Якоби Иоланда. Психологическое учение К.Г. Юнга

Категория: Постъюнгианство, Аналитическая психология | Просмотров: 26633

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке
Скачать по прямой ссылке - зеркало

[71] Этот первичный образ размещается на различных плоскостях в психической субстанции мужчины и женщины. Так называемый материнский комплекс, который мы только начинаем исследовать, представляет серьезную проблему для мужчины, тогда как для женщины он значительно проще. Обратное, по-видимому, верно для отцовского комплекса.

[72] «Становление сознания» в юнговском смысле — нечто большее, чем просто «восприятие», «обнаружение» или «осознание» чего-то. Оно не имеет специфического объекта и указывает на процесс углубления и расширения, интенсификации и роста восприимчивости сознания, обострения его способности к оценке и разработке содержательных элементов, поступающих из пределов внешнего и внутреннего мира. Становление сознания или осознанного представления, будучи целью аналитического процесса, не предполагает одностороннего развития сознания как доминирующего фактора психической жизни личности: ведь такая направленность развития была бы несовместима с психическим равновесием и здоровьем. Юнговское Bewusstwerdung не равнозначно «сознанию» в обыденном смысле, то есть той сфере психической субстанции, которая управляется исключительно разумом. Напротив, оно относится к своего рода «высшему сознанию», связанному с содержимым как бессознательного, так и «Я»-сознания; это углубленное и расширенное сознание, произрастающее из прочно укорененной связи с бессознательным.

[73] Von den Wurzeln des Bewusstseins, S. 114; Collected Works, vol. 9,1, p. 94.

[74] Das gottliche Kind, S. 117 f.; Collected Works, vol. 9, I, 157 f.

[75] Мы можем распознать и те доминирующие архетипы, которые лежат в основе доктрин различных мыслителей, в особенности психологов. Когда Фрейд усматривает фундаментальный принцип всего сущего в сексуальности, а Адлер — в стремлении к власти, в этих двух идеях выражают себя определенные архетипы; похожие архетипические представления выступают в трудах древних философов, гностиков и алхимиков. Юиговское учение также основывается на архетипе, находящем свое выражение, в частности, в «тетрасомии» — четырехэлементности (ср. теорию четырех функций, представление о четверице как структурной основе изображений и т. п.). Число 4 часто обнаруживается в качестве фактора, упорядочивающего содержание снов; возможно, повсеместная распространенность и магическое значение креста или разделенного на четыре части круга также объясняется архетипической природой четверицы (Psychologic und Alchemie, S. 209; Collected Works, vol. 12, par. 189.). Другой архетип — число 3 — с незапамятных времен, особенно в христианстве, рассматривается как символ «чистого духа». Наряду с троицей. Юнг выдвигает четверицу как архетипическое выражение, имеющее высшую значимость для психической субстанции. Этот четвертый элемент сообщает «чистому духу» свойство телесности. Наряду с мужским духом, отцовским началом, представляющим только половину мира, четверица содержит противоположный полюс — женский и телесный аспект; только в соединении этих двух аспектов может сформироваться единство. В большинстве культур нечетные числа рассматриваются как мужских, а четные — как женские символы. Возможно, это как-то связано с тем, что у самцов почти всех биологических видов — включая Homo sapiens — нечетное число хромосом, тогда как у самок — четное (мое внимание на данное обстоятельство обратил Бэш [Bash]). Кроме того, Юнг отмечает: «Занятный фокус природы заключается в том, что основной элемент живых организмов — углерод — четырехвалентен; известно также, что алмаз — это кристаллический углерод. Цвет углерода (графита) — черный... тогда как алмаз — это „чистейшая вода". Подобные аналогии могли бы показаться безвкусицей, если бы феномен четверицы представлял собой лишь плод поэтической изобретательности разума, а не спонтанное порождение объективной психической субстанции» (Psychologic und Alchemie. S. 302; Collected Works, vol. 12, par. 327).

He случайно именно сейчас — когда благодаря революционным открытиям естественных наук и прежде всего физики мы переходим от трехмерного к четырехмерному мышлению — самое современное течение в глубинной психологии избрало архетип четверицы в качестве центрального структурного понятия. В современной физике возникла необходимость во введении времени — четвертого измерения, столь поражающего нас своим фундаментальным отличием от трех пространственных измерений — ради того, чтобы прийти к всеобъемлющей картине физического мира; аналогично, для выработки всеобъемлющего взгляда на психическую субстанцию потребовалось принять во внимание четвертую, «низшую», обладающую свойством «абсолютной инакости» функцию, диаметрально противоположную сознанию. Это фундаментальное нововведение Юнга выдвигает юнговскую психологию в ряд наук, которые оказывают глубоко преобразующее влияние на картину мира.

[76] Этот термин был впервые использован К. Кереньи (Kerenyi) в работе: Uber Ursprung und Grbndung in der Mythologie, in: C. G. Jung, K. Kerenyi. Einfuhrung in das Wesen der Mvtholoeie, S. 36.

[77] Synchronizitat als ein Prinzip akausaler Zusammenhange, in: Studien aus dem C. G. Jung-Institut. —Zurich, 1952, S. 26 f., 97, 99, 104; Collected Works vol «.pp. 441,447,511.512,516.

[78] Das gottliche Kind. S. 112; Collected Works, vol. 9, I, pp. 156 f. 28-6П

[79] Мы видим, что понятие «либидо», использованное Фрейдом для обозначения сексуального инстинкта как в узком, так и в расширенном смысле, имеет для Юнга несравненно более многогранное значение. Отметим, что данное различение недостаточно учитывается даже психологами.

[80] Чтобы избежать весьма распространенного недоразумения, следует с самого начала подчеркнуть, что понятая таким образом энергия принципиально отличается от выдвинутого Аристотелем представления об энергии как «формирующем принципе». Мы имеем в виду понятие, близкое энергии в физическом смысле; иначе говоря, термин «либидо» используется только ради того, чтобы не смешивать психическую энергию с физической. Говоря о «недифференцированном либидо». Юнг имеет в виду вовсе не предпосылку, а эмпирическое открытие. Понятие «энергии» не имеет ничего общего с метафизикой, поскольку оно служит своего рода знаком, вспомогательным средством, с помощью которого удается достичь лучшего понимания и упорядочения результатов опыта', аналогично обстоит дело и с «либидо» в юнговском понимании термина. Слово «энергия» приобретает метафизический смысл только тогда, когда оно начинает обозначать не эмпирическое понятие, а некую гипотетическую субстанцию, основу мира и т. п. — как, например, в некоторых монистических построениях. Говоря об «энергии», ученый-эмпирик ничего не постулирует; он лишь делает выводы из имеющихся в его распоряжении фактов. Итак, об «энергии» можно говорить в двух смыслах: как о понятии, постулируемом в качестве идеи или модели (такова «энергия» в аристотелевском или схоластическом смысле), и как об эмпирическом понятии, выдвигаемом a posteriori в качестве упорядочивающего принципа (именно в таком смысле употребляется юнговское «либидо»).

[81] Uber psychische Energetik, S. 26; Collected Works, vol. 8, p. 15.

[82] Так. «воля» - это особый случай свободной психической энергии, которая может направляться сознанием. Ср. примечание 3 на с. 401.

[83] Uber psychische Energetik. S. 31 ff.; Collected Works, vol. 8, p. 17.

[84] Ubcr die Psychologic des Unbew usslen. S. 111. 137: Collected Works, vol. 7 pp. 60. 74 f.

[85] Seelenprobleme der Gegenwart, S. 375; Collected Works, vol. 10, par. 175.

[86] Ober die Psychologic des Unbewussten, S. 125 ff.; Collected Works, vol. 7,

[87] Именно этим законом определяются направление времени и необратимость физических процессов. Здесь не место обсуждать возможные следствия, связанные с применением к этому физическому закону теории вероятности; они продемонстрированы в других областях

[88] Uber psychische Energetik, S. 46; Collected Works, vol. 8. pp. 26—27.

[89] T. Wolff. Studien. S, 188.

[90] Речь идет о «движениях живого» (Lebensbewegungen). которые не следует смешивать с «эволюцией» или «инволюцией». Более адекватными терминами были бы. вероятно, «диастола» и «систола». В данной связи «диастола определяется как экстериоризация либидо, распространяющегося по всему космосу, а систола — как его интериоризация, сжатие до пределов отдельного человека, монады» (Uber psychische Energetik, Fn. 42, S. 66; Collected Works, vol. 8. p. 37. note 52).

[91] Т Wolff. Studien. S. 194.

[92] Uber psychische Energetik. S. 69- 70; Collected Works, vol. 8. pp. 39-^40.

[93] «Психологическим механизмом преобразования энергии является символ» (Uber psychische Energetik, с. 80; Collected Works, vol. 8, p. 45).

[94] Ср. ниже, раздел «Принцип обусловленности».

[95] Die Beziehungen zwischen dem Ich und dem Unbewussten, S. 205; Collected Works, vol. 7, par. 401.

[96] Uber psychische Energetik, S. 103; Collected Works, vol. 8, p. 58.

[97] tJber psychische Energetik, S. 93; Collected Works, vol. 8, pp. 51—52.

[98] Von den Wurzeln des Bewusstseins, VII, S. 567 f.; Collected Works, vol. 8, p. 207.

[99] Von den Wurzeln des Bewusstseins, S. 580; Collected Works, vol. 8, p. 216.

[100] Юнг сам проводит параллель между материей и психической субстанцией и указывает на возможность того, что они являются двумя сторонами одного и того же феномена (Von den Wurzeln des Bewusstseins. VII, S. 578; Collected Works, vol. 8, p. 215).



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Энергия психическая
  • Финальный; Final
  • Психическое; Psyche; Психика; Псюхе
  • Фантазия; Fantasy; Phantasie
  • Душа; Soul; Seele
  • Юнг Карл Густав. Работы по психиатрии. Психогенез умственных расстройств.
  • Либидо; Libido
  • Самость; Self; Selbst
  • Рамиль Гарифуллин. Интуиция и творчество: новые психологические подходы
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Теория; Theory; Theorie
  • Психоанализ; Psychoanalysis; Psychoanalyse
  • Михайлов Георгий. Наша душа (онтология психической реальности).
  • Сознание; Consciousness; Bewusstheit
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Глубинная психология; Depth psychology; Tiefenpsychologie
  • Шторк Й. Психическое развитие маленького ребенка с психоаналитической точки зрения
  • Интеграция; Integration
  • Рамиль Гарифуллин. Несет ли личность ответственность за свои мысли?
  • Энергия; Energy; Energie
  • Сновидения; Dreams; Traume
  • Конструктивное
  • Апперцепция; Apperception; Apperzeption
  • Сергей Воронков. Что такое «Душа»? (или «Психология, наука — о чем?»)
  • Смысл; Meaning; Sinn
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Что есть психоанализ наука или герменевтика
  • Объективная психика; Objective Psyche; Objektiv Psyche
  • Юнг К.-Г. Психология и религия.
  • Шизофрения; Schizophrenia; Schizophrenic
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Понижение ментального уровня; Abaissement du niveau mental
  • Представление о психическом развитии в аналитической психологии
  • Горнева О.А. Использование танцевально-двигательной терапии в работе с символом лабиринта
  • Рамиль Гарифуллин. Как распознать наркомана или алкоголика? Как определить наркозависимую личность
  • Логос; Logos
  • Миф; Myth; Mythos
  • Целостность; Wholeness; Ganzheit
  • Противоположности; Opposites; Gegensatze
  • Бехтерев В.М. Психологическое определение личности.
  • Брак; Marriage; Ehe; Hochzeit
  • Интуиция; Intuition
  • Эмпиризм; Empiricism; Empiric
  • Персонификация; Personification; Personifikation
  • Бого-образ; God-image; Gottbild
  • Бессознательное
  • Старовойтов В.В. Современный психоанализ - смена парадигмы мышления



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь