Психология восприятия цвета

Большинство живых существ сориентированы на зрительное восприятие или формы, или цвета. Человек же имеет относительно уравновешенную систему «цвет — форма» при ярко выраженной восприимчивости к цветам.

Топология цвета

Вокруг восприятия цвета в психологии велись споры в течение нескольких веков. В XIX веке И. Гете спорил с И. Ньютоном, в XIX Г. Гельмгольц отрицал идеи Э. Геринга.

Сегодня также существуют противоположные воззрения. Хотя в целом все признали, что в восприятии цвета доминантную роль играют физические, физиологические и психологические особенности, а не фактические проявления цветов.

С точки зрения физики цвета (см. рис) — это волны различной длины спектра видимого света (от 380 до 780 нм). Порядок следования цветов обычно представляется в круговой форме (т.н. цветовой круг).

цветовой круг
Цветовой круг

Такое масштабирование с одинаковыми расстояниями образует систему цветов Оствальда (для США — атлас Мансела). Эти топологии (учение о месте) цветов важны также для психологии. Благодаря подобию в начале и в конце спектральной полосы соединяются в хроматический круг (для этого добавлен условный пурпурный цвет, который связывает крайние спектральные цвета).

В человеческой физиологии за восприятие цветов отвечают специальные световые рецепторы — колбочки сетчатки глаза (в то время как палочки отвечают за черно-белое зрение). Визуальная обработка происходит в нейронах сетчатки. Три типа колбочек неравномерно распределены и имеют  разные степени восприятия различных диапазонов видимого спектра. Для волн большей длины доминируют желто-зеленые и желто-красные рецепторы, на волнах меньшей длины — синие. Соединенные с сетчаткой нервные клетки сокращают (без потери информации ) 3-канальную систему до 2-канальной (ради повышения скорости обработки ).

Эти два канала кибернетически дают четыре свойства цветов: красно-зеленый на одном канале, желто-синий на другом (с этим связан феномен контрастных цветов). Оба канала взаимодействуют. Красно-зеленый канал воспринимает волны длиной до 655 нм, сине-желтый — до 575 нм.

Наряду с недостатками большим преимуществом такой системы является то, что мы можем комбинировать  смешанный свет в 128 оттенков цвета.

В мире существуют тетрахроматы — люди с четвертым типом колбочек, которые различают смесь красного и зеленого. Благодаря этому они способны видеть излучения, выходящие за пределы воспринимаемого человеческим глазом спектра и различают оттенки, которые обычный человек видит как идентичные. Например, пурпурный оттенок, который отсутствует в стандартном физическом спектре.

Влияние цветов

Физика и физиология дают фундамент для психологии восприятия цветов. В нее входят семь основных характеристик.

Психологическое ощущение цвета зависит от физиологических,  культурных, социальных факторов. Оно базируется на «первичных цветах» (теория Геринга) — синем, зеленом, желтом, красном — которые действуют в противоположных парах, одновременно дополняя и исключая друг друга.

Однако, как видим на примере цветного телевидения, технически достаточно (в связи со структурой сетчатки ) трех основных цветов (красного, зеленого и синего ), чтобы передавать другие цвета. Для каждого цвета большая часть спектра (вплоть до половины) имеет один или несколько центров.

психология восприятия цвета
Цвет и восприятие глубины: красный дом визуально кажется на первом плане

Ощущение цвета также зависит от индивидуального опыта. Например, синее авто при различных вариантах освещения может существенно изменять оттенки, однако мы все равно будем воспринимать его цвет как синий. Происходит неосознаваемая психологическая коррекция восприятия цвета. Эту особенность называют памятью на цвета (цветовой памятью).

Также имеет значение исторический и социальный опыт. У разных народов количество «важных» цветов может быть различным, что отражается в языке и мышлении (см. обозначение цвета в разных языках).  В языке одного народа может быть множество названий для обозначения оттенков какого-либо цвета, важного для обыденной жизни или доминирующего в местной природной среде. В то время как представители другого народа могут вообще не замечать эти оттенки и не иметь для них названий.

Незначительное число людей страдают на расстройство восприятия цветов (дальтонизм): 0.02% не воспринимают цвета полностью, 1,78% мужчин не воспринимают зеленый, 1,08% — красный, невосприимчивость голубого крайне редкое явление. У женщин невосприятие цветов случается значительно реже.

Дополнительные (или противоположные) цвета являются парными, при смешивании они дают ахроматический цвет (воспринимаемый как черный, белый или серый — в зависимости от типа смешивания).

Насыщенность цвета определяет его слабое или сильное выражение, причем при слабом насыщении, например, как у розового, в котором есть много белого (то есть, «все» цвета ). Впечатление от него «расплывчатое».

эффект Бецольда
Эффект Бецольда: контраст линий влияет на восприятие яркости цвета

Яркость цвета дает информацию о мнимом «свечении» цвета, например, у желтого она больше, чем у темно-синего.

Как факторы поля различают разные действия плоскостей, поверхностей, оттенков пространства, зеркальных отражений, переливов, прозрачности и т.д.

Глубина видения также может зависеть от цвета — красный дом визуально «выдвигается» на передний план.

Т.н. эффект Бецольда иллюстрирует изменения цвета под влиянием контраста с линиями, которые его окружают.

При эффекте Пуркинье цвет меняется в зависимости от освещенности фона: на светлом выделяются зеленый и синий. Поэтому красные цвета в сумерках кажутся более темными, нежели зеленые, а в полутьме — практически черными, в то время как синие объекты «становятся» более светлыми. Это вызвано более высокой чувствительностью колбочек в сетчатке к желтому свету, тогда как палочки более чувствительны к синему, но при этом не могут обеспечить цветное зрение.

Температура цвета основывается на синестетичности «теплоты» или «холодности» цветов. Например, считают, что зеленый цвет успокаивает. Практическая психология цветов использует эти явления для психологического оформления помещений.

Символика восприятия цвета зависит от культурного и исторического бэкграунда. В восточных странах траурным цветом считают белый, в западных — черный, и т.д.

Насколько цвета влияют на наше мышление, демонстрирует эффект Струпа. Если названия цветов изобразить другими цветами или заполнить другими цветами фон, то распознавание названий цветов  существенно затрудняется.

эффект Струпа - восприятие цветов
Эффект Струпа

Итак, что же «дают» людям цвета? Существование цветов не только делает мир более захватывающим, они:

  • дают дополнительную информацию о малоинформативных по форме предметах;
  • обозначают материалы по их материальному составу лучше, чем форма;
  • могут способствовать как маскировке, так и облегчению обнаружения объектов;
  • усиливают эмоциональное отношение к предметам.

© Psyoffice.ru, 2017 г.

Просмотров: 1305
Категория: Статьи » Психология Другие новости по теме:

  • Юлия Погребинская. Цвета нашей жизни - розовый. Психология цвета
  • Юлия Погребинская. Цвета нашей жизни - розовый. Психология цвета
  • Психология цвета
  • В.И. Шуванов. Психология цвета в рекламе
  • Мужчины и женщины видят цвета по-разному
  • Цвета и эмоции. Изучение цветовых ассоциаций
  • Красный цвет делает мужчин привлекательнее
  • Елена Карташова. Ошибки, которые не дают вам разбогатеть
  • Алла Дзяланская. «…Все может мама, только папой не может быть!»
  • Психология восприятия музыки. Как возникает музыкальное удовольствие
  • Елена Бутивщенко. О психологии восприятия товара через призму переживаний покупателя
  • Рамиль Гарифуллин. Психология музыкального восприятия Мира или стоит ли очеловечивать Мир идеей Бога?
  • Недоверчивость делает людей более одинокими
  • Р. Лихи. Оcознанность как духовная практика и способ восприятия мира
  • Том Зигфрид. Память, дофамин и энграммы: как забывание делает наш разум более эффективным
  • Владината Петрова. Может ли женщина быть гением?
  • Круг общения зависит от возраста
  • Ученые опровергли «эффект свидетеля» (эффект Дженовезе)
  • Секс с роботами: имеет ли робосексуальность право на существование?
  • Сексуальность женщин и мужчин, отношение к сексу у разных полов
  • 15 вещей, которые нужно перестать делать. - Психология успеха
  • Семь психологических правил, которые помогают жить
  • Эллина Карепова. Влияние гендерных стереотипов на восприятие в современном обществе
  • Мозг и оптимизм: как орбитофронтальная кора влияет на оптимистичное восприятие
  • Могут ли люди предсказать свое будущее? Феномен игнорирования
  • Анна Сенина. Эффект конфетной фабрики и ангедония. Как инфантилизм связан с депрессией
  • Григорий Чаусовский. Плацебо-эффект. Психотехнология усиления положительной плацебо-составляющей фармакологического действия лекарственных средств
  • Хороший или плохой? Восприятие добра и зла
  • Эстетическое восприятие: красоту можно считать по активности мозга
  • Что может помочь вам преодолеть страх?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь