Аллан Джон. Ландшафт детской души. Психоаналитическое консультирование в школах и клиниках.

Категория: Педагогическая психология, Психотерапия и консультирование, Социальная работа | Просмотров: 44596

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Если вкратце рассмотреть упомянутые этапы с точки зрения Пиаже, тогда можно отметить, что в микрокосме учащихся нравственное развитие проходило три стадии, очерченные Кольбергом (1970). Доконвенциальная стадия, на которой преобладают личное удовольствие и произвол, наблюдались на хаотическом или регрессивном этапе. Конвенциональная стадия, на которой нормы общественной морали находили признание, наблюдалась на этапе контроля. Послеконвенциональная стадия, на которой формировались личностные принципы и критерии, наблюдалась на стадии гибкости и юмора.
Это отнюдь не означает, что учащиеся разрешили подростковые проблемы. Крамер (1980) показал, что регрессия и реинтеграция на более высоком уровне психологического развития формируют общую модель в себе и для себя. Отсюда следует, что наши учащиеся успешно прошли несколько стадий психологического развития и благодаря этому сумеют справиться с другими задачами психологического развития в подростковом возрасте. Оценки учащихся свидетельствуют о том, что они приобрели содержательный опыт.
Выводы и рекомендации
Настоящее исследование позволяет сделать несколько выводов и рекомендаций. Креативная драма:
1) понятна подросткам, которые испытывают острую потребность во внимании и обычно с трудом поддаются лечению С помощью других методов;
2) воспринимается детьми как средство, которое помогает им установить хорошие отношения в школе и лучше понять себя;
3) является методикой, позволяющей одному консультанту одновременно работать с 6—8 способными к отреагированию детьми;
4) является методом, с помощью которого учащиеся могут инсценировать фантазии и проблемы, составляющие предмет их беспокойства. Кроме того, креативная драма помогает им развить способность к сотрудничеству в условиях небольшой группы;
5) зарекомендовала себя в качестве более эффективного средства самопознания, когда использовалась видеозапись.

Возможность увидеть свои действия на мониторе обеспечивает безопасность при самооценке и оценке сверстников.
При использовании метода креативной драмы консультант обязан:
1) терпимо относиться к чувствам мучительного беспокойства, которые одолевают учащихся в начале регрессивной стадии. Консультант должен верить, что в конечном счете они найдут выход и достигнут уровня более зрелого психологического развития;
2) заверить учащихся, что они находятся в «защищенном» месте для драматических занятий. Ото означает, что шум на занятиях не должен мешать другим школьным занятиям и другие дети не будут вторгаться в драматические занятия;
3) придумать соответствующие способы возвращения учащихся в класс после драматических занятий. В настоящем исследовании это было слабым местом. Выяснилось, что 40 минут недостаточно для проведения обсуждения драмы и обеспечения такой релаксации, которая позволила бы учащимся вернуться к занятиям в классе. Мы рекомендуем проводить пятидесятиминутные занятия в конце первой или второй смены;
4) поддерживать связь с учителями. Такая связь предполагает объяснение учителям задачи креативной драмы, ее стадий и возможных воздействий на работу учащихся в классе. Например, если учащиеся пропускают важную классную работу, необходимо принять меры, чтобы помочь им наверстать упущенное, не обременяя учителей внеклассной работой.

Глава 10

Серийные сочинения
как психотерапевтический подход к подростку,
подвергшемуся избиениям
В один из сентябрьских дней, когда я проводил консультации в начальной школе, ко мне подошел учитель седьмого класса и показал два сочинения, написанных учащимися на занятиях по английскому языку и литературе. В сочинениях содержалось достаточно данных, чтобы вызвать у учителя тревогу по поводу «потенциальной опасности мальчика и необходимости направления его к психиатру». В классе Тим вел себя замкнуто. У него было мало друзей, и он легко ввязывался в драки. Он был выше и крупнее других мальчиков. Хотя его умственные способности были выше среднего уровня, тем не менее он неохотно учился и был оставлен на второй год в седьмом классе. Теперь он повторял курс седьмого класса вместе с новым учителем.
По мнению учителя, проблема обучения Тима была обусловлена эмоциональными факторами, а не врожденной неспособностью к учебе. Он заметил, что поведение Тима было нестабильным, и постоянная мечтательность и фантазирование приводили его к уходу в свой внутренний мир, рассеянности и необоснованным проявлениям в классе.
В семье Тим был средним из трех мальчиков. Все мальчики были близки по возрасту. Их родители недавно развелись. Мальчики жили с матерью и по выходным встречались с отцом. Тим подвергся жестокому избиению.

Основания для лечения
Учителя тревожили несдержанное поведение Тима в классе и необузданность его фантазий. Он опасался, что когда-нибудь Тим «кого-нибудь убьет».
Я провел наблюдение за поведением Тима в классе, прочитал его сочинения и установил, что тревога учителя была оправданной. В то же время я заметил, что Тим сообщал учителю о своих фантазиях в сочинениях, предусмотренных в классной работе. Тематическое содержание сочинений свидетельствовало о позитивной стабильности эго и изобретательности Тима (см. раздел «Результаты»). Поэтому я решил, что этот материал можно использовать в качестве основы для лечения.
Как и в случае терапии с использованием изобразительных и драматических средств, я исходил из представления Юнга (1966) о том, что в стрессовых ситуациях исследование бессознательной сферы пациента нередко помогает консультанту осмыслить сложившееся положение и определить направление дальнейшего лечения. Юнг полагал, что целительные возможности психики активизируются, когда в течение нескольких месяцев пациент выражает в символической форме содержание своих фантазий. По мнению Юнга, психологический (или внутренний) рост осуществляется, когда сновидения или грезы приобретают реальную форму благодаря творческому самовыражению, которое реализуется в процессе занятий живописью или литературой. Особое значение он придавал «серийному» подходу, который позволяет консультанту рассматривать не отдельное сновидение или сообщение, а сновидения и сообщения «в их временной последовательности».
У человека с психическим расстройством содержание сновидения или фантазии нередко отражает момент «защищенности» или заблокированное™ психики и причину расстройства. По мнению Юнга, психологическая динамика восстанавливается, если пациент передает консультанту содержание своих снов и фантазий с помощью устных, письменных или изобразительных символов. Он называл свой подход «сновидческой или символической амплификацией», а динамический аспект бессознательного получил у него название «процесса индивидуации» (Jung, 1953). Поэтому психотерапевт юнгианского направления находит в бессознательном пациента ключевую информацию для определения направления лечения.

Что касается рассматриваемой ситуации, то я полагал, что Тим нуждается в помощи, чтобы разобраться со своими фантазиями, тогда как учитель нуждается в поддержке и психологической интуиции, чтобы понять внутренние проблемы мальчика.
Метод
Мы с учителем решили, что Тим будет сочинять на занятиях по литературе те истории, которые ему захочется сочинять, а учитель будет приносить мне его сочинения для совместного обсуждения их психологического содержания. Поскольку Тим не знал о консультациях, я сосредоточил все внимание на учителе.
Мой подход к интерпретации опирался на исследования Юнга и следующие предположения: а) каждый фрагмент истории отражает иную сторону внутренней эмоциональной жизни автора; б) эмоции проникают в область бессознательного с помощью использованных автором символов (т. е. символ служит вместилищем чувств определенного типа); в) при этом нередко проявляются механизмы подавления и проекции.
Результаты
С сентября по май накопилось 16 сочинений. В среднем это составило сочинение одной истории за две недели. Я здесь приведу 9 историй, отражающих психологическую борьбу подростка за независимость от своих родителей и брата.
Эти истории сопровождаются замечаниями и интерпретациями, которые мы обсудили вместе с учителем.
1. СОН
«Негодяй!», — крикнула тетушка Полли высоким голосом. Не слушая ее, я бросился со всех ног к Адскому Острову. Каждый шаг, каждый вздох уносил меня все дальше и дальше от старой клячи. Не знал я только одного: что остров населяли призраки, и я заблудился.
Стараясь найти дорогу домой, я наткнулся на мрачную фигуру, при виде которой у меня мурашки забегали по спине. Я не знал, что это было. Фигура схватила меня и стала тащить с острова. И тут я вспомнил одну книгу, в которой говорилось о том, как можно разрушить такие чары. Я крикнул «Хвост!», и фигура исчезла.
Недолго думая, я направился к выступу утеса, быстро привязал к нему веревку и забрался наверх. Вдруг я проснулся и с облегчением понял, что это все мне приснилось».

Эта история отражает стремление спастись бегством от критики («негодяй») и порицаний матери, символизируемых «тетушкой Полли», «старой клячей». Проблема заключается в том, что место, куда бежит мальчик, ничем не лучше того места, где находится «тетушка Полли». Другими словами, невозможно спастись бегством (т. е. вытеснить) от чувства гнева по отношению к матери, поскольку эти чувства, подобно призракам, вернутся и будут преследовать мальчика (в облике «мрачной фигуры», от которой «мурашки бегают по спине»). Ь психологическом отношении чувства покидают индивида, когда они распознаются и интегрируются в сферу сознательного понимания.
Тим демонстрирует изобретательность, стремясь освободиться от оков бессознательного и адаптироваться («Я быстро привязал к нему веревку и взобрался наверх»).



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Полуянова Н. А.. Консультация для воспитателей - Песочная терапия для детей дошкольного возраста
  • Редактор. Игры с песком - полезное занятие
  • Кадочигова Алёна. Игры с песком – полезно и интересно!
  • Чичерина Елена Александровна. Песочная психотерапия «Фантазии на песке»
  • Павлова Татьяна. Игра с песком как средство социально-личностного развития
  • Сороченко Галина Васильевна. Играем с песком
  • Богданова Анжела Васильевна. Методическая разработка «Игры с песком для дошкольников с ОВЗ».
  • Андриянова Ольга Владимировна. Дидактические упражнения по теме: «Игры с песком для развития математических способностей ребёнка».
  • Баньчукова Надежда Валентиновна. Конспект занятия по рисованию песком на стекле: «Развитие мелкой моторики рук и творческих способностей через рисование песком на стекле»
  • Яковлева Анастасия. Рисование песком на стекле, как средство снижения напряжения у детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ.
  • Андриянова Ольга Владимировна. Игры с песком для развития математических представлений детей старшей группы детского сада (материал к презентации)
  • Мироненко Марина Ивановна. Презентация «Использование светового стола для рисования песком в работе воспитателя ДОУ»
  • Глушкова Елена Юрьевна. Статья — Отчет о коррекционно-развивающих занятиях с детьми «Знакомство с песком», средняя группа.
  • Ольга Викторовна Васечкина. Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия 'Игры с песком'
  • Михайлова Ольга Александровна. Send-art (рисование песком), как основа развитие детей дошкольного возраста.
  • Лебецкая Мария Юрьевна. Приёмы рисования песком на световом столе
  • Скитневская Любовь Юрьевна. Песочная терапия или игры с песком для детей дошкольного возраста.
  • Ермакова Ирина Леонидовна. Консультация для родителей на тему: «Песочная терапия»
  • Ландыш Халиловна Фазлыева. Выступление в школе молодых родителей «Выбираем игрушки вместе»
  • Никонорова Наталья Валерьевна Козырева Ирина Леонидовна. Формирование графомоторных навыков у детей дошкольного возраста посредством работы с песком
  • Сергеева Алена Владимировна. Конспект занятия во второй младшей группе: «Песок и его свойства»
  • Волошина Галина Михайловна. ПОЗНАВАТЕЛЬНО — ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Песочные сказочки, мокрые загадочки» с детьми 2-3 лет
  • Бузинок Татьяна Викторовна. «Весеннее развлечение с Лисичкой. Игры с песком и водой»
  • Миронова Татьяна Михайловна. Конспект организованной образовательной деятельности по экспериментированию в средней группе. Тема: «Опыты с песком».
  • Виноградова Ирина Андреевна. Конспект занятия «Игры с песком» «Заколдованный заборчик»
  • Бордюгова Наталья Львовна. «Роль игры и игрушки в воспитании детей дошкольного возраста: исторический подход»
  • Редактор. Дидактические упражнения
  • Сизова Ирина Евгеньевна. Песок, песочница, малыш…
  • Борисова Ольга Вячеславовна. РИСОВАНИЕ ПЕСКОМ НА СВЕТОВЫХ СТОЛАХ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
  • Межевикина Ольга Петровна. Консультация: «Игрушки в жизни детей»
  • Алтыншаш Габдрахимовна Дусмухамбетова. Тематическое планирование по программе «Удивительный песок» для детей средней группы в ДОУ
  • Антонова Жанна Александровна, Савосина Олеся Владимировна. Использование пескотерапии в работе воспитателя логопедической группы.
  • Бирюкова Мария Николаевна. Мастер-класс для педагогов «Игры с кинетическим песком»
  • Манукян Аспрам Мануковна. «Игрушки в жизни детей».
  • Викулова Оксана Николаевна. Песочная игротерапия в работе с дошкольниками.
  • Руденок Юлия Игоревна. «Песочные фантазии» для детей с ОВЗ»
  • Тамара Виноградова. Развивающие детские игрушки: 'Колобок'
  • Смогленко Алеся Николаевна. Игры на внимание для детей от 3 до 5 лет
  • Трошина Светлана Николаевна. Семинар – практикум «Значение игрушки в жизни ребёнка»
  • Бычинина Татьяна Валентиновна. Техника рисования песком в познавательно-речевом развитии детей с ОНР
  • Любовь Уйко. НЕДЕЛЯ ИГРЫ И ИГРУШКИ
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности и применение игры в работе воспитателя.
  • Верещагина Ольга Васильевна. Родительское собрание 'Какие игрушки нужны вашим детям?'
  • Притча «Брильянт в песке»
  • Погосьян Марина Васильевна. Консультации для воспитателей 'Песочная терапия в развитии мелкой моторики рук детей дошкольного возраста'
  • Давыдова Марина Николаевна. Перспективное планирование по теме: «Наши игрушки!»
  • Варламова Светлана Станиславовна. Игры на развитие внимания, памяти и наблюдательности «Смотри и запоминай»
  • Снежкова Надежда Валерьевна. Играем в развивающие игры.
  • Дружкина Светлана Павловна. План Летней оздоровительной работы с детьми 1 младшей группы
  • Золотова Наталья Викторовна. Диагностика. Изучение игровых предпочтений.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь