терапевт обращается к клиентам: "Как ты себя чувство-вал? Что ты говорил сам себе? Что ты ощущал физически?" 1.5.3 После ролевых игр еще раз проводится подробная дискуссия о внутренних усло-виях, которые сопровождают поведение в отдельных ситуациях. При этом нужно до-полнительно проработать индивидуальные самовербализации и записать их на доске или листе ватмана. Негативные самовербализации обязательно нужно переформули-ровать в позитивные "стимулы к действию". Здесь должны быть осознаны и рассмот-рены внешние стимулирующие или блокирующие условия (н-р, количество партнеров или степень доверия к партнеру), их психологические корреляты (н-р, расслабление, релаксация, напряжение, спешка), а также эмоциональные компоненты (н-р, страх, злость). (пример заполненного плаката смотри в приложении) 1.6 Домашнее задание Для обсуждения домашнего задания формируются подгруппы, так, чтобы каждый кли-ент имел все возможности обсудить и проработать свою тренировочную ситуацию вместе с терапевтом (бланк домашнего задания см. в приложении). 1.6.1 Каждый клиент называет одну легкую и одну сложную ситуацию, которую он, в зависимости от условий, будет тренировать либо ежедневно, либо по крайней мере один раз в ходе следующей недели. Он отбирает один из компонентов уверенного по-ведения (н-р, контакт глаз), за выполнением которого он будет особенно следить всю следующую неделю. Терапевт: в интенсивном диалоге с клиентом проверяет конкретность, уровень слож-ности и возможность частого выполнения ситуации до следующего занятия. После об-суждения каждый клиент записывает свою ситуацию в верхней графе бланка домашнего задания. 1.6.2 Далее, каждый клиент формулирует стимульную фразу , с которой в будущем он будет начинать любую тренировочную ситуацию ("Я просто попробую...", "Это на са-мом деле хорошая тренировка для меня..."). Интенсивное обсуждение стимульных фраз. Терапевт: "Предложения нужно формулировать так, чтобы это было для тебя стиму-лом к вхождению в ситуацию." 1.6.3 Для поддержки самостоятельной тренировки клиентам раздают "Руководство по успешному уверенному поведению (см. приложение). Терапевт: "Все, что может помочь вам в тренировке мы подготовили для вас в виде листовки. Прочтите, пожалуйста, также главу из книги Альберти и Эммонса и скажите нам, что для вас здесь особенно ценно. 1.6.4 При обсуждении тренировочных ситуаций клиентам должны стать понятны сле-дующие пункты: - успех приносят маленькие шаги; - важна собственная активность; - успех приносит "вхождение" в ситуацию; - три плоскости поведения прочно связаны друг с другом. Терапевт: "Сейчас для нас важно не столько самоутверждение в жизненных ситуаци-ях, сколько сам факт "включения" в эти ситуации, и это "включение" будет оцениваться как первый несомненный успех. Готовностью тренировать уверенное поведение со-здаются первые предпосылки к тому, чтобы позже добиваться полноценного и успеш-ного самоутверждения. 2. ВТОРОЕ ЗАНЯТИЕ (2 часа) Материалы: Карточки, бланки домашнего задания. В центре внимания первого занятия стояли теоретические рассуждения об уверенном поведении. На этом тренинговом занятии будут прорабатываться отдельные аспекты уверенного поведения, такие, как, например, контакт глаз, выражение чувств. Содер-жательный контекст, в котором будут тренироваться эти компоненты уверенности, определят сами клиенты. Тренер, таким образом, не навязывает конкретных проблем-ных ситуаций, но скорее каждый клиент сам выбирает свою собственную сферу жизни, в которой он хотел бы научиться уверенности, т.е. тренинг базируется на индивидуальных условиях жизни каждого конкретного клиента. Практическая тренировка тех или иных образцов уверенного поведения происходит в ролевой игре. Эти первые индивидуальные ролевые игры должны опираться на об-суждение ситуаций домашнего задания. Отдельные аспекты уверенности, которые не были осуществлены в реальной ситуации домашнего задания, с помощью тренера и других участников тренинговой группы переносятся в ролевую игру и несколько раз тренируются, пока клиент не достигнет требуемой компетентности действий. Координатор: вкратце описывает клиентам структуру этого занятия. 2.1 Обсуждение домашнего задания. В группе, не превышающей 10 человек, имеет смысл проводить обсуждение на плену-ме. В этом случае все получают возможность научиться чему-либо, знакомясь с попыт-ками решения проблемной ситуации, предпринятыми другими клиентами (обучение на моделях, А.Бандура, 1969) 2.1.1 Работа с карточками. Обсуждение домашнего задания с использованием карточек нужно для того, чтобы зафиксировать отдельные аспекты тренируемого уверенного поведения. Позже они будут конкретизированы клиентами применительно к их индивидуальным проблемам, к конкретным тренировочным ситуациям. Такого рода аспектами тренировки может быть, например, следующее: "В чем состоит прогресс в моем поведении..."; "Как я ис-пользовал мою стимульную фразу...", или "за чем я должен особенно следить в буду-щем..." (другие примеры - см. приложение). Карточки помогают участникам группы сфокусировать свое внимание на отдельных компонентах уверенности, и предложения на карточках должны быть, по возможности, написаны таким образом, чтобы любой участник мог работать с любой карточкой. Клиенты рассказывают о выполненных ими на прошлой неделе заданиях с точки зре-ния написанных на карточках предложений. Карточки на этом первом занятии разда-ются особым образом - протоколант прошлого занятия, раздавая карточки, следит за тем, чтобы не задеть слишком сильно кого-либо из участников. Для этого он привлека-ет свои записи и наблюдения, сделанные на предшествующем занятии. Очень неуве-ренный и заторможенный клиент не должен, например, получить тему "Прогресс в мо-ем поведении", потому что это может оказать на него сильное негативное давление. На следующем занятии клиент должен получить другую карточку, чтобы он не был вы-нужден каждый раз сообщать об одном и том же. Поскольку карточки возвращаются, то имеет смысл на оборотной стороне карточки записывать имена клиентов, которые ее уже однажды получали. Терапевт (передает карточку первому клиенту): "Расскажи, пожалуйста, о твоем до-машнем задании с точки зрения записанной на карточке темы". (Нельзя обращаться сразу к самому заторможенному, однако, его нельзя также за-ставлять слишком долго ждать.) 2.1.2 Переформулирование негативных утверждений. В целях позитивного переструктурирования, и учитывая то, какое значение имеет са-мовербализация для регуляции поведения, нужно строго следить за тем, чтобы нега-тивные оценки, которые участники могут давать сами себе и своему поведению, не оставались без внимания. При обсуждении довольно часто говорят о том, насколько сильное влияние на поведе-ние оказывает самовербализация (на первом занятии уже обсуждались стимулирую-щие и блокирующие самовербализации). Чтобы в будущем избежать блокирования активности, нужно суметь переформулировать соответствующие негативные, блокирующие самовербализации в позитивные стимулы действий. Это переформу-лирование с помощью тренера и группы должен осуществлять сам клиент - автор негативной формулировки. Важно, чтобы переформулирование было по возможности конкретным и специфичным и ориентировалось на условия жизни конкретного клиента, т.е. чтобы он сам видел реальную возможность осуществления этой формулировки. В случае общих, неконкретных формулировок типа "Я с этим справлюсь" возникает опасность, что такая самовербализация не окажет реального воздействия на когниции клиента. Терапевт: дает пример такого побуждающего переформулирования: Вместо "Я не смотрел на другого" можно сказать так: "В будущем я должен следить за контактом глаз". Протоколант записывает компоненты ситуации или поведения, которые не удались клиентам при выполнении домашнего задания - эти компоненты позже будут трениро-ваться в ролевой игре. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|