Франке У. Когда я закрываю глаза, я вижу тебя (Системная терапия и консультирование).

Категория: Психотерапия и консультирование, Системный подход в психологии | Просмотров: 14507

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Поначалу клиенту придется постоянно об этом вспоминать. Вспоминание само по себе уже является изменением его модели. Но постепенно, благодаря постоянной намеренной тренировке, глубокий выдох и отпускание интегрируются в его физическую организацию как автоматическая модель реакции на возникающее напряжение. Это задание наряду с остальными упражнениями будет даваться клиенту до тех пор, пока эта модель дыхания не разовьется в постоянное глубокое дыхание.
В случае хронического физического напряжения хорошо помогают упражнения на «прогрессивное расслабление мышц по Якобсону», которые клиент может проделывать где угодно. Они приносят моментальное облегчение, а в перспективе, благодаря устойчивому изменению определенных функций тела, помогают прийти к более сбалансированному физическому состоянию. Если клиент овладел способностью расслабляться, ему будет легче принять происходящие в терапии процессы и отдаться во власть вызываемых расстановкой эмоций.
Наблюдение за поведением и внутренними процессами
За наблюдением физических моделей реагирования идет наблюдение за структурами мышления и речи, а также моделями поведения и реагирования. Концепции и представления о мире выражаются в языке и определяют обращение с проблемой и решением. В качестве лейтмотива в течение ближайших недель или месяцев клиента может сопровождать вопрос: «Что придает сил, а что ослабляет?» Этот вопрос он может выбрать в качестве направляющей линии для своих наблюдений в конкретных ситуациях, для своих мыслей, контактов и действий. Так на системном фоне он может научиться различать, что соответствует его собственным потребностям, где начинаются вторичные стратегии или где он перенял что-то у других членов своей системы.
Вначале клиенту рекомендуется ничего не менять в своем по7 ведении, а просто наблюдать за тем, какие модели реагирования возникают у него спонтанно. Тогда на него не будет давить необходимость моментально добиться успеха. Он практикуется в новой позиции и узнает, что действие — не единственный критерий разумного подхода. Основной эффект не-действия заключается в том, что клиент больше не может реализовывать свои обычные модели поведения, поскольку наблюдение уже меняет модель его поведения.
Выработка альтернатив
Нередко клиент уже давно живет в борьбе со своими проблемами. Очевидно, что средства, которые он использует, и попытки, которые он предпринимает, чтобы достичь своей цели или устранить свои симптомы, до сих пор к успеху не привели. Когда он чувствует, что ситуация «прокатывается по нему паровым катком», а он ничего не может поделать, это вызывает фрустрацию и сильнейшее раздражение. Зачастую лишь через несколько часов или дней, проведенных в подавленном состоянии, он понимает, что он мог бы сказать или сделать или что бы он сказал или сделал — если бы только мог.
Чтобы пробудить его творческий потенциал и помочь ему оставить привычные, накатанные рельсы, мы начинаем поиск альтернативного поведения и решений, противоположных тому, что он пытался делать и что он рассматривал в качестве возможных путей решения до сих пор.
В отношениях, чтобы прекратить зависимость от своего визави, полезно быть непредсказуемым. Терапевт поддерживает клиента в том, чтобы он менял свои дисфункциональные модели поведения и экспериментировал с новым опытом. Если клиент начнет предпринимать маленькие — или большие — изменения в своем поведении, то другой тоже уже не сможет поддерживать тупиковые модели и будет вынужден находить новые пути и ответы. Этот новый взгляд клиента на результат своих действий поддерживает радость экспериментирования. Его внимание обращено не на то, что его предприятие увенчалось успехом, а на то, какие изменения его эксперименты вызывают у другого.
Пример
Г-жа Бассан жаловалась, что муж утратил к ней всякий интерес, совсем ее не замечает и практически не реагирует на ее предложения и желания. В качестве конкретной ситуации она описала совместный вечер дома. Он мрачен, достает из холодильника бутылку пива и садится перед телевизором. Когда она к нему обращается, приглашает в кино или о чем-то спрашивает, он отвечает исключительно грубостью. Она обижена и все больше отдаляется от мужа, чего в принципе совсем не хочет. «Что вы можете сделать такого, чего ваш муж ожидает от вас меньше всего?» По ее лицу пробежала улыбка: «Я могла бы нарядиться и уйти из дома как раз тогда, когда он придет»20.
Эксперименты с альтернативными возможностями
Если клиент выработал подходящую альтернативу, то следующим шагом будет ее реализация. Иногда этот шаг бывает пока слишком велик. В таком случае будет полезно, если в следующей проблемной ситуации клиент сначала просто представит себе альтернативу и понаблюдает, что изменится в его собственном физическом состоянии и у его визави. Если он пока не решается сказать вслух «Нет!», он может подумать это про себя или поэкспериментировать с тем, что произойдет, если в следующий раз он тихо скажет «Да». Или он может себе представить, что ведет себя так, будто ему уже удалось выстроить ситуацию по своему желанию, и таким образом узнать, как это ощущается во всем организме. Приобретенный при этом хороший опыт усилит его мотивацию.
Если клиент при помощи познания, опыта и упражнений создал себе прочную основу, то он абсолютно самостоятельно осуществит переход изнутри вовне, от представления к действительности. Здесь полезно предложить ему всего один раз, мимоходом, среагировать по-другому, а потом вернуться к «нормальному» поведению. При этом клиент может найти для себя самую простую возможность. Упор здесь делается опять же на наблюдении и экспериментальном характере ситуации.
Как выбирать, разрабатывать и проверять?
Упражнения и домашние задания разрабатываются таким образом, чтобы, выполняя их, клиент приобретал хороший опыт и вместе с тем мотивацию к дальнейшим экспериментам. При этом маленькие постоянные упражнения целесообразнее, чем несколько больших, ведь их задача — получаться, а не лишать клиента мотивации. Подспудная цель заключается в том, чтобы дать клиенту возможность узнать, что своими собственными действиями, пусть даже совсем небольшими, он способен вызывать изменения в своем окружении и в себе самом, в своем самочувствии, своих мыслях, своей мотивации и тем самым опять же в своей способности действовать.
Некоторые клиенты во время сессии приобретают опыт, который они с удовольствием бы продолжили. Если же из сессии не вытекает однозначного упражнения, то лучше всего обсудить задание с клиентом: «На что бы вы хотели обратить внимание в ближайшее время?» или: «В чем вы хотите попрактиковаться до следующего раза? С чем вы хотите поэкспериментировать?» В этом процессе обнаруживаются определенные интересующие клиента темы, с которыми он уже упражнялся и которые он пока не исследовал в полной мере.
Первые маленькие тренировочные задания
Если клиент пришел на терапию впервые, часто он еще не знает, как могут выглядеть эти задания. Так же как определенные интервенции почти всегда оказывают хорошее действие на текущий процесс, существуют задания, которые всегда помогают и всегда себя оправдывают. Их можно ввести уже в самом начале терапии как основу для дальнейшего терапевтического процесса и использовать в качестве фоновых упражнений на протяжении месяцев и даже лет. Они всегда подходят еще и потому, что при своей простоте они помогают клиенту изменить свои модели и почти всегда дают положительный опыт. Чтобы лучше сориентироваться, наряду с любимым всеми домашним заданием «трижды в день вьщыхать» клиент может наблюдать, что придает ему сил, а что ослабляет. Чтобы инициировать ориентированность на решение и конкретизировать его проект будущего, в перерывах между сессиями он может периодически задавать себе вопрос: «Как должно быть?» . Если у клиента мало ресурсов из прошлого и он намерен предпринять слишком много изменений, которые ему не по силам, что очень на него давит, то ему можно дать такое задание: «До следующего раза понаблюдайте, что должно остаться так, как есть».
Упражнения в ходе терапии
В ходе терапии каждую сессию можно начинать с вопроса о домашнем задании: «Как прошли упражнения? Какой опыт вы приобрели?» Обычно я записываю домашние задания, чтобы в следующий раз снова использовать ту формулировку, в которой мы с клиентом общими усилиями выразили суть сессии. Благодаря одной этой фразе часто снова всплывает полная картина того, что произошло в расстановке, или того, что мы обсуждали.
Если клиент не выполнил домашнее задание, то на это могут быть разные причины. Возможно, он не привык к тому, что ему нужно постоянно выполнять какое-то упражнение, или просто забыл точную постановку задачи и выполнял не то задание, которое предложил ему терапевт. Некоторые клиенты, если они не выполнили задание, испытывают стыд или разочарование в самих себе. В этом случае полезно спросить: «На что вы обращали внимание? В чем вы упражнялись вместо этого?» На этот вопрос клиент всегда может ответить и описать то, что его занимало.
Если оказалось, что задание было слишком трудным или слишком комплексным, то впредь мы планируем шаги поменьше, возможно, для начала «вполовину меньше» или даже еще в два раза меньше. Во взаимодействии с клиентом терапевт может проверить его реакцию, предложив ему минимальные задания и намеренно его недооценив, так что клиенту приходится протестовать. Таким образом снова выявляется точная позиция и степень готовности клиента, а также подстегивается его честолюбие.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Круглый стол: Об опыте "живых" супервизий в обучении системной семейной терапии
  • Льюис П. Объектные отношения и психология самости в психоаналитической танцевально-двигательной терапии
  • Чайклин Ш. Подход Чейс в танцевальной терапии
  • Геворгизова Ж. Индивидуальное консультирование клиента с психосоматическими жалобами в рамках теории семейных систем Мюррея Боуэна с использованием одностороннего зеркала
  • Холл В. Психодрама в индивидуальной терапии с детьми
  • Интеграция различных психотерапевтических подходов в рамках теории объектных отношений
  • Притча «Следуй за Мной»
  • Пестрецова Юлия Сергеевна. Мандала, как один из современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста.
  • Притча «От Меня это было»
  • Полищук С.Д. Работа с клиентом в нарративном подходе: описание случая
  • Стюарт Вильям. Работа с образами и символами в психологическом консультировании.
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Этапы телесно-ориентированной терапии
  • Притча «О небесном»
  • Притча «Мне просто важно чтобы ты знал...»
  • Витакер К. Полуночные размышления семейного терапевта.
  • Шерман Роберт, Фредман Норман. Структурированные техники семейной терапии.
  • Игры, в которые играют семейные пары
  • Таро – искусство задавать вопросы
  • Константин Бурсаков. БДСМ как избавление от чувства вины
  • Семь психологических правил, которые помогают жить
  • Анна Паулсен. ЕЩЁ О НАРЦИССИЧЕСКОЙ ТРАВМЕ
  • Установление контакта на первых сессиях в терапии пар
  • Монтень Мишель. ОПЫТЫ
  • Притча «Мы такие»
  • Ростова Н.В. Нам не дано предугадать…
  • Шарфф Д.С., Шарфф Д.Э. Интеграция индивидуального подхода с супружеской, семейной, групповой и сексуальной терапией
  • Анна Соколова. Кризис среднего возраста: время депрессии или новых возможностей?
  • Фролова Н. М. Из опыта работы с картами Симболон.
  • Тенчикова Ольга Николаевна. Современные направления арт-терапии, как способы развития детей дошкольного возраста
  • Солмс М. Нейробиологические основания психоаналитической теории и терапии
  • Перлз Фриц. Гештальт-Подход. Свидетель Терапии.
  • Борчиков Сергей. Мой Бог. Опыт трансимманентной философии (Петергоф - Озёрск, лето 1988 г.).
  • Притча «Быть может лишь кажется мне...»
  • Бенгози П. Психоаналитическая парная и семейная терапия: объединение, разъединение/неединение и переобъединение связей
  • Стивен Айзенстат. Дримтендинг. Метод исцеления сновидениями
  • Бэйдер Э., Пирсон П. 7 стратегий установления позитивного контакта в терапии пар
  • Ялом Ирвин. Что работает со всеми клиентами?
  • Бебик М.А. Танцевально-двигательная терапия с семьями и детьми
  • Летова Ирина. Современный транзактный анализ.
  • Игра «Разотождествление».
  • 15 вещей, которые нужно перестать делать. - Психология успеха
  • Дан М. Вариации в технике когнитивно-аналитической терапии серьезно нарушенной пациентки
  • Колесов Евгений. Врата в мир карт Ленорман
  • Черников А.В. Эмоционально фокусированная терапия супругов. Руководство для психотерапевтов
  • Симон Б. Фритц, Рех-Симон Кристель - Циркулярное интервью. Системная терапия на примерах: Учебник
  • Романова Елена Васильевна. Развитие познавательной активности при помощи арт — терапии (песочная терапия).
  • Мани-Кёрл Р. Цель психоанализа
  • Минухин С., Фишман Ч. М. Техники семейной терапии.
  • Мощное послание от 24-летнего умирающего парня. Он точно знает, в чем смысл жизни.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь