Якоби Иоланда. Психологическое учение К.Г. Юнга

Категория: Постъюнгианство, Аналитическая психология | Просмотров: 26638

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке
Скачать по прямой ссылке - зеркало

Диаграмма 6



Единственная известная нам составная часть Самости — это «Я». «Достигшее индивидуации „Я" ощущает себя как объект какого-то неизвестного и высшего субъекта». Мы ничего больше не можем сказать по поводу его содержания. Любая попытка продвинуться в этом направлении выводит нас за рамки наших реальных знаний. Самость дана нам только в переживании. Пытаясь охарактеризовать переживание Самости, мы можем только повторить вслед за Юнгом: это «своего рода компенсация конфликта между внутренним и внешним... Значит, Самость — это также и цель нашей жизни, ибо она представляет собой самое полное выражение того неповторимого сочетания, которое мы называем личностью; Самость — это полный расцвет не только отдельно взятого индивида, но и целой группы, каждый член которой вносит свою долю в складывающееся целое»[206]. И здесь также мы соприкасаемся с чем-то таким, что недоступно определению и может быть лишь пережито.

Эта наша Самость, наш «центр» — точка концентрации напряженности между двумя мирами, точка приложения сил, о существовании которых мы знаем только в самых общих чертах, но которые мы чувствуем все сильнее и сильнее. Она «чужда нам и одновременно близка, тождественна нам и одновременно непознаваема; это центр некоего таинственного устройства... Кажется, что основы всей нашей психической жизни укоренены именно в этой точке, что именно к ней направлены все наши высшие устремления. Этот парадокс неизбежен: ведь мы сталкиваемся с парадоксами всякий раз, когда пытаемся определить нечто, выходящее за пределы нашего понимания»[207]... «Но если бессознательное явно выступает в качестве детерминирующего фактора, равноценного сознанию, и если в ходе решения жизненных задач максимально возможное внимание уделяется как сознательным, так и бессознательным (то есть инстинктивным) потребностям, центр тяжести личности смещается... Этот новый центр может быть назван Самостью... Если подобное смещение проходит успешно... оно приводит к развитию личности, страдающей, так сказать, на низших этажах своего существа — тогда как на высшем этаже... она примечательным образом отстранена как от мучительных, так и от радостных событий»[208].

Таким образом, идея Самости, представляющей собой всего лишь граничное понятие, сопоставимое с кантовской «вещью в себе», есть по существу трансцендентный постулат, «который, будучи оправдан психологически, тем не менее не поддается научному обоснованию»[209]. Смысл этого постулата в том, чтобы с его помощью прийти к формулировке сущности некоторых эмпирически выявленных процессов и к установлению связей между ними[210]. Категория Самости — лишь указание на первичную, непостижимую основу психической субстанции. Но взятая в аспекте целеполагания, данная категория есть к тому же еще и этический постулат, то есть задача, которую необходимо решить; юнговская система отличается от всех прочих как раз тем, что она включает в себя апелляцию к этике и стимулирует этические решения. Далее, Самость — это категория из области психического и, как таковая, может быть только пережита; пользуясь далеким от психологии языком, мы могли бы назвать ее «центральным пламенем» (zentrale Feuer), долей нашего участия в Боге или же «искоркой» (Fiinkchen) Мастера Экхарта. Самость — это раннехристианский идеал Царства Божия, которое «внутри нас». Это высшая точка, которой может достичь человек в своем переживании и познании психической субстанции.

РЕАЛИЗАЦИЯ САМОСТИ

Мы смогли дать лишь краткий набросок процесса индивидуации в той форме, в которой он был разработан Юнгом. Как нам удалось убедиться, этот путь к расширению масштабов личности состоит в постепенном проникновении в глубь содержания и функций целостной психической субстанции и исследовании их воздействия на «Я». Продвигаясь по этому пути, индивид познает себя таким, каков он есть по своей имманентной природе, а не таким, каким он хотел бы быть, — и нужно сказать, что для любого человека это одна из самых трудновыполнимых задач. Данный процесс может быть осознан только при наличии специальных психологических знаний и методического умения, равно как и особой психологической установки. Здесь следует подчеркнуть, что Юнг был первым, кто с научных позиций наблюдал и описал явления и переживания коллективной психической субстанции. По его собственным словам, «такие научные термины, как „индивидуация"... всего лишь указывают на все еще малоисследованные области науки; в данном случае речь идет о процессах централизации, происходящих в бессознательном и направленных на формирование личности»[211].

Метод лечения по Юнгу основан на исследовании и приведении во взаимное соответствие всех потенциальных возможностей психической субстанции; при этом в качестве исходного пункта принимается ситуация, сложившаяся на данный момент времени. Это позволяет Юнгу называть свой метод проспективный, то есть предвосхищающим будущее — в противоположность ретроспективному методу, при котором основной момент лечения заключается в обнаружении кроющихся в прошлом причин болезни. Юнговский метод — это путь к самопознанию и саморегуляции, средство активизации этической функции; он ни в коей мере не ограничен задачей лечения душевной болезни или невроза. Конечно, импульс, побуждающий человека пройти курс анализа, очень часто имеет своим источником болезнь; но не менее часто он исходит от желания найти смысл жизни, вернуть утраченную веру в Бога и самого себя. Как говорил сам Юнг, «примерно треть моих пациентов страдали не столько от неврозов, сколько от бессмысленности и бесцельности жизни»[212]. Именно последнее ощущение кажется наиболее распространенной формой невроза нашего времени — времени, когда все фундаментальные ценности угрожающе расшатаны, и человечество оказалось во власти тотальной духовной и психической дезориентации.

В этих условиях постулированный Юнгом путь индивидуации — то есть путь активизации творческих сил бессознательного и их осознанной интеграции в целостную психическую субстанцию — может рассматриваться как серьезная попытка разработать противовес силам, которые оказывают столь сильное дезориентирующее воздействие на современного человека. Эта попытка означает освобождение от пут инстинктивной природы, некое «действие вопреки природе» (opus contra naturam), предназначенное, впрочем, прежде всего для второй половины нашей жизни.

Углубление и расширение сознания через обогащение его содержанием сферы бессознательного есть «просветление» (Auf-hellung), то есть духовный акт. «Именно поэтому большинство героев характеризуется солярными атрибутами, а момент рождения их высшей личности называют „озарением" (Erleucht-ung)»[213]. Значение этого момента чудесным образом символизируется христианским таинством крещения. «В первобытном мире все было наделено душевными качествами. Всему приписывались элементы души человека или, лучше сказать, человеческой души, коллективного бессознательного — ибо индивидуальной психической жизни тогда еще не было. В данной связи не следует забывать, что цель, которую ставит перед собой христианское таинство крещения, необычайно значима с точки зрения психического развития человечества. Крещение наделяет человека единой душой. Я, конечно, не хочу этим сказать, что обряд крещения сам по себе, как некий магический акт, способен сразу же оказать непосредственное воздействие. Я просто утверждаю, что идея крещения поднимает человека над его архаическим самоотождествлением с миром и трансформирует его в нечто более высокое, чем мир. То, что человечеству удалось подняться до этой идеи, есть крещение в глубочайшем смысле этого слова — в смысле рождения духовного человека, который превыше природы»[214].

К сознанию, все еще находящемуся под опекой веры и догматической символики, Юнгу добавить нечего; но он делает все, что в его силах, дабы поощрить людей, ищущих свой путь обратно к Храму. Он верит в то, что «душа по природе своей христианка», равно как и в то, что именно на пути к самоосуществлению человек, «знающий смысл того, что он делает... может стать человеком высшего типа... символом подлинного Христа»[215].

Итак, самоосуществление — это к тому же (и прежде всего) путь, ведущий к обретению смысла жизни, к формированию характера и, значит, мировоззрения. «Мировоззрение предопределяется сознанием. Всякое осознанное представление о мотивах и намерениях есть зародыш мировоззрения; всякое приумножение опыта и знания ведет по пути развития мировоззрения. Формируя свой образ мира, мыслящий человек меняется сам. Человек, чье солнце все еще вращается вокруг Земли, принципиально отличается от человека, чья земля — лишь спутник Солнца»[216].



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Hogan Kevin - The Science of Influence: How to Get Anyone to Say - Yes in 8 Minutes or Less!
  • Комплекс электры; Electra complex
  • Сенека. НРАВСТВЕННЫЕ ПИСЬМА К ЛУЦИЛИЮ
  • Возврат вытесненного
  • Полное собрание сочинений К.Г. Юнга. The Collected Works of C.G. Jung
  • Конфликт; Conflict; Konflikt
  • Эдвард Конзе. Буддизм и гнозис
  • Структура Скрижали Союза
  • Метапсихология; metapsychology
  • Аффект
  • Невроз смешанный; mixed neurosis
  • Сверх-Я; super-ego
  • Влечение к разрушению
  • Религиозная установка; Religious attitude; religios Einstellung
  • Интроверсия; introversion
  • Танатос; Thanatos
  • Идеал-я; ego ideal
  • Юм Д. ИССЛЕДОВАНИЕ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗУМЕНИИ
  • Либидо
  • Подсознательное, подсознание; subconscious, subconsciousness
  • Зависть к пенису; penis envy
  • Сумма возбуждения; sum of excitation
  • Анализ дидактический
  • Интерес или Я-интерес; interest; ego interest
  • Невроз актуальный; actual neurosis
  • Вытеснение; repression
  • Коллективное бессознательное; Collective Unconscious; Kollectives Unbewusstes
  • (Само) отождествление с агрессором; identification with the agressor
  • Эрос
  • Предсознательное, предсознание; preconscious
  • Hudson Jane Navigate. Pre-intermediate. B1. Coursebook. Workbook. Teacher's Notes
  • Стадия либидинальная; libidinal stage (или phase)
  • Alden Edward, Sayer Mike Navigate. Intermediate. B1+. Coursebook. Workbook. Teacher's Notes
  • Обработка психическая; psychical working over или out
  • Сублимация; sublimation
  • Roberts Rachael, Krantz Caroline Navigate. Upper-intermediate. B2. Coursebook. Workbook. Teacher's Notes
  • Георгий Почепцов. Человек между большой и малой ложью: от госпропаганды до фейков
  • Влечения к самосохранению
  • Амбивалентность
  • Hughes Jake, Wood Katie, Tabor Carol. Navigate. Elementary. A2. Coursebook. Workbook. Teacher's Notes
  • Объект частичный; part-object
  • Объект частичный; part-object
  • Психоид; Psychoid
  • Представление предметное, представление словесное; thing presentation, word presentation
  • Отказ (от реальности); disavowal (или denial)
  • Вязкость либидо; adhesiveness of the libido
  • Младенчество и детство; Infancy and childhood; Friihe Kindheit und Kindheit
  • Влечение к агрессии
  • Бого-образ; God-image; Gottbild
  • Бисексуальность



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь