Главный Редактор. Особенности физиологии одаренных людей, гениев

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИОЛОГИИ ОДАРЕННЫХ ЛЮДЕЙ, ГЕНИЕВ.

Когда речь заходит о любых свойствах психики, интеллекта, поведения человека, о его наследственности, его биологических особенностях, невозможно уйти от извечной проблемы двойстенности человеческого существа.
С одной стороны, человек - это биологический вид, принадлежащий к животному царству, то есть существо, подчиняющееся всеобщим законам живой природы. Но, с другой стороны, человек стал человеком именно благодаря своей социальной, общественной природе. Именно социальность человека сформировала его уникальную выделенность из животного мира, заключенную прежде всего в способности мыслить и говорить.
Забвение, недооценка одной из сторон человеческой сущности может привести к откровенному “биологизаторству”, то есть пренебрежению социальной составляющей, уподоблению человека животному, или к догматическому пустословию, “социологизаторству”, к отмене всех тех естественных, природных свойств, которые могут быть изучены, поняты.


Социологизаторство в своем наиболее убогом, а потому - и наиболее агрессивном виде вообще отрицает возможность изучения любых наследственных особенностей высшей нервной деятельности, психики, мышления...
Когда же речь заходит о гениальности, одаренности, особенно остро воспринимается вопрос о наследственности. Действительно, если понять тезис о наследственной природе гениальности односторонне - то сразу же возникают (сознательно, подсознательно или даже безсознательно) мысли о наследственной обреченности, о существовании людей “высших” и “низших”, о расизме и прочих диких вещах. Необходимо посмотреть на эту проблемму шире. Обратимся к одному из виднейших психологов советской науки Б.М. Теплову.
Сразу же уточним, слово “наследственность”. Слова “наследственность” и “наследственный” в психологической литературе нередко применяются не только в тех случаях, когда имеются действительные основания предполагать, что данный признак получен наследственным путем от предков, но и тогда, когда хотят показать, что этот признак не есть прямой результат воспитания или обучения, или когда предполагают, что этот признак сводится к некоторым биологическим или физиологическим особенностям организма.
Очень важно также отметить, что, говоря о врожденных задатках, мы, тем самым не говорим еще о наследственных задатках. Чрехвычайно широко распространена ошибка, заключающаяся в объединении этих двух понятий. Предполагается, что сказать слово “врожденный” все равно, что сказать “наследственный”. Это неправильно. Ведь рождению предшествует период утробного развития. Если даже доказано, что какой-нибудь задаток существует действительно с первогодня жизни, то из этого следует только то, что он или наследственный, или возникший в течение утробного периода развития. Итак, понятие врожденные задатки и наследственные задатки - далеко не одно и то же.
В нашей советской науке изучением наследственных задатков одаренных людей практически не занимался никто из ученых. Поэтому особый интерес для меня составило знакомство с трудами одного из крупнейших отечественных генетиков, доктором биологических наук, профессором В.П.Эфроимсоном. Этот удивительный жид с одинаковым желанием отдавался изучению не только генетике, но и истории. Знакомясь с жизнеописаниями великих людей, Эфроимсон, оставаясь генетиком, биологом, обратил внимание на то, что среди великих мира сего довольно часто (по крайней мере значительно чаще, чем среди остальных людей) встречаются некоторые наследственные болезни. Натолкнувшись на это явление, он стал более “прицельно” изучать биографии знаменитостей с целью выявления их потогорафий - то есть перечня болезней, описания недугов. Результат оказался удивительным. Он обнаружил сначала одну, а потом еще четыре особенности, встречающихся статистически гораздо чаще, чем в норме именно у гениальных людей. Он назвал их пять “стигм” гениальности.
Многие иэ них достаточно хорошо изучены - настолько хорошо, что можно говорить о механизме их действия, то есть о том, каким образом тот или иной наследственный недуг может повышать творческую отдачу его обладателя. Механизм действия других не до конца изучен. Раскрытие его - дело будущих исследователей.
Преречислим эти “стигмы”. Прежде всего у гениев в десятки раз чаще, чем у нормальных людей встречается наследственно закрепленный повышенный уровень мочевой кислоты в крови. В своем клиническом, болезненном проявлении повышенный уровень уратов (солей мочевой кислоты) приводит к подагре. В чем же здесь загадка. Во первых, мочевая кислота по своей химической природе очень близка к таким известным стимуляторам умственной деятельности, как кофеин и теобромин (содержится в чае и кофе). Во-вторых, мочевая кислота отсутствует в крови почти всех млекопитающих, так как расщепляется специфическим ферментом - уриказой. Однако у всех обезьян и у человека уриказы или нет вообще, или очень мало, и в связи с этим содержание мочевой кислоты может быть довольно высоким. Можно предположить, что с исчезновением уриказы у приматов связан существенный этап в эволюции человека. Накопление мочевой кислоты в крови служило стимуляцией мозговой деятельности.
Организм в норме содержит около одного грамма мочевой кислоты. В организме подагрика ее содержится 20-30 граммов. Естественн, что столь резкое превышение содержания мощного биостимулятора мозговой активности не может не отразиться на поведении, образе действий человека.
Частота подагры среди мужского пожилого населения в странах с достаточным потреблением мяса и алкоголя определяется как 0.3% (то есть на каждую тысячу человек - три подагрика). Среди тысячи тридцати гениев Эллиса эта цифра выше почти в двести раз - 5.3%. Примерами знаменитых подагриков являются Борис Годунов, Иван III, Петр I, Карл XII, И.С. Тургенев, Бетховен и другие.
Следующая “стигма” - редчайший, но также передающийся по наследству синдром Марфана, или “синдром Авраама Линкольна”, который встречается один раз на тысяче или даже десятке тысяч людей. Среди четырехсот наиболее знаменитых им обладают по крайней мере пятеро.
Один из самых выдающихся президентов США - Авраам Линкольн, его поразительно умная мать и три его сына страдали своеобразной наследственной формой диспропорционального гигантизма - синдромом Марфона. Для этого синдрома характерны очень длинные, тонкие конечности при относительно коротком худощавом теле; длинные, тонкие, легко отгибающиеся назад пальцы рук; очень крупные кисти рук и стопы, подвывих хрусталика, аневризм аорты и усиленный выброс катехоламинов - природных веществ, вырабатываемых надпочечниками (адреналин, норадреналин, некоторые другие). Катехоламины участвуют в обмене веществ и приспособительных реакциях организма. Особенно мощный выброс катехоламинов происходит при стрессах - сильном психическом и физическом напряжении, что позволяет организму достигать огромного уровня физических и психических нагрузок.
Но при стрессах происходит одномоментный выброс адреналина в кровь, тогда как при синдроме Марфана количество катехоламинов в крови повышено постоянно. И талантливые, одаренные обладатели синдрома Марфана отличаются огромной энергией и способностью к напряженному, длительному инеллектуальному труду.
Сходного типа гигантизмом обладал очень худощавый Ганс Христиан Андерсен. Очень подозрителен на предмет синдрома Марфана был Чуковский и его замечательно одаренная дочь - Лидия Корнеевна. Заглядывая в прошлое, надо отметить аналогичный диспрапорциональный гигантизм у Вельгельма Кюхельбекера, к 27 годам ставшего писаталем и издателем, отличавшимся отчаянной храбростью.
Третья стигма - это наследственный синдром Морриса, или “синдром Жанны д*Арк”, а также близкое к нему по механизму биологического действия повышенное содержание половых гормонов - андрогенов (гиперандрогения ).
Поскольку постановка диагноза через много столетий после смерти, а тем более сожжения на костре, вызывает естественные сомнения, необходимо тщательно разобраться в том, очем сейчас пойдет разговор.
Синдром Морриса - “тестикулярная феминизация” - это очень не часто встречающийся наследственный синдром ( один случай на 20 тысяч, а по некоторым данным и на 50 тысяч рождений), который вызван мужским набором хромосом, ведущих к образованию семенников, обычно хорошо прощупывающихся в виде легкой паховой грыжи у женщин. Но при мужском наборе хромосом существует наследственная невосприимчивость соматических тканей к мужским половым гормонам, которые в норме должны на эти ткани воздействовать. В результате развивается стройная, сильная, красивая, женщина с хорошо развитыми внешними половыми признаками, с нормальным для женщины половым влечением, но с отсутствием менструации и бесплодная. У обладателей синдрома Морриса отмечаются редкостная деловитость, мощная умственная энергия, физическая выносливость и сила.
Синдромом Морриса страдала Жанна д*Арк. К концу 19 века этой героине было посвящено 2117 крупных произведений, в частности 600 больших поэм, 200 драм, 16 опер. Жанну д*Арк историки рассматривали по разному, но равнодушными она не оставляла никого.
Физиологически необычайно высокий интеллектуальный и физический уровень вызван тем, что соматические ткани не реагируют на мужской гормон, в избытке продуцируемый собственными семенниками, и он остается как бы не связанным, свободным, циркулируя в крови, тонизируя и умственную, и физическую энергию.
Четвертая стигма - это отличающая многих гениев особенность их нервной системы - гипоманиакальная депрессия , иногда доходящая до психической патологии. Но нельзя говорить, что гений - это почти всегда безумие. Механизм действия четвертого фактора не совсем понятен, но это связано с общей трудностью изучения протекания психических процессов у человека. Вероятно, дальней шие исследования помогут подойти и к пониманию того, как интенсифицируется творческая активность гениев этого, циклоничного типа.
Хорошо известно, что среди психических заболеваний одним из самых распространенным является маниакально- депрессивный психоз. Менее известно, что кроме болезни, обозначаемой этими словами, существует особый тип конституции, который принято называть циклотомией. Циклотомики ( в отличии от шизотимиков) характеризуются более или менее регулярным чередованием разных фаз настроения, физического и психического тонуса. Фазы подъема, энергичной деятельности, оптимизма и веры в свои силы могут сменяться фазами снижения общего тонуса, пониженной активностью, некоторой расслабленностью, ухудшения настроения, пессимизмом.
Первую фазу можно назвать гипоманиакальной (“гипо” - значит пониженное), то есть не болезненной, но все же очень характерной. Вторую фазу - пассивной, снекоторыми элементами депрессии. в гипоманиакальной фазе у многих художников, писателей, изобретаталей идеи следуют одна за другой с необычайной скоростью, часто именно в этой фазе совершаются значительные открытия, достигаются существенные творческие успехи. Этим гипоманиакальное состояние принципиально отличается от маниакальной фазы истинного психоза, которая обычно не продуктивна. У циклотомиков в периоды пассивности могут иногда развиваться достаточно тяжелые состояния, иногда даже доводящие до мысли о самоубийстве, до переживания собственного бессилия.
Документально доказана гипоманиакальная депрессия Линнея, Колриджа, Пушкина, Гоголя, Л. Толстого, Эренфеста, Шумана, Сен-СимонаОгюста Конта, Диккенса, Хемингуэя, Лютера, Ван Гога, Дизеля.
Известно, что гипоманиакальная депрессия обычно встречается у четырех человек на тысячу. Среди гениев эта цифра больше по крайней мере в десять раз - четыре человека из ста.
Пятая стигма еще менее изучена. Речь идет о гораздо чаще встречающихся среди гениев большой или даже огромной высоте лба.Понятно, что сама по себе высота лба не может являться причиной или фактором гениальности. Но скорее всего, это лишь нешнее проявление каких-то особенностей строения, морфологии мозга, что уже связано спроявлением творческих способностей. В чем тут связь - покажут дальнейшие исследования. Но то, что высоколобые среди гениев встречаються гораздо чаще, чем среди обычных людей, - это факт.
Обобщив все эти стигмы, можно выделить еще одну особенность - сочетание у одного человека нескольких факторов, их совместное действие.
Любопытно, что, например, среди гипоманиакальных гениев несколько имели к тому же еще и подагрическую стимуляцию: Лютер, Линней, Гете, Пушкин, Альфиери, Диккенс, Дизель. И так как частота подагричности в среднем 4 человека на тысячу и частота гипоманиакальности такая же, то вероятность случайного совпадения обоих этих признаков не выше, чем четыре человека на миллион, а среди великих деятелей истории и культуры таких не менее десятка. То есть обнаружение десяти среди четырехсот уже более чем в тысячу раз превышает все ожидаемые по статистике цыфры, и даже если подправлять результаты и не считать обладателями обеих факторов хотя бы половину из упомянутыхлиц, то все же результат невероятен.
Но кроме двойного механизма, существует и тройной механизм, например, Дарвин, Пушкин!

Ускова Н. А.

Просмотров: 1011
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Ирина Викторовна Пермякова. Как хорошо, что есть театр!
  • Волоскова Н.В., Комарова И.В.. Проект «Как хорошо, что есть семья»
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Авдеенко Кирилл. Важное совещание, или Что подарить мамам
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Киштеева Ирина Николаевна. Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Мусиячина Марина Владимировна. КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Что такое хорошо и что такое плохо?».
  • Егошина Ольга Александровна. Обучение грамоте: Что выбрать игру или рабочую тетрадь?
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Наумова Наталия Александровна. Сообщение к педсовету 'Красота-это то, что создаёт человек'
  • Добрынина Лариса Анатольевна. Конспект интегрированной НОД «Что есть в печи — все на стол мечи»
  • Атлашова Вероника Александровна. Родительское собрание на тему: «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Агишева Оксана Владимировна. Открытое занятие по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Сергунова Елена Валентиновна, Бридько Ирина Викторовна. Круглый стол «Закаливание. Что лучше: традиции или современные методы»
  • Мурнаева Ирина Сергеевна. Конспект комплексного занятия по нравственному воспитанию по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
  • Редактор. Что такое хорошо и что такое плохо - Владимир Маяковский
  • Зыкова Наталия Васильевна. Конспект игровой программы коррекционно-развивающей направленности в специальной группе Центра «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Лебедева Наталья Павловна. Презентация 'УГОЛКИ НАСТРОЕНИЯ – ЧТО ЭТО'
  • Богданова Анастасия Валерьевна. Тренинговое занятие на развитие эмпатии 'Я среди людей'
  • Копощу Олеся Дмитриевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию основ здорового образа жизни «Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю что съесть»
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Редактор. Оригами. Что это?
  • Митягина Наталья Леонидовна. Проект 'Что такое День Победы? Это значит - нет войны!'
  • Дядя Эй!. А это, что за хрень?
  • Жукова Анна Владимировна. Проект по правовому воспитанию для детей 5-6 лет «Права детей среди людей»
  • Савиных Елена Анатольевна. Что такое ритмика и в чем её польза для развития дошкольников?
  • Ферсюк Элеонора Всеволодовна. Новое – это хорошо забытое старое или старое, да на новый лад.
  • Маврина Людмила Юрьевна. Что такое нейрогимнастика и чем она полезна?
  • Падерина Любовь Михайловна. Мнемотаблицы для заучивания стихов — что это такое?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь