Шторк Й. Психическое развитие маленького ребенка с психоаналитической точки зрения.

Категория: Возрастная психология, Психоанализ | Просмотров: 12670

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Аутистическая фаза
Аутистическая фаза предшествует развитию симбиоза. Она распространяется на первый месяц жизни и является безобъектной физиологической фазой. Ее функция, согласно Малер, состоит в том, чтобы посредством физиологического механизма поддерживать гомеостатическое равновесие организма после рождения. Новорожденный живет в замкнутой монадической системе, напоминающей первичное внутриутробное состояние, в котором возможно лишь галлюцинаторное удовлетворение желаний. Либидинозно катектирована лишь внутренняя часть тела (особенно органы живота).
На этом отрезке развития затем постепенно происходит смещение либидинозного катексиса изнутри вовне, то есть от преимущественно проприо- и интероцептивного катексиса к сенсорно-перцептивному катексису периферии. Это смещение обеспечивается, однако, лишь функцией матери. Если "материнства" нет или оно недостаточно, то, как и у психотиков, возникает периферическая нечувствительность к боли и вызванная страхом чрезмерная чувствительность к телесным ощущениям и "злому" интроекту.
В отношении этой фазы Малер говорит также о смутном ощущении зависимости и двух первичных раздражителях — "добром" и "злом", которые примитивное Я может воспринять и запомнить. Только материнская забота способна редуцировать у младенца интрапсихическое напряжение, которое вызывается первичными раздражителями. На третьей или четвертой неделе жизни вследствие этого напряжения возникает кризис созревания и "аутистическая скорлупа лопается". Этот момент знаменует окончание безобъектной фазы и переход к оберегаемой и защищаемой диаде мать-дитя.

Симбиотическая фаза
Аутистическая фаза является безобъектной. Возникающая вслед за ней на втором месяце симбиотическая фаза, напротив, является предобъектной. Теперь мать представляет собой парциальный объект. Вступление в симбиотическую фазу совпадает с возникновением способности к смутному восприятию и к периодическому катексису матери в качестве удовлетворяющего потребности объекта. Ребенок ведет себя так, словно он сам и его мать являют собой всемогущую систему с общими границами. Важным признаком симбиоза является галлюцинаторное, соматопсихическое и всемогущее слияние с матерью и прежде всего бредовое представление о границах двух физически разделенных индивидов. Возникает целиком коэнестетическое, глобальное сенсорное переживание материнского и собственного тела, которые не воспринимаются отдельно друг от друга. Все неприятные внутренние и внешние раздражения проецируются вовне, то есть выносятся за пределы симбиотической среды. Ребенок еще не знает в точности, откуда - изнутри или снаружи - приходят раздражения. Он еще неспособен различать внутреннее и внешнее, себя и другого. В случае симбиотического психоза ребенок регрессирует к этому раннему состоянию.
Поскольку ребенок относит свои переживания к симбиотической структуре, он может достичь репрезентаций себя, схемы тела и внешних объектов в Я. Данный процесс Малер и др. (Mahler et al. 1975,46) описывают следующим образом: в этой фазе на основе последовательностей удовольствия и неудовольствия внутри симбиотического единства развивается репрезентация телесного Я, и, кроме того, происходит смещение катексиса от интероцепции к сенсорной перцепции. Внутренние ощущения образуют ядро Самости, а катектированная теперь поверхность тела и органы чувств позволяют провести границы внешнего мира.

Фаза сепарации-индивидуации
Описанные интрапсихические процессы на пике симбиотической фазы, то есть между четвертым и пятым месяцами, приводят к процессу сепарации-индивидуации, точнее, к первой его подфазе: осознанию отдельного существования и развитию образа тела. Она продолжается примерно до десятого месяца жизни. Первым ее признаком является константное внимание, связанное с созреванием сенсориума. Одновременно совершаются первые пробные попытки ребенка физически избавиться от пассивного существования, выйти из стадии двойного единства с матерью. Ребенок вырывается из рук матери, сползает у нее с колен и т.д. Наряду с постепенным осознанием отдельного существования и активным дистанцированием от матери развивается исследовательское поведение, удовольствие от изучения матери и внешних неодушевленных предметов. Ребенок уже не занимается исключительно предметами, принадлежащими к симбиотическому окружению. В этой подфазе происходит также обращение к переходному объекту.
Между семью и восьмью месяцами, согласно данным М. С. Малер и ее коллег, важнейшим признаком нормального когнитивного и эмоционального развития является то, что ребенок зрительно удостоверяется в присутствии матери. Теперь ребенок начинает сравнивать с матерью все предметы, которые его окружают. Часто проявляющийся в этой подфазе страх посторонних людей, описанный Шпицем как тревога восьми месяцев, по мнению Малер и др. (Mahler et al. 1975, 561), возникает только при неблагополучных отношениях между матерью и ребенком. Согласно Малер и вопреки наблюдениям Шпица, тревогу восьми месяцев можно наблюдать также и в том случае, если ребенок может хорошо видеть мать и даже если он вступает с ней в физический контакт. В то время как Шпиц считает тревогу восьми месяцев позитивным признаком нормального развития, сигнализирующим о достижении важнейшей предпосылки возникновения эмоциональной константности объекта, то есть стабильного осознания пространственно-временной идентичности матери, для Малер тревога восьми месяцев является признаком либо недостаточной надежности матери в симбиотической фазе, либо случившегося по каким-то причинам слишком резкого осознания существования, отдельного от матери. В обоих случаях, по мнению Малер, из-за переоценки (в большей или меньшей степени) "злой матери" не может произойти достаточной интеграции обоих аспектов объекта и наступает парциальное расщепление объектного мира. В этом смысле тревога восьми месяцев отражает страх ребенка перед проявлениями злой матери на пике осознания существования, отдельного от симбиотической матери. Таким образом, согласно Малер и ее коллегам, между первичным доверием и страхом перед незнакомыми людьми существуют обратно пропорциональные отношения,
В случае аномального развития, особенно при нарушениях в симбиотической фазе, процесс дифференциации может меняться совершенно по-разному. Так, при серьезных нарушениях отношений между матерью и ребенком он может начаться гораздо раньше, и наоборот, задержаться в случае чрезмерного симбиотического удовлетворения.
Согласно Малер и др. (там же 1975, 63-64), в конце первого года жизни и в первые месяцы второго можно отчетливо видеть, что процесс сепарации-индивидуации состоит из двух взаимосвязанных компонентов развития. Первым является процесс индивидуации. К нему относятся: развитие интрапсихической автономии, восприятия, памяти, мышления и проверки реальности. Вторым процессом является сепарация, протекающая в виде интрапсихических фаз дифференциации, дистанцирования, построения границ и отделения от матери. Эти структурирующие процессы в конце концов достигают кульминации в интроецированных репрезентациях Самости, отличающихся от внутренних репрезентаций объектов. Согласно Малер, оптимальным следует считать развитие, при котором оба компонента выражены примерно в равной степени. Оба компонента, а также отдельные этапы в их развитии, по мнению Малер, проявляются во множестве поверхностных феноменов поведения, которые доступны наблюдению. На этом факте Малер основывает свой методический подход.
Во второй подфазе, подфазе упражнения, Малер и др. различают ранний и поздний периоды (там же, 65-75). Эксперименты по удалению от матери и, главное, нар-циссическая восторженность (exhilariation) по поводу только что обретенных способностей являются наиболее важными признаками этой подфазы.
Ранний период фазы упражнения частично пересекается с предшествующей под-фазой. В отличие от позднего периода ребенок еще не умеет ходить самостоятельно, однако он уже способен ползком и на четвереньках удаляться от матери. Если в самом начале раннего развития ребенок может быть выведен из своей аутистической поглощенности только благодаря связи с матерью, то этот период характеризуется тем, что значение активности и функций Я вне материнского мира отодвигают на второй план интерес к матери.
В период раннего упражнения автономные функции Я, нематеринский мир и собственное тело обычно катектируются вторичным нарциссическим либидо. Особенно это относится к подвижности. Такое усиление катексиса, являющееся неотъемлемым признаком этой ступени развития, может главным образом в поздние периоды доходить чуть ли не до полного исключения матери. В этой фазе ребенок возвращается к матери чаще всего лишь ради "эмоциональной подзарядки" посредством физического контакта. Поэтому теперь для ребенка особенно важными становятся дистантные органы чувств - зрение и слух, благодаря которым он может сохранять контакт с матерью. Чем более ребенок будет способен сохранять дистантный контакт, тем дальше он сможет удалиться от матери. В период раннего упражнения дети, по-видимому, проходят через кратковременную фазу страха сепарации, который хронологически следует за первым этапом отделения.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Шпиц P.A. Психоанализ раннего детского возраста.
  • Шпиц Р. - Психоанализ раннего детского возраста
  • Доэдипов; preoedipal
  • Мать; mother
  • Объект; object
  • Ермошина Наталья Николаевна. Сенсорное развитие ребенка раннего возраста через движение, исследование и игру
  • Матриархальная стадия. Три аспекта в отношениях матери и ребенка.
  • Самарина Н.П. Взаимодействие матери и ребенка в первые месяцы после рождения
  • Первичный; primary
  • Роль папы в воспитании ребенка
  • Шторк Й. Психическое развитие маленького ребенка с психоаналитической точки зрения
  • Фэрбэрна пересмотренная психопатология; fairbairn's revised psychopathology
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Установка депрессивная; depressive position
  • Сепарция, мать – ребенок; separation, mother – child
  • Варячич-Райко Л.Ф. Работа с родителями как важный аспект психотерапевтической работы с детьми
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Балзам Р. Мать внутри матери
  • Параноидно-шизоидное состояние; Paranoid-schisoid position; Paranoid-schizoide Position
  • Развитие эго; ego development
  • Феликс Божонка. Раннее развитие ребенка
  • Воспитание с точки зрения аналитической психологии
  • Оральный; oral
  • Обсессивный прием; obsessional technique
  • Ягнюк К.В. Влияние стилей привязанности на поведение в ситуации развода
  • Установка параноидная; paranoid position
  • Редактор. Что должен уметь делать ребенок в 3–4 месяца?
  • Сухорукова Ольга Борисовна. Воспитание ребенка до года
  • Осипюк Татьяна Александровна. Роль отца в воспитании ребенка
  • Скорбь; mourning
  • Гаддини Е. Агрессия и принцип удовольствия: к психоаналитической теории агрессии
  • Идентификация; identification
  • Идентификации стыда и его обсуждения в процедуре психоанализа
  • Выбор объекта по примыканию; anaclitic type of object-choice
  • Митина М. А. Влияние психологического здоровья матери на становление психики ребёнка
  • Главный Редактор. Развитие сенсорных способностей у ребенка
  • Притча «Отдайте ребенка»
  • Главный Редактор. Причины и признаки задержки речевого развития у ребенка
  • Ковшова Светлана Львовна. Обогащение сенсорного опыта детей посредством дидактического материала.
  • "Хороший" объект, "плохой" объект; "good" object, "bad" object
  • Нечаева Ярославна Михайловна. Буклет 'Что должен знать ребенок 4-5 лет?'
  • Объект; object
  • Левченко Ольга Сергеевна. Профилактика речевых нарушений.
  • Амбивалентность
  • Особенности выбора объекта у мужчин и женщин.
  • Эдипов комплекс; oedipus complex
  • Закономерности психических систем
  • Повышение роли отца в семье
  • Ольга Мотовилова. Из чего складывается самостоятельность ребенка.
  • Алексеенко Елена Владимировна. «Коммуникативное развитие детей 3-4 лет в семье»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь