Исаева Ольга Сергеевна. Курс 'Методологические основы психологии'

Курс Методологические основы психологииКурс "Методологические основы психологии"

Содержание

Тема 1. Введение в методологические основы психологии

Тема 2. Методология научной работы

Тема 3. Основные методологические проблемы психологической науки

Тема 4. Соотношение теоретической психологии, практической психологии и психологической практики

Тема 5. Содержание и границы психологического воздействия

Тема 6. Методологические особенности психологии в России и условия ее развития

 

Скачать методичку

Тема 7. Принципиальная парадигмальность психологии

Тема 8. «Психологичность психологии» и ее перспективы

Дидактические материалы

Указания к выполнению контрольных работ по курсу «Методологические основы психологии»

Темы контрольных работ

Литература

Контрольные вопросы к экзамену (зачету)

Требования ГОСТ к содержанию курса

Общее представление о методологии науки; формирование исторических типов научного познания; современные представления о научном познании; психологическое познание как деятельность, различные стили и образы психологического познания; методология психологии, теория, метод и методика; парадигма; классическая и постклассическая парадигма науки; специфика психологического знания; научное и ненаучное психологическое знание; проблема объективности; категории психологии: деятельность, отражение, личность; сознание и общение; основные принципы психологии: активность, развитие, детерминизм, системность; структура психологических учений; психофизическая и психофизиологическая проблемы.

Требования к уровню подготовки студента

Для усвоения дисциплины «История психологии» студент должен обладать знаниями в области общей психологии, философии, логики, истории, социологии, концепций современного естествознания.

Цели и задачи

Цели курса «Методологические основы психологии»

Методологическая – а) сформировать (соответствующую современным требованиям) систему познавательных установок, методологических координат исследования пространства психологических проблем; б) показать особенности саморефлексии психологической науки (выявляющей и исследующей ее категориальный строй, объяснительные принципы и подходы, ключевые проблемы, и специфику самого психологического познания); в) очертить круг базовых проблем теоретической психологии, стратегий и подходов в их решении; г) выделить универсальные критерии для оценки качества психологической теории, построения психологической программы исследования.

Учебная – дать развернутое представление о методологии психологии, о круге базовых проблем психологии, ее понятийном аппарате, структуре и функциях психологического знания.

Мировоззренческая – показать значение структурирования психологического познания, предоставить инструменты развития саморефлексии психологии.

Задачи курса «Методологические основы психологии»

  1. Определение объекта и предметов методологии психологии в системе методологии науки.
  2. Анализ исторических форм способов получения психологического знания, раскрытие механизмов их развития.
  3. Синтез выделенных форм психологического знания в различных формулировках предмета методологии психологии и ключевых проблем психологической науки.
  4. Выделение специфики психологического познания и особенностей знаний о психике, сознании, общении, деятельности, личности и поведении.
  5. Идентификация оснований и факторов развития научных парадигм и их критики.
  6. Выявление методов психологического исследования, а так же методов и приемов аргументации и обоснования.
  7. Классификация психологических учений, базовых феноменов, проблем и категорий.

Темы семинарских занятий

  1. Принципы рассмотрения психологической теории.
  2. Формирование исторических типов сознания и соответствующих им типов познания.
  3. Особенности научного познания.
  4. Форма, структура, содержание и функции научной работы.
  5. Критерии оценки научной работы.
  6. Особенности научной терминологии. Правила определения категорий научной работы, введения термина.
  7. Категориальный строй психологической науки.
  8. Объяснительные принципы психологии.
  9. Ключевые проблемы психологии.
  10. Классификация психологических учений.
  11. Особенности психологической науки.
  12. Различия и общее между теоретической психологией, практической психологией и психологической практикой.
  13. Границы и функции психологического воздействия.
  14. Плюсы и минусы сложившихся парадигм в психологии.
  15. Кто он: современный психолог? Построение идеального образа.
  16. Методологическое значение психологической практики и значение методологии для психологической практики.
  17. Требования к новой теоретической психологии, практической психологии и психологической практике.

Программа и методические указания по дисциплине

"Методологические основы психологии"

Тема 1. Введение в методологические основы психологии

Общее представление о методологии науки. Значение курса «Методологические основы психологии».

Объект и предмет методологии психологии. Понятия методологии, парадигмы, теории, метода, методики. Классическая и постклассическая

парадигмы науки. Значение методологии в научных исследованиях.

Формирование исторических типов сознания и соответствующих им типов познания.

Современные представления о научном познании. Виды и свойства знаний. Основные операции познания. Этапы познавательного процесса.

Специфика психологического знания и познания. Научное и ненаучное психологическое знание. Здравый смысл как источник знаний о психике.

Вопросы для самоконтроля и работы на семинаре:

  • Что такое методология?
  • На чем основаны и в чем состоят особенности методологии психологии?
  • Что значит методологическое значение? Как мы можем его измерить?
  • Как отличить научное знание от ненаучного?
  • Как соотносятся теория и миф?

Тема 2. Методология научной работы

Теория аргументации и концептуализация. Правила корректной аргументации, научного оппонирования и критики. Особенности научного спора, дискуссии.

Методология научных исследовательских программ в психологии. Методология и образовательный процесс. Этапы теоретической работы. Разработка объяснительных гипотез как этап теоретической работы.

Структура научной работы (диплом, статья, монография, диссертация). Требования к научной работе (от содержания до оформления, стиля и интонации текста).

Проблема поиска истины, критериев истины и проблема понимания. Понятие научного языка.

Вопросы для самоконтроля и работы на семинаре:

  • Что делает работу научной?
  • Каковы критерии научности?
  • Что научная работа содержит обязательно?
  • Что научная работа не содержит никогда?

Тема 3. Основные методологические проблемы

психологической науки

Проблема определения предмета и основных вопросов психологии. Объект, предмет и основные вопросы, задачи, функции психологии. Проблема определения специфических особенностей психологической науки.

Проблема разработки и принятия метаязыка. Понятие научного языка. Категориальный строй психологической науки (протопсихологический, базисный, метапсихологический, экстрапсихологический уровни категорий). Особенности содержания, структуры и функций базовых категорий психологической науки.

Проблема разработки объяснительных принципов психологии. Основные объяснительные принципы психологии (детерминизма, системности, развития, активности).

Проблема определения ключевых проблем психологии. Ключевые проблемы психологии (психофизическая, психофизиологическая, психогностическая).

Психогенетическая проблема. Психоэнергетическая проблема. Психопраксическая проблема. Психосоциальная проблема. Психоэмоциональная проблема. Психокогнитивная проблема.

Структура психологических учений. Проблема классификации.

Вопросы для самоконтроля и работы на семинаре:

  • Почему проблема определения и формулировки предмета психологии до сих пор одна из самых актуальных проблем теоретической психологии?
  • Как общие особенности психологической науки влияют на методологию психологии?
  • В чем смысл раскрытия специфики психологической науки? Отличительные черты психологии.
  • В чем объединяющий смысл всех трех ключевых проблем психологии?
  • Каковы особенности использования общенаучных объяснительных принципов в психологии?

Тема 4. Соотношение теоретической психологии, практической

психологии и психологической практики

Различия и общее между теоретической психологией, практической психологией и психологической практикой. Проблема соотнесения практической психологии и психологической практики.

Проблема оторванности психологической практики от психологической теории. Проблема выраженности искомых закономерностей в конкретном объекте исследования.

Проблема раскрытия границ методологического значения психологической практики. Значит ли, что для принципиально новых достижений в психологии должен измениться сам психолог исследователь?

Проблема информационной и предметной, проблемной изолированности теоретической психологии и практической, в особенности от «популярной, массовой».

Области, объекты и контексты практической деятельности психологов. Виды знаний, используемых в психологической практике.

Вопросы для самоконтроля и работы на семинаре:

  • Каковы возможности психологической науки в обеспечении практической работы психологов.
  • В чем принципиальное различие и фундаментальные связи между тремя частями психологии?
  • Чем могут быть определены границы методологического значения психологической практики?
  • Значит ли, что для принципиально новых достижений в психологии должен измениться сам психолог исследователь?

Тема 5. Содержание и границы психологического воздействия

Проблема определения содержания, границ и эффективности психологического воздействия. Основные функции психологического воздействия.

Основные виды детерминант развития и функционирования психики. Свобода воли, детерминизм и научное исследование психики. Естественное и искусственное в психике и поведении. Взаимодетерминация функционирования и развития психических процессов.

Структура психологических учений.

Вопросы для самоконтроля и работы на семинаре:

  • Что такое психологическое воздействие?
  • От чего зависит эффективность психологического воздействия?
  • Чем очерчиваются границы психологического воздействия?
  • Как может выглядеть структура психологических учений построенная по критерию определения основных детерминант развития и функционирования психики?

Тема 6. Методологические особенности психологии в России

и условия ее развития

Проблема раскрытия исторической и содержательной специфики отечественной теоретической и практической психологии, психологической практики.

Перманентность идеологического фактора в России.

Широкое понимание «психического».

Влияние марксизма на методологию отечественной психологии.

Длительное отсутствие институтов психологической практики. Мифологизация современной российской культуры.

Понятие "психотехника" (Г. Мюнстерберг). Содержание и уровни психотехники.

Методологическое значение психоанализа, психотехники и теории деятельности в выработке новых подходов исследования.

Вопросы для самоконтроля и работы на семинаре:

  • В чем особенность понимания предмета психологии в России?
  • Основные методологические постулаты теории деятельности.
  • Почему Л.С. Выготский утверждал, что будущее за «психотехническим подходом»?
  • Чего не хватает современной российской психологии?
  • В чем сильные и слабые стороны методологии российской психологии?

Тема 7. Принципиальная парадигмальность психологии

Проблема определения типов психологической реальности. Проблема определения критериев степени научности и критериев истинности психологической теории.

Проблема раскрытия практической, преобразующей роли познания (в противовес созерцанию «чистого объекта»). Две методологические схемы – две позиции исследователя по отношению к действительности ( «Внешний наблюдатель» (философия гносеологизма) и «Включенный деятель» (философия практики)).

Проблема принципиальной парадигмальности психологии. Три основных подхода к решению проблемы методологического кризиса ( «Методологический либерализм» (напр., А.В. Юревич), «Переход к личностно-ориентированной парадигме» (напр., Г.А. Берулава), «Оформление психотехнического подхода». (напр., Ф.Е. Василюк, Г.А. Ковалев).

Три сложившихся парадигмы в психологии (естественнонаучная, гуманистическая, психотехническая). Специфика видов деятельности, отношения к человеку, методов работы психолога в зависимости от разделяемой им парадигмы.

Вопросы для самоконтроля и работы на семинаре:

  • Что такое «психологическая реальность»? Почему существует проблема определения типов психологической реальности?
  • Чем обусловлена и насколько велика преобразующая роль познания?
  • Как отличить психическое от непсихического?
  • В чем сущность методологического кризиса психологической науки?
  • Каковы возможные пути выхода из кризиса?

Тема 8. «Психологичность психологии» и ее перспективы

Проблема социальной, культурной ответственности психологии за собственные достижения. Проблема культуризации психологии и психологизации культуры.

Проблема создания модели и методов исследования психического мира целостного, живого человека.

Проблема определения наличного состояния психологической науки. Кризис или схизис? Черты кризиса науки (напр., по В.М. Аллахвердову, А.В. Юревичу).

Проблема открытия методологических перспектив. Прогноз развития методологии психологии. Значение методологии для психологической практики. Методология и виды деятельности практического психолога. Методология и образование.

Проблема методологических комплексов психологии. Проблема адекватного самоосознания психологии, психолога исследователя, практического психолога и психолога — практика.

Вопросы для самоконтроля и работы на семинаре:

  • Каковы основные черты кризиса науки?
  • Каким требованиям должна соответствовать новая психология?
  • В чем состоят этические вопросы практической и теоретической деятельности в психологии.
  • В чем обнаруживается значение методологии для психологической практики?
  • Как должны относиться к себе психологи? Какое общественное мнение должны о себе формировать?

Дидактические материалы

Для самоконтроля, текущего контроля знаний и промежуточной аттестации по курсу «Методологические основы психологии»

Указания к выполнению контрольных работ

по курсу «Методологические основы психологии»

Как выбрать тему (два основных варианта)

  1. Прогрессивный вариант. В качестве контрольной работы предлагается выполнить исследование существующих логических (методологических, общенаучных и специально-научных) подходов к решению и методов решения проблем, сходных с поставленной Вами в Вашей дипломной работе (разумеется, с сохранением общих требований, предъявляемым к контрольным работам – см. ниже). Таким образом, студент «убивает двух зайцев» — пишет контрольную по Методологическим основам психологии, сжатый материал которой затем помещает в первую главу диплома, в разделе посвященном теории и методологии исследования, а также во введении – в раздел «Теоретические основания исследования».
  2. Формальный вариант. Тема контрольной работы выбирается студентом по последней цифре номера зачетной книжки. К примеру, если последняя цифра "5", то можно выбрать темы под номерами "5","15","25","35" и т. д.

Общие требования к контрольным работам

Контрольная работа должна быть выполнена на листах формата А4, распечатана на принтере или написана разборчивым почерком.

Контрольная работа предполагает выполнение студентом двух заданий:

I. Развернутое изложение предложенной темы (реферативная работа на 15-20 стр.)

Эта часть контрольной работы должна содержать:

а) титульный лист и оглавление;

б) введение (во введении необходимо показать проблему или спектр проблем, освещаемых в рамках выбранной темы; далее – соответствующие цель и задачи вашей работы);

в) обзор подходов к выделенным проблемам и варианты их решения в рассматриваемых концепциях, направлениях и данных мыслителей. Это основная часть, которая должна содержать ответы на следующие вопросы:

  • Как понимается проблема, предмет и объект исследования в рамках данной темы контрольной работы, какие выделяют методологические подходы, парадигмы, концепции в исследовании всего спектра вопросов по данной теме.
  • Какие единицы анализа выделяются разработчиками вопросов и проблем в рамках темы контрольной работы (что они анализируют, на что в первую очередь обращают внимание).
  • Какие понятия используют как основные при описании психических явлений и психологических фактов, какие различия в понимании основных категорий (понятий) существуют и чем они обусловлены.
  • Каковы присущие рассматриваемым подходам методы решения научных вопросов, методы исследования психики, что позволяет говорить об обоснованности результатов.
  • В чем состоит и на чем основана общая истолковательная позиция (объяснительные принципы) рассматриваемых подходов.

г) собственный анализ рассматриваемых в реферате проблем и аргументированное (с привлечением наработок специалистов в данной области) изложение своей точки зрения (не менее 2-3 стр.), здесь же обязательно покажите, в чем сущность (с Вашей точки зрения) рассматриваемых в контрольной работе проблем;

д) заключение (т. е. суммирование всего самого существенного в виде выделения главных тезисов (утверждений) и выводов из них);

е) список использованной литературы (не менее 5 источников, например: первоисточник, учебник, монография, словарь, статья, учебное пособие).

II. Словарь основных понятий (требуется дать определение всем центральным категориям (понятиям) из рассматриваемых в реферате (от 7 до 10 понятий).

Темы контрольных работ

  1. Методология научного познания. Общенаучная и специально-научная методология.
  2. Объект и предмет методологии психологии.
  3. Классическая и постклассическая парадигмы науки.
  4. Формирование исторических типов сознания и соответствующих им типов познания.
  5. Современные представления о научном познании.
  6. Виды и свойства знаний. Основные операции познания, этапы познавательного процесса.
  7. Специфика психологического знания и познания.
  8. Научное и ненаучное психологическое знание.
  9. Здравый смысл как источник знаний о психике.
  10. Особенности методологии психологии.
  11. Методологическое значение утверждений.
  12. Соотношения теории и мифа.
  13. Методология научной работы.
  14. Теория аргументации и концептуализация.
  15. Правила корректной аргументации, научного оппонирования и критики.
  16. Особенности научного спора и научной дискуссии.
  17. Методология научных исследовательских программ в психологии.
  18. Методология и образовательный процесс.
  19. Этапы теоретической работы. Разработка объяснительных гипотез как этап теоретической работы.
  20. Структура научной работы и требования к её созданию.
  21. Проблема поиска истины, критериев истины и проблема понимания.
  22. Научный язык.
  23. Основные методологические проблемы психологической науки.
  24. Проблема определения предмета и основных вопросов психологии.
  25. Объект, предмет и основные вопросы, задачи, функции психологии.
  26. Проблема определения специфических особенностей психологической науки.
  27. Проблема разработки и принятия метаязыка.
  28. Категориальный строй психологической науки.
  29. Проблема разработки объяснительных принципов психологии.
  30. Проблема определения ключевых проблем психологии.
  31. Психогенетическая проблема.
  32. Психоэнергетическая проблема.
  33. Психопраксическая проблема.
  34. Психосоциальная проблема.
  35. Психоэмоциональная проблема.
  36. Психокогнитивная проблема.
  37. Структура психологических учений.
  38. Проблема классификации в психологии.
  39. Основной вопрос психологии.
  40. Влияние особенностей психологической науки на методологию психологии.
  41. Особенности отечественной психологической науки.
  42. Особенности использования общенаучных объяснительных принципов в психологии?
  43. Соотношение теоретической психологии, практическойпсихологии и психологической практики.
  44. Проблема соотнесения практической психологии и психологической практики.
  45. Проблема оторванности психологической практики от психологической теории.
  46. Проблема выраженности искомых закономерностей в конкретном объекте исследования.
  47. Проблема раскрытия границ методологического значения психологической практики.
  48. Изменения в психологии исследователя в процессе психологического исследования.
  49. Проблема информационной и предметной, проблемной изолированности теоретической психологии и практической, в особенности от «популярной, массовой».
  50. Области, объекты и контексты практической деятельности психологов.
  51. Виды знаний, используемых в психологической практике.
  52. Возможности психологической науки в обеспечении практической работы психологов.
  53. Фундаментальные связи между основными частями и сферами психологии.
  54. Границы методологического значения психологической практики.
  55. Содержание и границы психологического воздействия.
  56. Проблема определения содержания, границ и эффективности психологического воздействия.
  57. Основные функции психологического воздействия.
  58. Основные виды детерминант развития и функционирования психики.
  59. Свобода воли, детерминизм и научное исследование психики.
  60. Естественное и искусственное в психике и поведении.
  61. Взаимодетерминация функционирования и развития психических процессов.
  62. Структура психологических учений.
  63. Что такое психологическое воздействие.
  64. Эффективность психологического воздействия.
  65. Границы психологического воздействия.
  66. Как может выглядеть структура психологических учений, построенная по критерию определения основных детерминант развития и функционирования психики?
  67. Методологические особенности психологии в России и условия ее развития.
  68. Проблема раскрытия исторической и содержательной специфики отечественной теоретической и практической психологии, психологической практики.
  69. Перманентность идеологического фактора в России.
  70. Широкое понимание «психического».
  71. Влияние марксизма на методологию отечественной психологии.
  72. Мифологизация современной российской культуры и методология психологического познания.
  73. Понятие "психотехника", содержание и уровни психотехники.
  74. Методологическое значение психоанализа, психотехники и теории деятельности в выработке новых подходов исследования.
  75. В чем особенность понимания предмета психологии в России?
  76. Основные методологические постулаты теории деятельности.
  77. Перспективы «психотехнического подхода».
  78. Главные проблемы современной российской психологии.
  79. Сильные и слабые стороны методологии российской психологии.
  80. Принципиальная парадигмальность психологии.
  81. Проблема определения типов психологической реальности.
  82. Проблема определения критериев степени научности и критериев истинности психологической теории.
  83. Проблема раскрытия практической, преобразующей роли познания.
  84. Две методологические схемы – «Внешний наблюдатель» и «Включенный деятель» как две позиции исследователя по отношению к действительности.
  85. Проблема принципиальной парадигмальности психологии.
  86. Основные подходы к решению проблемы методологического кризиса в психологии.
  87. Сложившиеся парадигмы в психологии.
  88. Специфика видов деятельности, отношения к человеку, методов работы психолога в зависимости от разделяемой им парадигмы.
  89. Что такое «психологическая реальность».
  90. Проблема определения типов психологической реальности (истоки проблемы и её решения).
  91. Преобразующая роль познания.
  92. Как отличить психическое от непсихического.
  93. Сущность методологического кризиса психологической науки.
  94. «Психологичность психологии» и ее перспективы.
  95. Проблема социальной, культурной ответственности психологии за собственные достижения.
  96. Проблема культуризации психологии и психологизации культуры.
  97. Проблема создания модели и методов исследования психического мира целостного, живого человека.
  98. Проблема определения наличного состояния психологической науки.
  99. Проблема открытия методологических перспектив в психологии и науке в целом.
  100. Прогноз развития методологии психологии.
  101. Значение методологии для психологической практики.
  102. Методология и виды деятельности практического психолога.
  103. Методология и образование.
  104. Проблема методологических комплексов психологии.
  105. Проблема адекватного самоосознания психологии, психолога исследователя, практического психолога и психолога — практика.
  106. Основные черты кризиса науки.
  107. Каким требованиям должна соответствовать новая психология.
  108. Этические вопросы практической и теоретической деятельности в психологии.
  109. Значение методологии для психологической практики.
  110. Эффективное познавательное отношение психолога к психологии и самому себе.
  111. Общественное мнение, обыденное сознание и методология психологи.

Список литературы

(рекомендуемая как основная по курсу)

  1. Аллахвердов В.М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. – СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 368 с.
  2. Берулава Г.А. Методологические основы деятельности практического психолога: Учеб. пос. – М.: Высшая школа, 2003. – 64с.
  3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии / М.: ИНФРА-М, 1999. – 528 с.
  4. Гальперин П.Я. Ждан А.Н. История психологии. ХХ век. – М., 2002.
  5. Ивин А.А. Основы теории аргументации: Учебник / М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.

(список дополнительной литературы по курсу)

3. А.Н. Леонтьев и современная психология (Сборник статей памяти А.Н. Леонтьева). – М., Изд-во Моск. ун-та, 1983. – 288 с.

4. Абрамова Г.С. Практическая психология. М. 1995.

5. Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности. М.: Наука, 1973.

6. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В., ред. Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории. — М., 1997.

7. Агафонов А.Ю. Основы смысловой теории сознания. – СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 296.

8. Аллахвердов В.М. Опыт теоретической психологии (в жанре научной революции). СПб.: Печатный двор, 1993.

9. Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. (Экспериментальная психологика, т.1) / СПб.: «Издательство ДНК», 2000. – 528 с.

10. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. Москва-Воронеж, 1996.

11. Андреева Г.М. Методологические проблемы и практика социально-психологических исследований // Теоретические методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Г.М. Андреевой. Н.Н. Богомоловой. М.: Изд-во МГУ, 1977.

12. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 1997.

13. Анцыферова Л.И. Материалистические идеи в зарубежной психологии. М., 1974. С. 201-211.

14. Анцыферова Л.И. О некоторых новых методологических тенденциях в современной зарубежной психологии // Вопр. психол. 1976. №5.

15. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. – 151 с.

16. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. – М., Воронеж, 1996. – 768 с.

17. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. – М., Изд-во Моск. ун-та, 1984.

18. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. М.: «Смысл», 2002. – 480с.

19. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. – М., Изд-во МГУ, 1990. – 367 с.

20. Басов М.Я. Избранные психологические произведения. М., 1975.

21. Бахтин М.М. О диалогической природе гуманитарного знания. Эстетика словесного творчества. М., 1974.

22. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений. Москва-Воронеж, 1997.

23. Берулава Г.А. Методический аспект взаимодейтсвия теории и пратики психологии // Индивидуальный аспект развития личности. Сочи, 2001.

24. Берулава Г.А. Нейролингвистическое программирование как направление стилевого подхода // Проблемы индивидуализации обучения. Сочи, 1999.

25. Берулава Г.А. Образ мира как мифологический символ. 2001.

26. Берулава Г.А. Стиль индивидуальности: теория и практика. М., 2001.

27. Бехтерев В.М. Объективная психология. М., 1991.

28. Бодалев А. А. Личность и общение. М., 1983. 272 с.

29. Брудный А.А. Психологическая герменевтика. Уч. пос. – М.: Лабиринт, 1998. – 336 с.

30. Брушлинский А.В. О субъекте психологии. М., 1995.

31. Будилова Е. А. Философские проблемы в советской психологии. М., 1972.

32. Быстрицкий Е.К. Понимание и практическое сознание. / Под общ. ред. А.А. Яковлева. – М.: Политиздат, 1991. – С. 25–38.

33. Вагнер В.А. Возникновение и развитие психических способностей. Л., 1924-1929.

34. Василюк Ф.Е. К проблеме единства общей психологии // Вопр. филос. 1986. № 10. С. 76-86.

35. Василюк Ф.Е. Методологический смысл психологического схизиса // Вопр. психол. 1996. №6.

36. Василюк Ф.Е. От психологической практики к психотехнической теории // Моск. психотерапевт. журн. 1992. № 1. С. 15-32.

37. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. – М.: Смысл, 1998. – 685 с.

38. Величковский Б.М., Зинченко В.П. Методологические проблемы современной когнитивной психологии // Вопр. психол. 1979. №7.

39. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1987. Потебня А. А Мысль и язык // Потебня А. А. Слово и миф. М., 1989. С. 17-282.

40. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций. / Психология эмоций. Тексты. / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984, с. 3-28.

41. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. — М.: Изд-во МГУ, 1990. — 288 с.

42. Выготский Л. С. Проблема культурного развития ребенка // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1991. № 4. С. 3-19.

43. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982-1984. Т. 1.

44. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. — М., 1982.

45. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы филос. герменевтики: Пер. с нем. / Общ. ред. и вступ. ст. Б.Н. Бессонова. — М.: Прогресс, 1988. — 704 с.

46. Гадамер Х.Г. Неспособность к разговору. Актуальность прекрасного. М., 1992.

47. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. – 3-е изд. – М.: Книжный дом "Университет", 2000.

48. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. – М.: Прогресс, 1988. – 464 с.

49. Грининг Т. История и задачи гуманистической психологии // Вопр. психологии. 1988. № 4.

50. Декарт Р. Рассуждение о методе. М., 1953.

51. Дильтей В. Описательная психология. – М.: Русский книжник, 1996 (1924). – 156с.

52. Дискурс самопонимания. / Под. ред. В.А. Сакутина., Владивосток, 1998

53. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики. М., 1991.

54. Дубровский Д.И. Информация, сознание, мозг. М. 1980.

55. Ершова-Бабенко И.В., Психосинергетика... 1991

56. Загадка человеческого понимания. – М.: Политиздат, 1991.

57. Зинченко В.П. Человек развивающийся. М., 1995.

58. Зинченко В.П., Гордон В.М. Методологические проблемы психологического анализа деятельности // Системные исследования. Ежегодник- 1975. М., 1976.

59. Зинченко В.П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психологии. – М.: Изд-во МГУ, 1983. – 165 с.

60. Ильясов И.И., Орехов А.Н. О теории и практике в психологии. Вопросы психологии. 1989, №4.

61. История зарубежной психологии (30-е — 60-е годы XX века). Тексты / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М., 1986.

62. История психологии. Период открытого кризиса (начало 10-х -середина 30-х годов XX века). Тексты, 2-е изд. / Под ред. П.Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М., 1992.

63. Кан-Калик В.А., Ковалев Г.А. Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования // Вопросы психологии. 1985. № 4. С. 9—17.

64. Кнебель М.И., Лурия А.Р. Пути и средства кодирования смысла. // Вопросы психологии, 1971, 4, с 77-83.

65. Ковалев Г. А., Радзиховский Л. А. Проблема интериоризации в психологии // Вопросы психологии. 1985. № 1. С. 110—120.

66. Ковалев Г.А. Три парадигмы в психологии — три стратегии психологического воздействия. / Вопросы психологии, 1987, 3. – С. 41-49

67. Кольцова В.А. Идеологические и научные дискуссии в истории советской психологии. М., 1995.

68. Корнилова Т.В. (Ред.) Методы исследования в психологии: квазиэксперимент: Учебное пособие для вузов. – М.: Изд. группа ФОРУМ – ИНФРА-М, 1998. – 296с.

69. Крипнер С., Карвало Р. Проблема метода в гуманистической психологии // Психологический журнал. 1993. № 2. С. 113-126.

70. Крылов В.Ю. Психосинергетика как возможная новая парадигма психологической науки. // Психол. ж., 1998, 3. С. 56 – 62.

71. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975; М., 1987.

72. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ.

73. Лакатос. История науки и ее рациональная реконструкция. Структура и развитие науки. М., 1989.

74. Ланге Н.Н. Психический мир. Москва-Воронеж, 1996.

75. Лебедев В.И. Познание личности: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 352с.

76. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – М.: Смысл, 1997. – 288 с.

77. Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Смысл, 1997. – 365 с.

78. Леонтьев А.А. Формы существования значения // Психолингвистические проблемы семантики. М.: Наука, 1983. – С. 5-20.

79. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. – 304с.

80. Леонтьев А.Н. Проблема деятельности в истории советской психологии // Вопр. психологии. 1986. № 4.

81. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. – 584 с.

82. Леонтьев А.Н. Философия психологии: Из научного наследия. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. – 228 с.

83. Леонтьев Д.А. Психология смысла. Автореф… докт. психол. н. – М., 1999. – 40с.

84. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / М.: Смысл, 1999.

85. Лобок А.М. Антропология мифа. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 1997. – 688 с.

86. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.

87. Ломов Б.Ф. Системность в психологии. Москва-Воронеж, 1996.

88. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М.: Политиздат, 1991. – 525 с.

89. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. Т.1. М., 1963; Т.2. М., 1970.

90. Мазилов В.А. Психология на пороге XXI века: методологические проблемы. Ярославль: МАПН, 2001. С. 28.

91. Малиновский Б. Магия, наука и религия. – М.: Рефл-бук, 1998. – 304 с.

92. Марцинковская Т.Д. Методологические проблемы современной психологии в зеркале истории науки.

93. Методологические проблемы повышения эффективности психолого-педагогических исследований. М. 1985.

94. Методологические проблемы языкознания // Вып. 2. Под ред. Ф.М. Березина. М., 1974.

95. Мюнстерберг Г. Основы психотехники. М.: Рус. книжник, 1924.

96. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л., 1960. 420 с.

97. Мясищев В.Н. Психология отношений. – М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. – 356 с.

98. Мясоед П.А. О системах психологического знания // Вопр. психол. 1998. №1.

99. Найсер У. Познание и реальность. М., 1981.

100. Налимов В.В. Возможно ли учение о человеке в единой теории знания? // Человек в системе наук / Отв. ред. И.Т. Фролов. М.: Наука. 1989.

101. Налимов В.В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. – М.: Прометей, 1989. – 287 с.

102. Никифоров А.Л. Семантическая концепция понимания. // Загадка человеческого понимания. – М.: Политиздат, 1991. – С. 72–94.

103. Павлов А.В., Доценко Е.Л. Две встречи (понимание непонятного). // Человек, 1999, 1, с. 46-59.

104. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В 2-х томах. Ростов-на-Дону, 1996.

105. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии / М.: ИНФРА-М, 1999. – 528 с.

106. Петровский В.А. Личность в психологии. Парадигма субъектности. Ростов-на-Дону, 1996.

107. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1984. 340 с.

108. Полани М. Личностное знание. М., 1983.

109. Полонников А.А. Очерки методики преподавания психологии. Системно-ситуационный анализ психологического взаимодействия. — Мн.: ЕГУ, 2001. – 128 с., С.4-70.

110. Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию. М., 1983.

111. Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории. М., 1997.

112. Психология естественно-научного мышления. 1991.

113. Пузырей А. А. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского и современная психология. М. 1986. 116 с.

114. Радзиховский Л.А. О практической деятельности в области психологии. Вопросы психологии, 1987, № 3.

115. Ракитов А.И. Историческое познание. М. 1982.

116. Рикер П. Конфликт интерпретаций. М., 1995.

117. Роджерс К. Несколько важных открытий. Вестник МГУ, сер. Психология, 1990, №2.

118. Розин В.М. Психология и культурное развитие человека. М. 1994.

119. Рубинштейн С. Л. Проблемы психологии в трудах Карла Маркса // Вопр. психологии. 1983. №2.

120. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2т. — М., 1989.

121. Руководство практического психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1998.

122. Садовский В.Н. Методологические проблемы исследования объектов, представляющих собой системы // Социология в СССР. М, 1966. Т.1.

123. Сеченов И. М. Кому и как разрабатывать психологию. // Сеченов И.М. Избр. произведения. М., 1952.

124. Сеченов И.М. Психология поведения. Москва-Воронеж, 1995.

125. Смирнов А.А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. М.: Педагогика, 1975. 350с.

126. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов по психологии. М. 1994.

127. Степин В.С. Становление научной теории. Минск, 1976.

128. Стеценко А.П. О роли и статусе методологического знания в современной психологии. Вестник МГУ, сер. Психология, 1990 №2.

129. Теоретические методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Г.М. Андреевой. Н.Н. Богомоловой. М.: Изд-во МГУ, 1977.

130. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.

131. Тихомиров O.K. Понятия и принципы общей психологии. М.: Изд-во МГУ, 1992.

132. Узнадзе Д.Н. Психология установки. СПб.: Питер, 2001. – 416 с.

133. Узнадзе Д.Н. Теория установки. Москва-Воронеж, 1997.

134. Улыбина Е.В. Обыденное сознание: структура и функции. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998. – 209 с.

135. Ухтомский А. А. Избр. труды. Л., 1978. 358 с.

136. Ухтомский А.А. Доминанта. Л., 1966.

137. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. – 288 с.

138. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. И., 1995.

139. Философия образования. М., 1994.

140. Философия эпохи постмодерна. М., 1995.

141. Философский словарь / под ред. Фролова И.Т., М., изд-во полит. литер., 1986.

142. Философский энциклопедический словарь / Ред. -сост.: Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко, М., ИНФРА-М, 1997.

143. Флоренская Т. А. Я — против «Я». М., 1985. 80 с.

144. Фрейд 3. Психология Я и защитные механизмы. М., 1993.

145. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. М., — 1992.

146. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1989.

147. Хараш А.У. Социально-психологические механизмы коммуникативного воздействия: Автореф. канд. дис. М., 1983. 20 с.

148. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.

149. Челпанов Г.И. Мозг и душа. М., 1912.

150. Шафф А. Введение в семантику. – М.: Изд-во иностр. л-ры, 1963. – 376 с.

151. Швырев В.С. Понимание в структуре научного сознания. // Загадка человеческого понимания. – М.: Политиздат, 1991. – С. 8–24.

152. Шпет Г.Г. Психология социального бытия. Москва-Воронеж, 1996.

153. Шульц Д.П., Шульц Э.С. История современной психологии. М., 2001.

154. Щедровицкий Т.П. Проблемы методологии системного исследования. М., 1964.

155. Эткинд А.М. Психология практическая и академическая: расхождение когнитивных структур внутри профессионального сознания. Вопросы психологии. 1987, № 6.

156. Юдин Б.Г. Объяснение и понимание в научном познании /Вопросы философии, 1980 № 9.

157. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991, с. 23-128.

158. Юревич А.В. Методологический либерализм в психологии // Вопр. психол. 2001. № 5. С. 3–18.

159. Юревич А.В. Системный кризис психологии // Вопр. психол. 1999. №2.

160. Юревич А.В. Социальная психология науки. СПб.: Изд-во Русского Христинского гуманит. ин-та, 2001.

161. Юревич В.П. «Онтологический круг» и структура психологического знания // Психол. Журнал. 1992. Т.13. №1.

162. Ярошевский М.Г. Л.С. Выготский в поисках новой психологии. СПб.: Изд-во Междунар. фонда истории науки, 1993.

163. Ярошевский М.Г. Сеченов и мировая психологическая мысль. М., 1981.

Контрольные вопросы к экзамену (зачету)

Критерии оценки ответа по вопросам (какие умения особенно ценятся при ответе на любой из экзаменационных вопросов):

  • Умение выделять основание утверждения, его прямые и косвенные следствия.
  • Умение видеть и формулировать проблему исследования, реконструировать гипотезы исследования.
  • Умение оперировать базовыми категориями психологии, различать их принципиальные особенности.
  • Умение определять общую парадигму исследования, используемые исходные допущения.
  • Умение определять теоретическую новизну, тенденции и горизонт практической применимости выводов теоретических построений.
  1. Объект и предмет методологии психологии. Понятия методологии, парадигмы, теории, метода, методики. Классическая и постклассическая парадигмы науки. Значение методологии в научных исследованиях.
  2. Формирование исторических типов сознания и соответствующих им типов познания.
  3. Современные представления о научном познании. Свойства знаний и операции познания. Этапы познавательного процесса.
  4. Специфика психологического знания и познания. Научное и ненаучное психологическое знание. Здравый смысл как источник знаний о психике и поведении.
  5. Теория аргументации и концептуализация. Правила корректной аргументации, оппонирования и критики.
  6. Методология научных исследовательских программ в психологии. Методология и образовательный процесс. Этапы теоретической работы. Разработка объяснительных гипотез как этап теоретической работы.
  7. Структура научной работы (диплом, статья, монография, диссертация). Требования к научной работе.
  8. Основные виды детерминант развития и функционирования психики. Свобода воли, детерминизм и научное исследование психики. Естественное и искусственное в психике и поведении. Взаимодетерминация функционирования и развития психических процессов.
  9. Области, объекты и контексты практической деятельности психологов. Виды знаний, используемых в психологической практике. Возможности психологической науки в обеспечении практической работы психологов.
  10. Проблема определения предмета и основных вопросов психологии. Объект, предмет и основные вопросы, задачи, функции психологии.
  11. Проблема разработки и принятия метаязыка. Понятие научного языка. Категориальный строй психологической науки (протопсихологический, базисный, метапсихологический, экстрапсихологический уровни категорий). Особенности содержания, структуры и функций базовых категорий психологической науки.
  12. Проблема разработки объяснительных принципов психологии. Основные объяснительные принципы психологии.
  13. Проблема определения ключевых проблем психологии. Ключевые проблемы психологии.
  14. Психогенетическая проблема. Психоэнергетическая проблема.
  15. Психопраксическая проблема. Психосоциальная проблема.
  16. Психоэмоциональная проблема. Психокогнитивная проблема.
  17. Проблема оторванности психологической практики от психологической теории. Проблема выраженности искомых закономерностей в конкретном объекте исследования.
  18. Проблема определения типов психологической реальности. Проблема определения критериев степени научности и критериев истинности психологической теории.
  19. Проблема определения содержания, границ и эффективности психологического воздействия. Основные функции психологического воздействия.
  20. Проблема социальной, культурной ответственности психологии за собственные достижения. Проблема культуризации психологии и психологизации культуры. Проблема создания модели и методов исследования психического мира целостного, живого человека. Этические вопросы практической и теоретической деятельности в психологии.
  21. Проблема раскрытия границ методологического значения психологической практики. Значит ли, что для принципиально новых достижений в психологии должен измениться сам психолог исследователь?
  22. Проблема информационной и предметной, проблемной изолированности теоретической психологии и практической, в особенности от «популярной, массовой». Структура психологических учений.
  23. Проблема определения специфических особенностей психологической науки. В чем смысл раскрытия специфики психологической науки? Отличительные черты психологии.
  24. Проблема раскрытия практической, преобразующей роли познания (в противовес созерцанию «чистого объекта»). Две методологические схемы – две позиции исследователя по отношению к действительности.
  25. Проблема раскрытия исторической и содержательной специфики отечественной теоретической и практической психологии, психологической практики.
  26. Понятие "психотехника" (Г. Мюнстерберг). Содержание и уровни психотехники.
  27. Проблема соотнесения практической психологии и психологической практики. Различия и общее между теоретической психологией, практической психологией и психологической практикой.
  28. Методологическое значение психоанализа, психотехники и теории деятельности.
  29. Проблема принципиальной парадигмальности психологии. Три основных подхода к решению проблемы методологического кризиса. Три сложившихся парадигмы в психологии.
  30. Проблема открытия методологических перспектив. Прогноз развития методологии психологии. Значение методологии для психологической практики. Методология и виды деятельности практического психолога. Методология и образование.
  31. Проблема определения наличного состояния психологической науки. Кризис или схизис? Черты кризиса науки (напр., по В.М. Аллахвердову, А.В. Юревичу).
  32. Проблема методологических комплексов психологии. Проблема адекватного самоосознания психологии, психолога исследователя, практического психолога и психолога — практика.
Просмотров: 803
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Главный Редактор. Проблема отчуждения в психологии
  • Максимова Ирина Викторовна. ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Горелова Наталия Евгеньевна. Статья «Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии в практике педагогов ДОУ»
  • Чулпан Нигметзянова. Интегрированное занятие по психологии с элементами сказкотерапии. Тема: «Волшебные краски»
  • Исаева Ольга Сергеевна. Связь психологии с другими научными дисциплинами
  • Макарова Диана Викторовна. Занятие по «Психологии общения» для подготовительной группы «Все люди отличаются друг от друга своими качествами»
  • Зайцева О. Д.. Проект «Неделя психологии» Волшебная неделя «Праздник каждый день»
  • Подольская Ольга Алексеевна. Эссе на тему «Противоречия в теории и практике современной науки»
  • Копкина Ольга Михайловна. Статья: «Адаптация детей в ДОУ как социально-педагогическая проблема»
  • Попкова Людмила Николаевна. Развитие речи детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема.
  • Цветова Ольга Николаевна. ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
  • Фарафонтова Анастасия Анатольевна. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
  • Прорешный Владимир Иванович. Роль служб экстренной психологической помощи по телефону доверия в решении проблемы социального сиротства
  • Лобастова Анастасия Геннадьевна. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
  • Еремеева Евгения Николаевна. РАЗВИТИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
  • Салтыкова Екатерина Владимировна. Проблема развития сенсорных эталонов у детей старшего дошкольного возраста
  • Елена Курдюкова. Сказкотерапия как метод психологической работы с детьми
  • Максимова Ирина Викторовна. Семейное насилие над детьми дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема
  • Ворожейкина Анастасия Александровна Мальцева Анна Олеговна. Воспитание у дошкольников любви к родному краю как педагогическая проблема
  • Рычагова Елена Сергеевна. Нестандартный стандарт дошкольного образования: Дошкольник как субъект образовательного процесса (проблема индивидуализации образования)
  • Исаева Екатерина Сергеевна. СКАЗКОТЕРАПИЯ. Проблема-ковыряние в носу.
  • Исаева Екатерина Сергеевна. СКАЗКОТЕРАПИЯ. ПРОБЛЕМА – Ковыряние в носу.
  • Дударева Лилия Александровна. ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С СЕМЬЁЙ
  • Улдукис Ирина Васильевна. Проблема школьной готовности детей
  • Улдукис Ирина Васильевна. Проблема школьной готовности детей.
  • Людмила Владимировна Кунденок. Проблемные дети - проблема воспитания.
  • Исаева Екатерина Сергеена. СКАЗКОТЕРАПИЯ. Проблема-нежелание делиться игрушками.
  • Гарифуллина Валентина Антоновна. Проект «Бездомные животные — Проблема всех и каждого»
  • Медведева Юлия Игоревна. Теоретический анализ возможности получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, проблема подготовки к обучению в школе.
  • Лукьянец Софья Александровна. ПРОБЛЕМА РУКОВОДСТВА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРОЙ ДОШКОЛЬНИКА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь