Альперович В.Д. Старость. Социально-философский анализ.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 19745

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Отечественный ученый В.В.Болтенко выделил ряд этапов психологического старения, которые собственно не зависят от паспортного возраста.
На первом этапе сохраняется связь с тем видом деятельности, который был ведущим для человека до выхода на пенсию. Как правило, этот вид деятельности был непосредственно связан с профессией пенсионера. Чаще это люди интеллектуального труда /ученые, артисты, учителя, врачи/. Эта связь может быть непосредственной, в форме эпизодического участия в выполнении прежней работы. А может быть - опосредованной через чтение специальной литературы, написание статей на профессиональные темы. Если же эта связь обрывается сразу же псле ухода на пенсию, то минуя первый этап человек попадает во второй.
На втором этапе наблюдается сужение круга интересов, за счет выпадения профессиональных привязанностей. В общении с окружающими уже преобладают разговоры на бытовые темы, обсуждение телевизионных новостей, семейных событий, успехов или неудач детей и внуков. В группах таких людей уже трудно различить, кто был инженером, а кто врачом, кто был счетоводом, а кто профессором философии.
На третьем этапе главным становится забота о личном здоровье. Оно становится любимой темой для разговора: о лекарствах, о способах лечения, о травах... И в газетах, и в телепередачах на эти темы обращается особое внимание. Наиболее значимым в жизни человеком становится участковый врач, его профессиональные и личностные качества.
На четвертом этапе смыслом жизни становится сохранение самой жизни. Круг общения сужен до предела: лечащий врач, социальный работник, те из членов семьи, которые поддерживают личный комфорт пенсионера, соседи самого ближнего расстояния. Для приличия или по привычке - редкие телефонные разговоры со ста-
44

рыми знакомыми-ровесниками.
И, наконец, на пятом этапе происходит обнажение потребностей чисто витального характера /еда, покой, сон.../. Эмоциональность и общение почти отсутствуют.
Как и всякая схема, эта достаточно условна: на первом этапе присутствуют потребности всех пяти этапов, на втором - четырех, на третьем - трех, втором - двух и только на пятом остаются одни витальные потребности.
Поэт и мудрец Расул Гамзатов в одном из интервью полушутя заметил: "Бесспорно, Бог создал мир совершенным, но лично я предпочел бы, чтобы люди рождались стариками, потом делались молодыми и оставались детьми - проходили бы свой путь наоборот". Человек не рождается стариком, а становится им, все те же этапы, но в обратном порядке он проходит от рождения до старости. В геронтологии часто используется термин "инволюция" /"обратное развитие"/ для обозначения процессов физической и психологической атрофии при старении.
Американский психолог Абрам Маслоу создал теорию иерархии потребностей и самореализации, к которой он пришел, изучая биографии великих людей. По Маслоу человек как бы поднимается по ступеням вверх, от физиологических потребностей к потребностям в безопасности и самосохранении, отсюда - к потребностям в любви и признании, выше - в самоуважении и, наконец, вершина - потребность в самоактуализации. Каждая эпоха задает свою высоту для такой вершины. И как альпинисты выбирают для восхождения разные вершины, так в жизни у разных людей - свой выбор вершин. Каждая эпоха задает свою высоту для такой вершины и каждый человек, как альпинист, выбирает свою вершину. Но, как известно, за восхождением следует спуск - не менее трудная задача, провести его достойно в этом и есть прелесть старости. Схема В.В.Болтенко является как бы зеркальным отражением теории американского психолога А.Маслоу.
Особое значение для психологии пожилого человека имеют самооценка и самоощущение возраста. Самооценки у людей каждого возраста могут быть завышенными и заниженными, но на старости лежит груз субъективных оценок всех жизненных периодов. Те, кто легко преодолел психологические кризисы детского и юношеского возраста приобретают пожизненные высокие амбиции и зачастую не соотносят высокие притязания со своими рядовыми возможностями. Другие люди, которые с большим трудом или неудачами перешагнули первые ступени, на всю жизнь становятся
45

людьми, с недоверием относящимися к окружающему миру, с неуверенностью в собственных силах, с чувством постоянной вины. Со всем тем, что принято называть "комплексом неполноценности". Они и в старости все время на кого оглядываются, кого-то и чего-то опасаются. В самоощущении старости люди с завышенной самооценкой идентифицируют себя с более молодым поколением, их антиподы - с более старшим.
Последний восьмой кризис. К этому моменту человек так или иначе преодолел семь предыдущих, но от того, каким он вышел из этих семи кризисов - победителем или побежденным зависит стратегия поведения в этом завершающем испытании. Об этом же писала уже названная Карен Хорни. В отличие от Фрейда, Хор-ни, не отрицая влияния детства на эмоциональное развитие человека, более значимым считала настоящее. Путь "реального развития" -это путь, на котором "каждый шаг влечет за собой следующий". "Существующее сегодня не существовало в этой форме изначально, а приняло ее поэтапно". Нынешняя форма немыслима без предшествующих.
Итак, восьмой кризис /Э.Эриксон/ или пятая фаза / Ш.Бю-лер/ знаменуют собой завершение предшествующего жизненного пути и разрешение этого кризиса зависит от того, как этот путь был пройден. Человек подводит жизненные итоги, и если воспринимает ее как целостность, где ни убавить, ни прибавить, то он уравновешен и спокойно смотрит в будущее. Он понимает, что смерть -естественный конец жизни.
"Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть."7С. Есенин/
Страх смерти. Если человек приходит к печальным выводам, что жизнь прожита зря, выбор спутника, друзей, профессии были ошибками, (теперь уже непоправимыми), то его настигает чувство бессилия что-либо исправить. Приходит страх смерти. Человек живет, покуда он боится смерти и борется за жизнь. Только душевно больные люди не боятся смерти, а в состоянии деменции стремятся к ней.
Проблема смерти в истории философии традиционна. Но её рассмотрение почти всегда приобретала у философов психологический оттенок. Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Сенека, Ф.Бэкон, Л.Толстой, М.Вебер все они стремились освободить человека от страха смерти и помочь преодолеть её трагизм. Эпикур
46

приводил простой и остроумный довод: смерть для человека реально не существует, он с ней не встречается. Покуда он есть, смерти - нет, когда же она есть - его нет. Сенека по тому же поводу: "Атрибуты смерти устрашают сильнее самой смерти".
Френсис Бэкон был убежден, что "люди страшатся смерти, как малые дети потемок. Но боязнь ее как неизбежной дани природе есть слабость".
Спиноза вообще отвергал проблему смерти: "Человек свободный ни о чем так мало не думает, как о смерти и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни".
Мы же полагаем, что психологическую установку мадам Бю-лер и философские сентенции цитированных философов давно опровергнуты практическими исследования И.И.Мечникова, который потратил массу времени для подтверждения своей гипотезы о том, что к концу естественного срока жизни человек преодолевает страх смерти и готов спокойно умереть, также, как к концу рабочего дня он с удовольствием, освобождаясь от усталости, предается сну... Но поиски ученого окончились безрезультатно, даже очень старые люди испытывали явное желание жить. Преодоление страха смерти для пожилого человека, как и вообще для человека любого возраста, возможно лишь в двух случаях : когда этот страх преодолевается ради жизни и в состоянии деменции. Безумству храбрых не надо петь песен. Безумство оно и есть безумство.
Сильные люди преодолевают страх смерти, а слабые сгибаются под его тяжестью. Илья Толстой /сын Льва Толстого/ в книге "Мои воспоминания" записал:
Как натура очень стойкая и сильная физически, он /Лев Толстой/ инстинктивно всегда боролся не только со смертью, но и со старостью.
Ведь до последнего года он так и не сдался, - все делал для себя сам, и даже ездил верхом.
Поэтому предполагать, что у него совершенно не было инстинктивного страха смерти, нельзя.
Этот страх у него был и даже в большой степени, и он с этим страхом постоянно боролся. Победил ли он его? Отвечу определенно, что - да".
Священник Евлампий Кременский в одной из проповедей говорил: "Жизнь для каждого человека представляется величайшим благом. Даже страдальцу и узнику она весьма дорога. Каждому приятно смотреть свет Божий и сознавать себя живым". Страх смер-
47



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Татьяна Гунина. Значение семьи в жизни человека
  • Дроздова Евгения Григорьевна. Консультация для родителей «Важность семейных традиций в воспитательной деятельности»
  • После 45 лет счастливая жизнь только начинается
  • Гаврилова Татьяна Александровна. ОБОГАЩЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ У ДЕТЕЙ 4 ГОДА ЖИЗНИ
  • Юлия Устинова. Онкологический больной в семье (Ю. Устинова)
  • Березина Татьяна Ивановна. Роль семьи в формировании личности ребенка.
  • Лаврова Александра Сергеевна. Семейное воспитание и его проблемы в настоящее время
  • В. Савченко, А. Семкина. Эмоциональная система семьи
  • Алашеева Татьяна Геннадьевна. Мини-проект «Я и моя семья» для второй младшей группы
  • Охезина Ольга Александровна. Развлечение для дошкольников «Моя семья»
  • Исламова Гульшат Радисовна. Проект «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С РОДОСЛОВНОЙ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖИЗНИ»
  • Муравьева Лариса Михайловна. Педагогическая статья на тему: «Здоровая семья – залог здорового ребенка. Роль семьи в воспитании привычки к здоровому образу жизни»
  • Асевова Лайла. Проект «Моя семья» старшая группа
  • Пожилые люди больше радуются жизни
  • Лактина Елена Валерьевна. Проект «Моя семья»
  • Арасланова Анна Викторовна. О формировании семейных ценностей в процессе ООД по английскому языку
  • Немцова Марина Николаевна. «Роль семьи в формировании у детей здорового образа жизни»
  • Гришина Елена Валентиновна. Влияние семьи на развитие личности ребёнка.
  • Кандакова Любовь Александровна. «Совместный отдых – путь к семейной гармонии»
  • Светлана Гаджиева. Взаимодействие семьи и ДОУ при формировании личности ребенка
  • Рамиль Гарифуллин. О депрессии, ценностях и смысле жизни
  • Панина Людмила Николаевна. Психология семейных отношений и влияние их на развитие ребенка.
  • Ильинская Диана Витальевна. Презентация «Современные здоровьесберегающие технологии»
  • Шарфф Д.Э. Дети и игры в семейной психотерапии объектных отношений
  • Маргарита Исакова. Консультация 'Семья'
  • Григорий Чаусовский. Кардиоакустическая психотехнология замедления процессов старения
  • Макарова Елена Николаевна. Педагогический проект во второй младшей группе «Семья для каждого – это очень важно!»
  • Аргунова Полина Николаевна. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОО и семьи.
  • Исследование семей в которых есть больные параноидной шизофренией. Примеры семейных генограмм.
  • Хаванова Наталья Анатольевна Бурцева Екатерина Александровна Синюк Ольга Анатольевна. Проект «Здоровая семья — здоровый Я»
  • Кострыкина Анастасия Юрьевна. Проект «Здоровый ребенок – счастливая семья»
  • Холлис Дж.. Семья во второй половине жизни
  • Уварова Виктория Ивановна. Проблемы семей с аддикциями.
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Facebook-зависимость приравнена к наркомании
  • Раиса Алексеевна Демидова. Проект «Детский сад – территория здоровья»
  • Анохина Наталья Николаевна. ФОРМЫ И МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ
  • Житихина Анна Викторовна. Образовательный проект «Моя семья!» в подготовительной группе
  • Загер Наталья Николаевна. Путешествие в прошлое семьи
  • Гусева Ольга Николаевна. Методическая разработка для старшего дошкольного возраста «Бабушка – душа семьи»
  • Главный Редактор. Особенности физиологии одаренных людей, гениев
  • Малахова Надежда Викторовна. Конспект НОД в старшей группе. Тема 'Я и моя семья'
  • Чебаневич Ирина Дмитриевна. Здоровый образ жизни
  • Петрова Екатерина Георгиевна. Использование художественной литературы в формировании образа семьи у детей дошкольного возраста
  • Денисова Галина Петровна. Проект «Наша дружная семья»
  • Наталья Шаталова. Консультация для воспитателей 'Через движение к здоровью!'
  • Орлова Татьяна Сергеевна. Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
  • Смирнова Елена Александровна. Фестиваль-конкурс «Семейные традиции»
  • Потехина Наталья Николаевна. Использование здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе
  • Мораль; Morality; Moral



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь