Альперович В.Д. Старость. Социально-философский анализ.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 19737

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Из страстной и правдивой книги Светланы Алексиевич "У войны - не женское лицо": "Когда я расскажу вам все, что было, я опять не смогу жить, как все. Я больная стану. Я пришла с войны живая, только раненая, но я долго болела, я болела, пока не сказала себе, что все это надо забыть, или я никогда не выздоровлю" /Любовь Захаровна Новик, старшина, санинструктор/.
"Нет-нет, не хочу вспоминать... Нервы никуда. До сих пор не могу военные фильмы смотреть..." /Мария Ивановна Морозова, ефрейтор, снайпер/.
В стрессах, как и вообще в жизни, есть своя несправедливость: "Хорошие стрессы - от спортивных успехов, получения наград, радостных сообщений - обычно кратковременны. Дистрессы /или "плохие" стрессы/ имеют большую продолжительность. Долговременные стрессы не дают организму времени для отдыха, они изматывают его, становясь причиной аритмии, тахикардии, других сердечных нарушений. Учащенное дыхание /еще один результат стресса/ ведет к постоянным головокружениям, на которые так часто жалуются пожилые люди. Сбой ритма пищеварительной систе-
63

мы и сужение кровеносных сосудов при стрессе могут вызвать длительное расстройство желудка - одна из старческих бед. Длительный стресс усугубляет и стимулирует прогрессивное развитие уже имеющихся хронических заболеваний. Так, ишемичная болезнь сердца может обернуться инфарктом миокарда.
Замечено, что вдовы и вдовцы в течение первых двух месяцев после потери супруга часто заболевают той же болезнью, от которой скончался супруг. Женщины, ухаживающие до конца за немощными престарелыми родителями, видимо от перенесенных стрессов, затем легко поддаются простудным и инфекционным заболеваниям.
Мозг человека выбирает ответную реакцию на стресс, передавая ее на мышцы рук, ног, другие скелетные мышцы. При кратковременном стрессе появляется потребность бежать, быстро ходить по комнате, барабанить пальцами по столу и т.п., или, напротив, человек столбенеет. В библейской легенде о жене праведника Лота рассказывается, что несчастная женщина, покидая родной город Содом, не вняла предостережениям ангелов, оглянулась. Стремительный смерч настиг ее и она превратилась в соляной столб. Возможно, она увидела катастрофу, обрушившуюся на ее семейный очаг, ее нечестивых соседей, на которых катились потоки огненной серы, соли, падали раскаленные камни. Женщина остолбенела от ужаса. Видимо стресс существовал еще в библейские времена.
Трио: стресс, симптом, болезнь - находятся в тесном взаимодействии друг с другом и обладают способностью к взаимопревращению. И в тоже время не всякий стресс с обязательностью является предшественником болезни, также как не за всякой порцией мороженого - следует ангина. Все зависит от общего состояния здоровья, от готовности организма "Бороться и побеждать". Сам стресс имеет как физические, так и эмоциональные и поведенческие признаки, которые тоже могут превратиться, а могут и не превратиться в болезнь.
Бессонница, боли в груди, животе, спине, шее, хроническая усталость относятся к физическим признакам, а раздражительность, частые слезы и беспричинная паника - к эмоциональным. Стресс меняет и поведение человека, вызывает злоупотребление алкоголем, курением, лекарствами.
Чтобы выявить, что провоцирует собственный стресс, каковы его последствия для конкретного человека, надо на какое-то время нанять самого себя в "частные детективы", который будет внимательно следить и записывать все события и даже мысли, вы-
64

зывающие стресс, со всеми его признаками. Все это сугубо индивидуально, потому что у другого человека могут быть, а могут и не быть те или иные реакции. Составив "досье", можно приступать к борьбе за свое здоровье, руководствуясь тем, что любую болезнь легче предупредить, чем победить. Потому то и сказано в Писании: прежде недуга врачуйся (Сир. 18, 19).
Проанализировав недельные, а лучше более длительные, записи, можно с достаточной долей вероятности определить, чем вызывается стресс. Его причиной окажутся: раннее или, напротив, позднее пробуждение, спешка или длительное ожидание /очередь/, общение с неприятным собеседником, телевизионная передача и даже отгадывание кроссворда. Одним из самых активных провокаторов стресса является ссора. Эту особенность должны учитывать и сами пожилые люди и их окружение.
От всех стимуляторов вредных стрессов можно так или иначе, в той или иной степени избавиться, изменив распорядок дня, вычеркнув неприятного человека из круга общения, выключив телевизор и т.п.
Рухнувшие или несбывшиеся надежды вызывают самый серьезный, самый длительный и самый разрушительный стресс. "Как мало пройдено дорог, как много сделано ошибок", "Зачем я жил?" Понять и принять эти положения должны не столько пожилые, сколько те молодые, которые со временем тоже состарятся.
Что ответить на эти вопросы, не кому-нибудь, а самому себе? Есть ответ или нет его, у каждого человека он - свой. Но, как минимум, два аргумента являются общими для многих.
1. Жизнь кончается не тогда, когда человек умирает, а значительно раньше, если он перестает радоваться дню сегодняшнему и верить в завтрашний.
В пятидесятилетнем возрасте великий писатель, состоятельный помещик, отец многодетного семейства Лев Толстой мучительно искал ответ на вопрос о своем назначении на земле. Эти поиски длились не день-два, а несколько лет, и с той же интенсивностью продолжались до конца жизни. Он писал в "Исповеди": "Вопросы не ждут, надо сейчас ответить; если не ответишь нельзя жить. А ответа нет". В.Жданов, биограф Л.Толстого, так описывает душевное состояние Льва Николаевича: "Наступили страшные годы. То, что и раньше временами посещало Толстого, приводило его в безнадежное уныние, но потом быстро рассеивалось, превратилось теперь в непрерывный мучительный крик". Сам Толстой пишет, в
65

это же время, в письме одному из друзей: "Сплю духовно и не могу проснуться. Нездоровится, уныние. Отчаяние в своих силах. Что мне суждено судьбой, не знаю, но доживать жизнь без уважения к ней - мучительно. Думать даже - и к тому нет энергии. Или совсем худо или сон перед хорошим периодом работы". Он угадал, это был "сон перед хорошей работой".
Если отвлечься от авторитета великой личности, то можно заключить, что это типичный фрустрационный стресс, вызвавший не только глубокую депрессию, но и расстроивший завидно крепкое здоровье. Преодоление этого состояния дало возможность прожить писателю еще три десятка лет, познать новые радости жизни, любить и быть любимым, трудиться и страдать. Все это во многом благодаря обретению новой цели, того, что было названо "толстовством". Создание своего собственного учения суждено только гениям, но каждый человек волен искать и находить новые цели жизни в любом возрасте и в пожилом, в том числе.
Возможно возражение: "Толстому было 50 лет, когда он писал "Исповедь" и мучился смыслом жизни. Но что делать, если вопрос о смысле жизни мучит семидесятилетнего? В 70 лет Лев Толстой изучил древнееврейский язык, чтобы читать Ветхий Завет в подлиннике. И опять же, не обязательно изучать древние или современные языки, можно заняться вышиванием, вырезанием, выжиганием, садоводством, цветоводством, фотографией, шитьем, кулинарией. Есть сотни других дел и ремесел.
Не все способны найти применение своим силам и способностям, свое место на новом этапе жизни. Тогда возникает настроение подавленности. Следующий этап - депрессия. Подавленное настроение, и депрессия могут быть вызваны различными причинами и иметь различную степень выражения. Они могут иметь различную степень выражения - от нежелания следить за своей внешностью до мысли о самоубийстве при затянувшейся депрессии. От нежелания бриться до желания чиркнуть себя бритвой по венам -огромная дистанция. И все же небритые щеки и нечищенные ботинки - это верный признак утраты интереса к жизни. Пожилые мужчины более, чем втрое склонны к самоубийству, по сравнению с молодыми мужчинами, и во столько же раз - по сравнению со своими сверстницами. Причем, такая статистика во всех республиках СНГ, но наибольшим числом самоубийств отличается Россия. Александр Солженицин в одном из интервью отмечал рост самоубийств в России, при этом значительное число семейных самоубийств прослеживается среди пожилых людей.
66

Для состояния депрессии характерно уныние, пессимизм, разочарование в себе и близких; легко возникающая раздражительность; плаксивость; нерешительность; быстрая утомляемость; снижение аппетита или, напротив, тяга к обжорству; мысли о суициде, попытки его осуществления и сам суицид.
2. Считать удачи и успехи и постараться не вспоминать обиды и промахи и удары судьбы.
Если человек дожил до солидного возраста - это уже удача. Именно люди преклонного возраста, задумывающиеся о своем предназначении, они не могут не вспомнить того, чем можно гордиться, о своих победах, хотя бы над самим собой. Как говорили древние римляне: "Высшая власть - это повелевать собой". Такие люди обязательно сделали в этой жизни немало доброго и хорошего для других. Известно, вялые, безвольные, злые и подлые люди долго не живут.
Следует воспользоваться опытом друга детства - Робинзона Крузо: "Порою на меня нападало отчаяние, я испытывал смертельную тоску. Чтобы побороть эти горькие чувства, я взял перо и попытался доказать себе самому, что в моем бедственном положении есть все же немало хорошего. Я разделил страницу пополам и написал слева "худо", а справа "хорошо".



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Татьяна Гунина. Значение семьи в жизни человека
  • Дроздова Евгения Григорьевна. Консультация для родителей «Важность семейных традиций в воспитательной деятельности»
  • После 45 лет счастливая жизнь только начинается
  • Гаврилова Татьяна Александровна. ОБОГАЩЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ У ДЕТЕЙ 4 ГОДА ЖИЗНИ
  • Юлия Устинова. Онкологический больной в семье (Ю. Устинова)
  • Березина Татьяна Ивановна. Роль семьи в формировании личности ребенка.
  • Лаврова Александра Сергеевна. Семейное воспитание и его проблемы в настоящее время
  • В. Савченко, А. Семкина. Эмоциональная система семьи
  • Алашеева Татьяна Геннадьевна. Мини-проект «Я и моя семья» для второй младшей группы
  • Охезина Ольга Александровна. Развлечение для дошкольников «Моя семья»
  • Исламова Гульшат Радисовна. Проект «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С РОДОСЛОВНОЙ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖИЗНИ»
  • Муравьева Лариса Михайловна. Педагогическая статья на тему: «Здоровая семья – залог здорового ребенка. Роль семьи в воспитании привычки к здоровому образу жизни»
  • Асевова Лайла. Проект «Моя семья» старшая группа
  • Пожилые люди больше радуются жизни
  • Лактина Елена Валерьевна. Проект «Моя семья»
  • Арасланова Анна Викторовна. О формировании семейных ценностей в процессе ООД по английскому языку
  • Немцова Марина Николаевна. «Роль семьи в формировании у детей здорового образа жизни»
  • Гришина Елена Валентиновна. Влияние семьи на развитие личности ребёнка.
  • Кандакова Любовь Александровна. «Совместный отдых – путь к семейной гармонии»
  • Светлана Гаджиева. Взаимодействие семьи и ДОУ при формировании личности ребенка
  • Рамиль Гарифуллин. О депрессии, ценностях и смысле жизни
  • Панина Людмила Николаевна. Психология семейных отношений и влияние их на развитие ребенка.
  • Ильинская Диана Витальевна. Презентация «Современные здоровьесберегающие технологии»
  • Шарфф Д.Э. Дети и игры в семейной психотерапии объектных отношений
  • Маргарита Исакова. Консультация 'Семья'
  • Григорий Чаусовский. Кардиоакустическая психотехнология замедления процессов старения
  • Макарова Елена Николаевна. Педагогический проект во второй младшей группе «Семья для каждого – это очень важно!»
  • Аргунова Полина Николаевна. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОО и семьи.
  • Исследование семей в которых есть больные параноидной шизофренией. Примеры семейных генограмм.
  • Хаванова Наталья Анатольевна Бурцева Екатерина Александровна Синюк Ольга Анатольевна. Проект «Здоровая семья — здоровый Я»
  • Кострыкина Анастасия Юрьевна. Проект «Здоровый ребенок – счастливая семья»
  • Холлис Дж.. Семья во второй половине жизни
  • Уварова Виктория Ивановна. Проблемы семей с аддикциями.
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Facebook-зависимость приравнена к наркомании
  • Раиса Алексеевна Демидова. Проект «Детский сад – территория здоровья»
  • Анохина Наталья Николаевна. ФОРМЫ И МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ
  • Житихина Анна Викторовна. Образовательный проект «Моя семья!» в подготовительной группе
  • Загер Наталья Николаевна. Путешествие в прошлое семьи
  • Гусева Ольга Николаевна. Методическая разработка для старшего дошкольного возраста «Бабушка – душа семьи»
  • Главный Редактор. Особенности физиологии одаренных людей, гениев
  • Малахова Надежда Викторовна. Конспект НОД в старшей группе. Тема 'Я и моя семья'
  • Чебаневич Ирина Дмитриевна. Здоровый образ жизни
  • Петрова Екатерина Георгиевна. Использование художественной литературы в формировании образа семьи у детей дошкольного возраста
  • Денисова Галина Петровна. Проект «Наша дружная семья»
  • Наталья Шаталова. Консультация для воспитателей 'Через движение к здоровью!'
  • Орлова Татьяна Сергеевна. Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
  • Смирнова Елена Александровна. Фестиваль-конкурс «Семейные традиции»
  • Потехина Наталья Николаевна. Использование здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе
  • Мораль; Morality; Moral



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь