Вебер Гунтхард. Два рода счастья: Системно-феноменологическая психотерапия Берта Хеллингера.

Категория: По направлениям » Системный подход в психологии | Просмотров: 47580

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Отказ от собственного
Вопрос: Когда в расстановке заместитель испытывает приятные или неприятные чувства, не примешивается ли сюда его собственная личность?
Б. X.: Это принципиальный вопрос. Если ты будешь работать с такой гипотезой, ты уже не сможешь проводить расстановки. Это была бы одна сплошная путаница. Если кто-то думает об этом, находясь в расстановке, то он уже отвлекся от восприятия в своей позиции. Нужно исходить из того, что, когда оказываешься внутри расстановки, ты действительно чувствуешь то, что относится к реальному члену системы, а не что-то свое. Участники расстановки как бы предоставляют себя чужой судьбе и чувствуют как другие люди. Разумеется, происходящее в расстановке может волновать или вызывать воспо-
ш 243
минания. Но если принимать это за свое собственное, сойдешь с ума. Тогда станешь чужим самому себе.
Поэтому очень важно, несмотря на то, что входишь в чужое, все же осознавать, что это чужие чувства, и не относить их к себе. После расстановки нужно снова из этого выйти, тогда снова окажешься в своем собственном.
Ни то, ни другое чувство не верно. Они оба системно обусловлены, просто системы разные. Но все же лучше оставаться в рамках собственной системы, чем чужой. Мы же видим, как меняются чувства в разных образах, как мало на них можно полагаться и как мало они помогают в поиске истины. И все же они дают представление о том, занимает.человек свое место или нет.
Если терапевт не уверен, что чувства, о которых говорит заместитель, соответствуют его месту, он может попросить другого члена группы занять это место и спросить его о возникших там ощущениях. В подавляющем большинстве случаев подтверждаются ощущения первого заместителя, а вместе с тем предположение о том, что системное место определяет чувства. При этом, наблюдая со стороны, часто невозможно предсказать, что будет чувствовать тот или иной заместитель. Небольшие изменения позиций нередко удивительным образом меняют чувства.
Вопрос: У меня порой возникает ощущение, что выбор как бы уже сделан, что выбранный человек каким-то образом подходит, что тут есть какие-то соответствия.
Б. X: Выбирающие не выключают свое бессознательное. Конечно, какая-то связь тут есть. И все-таки любой может замещать любого. Поэтому не стоит это переоценивать. Однако бывает так, что кого-то постоянно выбирают на одну и ту же роль, например, самоубийцы. Это указывает терапевту на то, что в его системе есть что-то, что ему угрожает. Терапевт не должен допускать, чтобы кого-то часто выбирали на одну и ту же тяжелую роль.
Вопрос: У меня в расстановке были ужасно холодные руки, и я не мог разобрать, то ли это мое волнение, то ли это как-то связано с местом.
Б. X: Это было бы важным сообщением. Нужно исходить из того, что в этот момент ты отчужден от своей системы и чувствуешь как другой человек. Поэтому нельзя относить к
244
себе то, что чувствуешь внутри этой ситуации. Также нельзя говорить: ага, это указывает на то, что у меня что-то такое есть. Тут нужна большая дисциплина.
Альберт (по поводу расстановки): Когда я вижу детей и родителей в такой конфронтации...
Б. X. (перебивая): Это интерпретация. Ты сейчас «считываешь» с расстановки, ты решил, что это конфронтация, только потому, что они стоят друг против друга. Это недопустимо.
Альберт: Но я так почувствовал.
Б. X.: Нет, ты не почувствовал так, ты так это истолковал. Ощутить это ты мог бы только, если бы сам там стоял. Но те, кто там стояли, воспринимали ситуацию иначе, никто из них не сказал ничего подобного. Это один из важнейших принципов в расстановках. Нельзя поддаваться искушению судить о том, что чувствуют заместители или что бы ты чувствовал сам, исходя из того, как выглядит расстановка.
Ларе: Значит, чтобы понять клиента, мне нужно встать на его место?
Б. X.: Нет, не значит. Ты можешь и представить себя на его месте. Альберт был в тот момент чем-то захвачен. Нужно со свободным вниманием сочувствовать, погружаться и вновь выходить. Когда входишь внутрь таким образом, вдруг начинаешь чувствовать, что происходит. В первую очередь, чувствуешь решение. Я нахожу решение в сопереживании и участии. Это иное внимание, чем когда я, например, спрашиваю: «Что с ним не так?» Тогда я уже не способен сопереживать.
Работа с минимумом
Часто тот, кто расставляет свою систему, пытается дать больше информации, чем необходимо. Этим он мешает непосредственному восприятию других и зачастую уводит их на окольные пути. Что важно, скажут уже сами участники расстановки, тогда это будет иметь совершенно иную силу и вес при небольшом количестве предварительной информации.
Уже включение в образ-решение одного лишнего персонажа может уменьшить силу образа. Поэтому групповой терапевт должен активно следить за тем, чтобы расставлялись только те члены системы, которые необходимы для решения.
245
Некоторые клиенты подбрасывают терапевту приманку. Они говорят: «Рядом с нами жила моя бабушка» или: «Для меня была очень важна моя крестная, я хочу включить ее в расстановку». Совместное проживание не имеет ничего общего с системой. Этот факт еще не говорит о том, что человек принадлежит к системе или что он важен для расстановки. Я работаю с необходимым минимумом. Не больше, чем необходимо. Расширить рамки можно в любой момент. Если в расстановку включено слишком много участников, их количество нужно сократить. Если я вижу, что введенный в расстановку персонаж никак не влияет на других членов системы, я снова его вывожу. Я оставляю только тех, кто оказывает какое-то влияние. Когда расставляется слишком много людей, это приводит к путанице.
Стандартная расстановка
в соответствии с базовым порядком
В расстановке образа-решения существует иерархический порядок, которого необходимо придерживаться. Система приходит в порядок, когда верна иерархическая последовательность. Это внутренний принцип порядка, который, как правило, действителен, но от которого тоже постоянно встречаются отступления. На первом месте стоит тот, кто первым вошел в систему. Движение идет справа налево, т.е. по часовой стрелке. Обычно первым стоит муж, затем (слева от него) жена, несмотря на то, что они равноправны. Дело в том, что они выполняют разные функции. Обычно первое место занимает тот, кто отвечает за безопасность. Если муж, например, инвалид или давно болен, и безопасность семьи приходится обеспечивать жене, тогда первое место обычно занимает она. Вы могли наблюдать это в расстановке Бригитты. Однако, занимая первое место справа от мужа, жена часто чувствует себя покинутой или лишенной поддержки.
Бывают и другие ситуации, когда жена выдвигается на первое место: например, если в ее родительской системе есть судьбы, которые придают ей особенный вес. Тогда эти судьбы придают ей больше значения, чем мужу. Об этом никогда нельзя судить заранее, прийти к такому выводу можно только на основании расстановки, попробовав и тот, и другой варианты взаимного положения. Если муж безо всяких оснований стоит слева от жены, значит он уходит от семьи, берет на себя мало
246
ответственности или считает себя свободным. Как только он встает справа, он чувствует свою ответственность за семью. Таково влияние позиций.
Вопрос: Разве это не патриархальный порядок?
Б. X.: Этот вопрос не имеет никакого значения. Он-ничего не дает для решения. Даже если ты скажешь, что должно быть по-другому, по-другому не будет. Так реагирует душа, вне зависимости от того, какой ты придерживаешься теории. За этим нет никакой этиологии. Кто отвечает за безопасность и создает пространство, в котором семья имеет возможность развиваться, у того и приоритет. Голову он тоже подставляет первым. К равенству это не имеет никакого отношения.
Слева от родителей по старшинству стоят дети. Часто хорошим вариантом расстановки оказывается и такой, где дети в том же порядке стоят напротив родителей. Это можно наблюдать и в порядке размещения за столом. Я получил обратную связь, что, когда семьи занимали места за столом согласно этому порядку, то за столом был мир.
Мертворожденные стоят в ряду братьев и сестер, а абортированным детям (если работа с ними уместна) в разрешающем образе лучше всего сидеть между родителями, прислонившись к ним спиной.
Разрешающий образ возникает в результате взаимодействия
После первого образа расстановки (обычно через несколько промежуточных ступеней со множеством пробных вариантов и изменений) в процессе общего взаимодействия участников под руководством терапевта разрабатывается разрешающая констелляция — целительный образ. Например, прежде чем дочь займет свое окончательное место в ряду братьев и сестер, она может быть сначала поставлена рядом с матерью, которую раньше отвергала, или вместо нее ее заместительница сначала примет мать, совершив перед ней поклон. В систему включаются те, кто раньше был из нее исключен, а также другие члены системы, у кого были особые судьбы (например, рано умершие родители родителей). Ведущий группы всегда внутренне объединяется с теми, кто был исключен. Нередко бывает, что отсутствуют нужные сведения, что затрудняет или делает невозможным продвижение вперед.
247
В этом процессе особенно важно с большим вниманием воспринимать высказывания заместителей и руководствоваться ими. При этом в случае сомнений терапевт больше полагается на собственные наблюдения, особенно если невербальное поведение участников противоречит их словам. В течение всей этой фазы тот, кто расставлял свою систему, только наблюдает и в ответ на вопросы терапевта дает дополнительную информацию. Если был найден хороший разрешающий образ, его приглашают занять свое место.
В первую очередь, терапевт ищет решение для расставляющего. Я практически уверен, что и начальная расстановка, и образ-решение одинаковы для всех членов семьи, однако, например, для мальчика в ходе расстановки будет сделан другой промежуточный шаг, чем для девочки, так же как для каждого из них могут потребоваться свои дополнительные персонажи.
Действие разрешающих образов
Когда клиент увидел решение, достаточно того, чтобы он просто вобрал этот образ в себя и продолжал жить, как жил. Он должен дать пройти времени. Это похоже на процесс исцеления, который протекает медленно, а потом вдруг все налаживается. Это гипотеза и, конечно, тут есть некоторые сомнения, поскольку база пока слишком мала. Но это можно проверить по результату.
Никому больше в его системе меняться не нужно. Также ему не надо никому говорить, что ему следует занять другое место. Все изменения происходят только благодаря запечатленному в душе образу. Иногда бывает полезно рассказать о ходе расстановки членам семьи, но без комментариев: было так-то и так-то, и результат был такой-то.
Если родители привели в порядок систему внутри себя, это оказывает непосредственное влияние на детей, даже если им никто ничего об этом не говорит. Действующей силой здесь является порядок и признание в собственной душе. Признаком хорошего решения является наличие у каждого члена системы своего хорошего места. Если человек остался что-то должен, он, конечно, должен привести это в порядок. Некоторым клиентам бывает полезно зарисовать образ-решение. Подробности часто забываются.
248
Приведу еще один пример того, как действуют образы. Одна терапевт пригласила меня на обед. С ней вместе жила ее племянница, которую родители выгнали из дома. Девушке было около двадцати лет. Она неоднократно предпринимала попытки самоубийства, была наркоманкой и вот теперь она оказалась у тети, обучилась какой-то профессии и вела себя вполне сносно. За обедом терапевт рассказала, что несколько месяцев назад ее племянница ездила в Гватемалу. Там она взяла напрокат мотоцикл, разбила его, где-то бросила и просто уехала назад. Я дал подействовать на себя этой ситуации и сказал: «Ей нужно заплатить за мотоцикл, иначе все произошедшие с ней перемены окажутся под угрозой». После обеда терапевт уехала в Штутгарт и до отъезда с племянницей не виделась. В тот же вечер ей звонит племянница и говорит: «Я заплачу за мотоцикл». Таково действие внутренних образов, это действие путем недействия. Действует заключенное в образе добро. После того как появляется понимание, нужно еще раз собраться с силами для исполнения и еще раз определить для себя новый «подходящий момент», тогда все пойдет очень легко.
Если образ верен
Несколько месяцев назад в курсе принимали участие молодые, динамичные супруги, возрастом где-то около тридцати лет. У них было уже трое детей, и жена была беременна четвертым. Их трехлетняя дочь заболела диабетом. Мы сделали расстановку системы. Дочка выражала в расстановке сильное беспокойство и никак не могла найти себе места.
Тогда мы ввели в расстановку мать и бабушку матери — они обе пользовались дурной репутацией и женщина их отвергала. Как только в расстановке появилась бабушка, ребенок совершенно успокоился, а когда мы поставили ее за девочкой, она была абсолютно счастлива. Расстановка проходила уже поздно вечером.- В тот же вечер родители позвонили домой, и малышка разговаривала с ними так, как никогда раньше. Они были просто ошеломлены. В прошлом месяце здесь был брат мужа, и я спросил его, как обстояли дела с диабетом, когда родители вернулись с курса. Он сказал: «Три дня уколов не требовалось, а потом все началось сначала». Это значит, что решение не было осуществлено. Но как бы то ни было, действовало оно
249
только через образ. Они ничего не рассказывали. Действовал только порядок внутренних образов.
Вовремя закончить
Если по прошествии определенного времени (обычно это можно заметить по нарастающему беспокойству и снижению внимания у наблюдающей группы) окончательного решения не найдено, лучше всего закончить расстановку. Обычно в этом случае отсутствует важная информация, а расстановка скорее всего и так уже дала достаточное количество указаний. Мой принцип таков: лучше закончить пораньше.
Прерывание как трудная и эффективная интервенция
Адриан, участник семинара, который пытался разобраться для себя с тем, что его жена собиралась прервать беременность, делал расстановку своей семьи. При этом внутренне он был совершенно безучастен и небрежно ставил заместителей рядом друг с другом. Когда даже после оказанной ему поддержки в его действиях ничего не изменилось, Б. X. сказал: «Ты не открываешься происходящему, так не пойдет». (После того, как стоявшие участники сели.) «К семейной расстановке такой важности можно подходить только со страхом и трепетом, и с уважением. Тут нельзя халтурить и пробовать то одно, то другое».
В пояснение я расскажу одну маленькую историю.
Два года назад у нас в гостях был наш друг. Он рассказал, что его старший сын, который учится на плотника, работая на станке, сильно поранил ногу. Он попал в больницу, к счастью, все обошлось без серьезных последствий. Лежа в больнице, сын посмотрел на отца и сказал: «Я перестал испытывать благоговение перед станком».
(Адриану) Я сказал то, что воспринял. Но я не собираюсь тебя ни в чем обвинять. Тут пока не было того, что необходимо, и ты не можешь это форсировать. Это не в нашей воле. Можем мы пока оставить это?
Вопрос в том, как человек расставляет свою систему и как он начинает расстановку — действует он при этом четко или сумбурно. Это показывает, насколько человек включен и сосредоточен. Кто действует сосредоточенно, расставляет медленно.
250



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Закономерности психических систем
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Хлебова Вероника. Стать Родителем самому себе
  • Анна Паулсен. ЕЩЁ О НАРЦИССИЧЕСКОЙ ТРАВМЕ
  • Притча «Дом любви (сказка)»
  • Слова, которых нет.
  • Любовь Кириллова. Негативные переживания: что делать, если вам плохо на душе?
  • Психологические советы от Михаила Лобковского
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Бакиров Анвар. Это важно знать, или Ключевые пункты навыка.
  • Притча «Само-сознательность»
  • Приворот белой магии
  • Когда нужно быть эгоистом. Примеры эгоистичного поведения, за которое вам не должно быть стыдно
  • Ржевская Ксения. Внутренний ребенок - второе дыхание для семейной пары
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • «Шамати», Статья 1. Нет никого кроме Него. Услышано в первый день недели Итро (6 Февраля 1944 г.)
  • Жизненный сценарий. Почему я опять так поступаю?
  • Как избавиться от страха и тревоги
  • Егорова Елена. Жизненные сценарии
  • Акопян Рузанна. Ребенок, который захотел жить.
  • Гамзина Е.Н. Этика и защита клиента в работе транзакционального психотерапевта
  • Семь психологических правил, которые помогают жить
  • Притча «Домой»
  • Тест «Коммуникативная компетентность».
  • Бернарда Шоу о жизни.
  • Что будет, если вам повезет?
  • Притча «Возможности»
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Если во взаимоотношении нет понимания: прием имаго-метода в семейном психологическом консультировании
  • Ирина Млодик. Если болит душа… Психотерапия как освобождение от иллюзий
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Приворот на быстрый возврат любимого
  • Магия приворота в домашних условиях
  • Игры, в которые играют семейные пары
  • Почему отношения превращаются в манипулирование друг другом.
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Притча «Когда я начал любить себя»
  • Мощное послание от 24-летнего умирающего парня. Он точно знает, в чем смысл жизни.
  • Притча «Полюбить свое тело»
  • Как избавится от невезения за один сеанс
  • Чеглова И. А. Еще две игры
  • Притча «Одна минута»
  • Прист С. Теории сознания.
  • К чему снится начальник
  • Алла Дзяланская. «…Все может мама, только папой не может быть!»
  • Кривова Ольга. Выпуск 1. Что делать, когда любовь «проходит»?
  • Ялом Ирвин. Что работает со всеми клиентами?
  • Как помириться с парнем?



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь