Альперович В.Д. Старость. Социально-философский анализ.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 19738

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

В монографии рассматривается проблема старости индивида и общества, взаимосвязь этих явлений, положение и место старого человека в стареющем обществе, психологические и социальные особенности взаимоотношений старого человека с предшествующими поколениями в обществе, коллективе и семье.
Издание рассчитано на специалистов в области социальной философии, геронтосоциологии, геронтологии и социальной работы.

СТАРОСТЬ. СОЦИАЛЬНО - ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ. СОДЕРЖАНИЕ
Введение........................................................................................................4
Глава I. Демография старения..................................................................Л
[Основные понятия и виды старости. "Седое общество". Средняя продолжительность жизни. Демографические коллизии России в XVIII-XX веках. Видовая и максимальная продолжительности жизни.]
Глава II. Генезисгеронтологическогознания..........................................18
[Характеристика геронтологического знания. Этапы развития геронтологического знания.]
Глава Ш. Социология старения................................................................24
[Социогеронтологические теории: разъединения, активности субкультуры, возрастной стратификации. Теория символического интеракционизма. Геронтократия.]
Глава IV. Психология старения,...............................................................40
[Характерологические изменения в пожилом возрасте. Психологические кризисы и этапы жизни. Страх смерти. Досуг и занятость. Адаптация различных психологических типов к феномену старости. Одиночество. Стресс и фрустрация.]
Глава V. Здоровье и социальное поведение................................................70
[Гериатрия. Влияние традиционного мышления на ошибки в диагностике. "Синдром Плюшкина". Витаукт.]
Глава VI. Типология семейных отношений пожилого человека..............73
[Типология взаимоотношений пожилых супругов. Сексуальные отношения после шестидесяти. Типология отношений пожилых родителей и взрослых детей.]
Глава VII. Социальная помощь пожилым людям....................................83
[Социальная помощь в России. Зарубежный опыт социальной работы с пожилыми людьми.]
Заключение..................................................................................................96
Литература................................................................................................97

ВВЕДЕНИЕ.
Генеральная Ассамблея ООН постановила провести в 1999 г. Международный год пожилых людей в знак "... признания демографического вступления человечества в пору зрелости и тех перспектив, которые оно открывает для развития более зрелых представлений и возможностей в общественной, экономической, культурной и духовной жизни - не в последнюю очередь в интересах всеобщего мира и развития в следующем столетии".
Цель года определена как содействие осуществлению принципов ООН в отношении пожилых людей. Принципы объединены в пять групп: независимость, участие, уход, реализация внутреннего потенциала, достоинство.
Люди всегда были склонны идеализировать свое время, непохожее, по их мнению, ни на какое другое. И все же можно утверждать, что самым необыкновенным из всех необыкновенных веков истории стал уходящий XX век. Ни один из его предшественников не вобрал в себя столько радикальных преобразований в жизни общества как нынешний, не испытал на себе такого разнообразия революций: политических и экономических, социальных и экологических, промышленных и научно-технических и даже сексуальных. Еще никогда на Земле не сосуществовало такого огромного числа потомков Адама и Евы и еще никогда в этом макросемействе не было столько скандалов, драк, войн, катастроф, уносящих людей сотнями тысяч и десятками миллионов. Удивительно, что при всем этом человечество сумело сохранить самое большое во всей своей истории число пожилых и старых людей. Общее число пожилых людей в мире равно численности всего населения Земли в XVII веке. Старость и старение вышли на уровень глобальных проблем человечества.
Основным направлением исследования автор считает определение влияния старения населения на социальную структуру населения, на взаимоотношения между старшей демографической когортой и всеми другими когортами, престарелыми родителями и их взрослыми детьми, гериатра и пожилого больного, социального работника и его клиента, то есть комплекса проблем, составляющих сущность социальной геронтологии и геронтосоциологии. Обе науки находятся в стадии становления и осмысления социальных факторов старения, отсюда необходимость вычленения связей и тенденции, совершенствование методологической основы и категориального аппарата. Решение этих задач становится, в свою оче-

редь, проблемой социальной философии.
В отечественной литературе последних лет нет исследований, в которых комплексно, с позиций различных аспектов социального знания рассматриваются проблемы старости и старения. И хотя для естествознания, философии и социологии эти проблемы являются традиционными, их разработка велась различными областями науки изолированно друг от друга. Наибольших теоретических успехов достигло естествознание, далее следуют демография и психология, философия и социология замыкают этот ряд. Массив научной литературы по данной проблеме отражает ту же ситуацию -85-90% принадлежат биологии и медицине.
В главе "Генезис геронтологического знания" подробно рассматривается становление общей и социальной геронтологии.
В 70-80-х годах отечественные ученые М.Д.Александрова, А.В.Дмитриев, Т.В.Карсаевская и А.Т.Шаталов, В.Д.Шапиро опубликовали значительные философско-социологические работы по проблемам пожилых людей.
В книге М.Д.Александровой "Проблемы социальной и психологической геронтология" фиксировался факт дифференциации геронтологии и становления социальной геронтологии как самостоятельной науки, которая вычленилась из социологии на основе комплексирования с демографией и гигиеной, с одной стороны, и с социальной психологией - с другой. Рассматривая различные аспекты геронтологии, автор в качестве основных выделила социальный и психологический, т. е. по сути дела, оставила социальную геронтологию в рамках общей геронтологии.
Работа двух авторов Т.В.Карсаевской и А.Т.Шаталова "Философские аспекты геронтологии", как следует из самого названия, в основном посвящена философскому анализу геронтологического знания и теорий старения. В геронтологии выделяются две части: теоретическая и прикладная, при этом к теоретической составляющей отнесена и социальная геронтология, которая существует на стыке геронтосоциологии, геронтопсихологии и гератогигиены. Авторы отстаивали продуктивность интеграции множественности подходов к пониманию старости в рамках системно-комплексных исследований, осуществляемых на стыке ряда наук.
Дмитриев А.В. в монографии "Социальные проблемы людей пожилого возраста" рассматривает вопросы, связанные с определением места пенсионеров в социальной структуре общества 70-80-х годов, их участия в трудовой деятельности, формы досуга и методы адаптации в новой жизненной ситуации. И хотя с тех пор в

обществе произошли принципиальные изменения, методологические подходы, разработанные автором монографии к изучению названных вопросов, сохранили свою актуальность.
В.Д.Шапиро в книге "Человек на пенсии /Социальные проблемы и образ жизни/" дал обобщенный социально-психологический портрет пенсионера, проанализировав структуру его социальных потребностей и ценностных ориентации, положения и функции пенсионеров в семье, в трудовой и общественной деятельности. По проблемам трудовой деятельности пенсионеров имеется ряд работ Н.Н.Савчук.
Значительный вклад в развитие социальной геронтологии внес выдающийся отечественный психолог Б.Г.Ананьев, доказав необходимость смены биологической парадигмы новой, совмещающей социальный и биологический подходы, обосновав необходимость комплексного подхода к процессу старения и высказав идею о человеческом онтогенезе как целостном процессе, включающем все возрастные фазы, в том числе и старость. Идеи Б.Г.Ананьёва успешно развиваются Л.И.Анцыферовой, М.Э.Елютиной и другими.
В русле разработки медикобиологических вопросов геронтологии следует указать таких авторов, как Ю.К.Дупленко, А.А.Дыскин, А.Н.Рубакин, З.Г.Френкель, В.В.Фролькис, Д.Ф.Чеботарев. В демографии М.С.Бедный, Д.И.Валентей, А.Г.Вишневский, Л.Е.Дарский, А.Я.Кваша, Б.Ц.Урланис. В психологии - Б.Г. Ананьев, Я.М.Неплох, Н.В.Хамитов. В семьеведении - И.С.Кон, Ю.Б.Рюриков, А.Г.Харчев.
Среди зарубежных авторов, чьи труды способствовали проведению данного исследования: А.Адлер, Э.Берн, И.Кемпер, А.Мас-лоу,.Д.Мид, Г.Селье, К.Хорни, Д.Фонтана З.Фрейд, Э.Фромм, Д.Чопра, Т.Шибутани.
Обращение к данной теме имеет для автора не только теоретический, но и экзистенциальный интерес: понять через исследование судьбы ровесников и людей более старших возрастных когорт собственное место в жизни, решить проблему достойной старости, поставив эксперимент на самом себе и доказав, что и в этом возрасте остается способность к творческой научной деятельности.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Татьяна Гунина. Значение семьи в жизни человека
  • Дроздова Евгения Григорьевна. Консультация для родителей «Важность семейных традиций в воспитательной деятельности»
  • После 45 лет счастливая жизнь только начинается
  • Гаврилова Татьяна Александровна. ОБОГАЩЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ У ДЕТЕЙ 4 ГОДА ЖИЗНИ
  • Юлия Устинова. Онкологический больной в семье (Ю. Устинова)
  • Березина Татьяна Ивановна. Роль семьи в формировании личности ребенка.
  • Лаврова Александра Сергеевна. Семейное воспитание и его проблемы в настоящее время
  • В. Савченко, А. Семкина. Эмоциональная система семьи
  • Алашеева Татьяна Геннадьевна. Мини-проект «Я и моя семья» для второй младшей группы
  • Охезина Ольга Александровна. Развлечение для дошкольников «Моя семья»
  • Исламова Гульшат Радисовна. Проект «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С РОДОСЛОВНОЙ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖИЗНИ»
  • Муравьева Лариса Михайловна. Педагогическая статья на тему: «Здоровая семья – залог здорового ребенка. Роль семьи в воспитании привычки к здоровому образу жизни»
  • Асевова Лайла. Проект «Моя семья» старшая группа
  • Пожилые люди больше радуются жизни
  • Лактина Елена Валерьевна. Проект «Моя семья»
  • Арасланова Анна Викторовна. О формировании семейных ценностей в процессе ООД по английскому языку
  • Немцова Марина Николаевна. «Роль семьи в формировании у детей здорового образа жизни»
  • Гришина Елена Валентиновна. Влияние семьи на развитие личности ребёнка.
  • Кандакова Любовь Александровна. «Совместный отдых – путь к семейной гармонии»
  • Светлана Гаджиева. Взаимодействие семьи и ДОУ при формировании личности ребенка
  • Рамиль Гарифуллин. О депрессии, ценностях и смысле жизни
  • Панина Людмила Николаевна. Психология семейных отношений и влияние их на развитие ребенка.
  • Ильинская Диана Витальевна. Презентация «Современные здоровьесберегающие технологии»
  • Шарфф Д.Э. Дети и игры в семейной психотерапии объектных отношений
  • Маргарита Исакова. Консультация 'Семья'
  • Григорий Чаусовский. Кардиоакустическая психотехнология замедления процессов старения
  • Макарова Елена Николаевна. Педагогический проект во второй младшей группе «Семья для каждого – это очень важно!»
  • Аргунова Полина Николаевна. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОО и семьи.
  • Исследование семей в которых есть больные параноидной шизофренией. Примеры семейных генограмм.
  • Хаванова Наталья Анатольевна Бурцева Екатерина Александровна Синюк Ольга Анатольевна. Проект «Здоровая семья — здоровый Я»
  • Кострыкина Анастасия Юрьевна. Проект «Здоровый ребенок – счастливая семья»
  • Холлис Дж.. Семья во второй половине жизни
  • Уварова Виктория Ивановна. Проблемы семей с аддикциями.
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Facebook-зависимость приравнена к наркомании
  • Раиса Алексеевна Демидова. Проект «Детский сад – территория здоровья»
  • Анохина Наталья Николаевна. ФОРМЫ И МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ
  • Житихина Анна Викторовна. Образовательный проект «Моя семья!» в подготовительной группе
  • Загер Наталья Николаевна. Путешествие в прошлое семьи
  • Гусева Ольга Николаевна. Методическая разработка для старшего дошкольного возраста «Бабушка – душа семьи»
  • Главный Редактор. Особенности физиологии одаренных людей, гениев
  • Малахова Надежда Викторовна. Конспект НОД в старшей группе. Тема 'Я и моя семья'
  • Чебаневич Ирина Дмитриевна. Здоровый образ жизни
  • Петрова Екатерина Георгиевна. Использование художественной литературы в формировании образа семьи у детей дошкольного возраста
  • Денисова Галина Петровна. Проект «Наша дружная семья»
  • Наталья Шаталова. Консультация для воспитателей 'Через движение к здоровью!'
  • Орлова Татьяна Сергеевна. Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
  • Смирнова Елена Александровна. Фестиваль-конкурс «Семейные традиции»
  • Потехина Наталья Николаевна. Использование здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе
  • Мораль; Morality; Moral



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь