Вебер Гунтхард. Два рода счастья: Системно-феноменологическая психотерапия Берта Хеллингера.

Категория: По направлениям » Системный подход в психологии | Просмотров: 47652

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Б. X.: Да, конечно, как замечательно сказал Гете: каждый сам кузнец своего несчастья. (Веселье.)
Эрих: Я чувствую, что у меня есть желание сделать расстановку моей нынешней семьи. Я понял, что рассматривал ее как что-то незначительное и мелкое, но теперь я вижу, что это все-таки очень важно, меня подтолкнула к этому ситуация с Экхард ом.
Б. X.: Хорошо.
Фридеманн: У меня вопрос по поводу моих клиентов. В одной семье мать пыталась убить своих детей. Она этого не сделала, но обращалась с ними очень жестоко. Мой вопрос такой: возможно ли, чтобы ее дочь нашла тропинку к матери? Сейчас она ее полностью отвергает. По ее словам, мать причиняла ей огромные страдания. Думаю, важно, чтобы у нее была с ней какая-то связь, но я опасаюсь, раз там произошли такие вещи.
Б. X.: Да, тут тоже есть одно заклинание. Она должна сказать: «Дорогая мама, я с этим согласна». (Молчание.)
215
Фридеманн: Я-то это понимаю, но как «продать» это ей?
Б. X: Нет, фраза пока не совсем верна, она у меня еще не оформилась, но это должно быть что-то в этом направлении. Возможно, так: «Дорогая мама, если это моя судьба, то я согласна».
Фридеманн: В том смысле, что цена...
Б. X. (перебивая): Нет, нет, никакого смысла! Как только начинаешь комментировать, все — сила ушла. Как звучала фраза?
Фридеманн: «Дорогая мама, если это моя судьба, то я согласна».
Б. X: Ребенку не нужно прощать своих родителей. Это опять же что-то другое. Ребенок, с которым жестоко обращались, имеет право сказать: «Это очень плохо». Он может сказать: «Я никогда тебе этого не прощу». Он спокойно может это сказать, но ему не нужно поэтому злиться. Он может сказать: «За это отвечаешь ты». Но обычно дети берут все на себя. Оставить вину и ответственность родителям намного труднее. Но право на расплату, когда ребенок, например, дает сдачи в том духе, что: «Теперь я вам покажу», и причиняет родителям какое-то зло, здесь реализовано быть не может. Это имеет очень плохие последствия. Ребенок, который за что бы то ни было доносит на своих родителей, потом за это расплачивается. Что-нибудь еще, Фридеманн?
Фридеманн: Да, у меня есть клиентка, отец которой был высоким чином в СС. Она никогда его не знала. Она вместе с матерью уехала в Австрию — ее мать австрийка. Внезапно у этой женщины появились мысли о самоубийстве, они ее просто одолевают.
Б. X: Кого, клиентку?
Фридеманн: Да, и мне как-то показалось...
Б. X: А что случилось с отцом?
Фридеманн: У него была странная судьба. Он считался пропавшим без вести. Позже выяснилось, что он жил в Шлезвиг-Гольштейне и страдал параличом при поперечном поражении спинного мозга. Там он потом и умер. Но он никогда не давал о себе знать.
Б. X. (задумчиво): Итак, фраза, которая ей нужна, может звучать так: «Дорогой отец, я оставляю тебя в покое». Ты можешь ее к этому подвести. И еще очень важно не пытаться что-то узнать. Ей нельзя разузнавать о том, что он делал. Она может сказать: «Я уважаю твою судьбу и твое решение и оставляю тебя в покое».
216
Макс: В данный момент ничего.
Вера: У меня в данный момент контрастный душ ощущений. Сегодня утром была боль, в середине дня мне было по-настоящему хорошо, а сейчас все просто идет, как идет.
Фрея (по поводу расстановки родительской семьи Бенно в начале круга): У меня еще один вопрос по расстановке систем. Ты как-то сказал, что базовый порядок семьи расставляется по часовой стрелке. А здесь, в конце, первая семья Бенно стояла напротив него.
Б. X: Да, все было точно по часовой стрелке: первая семья, вторая семья, а потом третья.
Фрея: Значит, не он является началом?
Б. X.: Нет, он является центром, а начинается все с первой жены и ее детей. Затем следует вторая жена с ее детьми. Но может быть и по-другому. Так что не думай, что всегда нужно ставить именно так. Здесь порядок был такой. Он в центре, потому что он относится к ним ко всем.
Фрея: Значит, начало круга не фиксировано?
Б. X.: Нет. А дети разведенных родителей стоят между: первая жена — дети — вторая жена — дети. Здесь нельзя расставлять в несколько слоев, ставить нужно линейно, но этого достаточно.
Фрея: А его место определилось благодаря сыну?
Б. X.: Нет, его место определило наличие разных семей, тогда новые отношения находятся с другой стороны. Существует одно отступление от базового порядка, а именно, что новая система имеет преимущество перед изначальным порядком. Так что нынешняя семья иерархически выше родительской. Поэтому, чтобы войти в новую семью, человеку нужно покинуть родительскую семью.
Но тут тоже есть исключения: например, если это единственный ребенок, а мать — вдова, ребенок должен взять ее с собой. В таком случае он не может уйти от нее, она тоже должна быть интегрирована в новую семью. А в остальных случаях это правило действует. Если у кого-то в настоящее время несколько семей, как, например, у Бенно, то они не отделены друг от друга, поскольку Бенно разошелся только с женами. Он расстался с ними как с партнершами, но как родители они по-прежнему связаны. Тогда это одна общая система. Поэтому было бы просто невозможно расставить первую систему, как
217
предлагал Бенно. Можно расставить только всю систему целиком, со всеми, кто к ней относится. Теперь понятно? (Фрея кивает.) Хорошо!
Клаус: Для меня все это необычайно увлекательно и прекрасно. Я чувствую такую связь с людьми, как редко бывает. Это действительно потрясающе, захватывающе, такое многообразие.
Б. X: Вот человек, который умеет удивляться. Приятно видеть.
Клаус: Да, я и не думал, что это может быть так волнующе.
(Продолжение круга после перерыва.)
Б. X: Хелен, ты сказала, что тебе еще что-то пришло в голову. Что же?
Хелен: Да, Карл отдал тебе деньги за семинар. Я сочла это не очень правильным. Я бы предпочла отдать тебе сама.
Б. X.: Знаешь, как это называется? Попытка отвлечь! (Все смеются.) Итак, кто эта женщина? (Вопрос относится к его предыдущему наблюдению, что лицо Хелен часто приобретает черты какой-то старой женщины, с которой она может быть идентифицирована.)
Хелен (тихо и нерешительно): Моя мать?
Б. X: Гадать тут не стоит.
Хелен: Я не знаю.
Б. X: Тогда расставь свою родительскую систему.
(Хелен расставляет свою родительской систему, и в ходе расстановки становится очевидно, что она идентифицирована с первой женой отца, которая была еврейкой, в 1938 году они с ее отцом расстались, и женщина вернулась в США.)
Б. X (когда было найдено хорошее решение): Итак, в Германии еврей — это всегда многозначно, за этим кроется огромное количество энергии. Ну, Хелен, как ты сейчас?
Хелен (смеется): Хорошо, так все правильно.
Б. X.: Это идентификация с первой женой отца. Ну, что теперь?
Хелен: Это мне многое объясняет.
Б. X: Да, и тебе нужно сказать отцу: «У меня нет с ней ничего общего. Я принадлежу моей маме. Только она — та, кто мне нужен». Теперь ты киваешь. Знаешь, что означает быстро начать кивать?
Хелен: Нет.
218
Б. X.: Это самая изощренная форма обороны. Видишь, как ты еще защищаешься? Ясно посмотреть на отца и сказать: «Это моя мама, и я стою рядом с ней». Правда, это сделает тебя чуточку меньше. Такова плата за счастье. Как это говорится? Большое счастье мало. (Хелен улыбается.) Теперь появляется другое лицо, видите? Кто-нибудь хочет еще что-нибудь добавить?
Алексис говорит, что во время обеих последних расстановок, особенно когда находились решения, он очень хорошо себя чувствовал.
Б. X.: Да, вдруг появлялась свобода и ясность.
Фридеманн (по поводу расстановки Хелен): Значит ли в случае Хелен, что отец утратил право на дочь?
Б. X.: Нет, нет, это значит, что у жены нет права на этого мужчину. То есть ее мать не имеет права на мужа такой ценой. Так нельзя. Она должна это признать и немного от него отвернуться, это ее форма уважения к другой женщине, что бы конкретно это ни означало. Но тебя, Хелен, это вообще не касается. Теперь ты уже снова в старом лице. Пройдет какое-то время, прежде чем это старое лицо исчезнет. Раньше стоило просто состроить гримасу, и оно пропадало. Восточные фризы раньше даже так умывались. Сделаем перерыв или кто-нибудь хочет что-нибудь добавить?
Ирена: Мне пришла в голову та фраза. Я знаю ее не совсем точно, но хорошо, что ты меня с этим столкнул.
Б. X.: Да, это попало в точку! Как звучит фраза?
Ирэне: Дорогая Ирена, ты умерла, мне жаль, а я еще ненадолго останусь.
Б. X.: Теперь я скажу тебе как правильно: «Дорогая Ирена, ты умерла. Я поживу еще немного, потом я тоже умру».
Эта фраза может применяться и в других ситуациях. Но я не спешу об этом говорить, поскольку иначе она может легко превратиться в своего рода разменную монету и потеряет свое воздействие. Например, вторая жена может сказать первой: «Ты потеряла мужа, мы побудем вместе еще немного, потом я тоже его потеряю». Это снимает чувство превосходства и самомнение. Тогда люди становятся едины на глубинном человеческом уровне, где непостоянство имеет свои права. А теперь действительно перерыв. (Завершение круга.)
219
б) Приведение к цели прерванного движения любви
Существуют две основные ситуации, приводящие к проблемам и нарушениям. Первая — это когда человек, сам того не замечая, с кем-то идентифицирован. В этом случае речь идет о системно обусловленных переплетениях (см. главу V). Второй ситуацией, приводящей к нарушениям на индивидуальном уровне, является прерванное движение любви. В этом случае человек еще ребенком останавливается в своем движении к кому-то (в основном к матери), что может быть обусловлено госпитализацией, разлукой по какой-либо другой причине или событием, связанным с сильным чувством отверженности.
Позже, всякий раз, когда человек, в том числе и во взрослом возрасте, идет к кому-то, то есть находится в движении любви, в определенный момент у него всплывают воспоминания (даже если только телесные) об этой остановке, и он реагирует теми же чувствами и симптомами, что и тогда. Чаще всего у него возникают такие чувства, как злость, ненависть, отчаяние, разочарование и грусть. Но, кроме того, это может проявляться в ощущении тяжести в голове и мышечном напряжении или в принятии себе во вред важных решений (например: «больше я никогда не проявлю слабость», «больше я никогда ни о чем не попрошу» или «все равно все бесполезно»). То есть вместо того, чтобы привести это движение к цели, человек отступает или начинает движение по кругу, пока не оказывается в той же точке. В этом вся тайна невроза. Когда такой человек уходит в чувства, он начинает говорить детским голосом, и я смотрю, сколько этому ребенку лет. Если в такой ситуации человек демонстрирует злость, а я приглашу его дать ей выход, то этим я поддержу прерывание.
Решение заключается в том, чтобы вернуть клиента в ту самую точку, то есть он должен снова стать тогдашним ребенком и с помощью терапевта или вымышленного помощника привести к цели прерванное тогда движение любви. То есть терапевт выступает для него в роли заместителя матери (или, может быть, отца). Тогда клиент приобретает ключевой новый опыт, и ему намного легче удаются более поздние движения любви. Часто этот процесс происходит очень быстро и заканчивается в течение пятнадцати-двадцати минут. Также это можно сделать с помощью гипнотерапии или удерживающей терапии (холдинг-терапии).
220
Вопрос:
Ларе: У меня такое впечатление, что ты принципиально не допускаешь негативных или агрессивных чувств по отношению, например, к родителям. В биоэнергетике или гештальт-терапии скорее призывают выражать такие чувства.
Б: X.: Я смотрю, что это за чувство: либо это первичное чувство и адекватная реакция, либо это чувство, которое отвлекает от чего-то другого, что стоит за этим. В большинстве случаев агрессия является подменой движения любви. Если человека избили или оскорбили, тогда он, наверное, может сказать, что это больно, и даже выразить свою злость, поскольку в таком контексте это будет правильно. Но в общем выражение злости по отношению к родителям всегда имеет плохие последствия. Решение идет только через принятие родителей.
Олаф: Ты сказал, что некоторые человеческие проблемы можно решить только системно. Ты не мог бы сказать, как ты приблизительно оцениваешь это в процентном соотношении?
Б. X.: Да, я могу назвать количество процентов. По моему опыту, пятьдесят процентов всех проблем, с которыми мы сталкиваемся на психотерапии, являются системно обусловленными и могут быть решены только системно. Скорее даже семьдесят процентов. Остальные, на мой взгляд, восходят к нарушениям в развитии, во всяком случае у тех, кого я вижу. Но дело в том, что одно дополняет другое. Когда становится ясна системная подоплека, часто возникает что-то еще, что, возможно, требует эмоциональной проработки. Но тогда все идет значительно быстрее.
«Мамочка, пожалуйста!»
Пример прерванного движения любви
Бригитта — участница одного из семинаров. Она демонстрирует типичные чувства и поведение человека, у которого было прервано движение любви. Мы пройдем с ней весь семинар.
В первый день во время круга-знакомства:
Бригитта: Меня зовут Бригитта Йегер. Я из-под Саарб-рюккена, я социальный педагог, замужем, у меня трое маленьких детей. В данный момент они являются моей основной задачей. Старшему семь лет, обе младшие — девочки, им три с половиной и два года. Я чувствую себя полностью поглощен-
221
ной семьей, и я рада, что вырвалась. Кроме того, у меня небольшая "собственная практика с несколькими клиентами.
Б. X: В психотерапии есть один странный закон, противоположный физической реальности, а именно: чем дальше что-то отодвигаешь, тем больше оно становится.
Бригитта: Ты имеешь в виду ситуацию с детьми?
Б. X: Да все что угодно! Решение заключается в изменении направления движения. Что-нибудь еще?
Бригитта: Да, когда мы с семьей встречаемся с родителями мужа, у меня возникает ощущение, что наша семья разваливается. У меня такое ощущение, что у меня нет места.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Притча «Язык любви»
  • Притча «Три сына»
  • Притча «Совет»
  • Притча «Три сына»
  • Притча «Монах и брат-мирянин»
  • Зауэр Г. Психосоматика. Юнгианский подход
  • Притча «Яд и свекровь»
  • Притча «Когда я начал любить себя»
  • Притча «Молла-сват»
  • Притча «За что боролись, на то и ...»
  • Притча «Пожелание»
  • Притча «Мертвое дерево»
  • Редактор. Что делать с непослушными детьми?
  • Притча «Причина для благодарности»
  • Притча «Загадка и гнев Самсона»
  • Притча «Равное наследство»
  • Притча «Уроки Соломона Об альтернативах»
  • Притча «Кому это нужно?»
  • Притча «Дворцовый караван-сарай»
  • Притча «Черные очки»
  • Редактор. Сочинение к 8 марта на тему - Мама
  • Пандоро – итальянский пасхальный кулич
  • Осипюк Татьяна Александровна. Роль отца в воспитании ребенка
  • Притча «Теперь я понимаю»
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Консультация психолога для родителей «Словесные способы поощрения и поддержки ребенка дошкольного возраста»
  • Притча «Кем ещё я мог стать?»
  • Притча «Самое справедливое наказание»
  • Притча «Два цветка»
  • Притча «Школа жизни»
  • Притча «Любовь и достоинства»
  • Притча «Что муж ни сделает, то и хорошо»
  • Акопян Рузанна. Ребенок, который захотел жить.
  • Притча «Гнев»
  • Притча «Сон дровосека»
  • Рожкова Екатерина Ивановна. Газета 'Отцы и дети'
  • Притча «Его отец крепко ..ил»
  • Торо Г. ЖИЗНЬ БЕЗ ПРИНЦИПА
  • Притча «Упорство»
  • Притча «Нравственное воспитание»
  • Притча «Большая разница»
  • Притча «Под телегой»
  • Притча «Нужда»
  • Притча «Смотреть на солнце»
  • Притча «Друзья»
  • Притча «Расскаяние»
  • Притча «Уж не прошу я больше ни о чем»
  • Притча «Радуга»
  • Притча «Вопросы Шамиля»
  • Притча «Характер»
  • Притча «Такое у меня правило»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь