Альперович В.Д. Старость. Социально-философский анализ.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 19780

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

XX век изменил темп человеческой жизни, перенасытил ее информацией, используя радио, телевидение, факсы, поменял скорости с лошадиных на реактивные. Наш современник-горожанин за день видит больше людей, чем его прадедушка за всю жизнь. Единственно, что почти не изменилось - это сама природа человека и потому ему трудно справляться и осваивать все то, что он сам же создал. Человек перегружен.
Английское слово "стресс" означает: давление, нажим, напряжение. Стресс - это болезнь, которую испытывают все, а коль скоро так, то это уже не болезнь, а характерная черта самочувствия людей XX века.
Первооткрывателем стресса называют Ганса Селье, биолога с мировым именем, который является создателем и первым директором Международного института стресса.
59

Всякое переутомление - это стресс. Для организма неважно, чем оно вызвано: удачей или неудачей. Организм реагирует стереотипно, одинаковыми биохимическими изменениями, "назначение которых,- как пишет Селье, - справиться с возросшими требованиями к человеческой машине". Наивно полагать, что в прошлом было "золотое", бесстрессовое время. Тогда тоже были и удары, и подарки судьбы. Но именно XX век сделал напряжение системой и повседневностью. "Человеческая машина" не выдерживает это напряжение и начинает давать сбои, а то и вовсе ломается.
Ганс Селье-пишет: " С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или адаптации. Мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение было ложным, и сын неожиданно войдет в комнату целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость. Специфические результаты двух событий - горе и радость - совершенно различны, даже противоположны, но их стрессовое действие - может быть одинаковым" /из книги Г.Селье, "Когда стресс не приносит горя", М.,1992./.
Приведенный пример показывает, что и главный теоретик этого явления не считает стресс чистым приобретением XX века, как к примеру СПИД, Такая ситуация могла случиться и в XV и в IX веке. Рассказывают, что отец французского драматурга Пьера Бомарше умер, гомерически смеясь над проделками Фигаро, когда сын-автор пьесы "Женитьба Фигаро" читал ему свое произведение. Врачи отмечают учащение сердечных приступов у ярых болельщиков в дни матчей. Но, наверное, также чувствовали себя зрители древних ристалищ, К сожалению, во все времена примеров заболеваний и Смертей от горестных известий было гораздо больше.
Стресс проявляется в области психики и физиологии как ответная реакция на физиологическое, нервно-психическое повышенное раздражение. Иммунная система человека сопротивляется возможности инфицирования организма, защищает его от других заболеваний, но давно замечено, что у обидчивых людей, /а они легче подвержены стрессам/ иммунная реакция понижена. На эту особенность следует обратить внимание пожилых людей: ведь в этом возрасте люди страдают повышенной обидчивостью.
Американские ученые создали специальную шкалу, с помощью которой можно оценить в баллах уровень стресса при том или ином событии. Опросы нескольких тысяч женщин, проведенные в
60

60-х годах по этой шкале, дали весьма интересные показатели. Смерть супруга оценивалась как наиболее стрессовая ситуация - в 100 баллов; собственная болезнь или травма - 53; конфликт с супругом, как и уход на пенсию, по 45; подготовка к праздникам - 12 баллов.
Понятно, что эти цифры довольно условны и дают усредненные показатели, но, что важнее,- они были получены в 60-х годах. В 90-х оценки приобрели несколько иной вид. Смерть супруга так и осталась на высшей отметке - 100 баллов, но собственная болезнь или травма в 68 /+15/; столько же получил и уход на пенсию /+23/; конфликт с супругом оценивался уже ниже, чем уход на пенсию, но выше, чем тридцать лет назад - 57 /+12/. Подготовка к празднику прибавила больше других - 44 единицы и оценивается в 56 баллов. Болезненнее стал переноситься уход сына или дочери из дома: вместо 29 - 41 балл. То есть, по сравнению с 60-ми, в 90-х годах домашние, семейные ценности приобрели большую актуальность и возможные неудачи вызывают большую тревожность.
Стресс не обязательно ведет к нарушениям нервной системы и вызывает соматические отклонения. Занятия спортом, объяснение в любви тоже вызывают стресс, но не чреватый негативными последствиями. Стресс избежать невозможно. Фраза Селье: "Полная свобода от стресса означает смерть" стала общим местом и цитируется в работах о стрессе постоянно. Вся человеческая жизнь соткана из приятных, радостных и неприятных, вредоносных стрессов. Последние еще называют - дистрессами.
Так что же такое стресс? Стресс - это требование, предъявляемое различными жизненными обстоятельствами к адаптивным возможностям нашей психики и тела. То есть стрессы могут быть нужными и, приятными и, напротив, бесполезными и вредными.
Причиной стресса чаще других выступает фрустрация. На языке психологов это обозначает чувство крушения, то есть то самое чувство, которое так часто посещает пожилых людей. В этом возрасте люди начинают /или продолжают/ подводить итоги жизненного пути и, "подытожив то, что прожил", подчас, приходят к неутешительным выводам. В утренних, юношеских планах закат виделся более красочным, а главное, он казался таким далеким. 60 лет это всего лишь 22 тысячи дней, и чем больше их прожито, тем быстрее они накапливаются. Между девятью и десятью годами детства проходит целая вечность, тогда как от 59 до 60 - только миг. Однако и в пожилом возрасте каждый год имеет свою ценность для физического и психического состояния. По-разному проявляются
61

депрессивные состояния до и после 70 лет. "До" - депрессия ощущается гораздо острее и жестче, чем "после". Близкие или социальные работники способны ослабить депрессивное состояние установлением эмоционально комфортных отношений и созданием "фонда положительных эмоций" для пожилого человека.
Селье утверждает, что "стресс рухнувшей надежды" со значительно большей вероятностью, чем любые физические перегрузки, ведет к таким заболеваниям, как язва желудка, мигрень, гипертония. Все это на фоне повышенной раздражительности. Многие онкологи предполагают, что злокачественным опухолям непременно предшествуют большие нервные потрясения. Таким нервным потрясением может явиться убеждение о никчемности прожитой и бессмысленности дальнейшей жизни.
Вот один из таких монологов. " В юности я подавал большие надежды: писал стихи, сочинял пьесы; у меня был красивый голос, друзьям нравилось мое пение. Будущее виделось артистически-поэтическим, в нем обязательно должна была быть сцена. Но меня запугали или я сам испугался неопределенности такой карьеры, пошел вслед за другом в инженеры. Нет, не подумайте, что я прозябал в чертежниках с высшим образованием или работал без интереса. Я попал в "почтовый ящик". Не смейтесь, так называли военные заводы. Регулярно, не реже других получал повышение по службе и вместе с этим - зарплаты. И личная жизнь /еще одно слово из казенного лексикона/ сложилась более-менее удачно: жена, сын с невесткой и внуком - все как у людей, "все путем"... Но сейчас не работаю, стал пенсионером по сокращению штатов. Для меня конверсия не состоялась, а то, во что вложен труд всех лет жизни, никому не нужно, пошло в металлолом, под автоген. Сын из радиоинженера стал продавцом, если это можно так назвать, а по старому - спекулянтом, которых я всегда презирал, но "имеет" /язык не поворачивается сказать: "зарабатывает"/ за неделю мою годовую пенсию. А все, что я заработал и накопил превратилось в дым, все, что купил - в хлам".
Для ребенка фрустрация это: "хотел, мечтал, но не дали, не разрешили, не пустили". Для старика: "Мог, не сделал"; "Сделал, но не получилось или получилось, но совсем не то"; "То, к чему стремился, оказалось миражом, фантомом". Происходит переоценка ценностей. Былые достижения и успехи заносятся в разряд неудач и ошибок. Рухнувшие надежды мальчишки рухнули временно, у старика - навсегда, и тогда старость превращается в тризну жизненных надежд. В этом отличие детской и стариковской фрустрации.
62

Некоторые авторы представляют стресс как некое одномоментное сильное воздействие, как мгновенный испуг, как удар тока. Стресс - явление повседневное, а старость есть накопленный долгими годами результат стрессов. Стресс, связанный с фрустрацией, оставляет в организме пожилого человека необратимые химические рубцы, приводящие к старению тканей. Возникает как бы порочный трагический круг: изношенный организм с трудом борется со стрессами, но и сам "износ" - свидетельство "стрессовых побед". Оценка тех или иных событий /любых, кроме смерти и тяжелой болезни/ по шкале "удачи-неудачи" довольно относительна. Многое из того, что в настоящем относится к неудачам, может в будущем обернуться своей противоположностью, и наоборот. И пессимист, и оптимист - коллекционеры, но первый собирает свои невзгоды, оплошности и промахи, второй - достижения, победы , выигрыши, пусть даже и незначительные. И тот, и другой испытывают стрессы, но у оптимиста редко случается дистресс, который оставляет глубокие рубцы.
У нашего пенсионера стресс может возникнуть от звучания таких слов как "пенсия", "квартирная плата", "ограбление" и множество других. Участники войны, если они действительно участвовали в боевых операциях, не любят возвращаться к воспоминаниям об этом времени, смотреть фильмы о войне. Они инстинктивно боятся стресса, даже те, кто никогда не слышал о стрессе.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Палларо П. Соматический контрперенос: терапевт во взаимоотношениях
  • Стюарт-Гамильтон Ян. Психология старения.
  • После 45 лет счастливая жизнь только начинается
  • Григорий Чаусовский. Кардиоакустическая психотехнология замедления процессов старения
  • Полное собрание сочинений К.Г. Юнга. The Collected Works of C.G. Jung
  • Лаврова Александра Сергеевна. Семейное воспитание и его проблемы в настоящее время
  • Андреева Г.М. Социальная психология.
  • Главный Редактор. Особенности физиологии одаренных людей, гениев
  • Хронический стресс — болезнь молодых
  • Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности.
  • Берн Эрик. Люди, которые играют в игры.
  • Программа «Психолого-педагогическая работа с детьми групп риска»
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Еда, традиции и культура
  • Анна Березовская. Эмоции — путь к завоеванию мужчины
  • Программа индивидуальной профилактической работы, психолого – педагогического сопровождения, несовершеннолетнего «группы риска» "Преодоление"
  • Мишагина Надежда Михайловна. Социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста при использовании средств приобщения детей к социальной действительности.
  • Лободенко Наталья Леонидовна. История в картинках, или арт-терапия в процессе коррекционной работы с детьми.
  • Алисов Н.В., Хорев Б.С. Экономическая и социальная география мира (общий обзор)
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Пожилые люди больше радуются жизни
  • Бурменская Г.В. Проблемы онто- и филогенеза привязанности к матери в теории Джона Боулби
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Нарицын Н. Н. "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КУПОНЫ". Чем их можно "отоварить" и как их "стригут"?
  • Полукарова Марина Викторовна. Психологические особенности детей дошкольного возраста на основе опыта работы в дошкольном учреждении.
  • Польчикова Лариса Николаевна. Проект «Я и моя семья»
  • Раздел пятый. Потребности. Мотивы для курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Новичкова Наталья. Развитие исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
  • Вязовцева Елена Исхаковна. Авторская психолого-педагогическая программа по успешной социальной адаптации дошкольников с элементами сказкотерапии 'Здравствуй, сказка!'
  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Актуальность проблемы полового воспитания. Формирование гендерных стереотипов.
  • Волков Е.Н. Проблемы защиты семьи от психологической и духовной агрессии деструктивных культов
  • Бакеева Альфия Анваровна. Проект по формированию здорового образа жизни для детей среднего возраста 'Движение+Движение=Здоровье'
  • Марусина Наталия Викторовна. Педагогический совет Тема: «Правовое воспитание дошкольников»
  • Соковнина М.С. Криминализация разговорной речи: психологические, педагогические и социальные аспекты проблемы
  • Наталья Москалева. Откуда берутся проблемы
  • Елена Шипилова. Рекомендации по профориентационному консультированию. - Елена Шипилова
  • Бельский В.Ю., Кравченко А.И., Курганов С.И. Социология для юристов
  • Притча «Прогресс и проблемы»
  • Андрей Торнов. Нервная система: проблемы которые вы имеете и знания, которых вы не имеете
  • Ветюгова Ольга Юрьевна. Социальный проект «Развитие социальной компетентности старших дошкольников с нарушениями межличностных отношений средствами игры»
  • Притча «Решение проблем»
  • Мезенцева Любовь. Игра как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста
  • Степанов О. Мнемоника (Правда и вымыслы).
  • Степанов О. МНЕМОНИКА (Правда и вымыслы).
  • Забродина Анастасия Владимировна. Современное состояние проблемы формирования взаимоотношений между детьми дошкольного возраста
  • Притча «Приём у психиатра»
  • Абдулаев М.И. Теория государства и права
  • Барбараш А.Н. Проблемы мировоззрения.
  • Наталия Ляднова. Полоролевые особенности физического воспитания детей дошкольного возраста
  • Алтухова Валентина Николаевна. Перспективы и проблемы развития дошкольного образования в современной России.
  • Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь