Религиозная установка; Religious attitude; religios Einstellung

Категория: Словари и энциклопедии » Словарь аналитической психологии | Просмотров: 1270



     Религиозная установка (Religious attitude; religios Einstellung) — психологически установка, сообщаемая тщательным наблюдением за невидимыми силами, почитанием их и личным переживанием по этому поводу.
     «Ясно, что под понятием «религия» я не имею в виду вероучение. Верно, однако, что всякое вероучение основывается, с одной стороны, на опыте нуминозного, а с другой — на вере, на преданности, верности, доверии к определенным образом испытанному воздействию нуминозного и к последующим изменениям сознания. Можно сказать, что «религия» — это понятие, обозначающее особую установку сознания, измененного опытом нуминозного» (CW 11, par. 9; АС. с. 134).
     «Религия есть врожденная инстинктивная установка в человеке. В ней осуществляется наблюдение и уяснение неких невидимых и неконтролируемых человеком факторов. Проявления этой установки можно проследить во всей духовной истории. Ее целью является сохранение психического равновесия: естественный человек имеет столь же естественное знание о пересечениях своего сознания с неподвластными ему факторами» (CW 10, раг.512. Русский перевод: АППН. с. 113—166, а также: В. Одапник. Психология политики». 1995, с. 218).
     Религиозная установка глубоко отлична от веры, связываемой со специфическим вероучением и вероисповеданием.
     «Вероучение и вероисповедание — это выражение определенных коллективных убеждений, тогда как религиозное переживание отражает субъективное отношение к неким метафизическим, то есть внемирским факторам. Конфессиональная жизнь осуществляется в мирской среде и, таким образом, является внутримирским делом, в то время как смысл и предназначение религии лежит во взаимотношении между индивидом и Богом (христианство, иудаизм, ислам) либо на пути спасения и освобождения (буддизм).
     Из этого проистекает теперешняя этика, которая — вне индивидуальной ответственности перед Богом — означает лишь конвенциональную мораль.
     Являясь не более чем компромиссом с мирской действительностью, вероучения склоняются ко всевозрастающей кодификации своих воззрений и обычаев. Тем самым они настолько овеществляются, что на задний план отходит их подлинно религиозная сущность, а именно живое отношение, непосредственная встреча с внемирским» (CW 10, par. 507).
     Юнг полагал, что невроз во второй половине жизни редко вылечивается без развития религиозной установки, побуждаемой спонтанным духовным откровением.
     «Дух этот есть автономное психическое событие, затишье после бури, умиротворяющий свет, проливающийся во мраке человеческого разума, и потаенный упорядочивающий принцип царящего в нашей душе хаоса.
     Святой Дух — Утешитель, как и Отец, это тихое, вечное и бездонное Единое, в котором любовь Божья и страх Божий сплавлены в бессловесное единство. И именно в этом единстве воссоздается первозданный смысл все еще бессмысленного отцовского мира, проникая в пространство человеческого опыта и рефлексии» (ОИ, с. 79).
     Утверждая психологическую точку зрения, Юнг стремился прояснить, что под религией он понимает не свод законов, заповедей, вероучение или догму.
     «Бог есть тайна, и все, что мы говорим о нем, говорится и веруется людьми. Мы создаем образы и идеи, но когда я говорю о Боге, я всегда имею в виду образ, который из него сделал человек. Но никто не знает, каков и как выглядит этот образ и может ли он быть Богом» (С. С. Jung. Letters. 1957, vol. 2, p. 383).
     Психологическим носителем Бого-образа в человеке Юнг считал самость. Он полагал, что она действует в роли руководящего принципа личности, отражающего потенциальную целостность индивида, побуждая жизнь к большей состязательности и подтверждению смысла. Почти все, что связывает человека с этими атрибутами, может использоваться как символ самости, но некоторые освященные временем фундаментальные формы, такие, как крест и мандола, признаются коллективным выражением высших религиозных ценностей человека; крест символизирует напряжение между крайними противоположностями, а мандала представляет разрешение этого противостояния. Психологически Юнг приписывал трансцендентной функции задачу связи человека и Бога (личности и ее конечного потенциала) через образование символов.
     Говоря о своих личных религиозных взглядах, Юнг писал: «Я не верю, но знаю о силе подлинной личностной природы и непреодолимого воздействия. Я называю эту силу Богом» (С. G. Jung. Letters, 1955, vol.2, p. 274).
Из книги Зеленского В. Словарь аналитической психологии



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Бого-образ; God-image; Gottbild
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Нуминозный; Numinous
  • Дитя; Child; Kind
  • Тело; Body
  • Мораль; Morality; Moral
  • Ось «эго-самость»; Ego-Self axis; Ich-Selbst — Achse
  • Синхрония; Synchronicity; Synchronizitat
  • Конфликт; Conflict; Konflikt
  • Конъюнкция; Coniunctio
  • Самость; Self; Selbst
  • Рациональное; Rational; Rational
  • Этика; Ethics; Ethik
  • Ориентирование; Orientation; Orientierung
  • Саморегуляция психического; Self-regulation of the Psyche; Selbstregulatorische Funktion der Psyche
  • Смысл; Meaning; Sinn
  • Чувство; Feeling; Geffihl
  • Кватерность, или четверица; Quaternily; Qualernilat
  • Тип; Туре
  • Объективация; Objectivation; Objektivation
  • Противоположности; Opposites; Gegensatze
  • Идея; Idea; Idee
  • Мир единый; Unus Mundus
  • Интериоризация
  • Идентичность; Identity; Identitat
  • Инфляция; Inflation
  • Диссоциация; Dissociation; Dissoziation
  • Ритуал; Ritual
  • Зло; Evil; Bose
  • Возрождение или перерождение; Rebirth; Erneuerung; Wiedergeburt
  • Брак; Marriage; Ehe; Hochzeit
  • Вечное дитя; Puer aeteraus; puella aeternus
  • Амбивалентность; Ambivalence; Ambivalenz
  • Младенчество и детство; Infancy and childhood; Friihe Kindheit und Kindheit
  • Живопись; Painting; Malere
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Архаизм, архаический; Archaism; archaic; Archaismus; archaisch
  • Индивид, индивидуальное; Individ; Individual
  • Эрос; Eros
  • Сознание; Consciousness; Bewusstheit
  • Имаго; Imago
  • Эго; Ego; Ich
  • Жертва; Sacrifice; Opfern; das Opfer
  • Эмпиризм; Empiricism; Empiric
  • Психоид; Psychoid
  • Замещение; substitute
  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Индивидуальность; Individuality; Individualist
  • Анимус; Animus; Animus
  • Констелляция; constellatio



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь