Аллан Джон. Ландшафт детской души. Психоаналитическое консультирование в школах и клиниках.

Категория: Педагогическая психология, Психотерапия и консультирование, Социальная работа | Просмотров: 44598

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

3. ПРИЗРАК
«В субботу 7 августа нас ограбили. Украли самые лучшие драгоценности мамы. Джон позвал на помощь. Я вбежал в его комнату и увидел, что он мертв. Задыхаясь, я взглянул вверх в увидел призрака. Он взмахнул острой, как бритва, секирой и нанес мне молниеносный удар. Я уклонился от удара, схватил его за мошонку и нанес мощный удар. Я схватил секиру и свирепо бросился на него. Когда я схватил его за ноги, он уже едва дышал. Я бросил секиру и побежал к телефону. Сняв телефонную трубку, я неистово заорал: „Оператор! Оператор! Соедините меня с полицией!" Неожиданно я почувствовал, как чья-то рука схватила меня за шиворот. Потрясенный, я упал на пол. Это был призрак. Я выбежал в дверь и увидел стоявших там полицейских. Я сказал им, что в доме находится призрак. Они вызвали по телефону машину скорой помощи, и меня увезли».

Классическая тема эдипова комплекса проявляется в чувствах зависти и ревности, вызванных необходимостью делить с другими любовь матери. Мальчик чувствует, что отцу («призраку»), а может быть, и брату («Джону») достается больше любви (т. е. «лучших драгоценностей мамы»), чем ему («ограбили»). Это вызывает у него потребность «убить» и «кастрировать» отца и брата («Я схватил его за мошонку и нанес мощный удар», ибо, уничтожив их, он будет нераздельно пользоваться любовью матери. Разумеется, эта попытка не увенчалась успехом, потому что всегда существует опасность


ответного удара со стороны призрака-отца. Кроме того, кража лучших драгоценностей мамы, быть может, олицетворяет вытесненное чувство гнева по отношению к матери.
О существовании у мальчика внутренней силы и позитивного супер-эго свидетельствуют его адаптивная способность и присутствие «полицейских», которые вызывают по телефону «машину скорой помощи» (символ помощи).
При встречах с учителем и отцом я посоветовал им проводить немного времени наедине с Тимом. Такие встречи с Тимом позволили бы им выслушать мнение Тима и удовлетворить его потребность во внимании. Учитель уже проводил индивидуальные встречи с мальчиком. Но отец не мог понять, почему необходимы такие встречи. Вместо того чтобы предоставить Тиму свободу действий, отец обычно требовал, чтобы он рассказывал, что он собирался сделать с папой и мамой. Отцу понадобилось немало времени, чтобы понять важность такого подхода к встречам с Тимом, и он постепенно изменил свое отношение к Тиму.
3. ПОСЛЕДНЯЯ НОЧЬ МОЕЙ МАМЫ «Была холодная, таинственная ночь. Я заметил, что в доме не было мамы. Я позвонил по телефону ее подругам и узнал, что там ее тоже не было. Затем со двора донесся звук выстрела. Она лежала в предсмертной агонии и звала на помощь. Я вызвал „скорую помощь", но было слишком поздно, она была мертва. Через 5 дней я справился со своим горем и сообщил отцу о смерти мамы. Несколько недель спустя появился снайпер. Но он не знал, что я был готов к встрече с ним. Когда я увидел, как он взбирается на нашу крышу, я взял его на мушку и не промахнулся. На следующее утро я узнал, что он собирался починить крышу. После объяснения с полицейскими у меня отобрали винтовку и оштрафовали на 200 долларов. За неделю я собрал нужную сумму, помогая подругам мамы убирать дом. В ту ночь он пришел и застрелил меня в голову. Я умер так, как умерла моя мама, в предсмертной агонии. Я спускался с небес и следил за убийцей. В ту ночь я собирался убить его. Собрав все силы духа, я испугал его до смерти».
Эта история отражает амбивалентность чувств подростка: желание расстаться с матерью, жить независимо от нее и в то же время боязнь совершить эти поступки. Процесс расставания или разлуки с матерью нередко проявляется в форме сильных

вспышек гнева и побуждений причинить боль, отсюда «стрельба» и «предсмертная агония». Другими словами, разлука может состояться только после символического убийства матери (или отца). В этот момент индивид обретает психологическую свободу. Однако вместе со свободой приходят чувства боли, одиночества и утраты (т. е. чувство скорби по утраченной зависимости). В рассматриваемом случае расставание Тима с матерью было очень коротким, поскольку его, в свою очередь, застрелили «в голову» (т. е. в центр сознательности), и он вернулся в состояние бессознательности и единения с матерью (« я умер так, как умерла моя мать»).
Эта модель широко распространена. Психическая энергия движется по спирали (Jung, 1960), т. е. идет рост, затем отход назад (падение в сферу бессознательного), затем дальнейший рост, отход назад и так далее, пока не будет достигнут новый план психической жизни.
В истории есть и доля иронии: мальчик по ошибке принял ремонтного рабочего за снайпера, т. е. он «убивает» (или отвергает) человека, который старается оказать помощь (быть может, он стреляет в своего отца).
Отказ принять помощь — это нормальное для подросткового возраста явление, потому что отклик на родительскую помощь, как ни парадоксально, приводит к сохранению зависимости от родителей. Переживание «двойной связи» есть нормальное явление. Рост проистекает из осознания обоих чувств, из стремления преодолеть напряжение противоположностей для достижения трансформации и разрешения конфликтной ситуации. В рассматриваемом случае трансформация не состоялась, так как в конце истории «влечение к смерти» (т. е. снайпер) побеждает, и рассказчик «гибнет».
4. БЕШЕНАЯ СОБАКА
«Однажды в глухой деревне (под названием Гордена) появилась собака. Все боялись ее. Увидев собаку, люди запирали двери и оставались дома.
В ту ночь собака носилась по деревне. Она вламывалась в двери и убивала людей. Утром началась охота за собакой. Охотники разделились на группы: одна группа отправилась к заброшенной лагуне, а другая стала осматривать земельные участки. Один из мужчин заметил собаку. Она бросилась за ним и убила нашего последнего мужчину. Я примчался в деревню и сказал женщинам, чтобы они вооружились кольями. Женщины вышли ИЗ



домов, и началась охота. Я заметил собаку и пронзил колом, но она не умерла. Тогда я вспомнил, как ее можно убить. Я добыл немного соли и пошел по кровавому следу. Я насыпал ей в пасть соль, и она упала на землю. Она схватила меня за ноги, и от боли я упал. Неожиданно она завизжала. Это был ее последний визг, потому что она была мертва. Мои люди были спасены».
Здесь можно отметить определенный эмоциональный рост. История отражает героическую борьбу между сознательным эго Тима и его кровожадными, агрессивными инстинктами, символизируемыми собакой. В сущности, это классическая история юного героя. В деревне убит «последний мужчина», и мальчик-герой организует погоню с участием женщин. Однако побеждает собаку не грубая сила, а знание и понимание.
Насыпание соли в пасть собаки символизирует попытку уменьшить удовольствие, доставляемое состоянием зависимости. Аналогичная процедура используется при лечении алкоголиков. Для обеспечения психологического роста индивид должен стать выше своих оральных потребностей или сублимировать их. В рассматриваемой истории орально-агрессивные инстинкты приглушаются или «подсаливаются».
В этой истории отношение героя к женскому началу имеет более позитивный характер, чем в предыдущих историях. Женщины рассматриваются как помощницы. Это важно потому, что мужчина, отвергающий женский принцип, отъединяется от глубин любви и лишает психику возможности обновляться и питаться.
5. НЕЗВАНЫЙ ГОСТЬ
Три дня и три ночи я ждал, когда мне вручат приз клуба Дэйли Багл, Род энд Рил. Вот-вот должен был раз-дасться стук в дверь и прозвучать голос: „Это из клуба Род энд Рил". Затем мужчина неожиданно выхватил пистолет. Моим первым побуждением было вскочить на ноги. Но тут я понял, что он застрелит меня, если я поддамся чувству паники. Поэтому я спросил: „Как вы собираетесь поступить со мной?" В ответ он лишь рассмеялся. Затем он уснул. Я отправился на кухню и вытащил из ящика 25 ножей, 3 вилки и 2 секача для разделки мяса. Я действовал скрытно. Если он сделает хоть одно движение, я понаделаю в нем дырок. Затем я начал громко шуметь, и он проснулся. Он вытащил пистолет и заорал. Затем наступила тишина. Он был мертв. Родители

„приземлили" (запретили пользоваться автомобилем) меня на месяц. Так что увидимся в следующем месяце» .
Эта история начинается с ожидания героя получить приз и заканчивается убийством отца. Подростки нередко попадают во власть психической инфляции (слишком много себе позволяют), и поэтому родители и учителя устанавливают ограничения, чтобы заставить их спуститься с облаков на землю («родители „приземлили" меня на месяц»). Здесь необходимо обратить внимание на типичную для подростков интенсивность негативного аффекта по отношению к отцовским фигурам («я вытащил из ящика 25 ножей, 3 вилки и 2 секача для разделки мяса») и сублиминальное сознание, что «выиграть приз» (свободу и независимость) непростое дело: стоит подумать, что приз в твоих руках, как ты потеряешь его. Например, когда герой спрашивает человека, как тот собирается с ним поступить, этот человек только смеется в ответ, как бы говоря: «Значит, ты думал, что приз достанется тебе!»
Эта история также свидетельствует о возросшей силе эго. С помощью интеллекта Тим способен сдерживать свои побуждения: «Моим первым побуждением было вскочить на ноги, но тут я понял, что он застрелит меня». Другими словами, он попал бы в беду, если бы поддался первому побуждению. Подумав, он просто задал вопрос.
Здесь есть еще одна особенность — чувство юмора, которое свидетельствует о силе. «Приземлившись» на месяц, автор говорит читателю: «Так что увидимся в следующем месяце».
6. ПОСЫЛКА
«В субботу мы увидели, как этот парень принес огромные коробки. После его ухода мы заглянули в коробки и увидели пулеметы. Мы сообщили полиции, и полицейские отправились на поиски посыльного. Мы дали точное описание этого парня, но он сказал, что ему ничего не известно о посылках.
Вернувшись домой, мы прочитали на одном из пулеметов фамилию: мистер Марсида. Мы осмотрели все посылки и установили, что посыльный работал на мафию. На следующий день мы отправили полицию расспросить посыльного подробней. Но посыльный сказал, что он имеет право хранить молчание. Когда он отправился на одну из встреч со своей бандой, мы пошли за ним следом и произвели разведку. Этот парень спросил нас, не являемся ли мы членами банды, и мы ответили утвердительно.

Тогда он спросил нас, знаем ли мы пароль. К счастью, мы слышали, как другой парень назвал пароль. Когда мы ушли оттуда, мы направили полицейское подразделение арестовать мафию. Дома мы включили телевизор и узнали, что мафия арестована, и тому, кто сообщил сведения о мафии, полагается награда в размере ] 000 долларов» .



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Полуянова Н. А.. Консультация для воспитателей - Песочная терапия для детей дошкольного возраста
  • Редактор. Игры с песком - полезное занятие
  • Кадочигова Алёна. Игры с песком – полезно и интересно!
  • Чичерина Елена Александровна. Песочная психотерапия «Фантазии на песке»
  • Павлова Татьяна. Игра с песком как средство социально-личностного развития
  • Сороченко Галина Васильевна. Играем с песком
  • Богданова Анжела Васильевна. Методическая разработка «Игры с песком для дошкольников с ОВЗ».
  • Андриянова Ольга Владимировна. Дидактические упражнения по теме: «Игры с песком для развития математических способностей ребёнка».
  • Баньчукова Надежда Валентиновна. Конспект занятия по рисованию песком на стекле: «Развитие мелкой моторики рук и творческих способностей через рисование песком на стекле»
  • Яковлева Анастасия. Рисование песком на стекле, как средство снижения напряжения у детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ.
  • Андриянова Ольга Владимировна. Игры с песком для развития математических представлений детей старшей группы детского сада (материал к презентации)
  • Мироненко Марина Ивановна. Презентация «Использование светового стола для рисования песком в работе воспитателя ДОУ»
  • Глушкова Елена Юрьевна. Статья — Отчет о коррекционно-развивающих занятиях с детьми «Знакомство с песком», средняя группа.
  • Ольга Викторовна Васечкина. Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия 'Игры с песком'
  • Михайлова Ольга Александровна. Send-art (рисование песком), как основа развитие детей дошкольного возраста.
  • Лебецкая Мария Юрьевна. Приёмы рисования песком на световом столе
  • Скитневская Любовь Юрьевна. Песочная терапия или игры с песком для детей дошкольного возраста.
  • Ермакова Ирина Леонидовна. Консультация для родителей на тему: «Песочная терапия»
  • Ландыш Халиловна Фазлыева. Выступление в школе молодых родителей «Выбираем игрушки вместе»
  • Никонорова Наталья Валерьевна Козырева Ирина Леонидовна. Формирование графомоторных навыков у детей дошкольного возраста посредством работы с песком
  • Сергеева Алена Владимировна. Конспект занятия во второй младшей группе: «Песок и его свойства»
  • Волошина Галина Михайловна. ПОЗНАВАТЕЛЬНО — ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Песочные сказочки, мокрые загадочки» с детьми 2-3 лет
  • Бузинок Татьяна Викторовна. «Весеннее развлечение с Лисичкой. Игры с песком и водой»
  • Миронова Татьяна Михайловна. Конспект организованной образовательной деятельности по экспериментированию в средней группе. Тема: «Опыты с песком».
  • Виноградова Ирина Андреевна. Конспект занятия «Игры с песком» «Заколдованный заборчик»
  • Бордюгова Наталья Львовна. «Роль игры и игрушки в воспитании детей дошкольного возраста: исторический подход»
  • Редактор. Дидактические упражнения
  • Сизова Ирина Евгеньевна. Песок, песочница, малыш…
  • Борисова Ольга Вячеславовна. РИСОВАНИЕ ПЕСКОМ НА СВЕТОВЫХ СТОЛАХ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
  • Межевикина Ольга Петровна. Консультация: «Игрушки в жизни детей»
  • Алтыншаш Габдрахимовна Дусмухамбетова. Тематическое планирование по программе «Удивительный песок» для детей средней группы в ДОУ
  • Антонова Жанна Александровна, Савосина Олеся Владимировна. Использование пескотерапии в работе воспитателя логопедической группы.
  • Бирюкова Мария Николаевна. Мастер-класс для педагогов «Игры с кинетическим песком»
  • Манукян Аспрам Мануковна. «Игрушки в жизни детей».
  • Викулова Оксана Николаевна. Песочная игротерапия в работе с дошкольниками.
  • Руденок Юлия Игоревна. «Песочные фантазии» для детей с ОВЗ»
  • Тамара Виноградова. Развивающие детские игрушки: 'Колобок'
  • Смогленко Алеся Николаевна. Игры на внимание для детей от 3 до 5 лет
  • Трошина Светлана Николаевна. Семинар – практикум «Значение игрушки в жизни ребёнка»
  • Бычинина Татьяна Валентиновна. Техника рисования песком в познавательно-речевом развитии детей с ОНР
  • Любовь Уйко. НЕДЕЛЯ ИГРЫ И ИГРУШКИ
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности и применение игры в работе воспитателя.
  • Верещагина Ольга Васильевна. Родительское собрание 'Какие игрушки нужны вашим детям?'
  • Притча «Брильянт в песке»
  • Погосьян Марина Васильевна. Консультации для воспитателей 'Песочная терапия в развитии мелкой моторики рук детей дошкольного возраста'
  • Давыдова Марина Николаевна. Перспективное планирование по теме: «Наши игрушки!»
  • Варламова Светлана Станиславовна. Игры на развитие внимания, памяти и наблюдательности «Смотри и запоминай»
  • Снежкова Надежда Валерьевна. Играем в развивающие игры.
  • Дружкина Светлана Павловна. План Летней оздоровительной работы с детьми 1 младшей группы
  • Золотова Наталья Викторовна. Диагностика. Изучение игровых предпочтений.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь