Айламазьян А.М. Метод наблюдения и беседы в психологии.

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 39819

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Наконец, в третьем ряду условий находятся те условия, которые связаны со свойствами и особенностями формы поведения, являющейся содержанием наблюдения. Если взять, например, такие различные формы поведения, как свободная коллективная детская игра, рисование, движения или пение под музыку, ручной труд и т,п., то с первого взгляда должно быть видно, что условия для наблюдения за индивидуумом и коллективом резко меняются с переходом от одной формы к другой. Естественно, что при наблюдении за свободной дет-
60
ской игрой весь играющий коллектив охватывается полнее и легче, чем при наблюдении за теми же детьми, когда они рисуют или занимаются ручным трудом. В чем тут дело? К каким общим моментам можно свести эти особенности различных форм поведения? Вообще говоря, к структуре каждой отдельной формы. Особенности же структуры здесь зависят от следующих условий: во-первых, от того, каков характер стимуляции поведения детей в условиях данной формы поведения, во-вторых, от характера и условий связи внутри коллектива между отдельными членами его* Если взять, например, такую форму поведения, как движения под музыку или пение под музыку, то в отношении стимуляции здесь характерно то, что весь коллектив здесь стимулируется из одного и того же источника — через музыку. Единство стимуляции определяет в свою очередь однородность реакций всего коллектива.
Внешне в этих условиях весь коллектив выступает как одно целое в большей степени, чем при всяких других условиях. Но вместе с тем единство стимуляции здесь связано с таким положением, когда внутренние связи между членами коллектива сполна отсутствуют и никакого взаимодействия между ними нет.
Таким образом, единство коллектива создается извне, а не изнутри.
Наблюдение за индивидуумом в условиях такой формы поведения имеет больше шансов превратиться в только индивидуальное наблюдение, чем при других возможных условиях. Наблюдатель может следовать за реакциями наблюдаемого и за извне идущими стимулами, не будучи совершенно побуждаем к тому, чтобы захватить в поле наблюдения поведение других членов коллектива, так как это поведение никакого стимулирующего значения по отношению к центральному объекту не имеет, или если и имеет, то очень малое и случайное* Если, одна ко, и в таких условиях наблюдатель в порядке фона все же фиксирует поведение других членов, то исключительно в целях сопоставления его с поведением центрального объекта. Итак, здесь в структуре формы поведения характерными моментами были единство внешней стимуляции и внутренняя разомкнутость коллектива.
Совершенно иная картина получается тогда, когда дети в коллективе занимаются каждый своим делом, например все что-то рисуют или занимаются ручным трудом и прочее. Здесь разомкнутость внутри коллектива может оставаться такой же, как и в первом случае, но, кроме того, здесь нет единства
внешней стимуляции, а потому нет и однородности в действиях коллектива. Каждый делает что-то свое, стимулируясь и извне и изнутри с совершенно различных пунктов. Очевидно, условия для охвата коллектива здесь еще менее благоприятны, чем в первом случае. Поскольку нет для всех одинаковых обязательных внешних стимулов, постольку, очевидно, в таких случаях внутренняя свобода каждого ребенка не ограничивается здесь так, как при условиях первого рода, а потому и связь между членами коллектива здесь может восстановиться сравнительно легче. В действительности моменты взаимодействия между детьми в подобных условиях встречаются чаще, чем в таких формах поведения, где вся деятельность коллектива направляется из единого внешнего центра. Но надо сказать, что иногда уже и у детей раннего возраста установка на свое индивидуальное дело может быть достаточно устойчивой для того, чтобы на известное время выключить ребенка из общения с остальным коллективом.
Наконец, представим себе то положение вещей, какое имеется, например, в условиях свободной коллективной детской игры* Оно отлично как от первого, так и от второго из разобранных нами случаев, Что касается стимуляции поведения членов коллектива, то здесь тоже может быть некоторое единство стимуляции, поскольку игра всеми участниками разыгрывается по одному общему плану или под воздействием одной и той же идеи. Это единство будет иного рода, чем в первом случае, поскольку оно не есть чисто внешнее единство. Но самая характерная особенность подобной формы поведения заключается в том, что внутри между членами коллектива устанавливается постоянная связь и коллектив, таким образом, замыкается в одно целое путем внутренних связей. Нить поведения каждого отдельного члена коллектива вплетается в один общий клубок коллективного действия, переплетаясь с другими нитями многократно. Поэтому, наблюдая за одним, здесь наблюдатель то и дело наталкивается на другого, третьего и т.д., захватывая в конце концов в поле наблюдения весь коллектив или большую часть его.
Из этого беглого обзора условий, влияющих на ход процесса наблюдения и на его конечный результат, нам, кажется, видно, что дело обстоит значительно сложнее, чем может казаться на первый взгляд. Поэтому весь вопрос о наблюдениях за индивидуумом и коллективом может получить правильное решение только в том случае, когда он будет решаться в
62
плане методики научно-психологических наблюдений, разрабатывающей все свои проблемы, как и всякая другая научная дисциплина, путем исследования...
Очень часто когда противопоставляют индивидуальные наблюдения коллективным, то думают, что преимущество коллективного наблюдения заключается в том, что оно вместо одного ребенка захватывает сразу многих детей, а то и весь коллектив в целом, т.е. выдвигают часто количественный момент. Мы выяснили выше, что наблюдать за индивидуумом — это не значит наблюдать за ним одним, но в связи с ним и за остальным коллективом. Благодаря этому количественная сторона результатов наблюдений должна фактически иметь другой вид, чем обычно думают. Путем сравнения достигаемых результатов в обоих вариантах это и следует прежде всего выяснить.
Вместе с количественным моментом необходимо обратить также внимание на качественную сторону получаемых результатов. В этом отношении иногда полагают, что наблюдение с установкой на коллектив как целое дает в результате и материал, характеризующий его как целое; тогда как в индивидуальной установке получаемый материал относится к отдельным детям. Исследование показывает, однако, что и в этом отношении существующие взгляды не вполне совпадают с действительностью.
С тремя наблюдателями, из которых один выделялся высокой степенью своей наблюдательской натуры, ставился опыт таким образом, что одновременно в одном и том же коллективе детей-дошкольников производилось наблюдение, причем один наблюдатель был в установке на коллектив в целом, а двое остальных — в установке на двух разных индивидуумов; последнее было сделано для того, чтобы индивидуальный осевой стержень проходил чрез коллектив не в одном только направлении, а, по крайней мере, в двух, чтобы затем можно было получить результаты для сравнения. Записи наблюдателей подвергались затем анализу и сравнению как в отношении количества зафиксированных каждым наблюдателем отдельных фактов или моментов поведения, так и в отношении качественном. Первые два опыта были поставлены на музыкальных занятиях (слушание музыки, движение и пенис под музыку), причем высококультивированный наблюдатель один раз был в индивидуальной установке, а другой раз — в установке на коллектив.
Ввиду сложности обработки полученного в этом случае материала мы не будем приводить здесь всех результатов, а
63
ограничимся лишь одним итоговым положением, которое было формулировано нами так: «В условиях такой формы поведения , где вся деятельность коллектива характеризуется интенсивными и разносторонними взаимоотношениями между членами его, лри отсутствии обшей и единой стимуляции извне, но при наличии общей цели деятельности (свободная коллективная игра), при небольшом количественном составе коллектива индивидуальная установка при прочих своих прей му-ществах может не уступать коллективной и в отношении широты охвата коллектива*.
Обработка наблюдений
Цель и задачи обработки наблюдений
Как бы ни было точно наблюдение и фотографична его фиксация, этот материал покалишь сырой материал. Извлечь из него все то ценное и для научной теории, и для педагогической практики, что он в себе содержит, можно путем планомерной его обработки. Эта последняя представляет серьезные трудности и требует основательной теоретической подготовки в отношении знания «предмета наблюдений^. Все основные вопросы психологии ребенка встанут перед лицом, ведущим обработку, на протяжении одной какой-нибудь записи наблюдений.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Моргунова Валентина Владимировна. Наблюдение как средство формирования у дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе
  • Юрьева Елена Михайловна. Наблюдения в природе-как средство воспитания дошкольников
  • Лукьянченко Н.В. Родительский фактор психологического неблагополучия подростков
  • Исаева Ольга Сергеевна. Курс 'Методологические основы психологии'
  • Под редакцией Бодалева А.А., Столина В. В. Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования.
  • Мубаракшина Эльвира Мехаматхарисовна. Экологическое воспитание дошкольников через наблюдения в природе
  • Определение тревожности методом наблюдения (А.И.Захаров)
  • Андреева Г.М. Социальная психология.
  • Абрамова Г.С. Практическая психология
  • Потемкина О. Ф., Потемкина Е. В. Развитие психологического анализа: от 3. Фрейда до Э. Берна
  • Елизаров А.Н. - Основы индивидуального и семейного психологического консультирования
  • Братченко С. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ГЛУБИННОГО ОБЩЕНИЯ
  • Выявление агрессивности методом наблюдения (А.И.Захаров)
  • Гордиенко Виктория Александровна. Ценность психологического знания
  • Столин В.В. Самосознание личности.
  • Гусаковский В.Е., Соковнина М.С. Основные принципы психологического консультирования в образовани
  • Грачев Г., Мельник И. Манипулирование личностью.
  • Глуговский Д.В. Развитие и сексуальность
  • Вахитова Лилия. Развития общения и взаимодействия сверстников в дошкольном возрасте со сверстниками
  • Зайцева Т. ТЕОРИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
  • Э. Важоров. Наблюдения звездного неба в бинокль и подзорную трубу
  • Фоменко Лидия Михайловна. Конспект проведения весенней прогулки в подготовительной группе «Тайны и сюрпризы природы». Методическая разработка.
  • Капустина С.А. Основные методы сбора данных в психологии. Под редакцией
  • Хамитова И.Ю. Об использовании командной работы в системной семейной психотерапии
  • Ирина Петракова. Консультация для родителей «Наблюдения в природе»
  • Перницкая Валентина Геннадьевна. Конспект наблюдения на прогулке «По тропинке в лес идем» для детей первой младшей группы
  • NataliStarikova. Особенности семейного воспитания и личностное развитие детей с нарушением зрения
  • Чуприкова Н.И., Равич-Щербо И.В. Фундаментальные проблемы общей психологии.
  • Мотивационно - личностное развитие 10 классов
  • Дагаев М.М. Наблюдения звездного неба
  • Элективный курс. Сорокин А.В. и др. Физика: наблюдение, эксперимент, моделирование
  • Хассен Стивен. Освобождение от психологического насилия.
  • Минигалиева М.Р. - Психологическое консультирование: Теория и практика
  • Клобукова Олеся Владимировна. «Преемственность в работе педагогического коллектива как условие формирования эмоционально – психологического комфорта детей в ДОУ».
  • Берн Эрик. Процесс общения.
  • Наталья Веновская. Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Одуванчик, одуванчик, стебель тонкий, как пальчик»
  • Столяренко A.M. Психология и педагогика
  • Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия
  • Гусарова О.И. Применение принципов краткосрочного психологического консультирования в смешанном консультировании по вопросам семьи и брака
  • Шаверен Дж. Психотерапия умирающего пациента
  • Пальчиковская Ирина Дмитриевна Железнякова Ирина Георгиевна. Конспект НОД в старшей группе «Незнайка в Цветочном городе».
  • Анна Ефимовна Касаткина. Конспект наблюдения на прогулке на тему: «Рассматривание одуванчиков» в средней группе
  • Никифорова Г.С. Психология здоровья. Под редакцией
  • Ермензина Лариса Валентиновна. Источники формирования грамматического строя речи детей
  • Ольга Савельева. Конспект НОД по окружающему миру 'Одуванчики'
  • Бугонина Ольга Ивановна. Дидактическая игра как средство психологического развития ребенка дошкольного возраста
  • Первичная сцена; Primal scene; Urszene
  • Писарева Людмила Викторовна. Комплексно — тематическое планирование в старшей группе по ФГОС Тема недели: «В мире все так интересно!» (экскурсии, наблюдения, экспериментирования с природными объектами (воздух, песок, вода), экспериментирование с предметам
  • Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования
  • Бойчук Татьяна Витальевна. Интегрированное занятие для детей средней группы «Подарок для Осени» (сезонные наблюдения)



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь