Сверх-Я; super-ego

Категория: Словари и энциклопедии » Словарь психоаналитических терминов | Просмотров: 1556



Сверх-Я

Нем.: Uber-Ich. — Франц.: surmoi (или sur-moi). — Англ.: super-ego. — Исп.: superyo. — Итал.: super-io. — Португ.: superego.

• Одна из инстанций личности во второй фрейдовской теории психического аппарата: по отношению к Я Сверх-Я играет роль судьи или цензора. Сверх-Я, по Фрейду, ответственно за нравственное сознание, самонаблюдение и формирование идеалов.

Обычно Сверх-Я трактуют как наследника Эдипова комплекса; оно образуется в результате интериоризации родительских требований и запретов.

Некоторые психоаналитики относят формирование Сверх-Я к ранним доэдиповским стадиям (М. Кляйн) или по крайней мере ищут предшественников Сверх-Я в очень ранних психических механизмах и формах поведения (например, Гловер, Шпитц).

• Термин Сверх-Я был введен Фрейдом в "Я и Оно" (Das Ich und das Es, 1923) (а). Обозначаемая им критическая функция представляет инстанцию, которая обособилась от Я, но, по-видимому, властвует над ним, судя по состоянию патологической скорби и меланхолии, когда субъект становится объектом критики и упреков: "Мы видим, как одна часть Я противополагается другой, подвергая ее критике и превращая в объект" (1).

Понятие Сверх-Я относится ко второй фрейдовской топике. Однако еще до ее вычленения психоаналитическая клиника и теория уже признавали (например, в понятии цензуры* сновидения) особую роль в психическом конфликте той инстанции, которая запрещает осознание желаний. Более того, Фрейд изначально признавал (и это отличает его концепцию от традиционных представлений о нравственном сознании), что эта цензура может действовать бессознательно. Он отмечал также, что при неврозе навязчивых состояний самоупреки не всегда осознанны: "Субъект, страдающий от принуждений и запретов, ведет себя так, словно он испытывает чувство вины, которое можно назвать безотчетным или неосознанным, несмотря на очевидное противоречие в терминах" (2).

Однако именно изучение бреда преследования, меланхолии и патологической скорби привело Фрейда к вычленению в личности одной части Я, направленной против другой — Сверх-Я, играющего для субъекта роль образца и судьи. Впервые Фрейд выявил эту инстанцию в 1914 —1915 г., обнаружив в ней две подструктуры: собственно Идеал-Я и критическую инстанцию (см.: Идеал-Я).

Понятие Сверх-Я в широком и общем смысле слова (ср. "Я и Оно" где, напомним, этот термин используется впервые) обозначает и запрет, и идеал. При сохранении Идеал-Я в виде отдельной подструктуры Сверх-Я становится воплощением одновременно и закона, и запрета на его нарушение.

*

По Фрейду, формирование Сверх-Я связано с угасанием Эдипова комплекса*: отказываясь от исполнения запретных желаний, ребенок преобразует нагрузку родительских персонажей в (само)отож-дествление с родителями и интериоризует запрет.

При этом Фрейд подчеркивал различие между мальчиком и девочкой: у мальчика комплекс Эдипа неизбежно сталкивается с угрозой кастрации, вследствие чего возникает "строгое Сверх-Я" (За). У девочки, напротив, "...комплекс кастрации не только не устраняет Эдипова комплекса, но напротив, подготавливает его появление [...]. Эдипов комплекс у девочки сохраняется надолго и затем устраняется, хотя и не полностью. При таких условиях страдает процесс образования Сверх-Я: оно не достигает той мощи и той независимости, которых требует его роль в культуре" (Зb).

Таким образом, именно отказ от любовных и враждебных эдиповских желаний лежит в основе формирования Сверх-Я, которое, по Фрейду, впоследствии обогащается также социальными и культурными требованиями (образование, религия, мораль). Впрочем, еще и до формирования Сверх-Я в традиционном смысле слова уже возникают либо ранние формы Сверх-Я, либо непосредственно приводящие к нему стадии. Так, ряд авторов считают, что интериоризация запретов происходит гораздо раньше угасания Эдипова комплекса: в частности, раньше усваиваются некоторые педагогические требования и среди них, как отметил Ференци в 1925г., определенные требования к работе сфинктера [Zur Psychoanalyse von Sexualgewohnheiten]. Для последователей М. Кляйн Сверх-Я существует уже на оральной стадии: оно складывается в результате интроекции "хороших" и "плохих" объектов, причем жестокость его объясняется детским садизмом, наиболее сильно развитым именно в этот период (4). Другие авторы, не признающие доэдипова Сверх-Я, тем не менее показывают, что формирование Сверх-Я начинается очень рано. Р. Шпитц, например, вычленял три главные предпосылки этого процесса: навязанные извне физические действия, овладение жестикуляцией через (само)отождествление с другими людьми и, что всего важнее, идентификация с агрессором (5).

*

Довольно трудно определить, какую роль играют в образовании Сверх-Я Идеал-Я*, Я идеальное* и просто Я*.

"Установление Сверх-Я может рассматриваться как случай успешного (само)отождествления с родительской инстанцией",— пишет Фрейд в "Новых лекциях по введению в психоанализ" (Neue Folge der Vorlesungen zur Einfuhrung in die Psychoanalyse, 1932) (3c). Выражение "родительская инстанция" означает, что механизм образования Сверх-Я не следует понимать как (само)отождествление с конкретными лицами. Вот одно из разъяснений этой мысли: Сверх-Я ребенка складывается не по образу родителей, но по образу Сверх-Я родителей: оно наполнено теми содержаниями, традициями и ценностными суждениями, которые передаются из поколения в поколение (3d).

Чаще всего антропоморфизм второй фрейдовской топики подвергался критике именно в связи со Сверх-Я. Однако Д. Лагаш, напротив, считал заслугой психоанализа выделение роли антропоморфизма в возникновении и функционировании психики с ее "анимистическими вкраплениями" (6). Клинический опыт психоанализа показывает, что Сверх-Я действует в "реалистической манере" и как независимая инстанция (“плохой” внутренний объект, "грубый голос" (б) и т.д.). Вслед за Фрейдом ряд авторов подчеркивали, что Сверх-Я весьма далеко отстоит от действительных запретов и наставлений родителей и воспитателей, так что "строгое" Сверх-Я может даже противоречить их установкам.

а) Французский термин для Сверх-Я — surmoi или sur-moi. Иногда, особенно в многочисленных работах Р. Лафорга по этому вопросу, встречается и термин Superego.

б) По Фрейду, Сверх-Я включает в себя главным образом словесные представления, а его содержание определяется звуковыми восприятиями, наставлениями, чтением и пр. (7).

(1) Freud (S.). Trauer und Melancholie, 1917. G.W., X, 433; S.E., XIV, 247; франц. 199.

(2) Freud (S.). Zwangshandlungen und Religionsubungen, 1907. G.W., VII, 135; S.E., IX, 123; франц., 172 — 173.

(3) Freud (S.). Neue Folge der Vorlesungen zur Einfuhrung in die Psychoanalyse, 1932. — a) G.W., XV, 138; S.E., XXII [ошибка в оригинале], 129; франц., 177. — b) G.W., XV, 138; S.E., XXII, 129; франц., 177. — с) Cf. G.W., XV, 70; S.E., XXII, 63 — 64; франц., 90. — d) G.W., XV, 73; S,E, XXII, 67; франц., 94—95.

(4) Cf. Klein (M.). The Early development of Conscience in the Child, 1933. In: Contributions. Passim.

(5) Cf. Spitz (R.). On the genesis of superego components. In: Psa. Study of the Child, 1958, XIII, 375-404.

(6) Cf. Lagache (D.). La psychanalyse et la structure de la personnalite. In: La Psychanalyse, Paris, P.U.F, 1961, vol. VI, 12 —13.

(7) Cf. Freud (S.). Das Ich und das Es, 1923, G.W., XIII, 282; S.E., XIX, 52—53; франц., 210-211.

Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б.  Словарь по психоанализу




Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Идеал-я; ego ideal
  • Инстанция; instancia
  • Интериоризация
  • Я идеальное; ideal ego
  • Невроз семейный; family neurosis
  • Чувство вины; Чувство вины
  • Влечение к разрушению
  • Чувство неполноценности; sense или feeling of inferiority
  • (Само) отождествление с агрессором; identification with the agressor
  • Оно; id
  • Потребность в наказании; need for punishment
  • Идеализация; idealisacion
  • Интериоризация; internalization
  • Цензура; censorship
  • Догенитальный; pregenital
  • Аллоэротизм
  • Зависть к пенису; penis envy
  • (Само) отождествление первичное; primary identification
  • Бегство в болезнь
  • Реакция терапевтическая отрицательная; negative therapeutic reaction
  • Амнезия инфантильная
  • Выбор объекта (или объектный выбор); object-choice
  • Бессознательное (Бсз, Ubw)
  • Интерес или Я-интерес; interest; ego interest
  • Застой либидинальный; damming up of the libido
  • Сверх-Я
  • Влечение к агрессии
  • (Само) отождествление; identification
  • Афанизис
  • Латентный (период); latency period
  • Аппарат психический
  • Выбор объекта по примыканию; anaclitic type of object-choice
  • Возврат вытесненного
  • Замещение; substitute
  • Восприятие-сознание (вс-сз); perception-consciousness
  • Зона эрогенная; erotogenic zone
  • Интроекция; introjection
  • Предсознательное, предсознание; preconscious
  • Соединение — разъединение (влечений); fusion-defusion (of instincts)
  • Я-либидо — объектное либидо; ego-libido — object-libido
  • Доэдипов; preoedipal
  • Выбор невроза; choice of neurosis
  • Бисексуальность
  • Невроз смешанный; mixed neurosis
  • Нарциссизм; narcissism
  • Я-сообразный; egosyntonic
  • Механизмы защиты; mechanisms of defence
  • Деформация (сна); distortion
  • Первовытеснение; primal repression
  • Воображаемое; imaginary



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь