|
Якоби Иоланда. Психологическое учение К.Г. ЮнгаКатегория: Постъюнгианство, Аналитическая психология | Просмотров: 26626
Автор: Якоби Иоланда.
Название: Психологическое учение К.Г. Юнга Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Скачать по прямой ссылке - зеркало Ответственность за будущее нашей культуры ныне, больше чем когда-либо, лежит на личности.
Примечания [1] Psychologische Typen, S. 591; Collected Works, vol. 6, par. 706. [2] В последние годы некоторыми учениками Юнга — в особенности Фордхэмом (Fordham) в Лондоне и Hойманном (Neumann) в Израиле — был выдвинут ряд гипотез, касающихся развития «Я». Ни одна из них, однако, на сегодняшний день не кажется вполне удовлетворительной. Экспериментальным данным лучше соответствует теория Ж. Пиаже (Piaget), хотя она и не учитывает специфических воззрений глубинной психологии. Так или иначе, фрейдовский взгляд — который в этом отношении разделяет и Юнг — все еще сохраняет свое фундаментальное значение. [3] Psychologische Typen, S. 67; Collected Works, vol. 6, par. 700. В обыденной речи «сознание» часто смешивается с «мышлением». Это недопустимо, поскольку существует сознание чувства, воли, страха и всех прочих жизненных проявлений, не тождественных мышлению. Часто «сознание» отождествляют с «жизнью», чего также не следует делать: человек, который спит или пребывает в обморочном состоянии, жив, но лишен сознания. Сознание бывает выражено в разной степени: от изолированных актов простого восприятия до глубокого анализа и оценки явлений. [4] Psychologische Typen, S. 656; Collected Works, vol. 6, par. 842. [5] Те психические элементы, которые в любой момент могут быть подняты на уровень сознания, Фрейд называет «предсознанием». К «бессознательному» он относит только те элементы, которые не могут быть осознаны без применения специальных приемов. И те, и другие Юнг включает в «личностное бессознательное». [6] В зависимости от предмета обсуждения центральное место на наших диаграммах может занимать «Я» или коллективное бессознательное. Когда мы говорим о «сферах», «областях» или «слоях» бессознательного или пытаемся проиллюстрировать их графически, мы осуществляем своего рода «перевод» генетического подхода в пространственные термины. [7] Psychologische Typen, S. 656; Collected Works, vol. 6, par. 842. Термин «структура мозга», использованный Юнгом там, где можно было бы ожидать термина «психическая структура», должен быть понят правильно. Он указывает на связь психической субстанции с физическим бытием. Психическая субстанция переживается нами как неотделимая от физического бытия. Это, однако, никак не предполагает биологической зависимости. «Психическая субстанция заслуживает того, чтобы к ней относились как к самостоятельному феномену; нет никаких оснований считать ее простым эпифеноменом (хотя она и может зависеть от работы мозга). Это было бы так же неправильно, как считать жизнь эпифеноменом химии углеродных соединений» (Uber die Energetik der Seele. — Zurich, 1928, S. 16; Collected Works, vol. 8, p. 8). Далее Юнг заявляет: «Можно уверенно утверждать, что смерть человека — это конец его личностного сознания. Но мы не знаем, прерывается ли в момент смерти психический процесс в целом: ведь ныне мы значительно меньше уверены в „привязанности" психической субстанции к мозгу, чем полвека назад» (Wirklichkeit der Seele. — Zurich, 1934, 3 Aufl. 1947, S. 225; Collected Works, vol. 8, p. 412). Напротив, психическая субстанция, судя по всему, не знает пространственных и временных ограничений. Бессознательное всегда проявляет себя так. словно оно пребывает вне пространства и времени. [8] Kindertraumseminar (Семинар по детским сновидениям), 1938—1939. [9] Под «целостностью» Юнг понимает нечто большее, нежели единство или неделимость. Этот термин указывает на интеграцию, объединение частей, творческий синтез, включающий в себя некую активную силу. Понятие «целостности» тождественно понятию «саморегулирующейся системы» (см. ниже). [10] Psychologische Typen, S. 590; Collected Works, vol. 6, par. 731 [11] Seelenprobleme der Gegenwart. — Zurich, 1931, 5 Aufl. 1950, S. 125; Collected Works, vol. 6, par. 958. [12] Toni Wolff. Studien zu С. G. Jungs Psychologic. — Zurich, 1959, S. 92. [13] Эта диаграмма представляет собой всего лишь теоретическую модель; в действительности мы никогда не сталкиваемся со столь радикальной односторонностью развития функций. [14] В иконографии символов светлое обычно соответствует мужскому, а темное — женскому началу. [15] I Ging. Buch der Wandlungen, aus dem Chinesischen verdeutscht und erlautert von Richard Wilhelm. — Jena. 1924, S. VIII. [16] Сказанное относится к психической субстанции мужчины, чье бессознательное имеет женские признаки. В параллельном символическом представлении психической субстанции женщины третья и четвертая функции будут иметь мужские признаки и, ввиду своей принадлежности бессознательному, будут «темными», тем самым противореча обычной иконографии символов. [17] Psychologische Typen, S. 590; Collected Works, vol. 6, par. 731. [18] Многие психологи рассматривают в качестве одной из фундаментальных функций также и волю; но согласно Юнгу, воля — это свободно доступная психическая энергия, присутствующая во всех четырех фундаментальных функциях. Она может направляться сознанием. Размах и интенсивность так называемой силы воли определяются объемом сферы сознания и степенью ее внутренней дифференциации. [19] Напомним, что здесь, как и в других примерах, в качестве наиболее отчетливо дифференцированной (высшей) функции условно принимается мышление. [20] Ср.: Seelenprobleme der Gegenwart, S. 124; Collected Works, vol. 6, par. 956. Выводы о низшей функции иногда удается делать на основании типологических признаков тех людей, которых носитель этой функции видит в своих снах. [21] Seelenproblemc dcr Gegenwart, S. 116; Collected Works, vol. 6, par. 941. [22] Scelcnprobleme der Gegenwart. S. 115; Collected Works, vol. 6, par. 937. [23] Вопрос об отношении между биологически и психологически детерминированными расстройствами, а также о воздействии гормонов на психическую субстанцию рассматривается во множестве содержательных трудов (Штайнах [Steinach], Фрейд, Менг [Meng], фон Висе [von Wyss] и др.). Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|