Айламазьян А.М. Метод наблюдения и беседы в психологии.

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 39789

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

правление движения ошибочно, так как то, что для него является движением справа налево, на самом деле у наблюдаемого есть движение слева направо и т.п.
2, Ради большей точности фиксации направления отдельных линий и их местоположения по отношению ко всему рисунку рекомендуется пользоваться по возможности математическими выражениями, например: «По нижней продольной грани листа проводит горизонтальную черту слева направо. Для правого ее конца ведет линию, перпендикулярную в направлении от себя (вверх)..,» и т.п. «Затем поворачивает рисунок на 90°, так что нижняя горизонтальная черта становится вертикальной справа...»
3, При описании круговых и вообще замкнутых движений наиболее удобны для обозначения термины; *по ^движению часовой стрелки» и «против движения часовой стрелки».
4, Рисунки ребенка или их точные копии должны быть приложены к записи.
Движения под музыку
Изучение личности ребенка было бы неполно, если бы оно не распространялось на эту специальную форму двигательной деятельности, когда движение в известном смысле регулируется музыкальным процессом, Оно проигрывало бы от такого упущения не только в отношении изучения движений, как таковых, но и в отношении изучения процессов регуляции, которые при этих условиях обнаруживаются очень ярко с таких сторон, к^кие во всех других формах двигательной деятельности не выступают так отчетливо. Особенно ценный психологический материал дают систематические занятия ритмикой Далькроза, которая, будучи приведена в доступную для детей-дошкольников форму, практикуется иногда в детских садах. Однако это явление пока не частое. Скорее, можно встретить в программе занятий детского сада или очага вообще движения под музыку, не подчиненные какой-нибудь определенной системе. Эти занятия тоже весьма ценны с психологической точки зрения, и если они введены в программу занятий детей, то должны быть использованы в порядке наблюдения. Пример одной такой записи, проведенной А.И,Неклюдовой в детском очаге, мы приводим ниже. Объектом наблюдения является Белочка, девочка 7 лет в момент наблюдения.
«_В углу комнаты вместе с двумя подругами Белочка отгораживала стульями место для игры. На вопрос: "Кто хочет с
54
тетей Ниной пойти делать движения под музыку?1' — весело улыбнулась, затем повернулась к подруге и сказала: "Пойдем!". Последняя согласилась, и обе девочки побежали в со^ седнюю комнату. Там она остановилась посреди комнаты. Руководительница сидела за роялем. В комнате было еще 18 детей, выразивших желание участвовать в занятии.
"Я первая встану, а вы за мной", — обратилась Белочка к двум девочкам, которые сейчас же встали сзади нее. К группе детей подошла еще маленькая Надя. Взяв ее за руку, Белочка сказала: "Ты встань здесь за мной и смотри, как я буду делать!".
Руководительница начала играть мелодию» известную детям из предыдущих занятий, Белочка с серьезным лицом подняла горизонтально руки и стала легко и плавно ходить под музыку, ритмически опуская то левую, то правую протянутую руку, Пальцы рук были сдвинуты, и при движении Белочка не сгибала рук в кистях. Корпус и голову она держала прямо. В течение трех минут плавно, легко и мерно она производила эти однообразные движения, которые прекратила вместе с музыкой, заметно умерив их силу и скорость в конце, когда музыка стала затихать. (Эти движения, известные детям под названием "кораблей", они делали уже несколько раз,)
Затем руководительница сообщила, что сыграет про осень. "Нужно представить, как ветер шевелит листочками на деревьях, как постепенно отрываются они и тихо падают на землю, где остаются лежать. Вы можете делать движения рукамц: поднимать их, опускать, отводить в сторону, а в конце сядьте на пол и сидите тихо, без движения, потому что листочки упали и лежат", — объясняет руководительница. Белочка слушала эти объяснения, стоя прямо, опустив руки, слегка выставив вперед левую ногу и повернув голову в сторону руководительницы. Прослушала серьезно, потом счастливо улыбнулась и стала смотреть прямо перед собой.
Руководительница начала играть "Осенний вальс" Joyce'a — Songe d'automne.
При первых звуках вальса (медленно и грустно) лицо Белочки стало серьезным. Она подняла руки и плавно отвела их в правую сторону, слегка наклонив в ту же сторону и голову. Следуя лишь за музыкой, она ритмично стала повторять движения руками, отводя их то в левую, то в правую сторону, сохраняя слегка согнутое положение сдвинутых пальцев и делая лишь легкие движения кистями рук при переводе их в другую сторону, равномерно меняя вместе с движением рук и наклон головы. Ноги все время выполняли движения (pas) вальса* Туловищем слегка покачивала. Несколько раз взглядом следила за движением других детей. Движения ее были плавны, ритмичны, красивы, но однообразны. Перед окончанием, руководясь лишь музыкой, Белочка остановилась, потом первая из всех детей опустилась
55
на левое колено, слегка наклонив голову в правую сторону и протянув вниз руки. Когда музыка стихла совсем, она поднялась с пола и весело улыбнулась...
...Все занятие продолжалось 45 минут».
Эта запись, несомненно, много дает для понимания особенностей личности в двигательной деятельности. Наблюдательница сделала, вероятно, все возможное при имевшихся в ее распоряжении средствах фиксации наблюдений, И тем не менее эта запись страдает крупным недостатком. Она регистрирует движения, определяемые музыкальным потоком, и не дает возможности наглядно проследить по всей нити процесса, как каждый звук, каждая музыкальная фраза и все динамические оттенки в потоке звуков претворяются пластически в движение. При идеальных средствах фиксации мы должны бы иметь данными полностью оба ряда явлений — музыкальный ряд звуков-стимулов и ряд движений-реакций.
В приведенной же записи стимулы не находят себе места.
При наблюдениях по ритмике Далькроза, когда в состав каждого занятия входят определенные ритмические упражнения, эта совершенная фиксация как стимулов, так и реакций при достаточной подготовке наблюдателя удается в полной мере.
Тогда анализ дает исчерпывающий материал. Но и запись вроде нашей, которую мы привели потому, что она более доступна и чаще может встречаться, достаточно богата содержанием, чтобы от нее не отказываться.
Наблюдение за индивидуумом и за
коллективом
Порок индивидуалистической направленности не устраняется из психологического исследования только одним тем, что на место индивидуума становится коллектив. Исследование может иметь своим предметом коллектив и быть в то же время архииндивидуалистичным. Это положение, понятное в общем всякому без особого обоснования его, наао твердо помнить в борьбе с индивидуалистическим злом. Когда коллектив представляет в глазах исследователя не единое целое, отдельные клеточки которого связаны друг с другом органическими связями, а некоторую множественность, образованную единицами, имеющими самодовлеющее значение и ценность, тогда направленность на коллектив не делает исследование менее индивидуалистичным, чем в том случае, когда предметом внимания такого исследователя является отдельная личность. А раз это так, то
56
должно быть ясно, что центр тяжести вопроса заключается не в направленности самой по себе, а в том, как понимается сущность того, на что наше внимание направляется. Направленность на коллектив только б том случае может служить признаком истинно коллективистического духа исследования, когда самое понимание коллектива свободно от индивидуалистических тенденций,
.„Но как направленность на коллектив еще не обозначает истинного коллективизма в основе исследования, так направленность на индивидуум не всегда обязательно должна быть связана с индивидуалистическим пониманием того, что есть индивидуум. Индивидуалистическому пониманию сущности коллектива противополагается коллективистическое понимание индивидуальности. Это противоположение имеет огромное значение для методики психологических исследований и, в частности, для методики наблюдений...



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Коннер Ричард. Изменение ограничивающих представлений.
  • Невербальные реакции на угрозу. Реакция бегства
  • Мид Дж. От жеста к символу.
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Тип; Туре
  • Средства успокаивающего поведения. Комфорт и дискомфорт
  • Закономерности психических систем
  • Проекция; Projection; Projektion
  • Невербальные реакции на угрозу. Реакция борьбы.
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Венсан М. Быстрые изменения. Краткосрочная психотерапия подростков, длительность которой определена заранее
  • Так называемая «очистка ног» как способ успокаивающего поведения
  • Причины психологических травм. Универсальные психотравмирующие факторы Классификация фрустрирующих факторов
  • Папуш М. П. Забота о Внутреннем Ребенке: метод, техника и контекст
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Как подозрительного человека определяют на таможне
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Любовь к человечеству. Тенденция -h
  • Персона; persona — лат. актерская маска
  • Объект; object
  • Бэйдер Э., Пирсон П. Преодоление пассивности и пассивно-агрессивного поведения на ранних стадиях терапии пар
  • Образ; Image; Bild
  • Последствия заговора на месячную кровь
  • Редактор. Подарки на день рождения (как выбрать)
  • Гиперсимпатикотония и мышечная броня по Вильгелму Райху и реакция борьбы или бегства по Уолтеру Кеннону
  • Рефлексия; Reflection; Reflexion
  • Личность; Person; Personlichkeit
  • Сакович Людмила Станиславовна. Что мы знаем о наших детях?
  • Би- или мультилатеральная привязанность C++
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Деньги и добрые слова действуют на мозг одинаково
  • Любовь Кириллова. Негативные переживания: что делать, если вам плохо на душе?
  • Александр Марков. Гиппокамп отвечает за принятие предвзятых решений
  • Комплекс; Complex; Komplex
  • Насколько легко расшифровать сигналы невербального поведения?
  • Лосский Н. ЦЕННОСТЬ И БЫТИЕ
  • Заговор на ссору для устранения соперницы
  • Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я.
  • Как опрашивать (интервьюировать) ребенка? Схема интервью с ребенком в индивидуальной психологии Альфреда Адлера.
  • Венгер А.Л. "Симптоматические" рекомендации в психологическом консультировании детей и подростков
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Наталья Москалева. Когда неудовлетворенность в отношениях оказывается сексуальной зависимостью
  • Рамиль Гарифуллин. О депрессии, ценностях и смысле жизни
  • Бэйдер Э., Пирсон П. 7 стратегий установления позитивного контакта в терапии пар
  • Наталья Шмагина. ЭССЕ 'Быть педагогом это значит'
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Уничтожение личности; characteras-sassination
  • Контрперенос; Counter-transference; Gegenhbertragung



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь