Психология восприятия цвета

Большинство живых существ сориентированы на зрительное восприятие или формы, или цвета. Человек же имеет относительно уравновешенную систему «цвет — форма» при ярко выраженной восприимчивости к цветам.

Топология цвета

Вокруг восприятия цвета в психологии велись споры в течение нескольких веков. В XIX веке И. Гете спорил с И. Ньютоном, в XIX Г. Гельмгольц отрицал идеи Э. Геринга.

Сегодня также существуют противоположные воззрения. Хотя в целом все признали, что в восприятии цвета доминантную роль играют физические, физиологические и психологические особенности, а не фактические проявления цветов.

С точки зрения физики цвета (см. рис) — это волны различной длины спектра видимого света (от 380 до 780 нм). Порядок следования цветов обычно представляется в круговой форме (т.н. цветовой круг).

цветовой круг
Цветовой круг

Такое масштабирование с одинаковыми расстояниями образует систему цветов Оствальда (для США — атлас Мансела). Эти топологии (учение о месте) цветов важны также для психологии. Благодаря подобию в начале и в конце спектральной полосы соединяются в хроматический круг (для этого добавлен условный пурпурный цвет, который связывает крайние спектральные цвета).

В человеческой физиологии за восприятие цветов отвечают специальные световые рецепторы — колбочки сетчатки глаза (в то время как палочки отвечают за черно-белое зрение). Визуальная обработка происходит в нейронах сетчатки. Три типа колбочек неравномерно распределены и имеют  разные степени восприятия различных диапазонов видимого спектра. Для волн большей длины доминируют желто-зеленые и желто-красные рецепторы, на волнах меньшей длины — синие. Соединенные с сетчаткой нервные клетки сокращают (без потери информации ) 3-канальную систему до 2-канальной (ради повышения скорости обработки ).

Эти два канала кибернетически дают четыре свойства цветов: красно-зеленый на одном канале, желто-синий на другом (с этим связан феномен контрастных цветов). Оба канала взаимодействуют. Красно-зеленый канал воспринимает волны длиной до 655 нм, сине-желтый — до 575 нм.

Наряду с недостатками большим преимуществом такой системы является то, что мы можем комбинировать  смешанный свет в 128 оттенков цвета.

В мире существуют тетрахроматы — люди с четвертым типом колбочек, которые различают смесь красного и зеленого. Благодаря этому они способны видеть излучения, выходящие за пределы воспринимаемого человеческим глазом спектра и различают оттенки, которые обычный человек видит как идентичные. Например, пурпурный оттенок, который отсутствует в стандартном физическом спектре.

Влияние цветов

Физика и физиология дают фундамент для психологии восприятия цветов. В нее входят семь основных характеристик.

Психологическое ощущение цвета зависит от физиологических,  культурных, социальных факторов. Оно базируется на «первичных цветах» (теория Геринга) — синем, зеленом, желтом, красном — которые действуют в противоположных парах, одновременно дополняя и исключая друг друга.

Однако, как видим на примере цветного телевидения, технически достаточно (в связи со структурой сетчатки ) трех основных цветов (красного, зеленого и синего ), чтобы передавать другие цвета. Для каждого цвета большая часть спектра (вплоть до половины) имеет один или несколько центров.

психология восприятия цвета
Цвет и восприятие глубины: красный дом визуально кажется на первом плане

Ощущение цвета также зависит от индивидуального опыта. Например, синее авто при различных вариантах освещения может существенно изменять оттенки, однако мы все равно будем воспринимать его цвет как синий. Происходит неосознаваемая психологическая коррекция восприятия цвета. Эту особенность называют памятью на цвета (цветовой памятью).

Также имеет значение исторический и социальный опыт. У разных народов количество «важных» цветов может быть различным, что отражается в языке и мышлении (см. обозначение цвета в разных языках).  В языке одного народа может быть множество названий для обозначения оттенков какого-либо цвета, важного для обыденной жизни или доминирующего в местной природной среде. В то время как представители другого народа могут вообще не замечать эти оттенки и не иметь для них названий.

Незначительное число людей страдают на расстройство восприятия цветов (дальтонизм): 0.02% не воспринимают цвета полностью, 1,78% мужчин не воспринимают зеленый, 1,08% — красный, невосприимчивость голубого крайне редкое явление. У женщин невосприятие цветов случается значительно реже.

Дополнительные (или противоположные) цвета являются парными, при смешивании они дают ахроматический цвет (воспринимаемый как черный, белый или серый — в зависимости от типа смешивания).

Насыщенность цвета определяет его слабое или сильное выражение, причем при слабом насыщении, например, как у розового, в котором есть много белого (то есть, «все» цвета ). Впечатление от него «расплывчатое».

эффект Бецольда
Эффект Бецольда: контраст линий влияет на восприятие яркости цвета

Яркость цвета дает информацию о мнимом «свечении» цвета, например, у желтого она больше, чем у темно-синего.

Как факторы поля различают разные действия плоскостей, поверхностей, оттенков пространства, зеркальных отражений, переливов, прозрачности и т.д.

Глубина видения также может зависеть от цвета — красный дом визуально «выдвигается» на передний план.

Т.н. эффект Бецольда иллюстрирует изменения цвета под влиянием контраста с линиями, которые его окружают.

При эффекте Пуркинье цвет меняется в зависимости от освещенности фона: на светлом выделяются зеленый и синий. Поэтому красные цвета в сумерках кажутся более темными, нежели зеленые, а в полутьме — практически черными, в то время как синие объекты «становятся» более светлыми. Это вызвано более высокой чувствительностью колбочек в сетчатке к желтому свету, тогда как палочки более чувствительны к синему, но при этом не могут обеспечить цветное зрение.

Температура цвета основывается на синестетичности «теплоты» или «холодности» цветов. Например, считают, что зеленый цвет успокаивает. Практическая психология цветов использует эти явления для психологического оформления помещений.

Символика восприятия цвета зависит от культурного и исторического бэкграунда. В восточных странах траурным цветом считают белый, в западных — черный, и т.д.

Насколько цвета влияют на наше мышление, демонстрирует эффект Струпа. Если названия цветов изобразить другими цветами или заполнить другими цветами фон, то распознавание названий цветов  существенно затрудняется.

эффект Струпа - восприятие цветов
Эффект Струпа

Итак, что же «дают» людям цвета? Существование цветов не только делает мир более захватывающим, они:

  • дают дополнительную информацию о малоинформативных по форме предметах;
  • обозначают материалы по их материальному составу лучше, чем форма;
  • могут способствовать как маскировке, так и облегчению обнаружения объектов;
  • усиливают эмоциональное отношение к предметам.

© Psyoffice.ru, 2017 г.

Просмотров: 1523
Категория: Статьи » Психология Другие новости по теме:

  • Юлия Погребинская. Цвета нашей жизни - розовый. Психология цвета
  • Юлия Погребинская. Цвета нашей жизни - розовый. Психология цвета
  • Психология цвета
  • В.И. Шуванов. Психология цвета в рекламе
  • Цвета и эмоции. Изучение цветовых ассоциаций
  • Мужчины и женщины видят цвета по-разному
  • Красный цвет делает мужчин привлекательнее
  • Ассертивность: что это, для чего нужна и как ее обрести
  • Рамиль Гарифуллин. Психология музыкального восприятия Мира или стоит ли очеловечивать Мир идеей Бога?
  • Верен ли эффект Флинна или Как изменяется IQ от поколения к поколению?
  • Алла Дзяланская. «…Все может мама, только папой не может быть!»
  • Психология восприятия музыки. Как возникает музыкальное удовольствие
  • Ирина Залесская. Навязчивое негативное мышление и как с ним бороться. - Психология для всех
  • Георгий Сергацкий. Что важнее — грудь или попа? (Из книги «Изнанка любви, или Опыт трепанации греха...»)
  • Елена Карташова. Ошибки, которые не дают вам разбогатеть
  • Ирина Кобевко. Что он «несёт», или Как понять человека с первых слов?
  • Егор Горд. Как найти самого себя или Что такое внутренний голос?
  • С. Романюха. Бренды, как психоактивные вещества для современного потребителя. Психология бренда
  • Сергей Воронков. Что такое «Душа»? (или «Психология, наука — о чем?»)
  • Дэвид Либерман. Как узнать: человек действительно уверен всебе или хорошо играет роль?
  • Как перестать нервничать и успокоиться. Психологические игрушки для саморегуляции
  • Р. Лихи. Оcознанность как духовная практика и способ восприятия мира
  • Как контролировать удаленных сотрудников, чтобы они делали все вовремя, хорошо и с первого раза?
  • Ольга Маховская. Зависть как повод для нежности
  • Что человеку нужно для счастья?
  • Георгий Почепцов. Демократия и сериалы: они построены одинаково и для единых целей
  • Том Зигфрид. Память, дофамин и энграммы: как забывание делает наш разум более эффективным
  • Георгий Почепцов. Информация как оружие: как и почему она может представлять опасность
  • Н.Б. Энкельманн. Что для вас означает успех?
  • О вреде ТВ для ребенка. Как сидение перед телевизором ухудшает интеллект детей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь