Сублимация; sublimation

Категория: Словари и энциклопедии » Словарь психоаналитических терминов | Просмотров: 2445



Сублимация

Нем.: Sublimierung. — Франц.: sublimation. — Англ.: sublimation. — Исп.: sublimacion. — Итал.: sublimazione. — Португ.: sublimacao.

• Процесс, которым Фрейд объясняет формы человеческой деятельности, не имеющие видимой связи с сексуальностью, но порожденные силой сексуального влечения. В качестве основных форм сублимации Фрейд описывал художественное творчество и интеллектуальную деятельность.

Сублимацией называется такое влечение, которое в той или иной степени переключено на несексуальную цель и направлено на социально значимые объекты.

• Термин "сублимация", введенный Фрейдом в психоанализ, вызывает в мысли одновременно "возвышенное" (sublime) (ср. использование этого понятия в изящных искусствах для обозначения величественных, возвышающих нас произведений) и "возгонку" (sublimation) (ср. использование этого понятия в химии для обозначения процедур, непосредственно переводящих тело из твердого состояния в газообразное).

На протяжении всего своего творчества Фрейд называл сублимацией — в экономическом и динамическом смысле — некоторые виды деятельности, побуждаемые желанием, явно не направленным к сексуальной цели: это, например, художественное творчество, интеллектуальное исследование и вообще ценные с точки зрения общества виды деятельности. Побудительную причину такого рода поведения Фрейд видел в преобразовании сексуальных влечений: "Сексуальное влечение обеспечивает культурный труд огромной массой энергии; это происходит в силу присущей ему способности изменять свою цель, не ослабляя напора. Эта способность менять первоначальную сексуальную цель на иную, несексуальную, но психологически ей близкую, называется сублимацией" (1а).

Даже на уровне простых описаний фрейдовское понятие сублимации нельзя признать достаточно развернутым. Неясно определена область сублимационной деятельности: должны ли мы, скажем, включать в нее всю совокупность мыслительной работы или лишь некоторые формы интеллектуального творчества? Следует ли считать главной чертой сублимации высокую общественную оценку связанных с нею форм деятельности в данной культуре? Включаются ли в сублимацию формы "приспособительной" деятельности (труд, досуг и пр.)? Касаются ли изменения в динамике влечений лишь цели влечений (как долгое время считал Фрейд) или же одновременно и их объекта, как утверждается в "Новых лекциях по введению в психоанализ" (Neue Folge der Vorlesungen zur Einfuhrung in die Psychoanalyse, 1932): "Мы называем сублимацией такое изменение цели и объекта, при которых принимается во внимание социальная оценка" (2).

При рассмотрении проблемы с метапсихологической точки зрения эта неопределенность, по признанию самого Фрейда, сохраняется (3). Это относится также к работам, специально посвященным мыслительной и художественной деятельности (ср. "Об одном детском воспоминании Леонардо да Винчи" [Eine Kindsheitserrinerung des Leonardo da Vinci, 1910]).

*

Мы не собираемся излагать здесь общую теорию сублимации: ее невозможно построить на основе тех немногочисленных элементов, которые мы находим во фрейдовских текстах. Ограничимся здесь указанием на ряд тенденций фрейдовской мысли, не стремясь к их обобщению.

1) Сублимация затрагивает, прежде всего, частичные влечения*, особенно те, которые не входят в окончательную форму генитальности: "Силы, необходимые для культурного труда, берутся большей частью за счет подавления так называемых извращенных элементов сексуального возбуждения" (1b).

2) Фрейд сделал два предположения относительно механизма сублимации. Первое основано на теории примыкания* сексуальных влечений к влечениям самосохранения. Подобно тому, как несексуальные влечения могут заражаться сексуальностью (ср. психогенные расстройства питания, зрения и т.д.), так и "пути, передающие воздействие сексуальных расстройств другим телесным функциям, предназначены у нормального субъекта для осуществления другого важного процесса. Они должны способствовать обращению силы сексуального влечения на другие, несексуальные цели, т. е. служить сублимации сексуальности" (4). Это предположение лежит в основе фрейдовского изучения Леонардо да Винчи.

Новый подход к проблеме открывается понятием нарциссизма* и созданием последней теории психического аппарата. Преобразование сексуальной активности в сублимированную деятельность (обе они устремлены к внешним, независимым объектам) требует, как теперь утверждается, промежуточной стадии — изъятия либидо и обращения его на Я, что и создает возможность десексуализации. Именно в этом смысле Фрейд говорил в "Я и Оно" (Das Ich und das Es, 1923) об энергии Я как о "десексуализированной и сублимированной" энергии, способной распространяться на несексуальные виды деятельности. "Если эта энергия перемещения есть не что иное, как десексуализированное либидо, мы вправе называть ее сублимированной, ибо она сохраняет неприкосновенной главную цель Эроса — объединение и связывание, помогая созданию целостности или тенденции к целостности, столь характерной для Я" (5).

Тем самым подтверждается мысль о том, что сублимация тесно связана с нарциссическим измерением Я, а, следовательно, объект сублимированной деятельности обладает тем же качеством целостности, которое Фрейд приписывал Я. Очень сходно с этим рассуждение М. Кляйн, которая видит в сублимации тенденцию к возмещению или восстановлению "хорошего" объекта*, раздробленного разрушительными влечениями (6).

3) Поскольку теория сублимации осталась у Фрейда слабо разработанной, мы располагаем лишь отдельными намеками на то, как следует разграничивать сублимацию и сходные с ней явления — реактивные образования*, торможение при достижении цели*, идеализацию*, вытеснение* и т.д. К тому же, считая способность к сублимации существенным условием успешного лечения, Фрейд нигде не показал ее конкретно.

4) Гипотеза о сублимации высказывалась в связи с сексуальными влечениями, однако Фрейд считал возможной также сублимацию агрессивных влечений (7); этот вопрос изучался и другими авторами.

*

Сублимация — часто используемое в психоаналитической литературе понятие; оно настолько отвечает глубинным задачам фрейдовского учения, что трудно даже понять, как можно без него обойтись. Однако мы не располагаем связной теорией сублимации, что остается существенным пробелом в психоаналитической мысли.

(1) Freud (S.). Die "kulturelle" Sexualmoral und die moderne Nervositat, 1908. a) G.W., VII, 150; S.E., IX, 187. — b) G.W., VII, 151; S.E., IX, 189.

(2) Freud (S.). G.W., XV, 103; S.E., XXII, 97; франц., 133.

(3) Cf. Freud (S.). Das Unbehagen in der Kultur, 1930. G.W., XIV, 438; S.E., XXI, 79; франц., 18.

(4) Freud (S.). Drei Abhandlungen zur Sexualtheorie, 1905. G.W., V, 107; S.E., VII, 206; франц., 107.

(5) Freud (S.). G.W., XIII, 274; S.E., XIX, 45; франц., 201 — 202.

(6) Ср., например: Klein (M.). Infantile anxiety-situation reflected in a work of art and in the creative impulse, 1929. In: Contributions to Psycho-Analysis, 227 — 235.

(7) Cf. Jones (Е.). Sigmund Freud: Life and Work, 1957, vol. III. Англ., London, Hogarth Press, 493 — 494; франц. (в печати).

Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б.  Словарь по психоанализу




Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Влечение к разрушению
  • Влечение к агрессии
  • Идеализация; idealisacion
  • Влечение сексуальное
  • Догенитальный; pregenital
  • Выбор объекта по примыканию; anaclitic type of object-choice
  • Влечение частичное
  • Обращение (влечения) в свою противоположность; reversal into the opposite
  • Торможение перед целью; aim-inhibited
  • Давление (влечений); pressure
  • Влечения к самосохранению
  • Возврат вытесненного
  • Интерес или Я-интерес; interest; ego interest
  • Бисексуальность
  • Зона эрогенная; erotogenic zone
  • Амнезия инфантильная
  • Танатос; Thanatos
  • Влечения к жизни
  • Активность—пассивность
  • Выбор объекта (или объектный выбор); object-choice
  • Аллоэротизм
  • Эрос
  • Застой либидинальный; damming up of the libido
  • Инстанция; instancia
  • Я-либидо — объектное либидо; ego-libido — object-libido
  • Вязкость либидо; adhesiveness of the libido
  • Либидо
  • Организация либидо; organization of the libido
  • Цель (влечения); aim (instinctual aim)
  • Источник влечения; source of the instinct
  • Выбор невроза; choice of neurosis
  • Бегство в болезнь
  • Динамический, динамика; dynamic
  • Аппарат психический
  • Афанизис
  • Влечение
  • Действие специфическое; specific action
  • Анаклитический
  • Примыкание; anaclisis
  • Соединение — разъединение (влечений); fusion-defusion (of instincts)
  • Эрогенность; erogeneity или erogenicity
  • Влечения Я
  • Генитальная (любовь); genital love
  • Интериоризация
  • Импульс влечения; instinctual impulse
  • Зона истерогенная; hysterogenic zone
  • Невроз нарциссический; narcissistic neurosis
  • Клоаки (теория); cloacal (или cloaca) theory
  • Я-сообразный; egosyntonic
  • Сверхнагрузка; hypercathexis



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь