Шторк Й. Психическое развитие маленького ребенка с психоаналитической точки зрения.

Категория: Возрастная психология, Психоанализ | Просмотров: 12679

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Процесс развития на первом году жизни
Шпиц выделяет на первом году жизни три стадии: безобъектную стадию, стадию предшественников объекта и стадию либидинозного объекта.
Безобъектная стадия совпадает с периодом, который Фрейд назвал "фазой первичного нарциссизма", а Гартманн "недифференцированной фазой", и охватывает первые два-три месяца жизни. По мнению Шпица, эта фаза характеризуется крайне высоким, лишь постепенно снижающимся порогом чувствительности у младенца, который чуть ли не полностью изолирует его от внешнего мира. Так, например, младенец воспринимает внешние признаки пищи лишь в состоянии голода, но не воспринимает их, когда сыт. В этот ранний период у него не наблюдается никаких форм поведения, которые можно было бы интерпретировать психологически. Это обстоятельство, а также факт недостаточной зрелости и развития когнитивной, сенсорной и неврологической систем привели Шпица к выводу о невозможности психического переживания у новорожденного. У ребенка имеются лишь физиологические проявления, и его поведение в первые два месяца жизни - согласно Шпицу, только в эти два месяца - подчиняется схемам условного рефлекса. Именно поэтому Шпиц избрал термин "безобъектная стадия"; этим термином он стремился решительно отмежеваться от всех остальных подходов, таких, как теория Мелани Кляйн, которые приписывают новорожденному и даже зародышу способность к рудиментарным объектным отношениям.
Основываясь на своих наблюдениях, Шпиц отстаивает мнение, что новорожденный может иметь восприятие лишь интероцептивного и проприоцептивного типа (внутренних процессов и собственных ощущений). Эти типы восприятия относятся к "системе ощущений", которая принципиально отличается от "диакритической" системы восприятия, действующей в более позднем возрасте. Он определяет ее как коэнестетическую организацию. Здесь ощущения экстенсивны, в первую очередь они связаны с пищеварительным трактом (и кровообращением), имеют своим центром автономную нервную систему18 и проявляются в форме аффектов. Эти процессы, не связанные с сознанием (то есть соответствующие бессознательному), Шпиц также называет рецептивными.
Данной системе противопоставляется диакритическая организация более позднего развития. В ней решающее значение приобретает восприятие посредством периферических органов чувств. Диакритическая организация проявляется в когнитивных процессах, к которым принадлежат также сознательное мышление. Этот тип восприятия развивается сначала в ходе аффективного взаимодействия при формировании объектных отношений и неразрывно связан с возрастающей биологической зрелостью сенсорного аппарата и когнитивных функций. Отношения между коэнестетической и диакритической организациями напоминают отношения между первичным и вторичным процессами. Зрение и слух играют в коэнестетическом восприятии минимальную роль; зато восприятие, точнее сказать, ощущение боли, происходит на уровне глубокой чувствительности, висцеральных, вегетативных ощущений и реакций. В целом оно подчиняется принципу "все или ничего". Коэнестетическая система реагирует на невербальные, ненаправленные, экспрессивные раздражители и сигналы; в результате коммуникация протекает на уровне "эгоцентрической" коммуникации, как у животных. Способность к коэнестетическому типу восприятия и его использование, как правило, подвергаются вытеснению в латентный период. Шпиц отстаивает мнение, что у матерей наряду с общими регрессивными явлениями во время беременности, родов и послеродового периода (см. Benedek 1952, 1956) реактивируется также способность к коэнестетическому восприятию. Это совпадает с представлениями Вин-никотта о первичной материнской озабоченности.
Безобъектная стадия характеризуется абсолютным господством коэнестетической системы. В ней пробивается брешь только к концу второго месяца жизни. К этому времени младенец визуально воспринимает человеческое лицо, однако только тогда, когда голоден. Лишь через две-три недели этот процесс узнавания отделяется от импульса к поиску пищи; отныне младенец следит глазами за всеми перемещениями человеческого лица. К концу третьего месяца это развитие достигает своей кульминации в появлении реакции улыбки на возникающее перед младенцем движущееся человеческое лицо. Если в предыдущие месяцы формы выражения неудовольствия проявлялись совершенно неспецифически, то на четвертом месяце жизни они начинают направляться на человеческое лицо и тем самым дополняют реакцию улыбки: ребенок плачет или демонстрирует иные признаки своего неудовольствия, когда взрослый отворачивается или удаляется.
Однако с помощью эксперимента с использованием бутафорской маски (по методу Конрада Лоренца), в ходе которого ребенку предъявляют картонную маску и постепенно уменьшают ее лицевую поверхность, Шпиц сумел показать, что ребенок реагирует вовсе не на "человеческое лицо" в том смысле, в каком это имеют в виду взрослые, а на ключевой раздражитель, состоящий из носа, глаз и лба. При этом основное значение принадлежит глазам; Шпиц приравнивает их к врожденному пусковому механизму.
Шпиц решительно отказывается рассматривать улыбку трехмесячного младенца и появляющуюся несколько позже реакцию неудовольствия при утрате контакта с человеческим лицом как признак какой-либо формы объектных отношений. Он объясняет этот феномен тем, что с самого рождения ребенок в процессе кормления грудью фиксируется широко открытыми глазами на лице матери. Как только возросшая неврологическая, сенсорная и когнитивная зрелость и с нею связанное снижение порога чувствительности делают возможным действительное восприятие лица, образуется условная связь между этим восприятием и коэнестетическим ощущением приема пищи и возникающими в результате позитивными чувствами. Таким образом, человеческое лицо становится условным стимулом, вызывающим эти чувства, и оно создает у ребенка состояние ожидания скорого отвода напряжения. Соответственно, удаление человеческого лица в качестве условного стимула вызывает состояние ожидания скорого усиления напряжения; согласно Шпицу, его аффективным признаком является плач.
Появление в возрасте трех месяцев улыбки Шпиц рассматривает как приобретение первого психического организатора. В эмбриологии "организаторами" называют структуры клеток, которые в ходе развития берут на себя функции управления. Перенося это понятие из соматической области в психическую, Шпиц подчеркивает значение, которое он придает биологическим процессам созревания. Согласно Шпицу, в первые полтора года жизни организаторы психики управляют течением и сменой фаз в аспекте более высокой интеграции. Результатом этой интеграции является реструктурирование психической системы на уровне более высокой сложности. Эта интеграция - процесс тонкий и уязвимый. Если он проходит благополучно, возникает новый организатор психики, и развитие ребенка может нормально продолжаться. Если он оказывается неудачным, то ребенок застревает на менее дифференцированной стадии развития, предшествующей образованию соответствующего организатора.
Шпиц составил список этапов развития, которые обусловливаются появлением улыбки у трехмесячного младенца и взаимная интеграция которых приводит к формированию первого организатора. Коротко их можно перечислить следующим образом (Spitz 1965,120-121):
1. На этой стадии младенец перестает сосредоточиваться на том, что Шпиц назвал рецепцией поступающих изнутри стимулов, и обращается к восприятию стимулов, приходящих извне.
2. Становится возможной отсрочка удовлетворения влечений. Благодаря этому репрезентанты внешних раздражителей могут быть катектированы либидинозно.
3. Основываясь на том, что, по всей видимости, уже отложились мнемические следы, можно говорить, что развились топические системы - сознательное, предсознательное и сознательное. Поэтому в дальнейшем можно применять топический подход.
4. Кроме того, ребенок может переносить катектический заряд с одной психической функции на другую, с одного мнемического следа на другой. Узнавание знака-гештальта, например пускового механизма, предполагает смещение катексиса с сенсорной репрезентации перцепта на сопоставляемый с перцептом след памяти.
5. Этот процесс соответствует фрейдовскому определению процесса мышления.
6. Тем самым образуется рудиментарное Я, которое Фрейд (1923) назвал телесным Я. Его можно обнаружить в появлении первых попыток интенционального поведения. Оно возникает благодаря интеграции соматических и психических ядер Я.
7. Защитная функция высокого барьера стимулов заменяется селективной функцией Я.
8. Происходит переход от полной пассивности к активности, к первым интенциональным проявлениям.
9. Наконец, реакция улыбки является прототипом и предпосылкой всех социальных отношений.
Приобретение первого организатора, индикатором которого служит улыбка трехмесячного ребенка, является моментом перехода от первичного нарциссизма, безобъектной стадии, к стадии предшественника объекта. Ребенок еще не может реагировать улыбкой на узнавание человеческого объекта как такового, он лишь научился выделять из хаоса не имеющих значения раздражителей отдельный формальный элемент, который в силу связанного с ним переживания удовольствия приобрел особую ценность.
Стадия предшественника объекта характеризуется большей степенью неврологической зрелости и с нею связанной зрелостью и развитием когнитивных и сенсорных функций, в частности дистантного восприятия. Последнему Шпиц придает особое значение, полагая, что благодаря дистантному восприятию первичный объект - мать - остается у ребенка даже при утрате тактильного контакта. Таким образом, у ребенка создаются зачатки константности объекта и, следовательно, объектных отношений.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Шпиц P.A. Психоанализ раннего детского возраста.
  • Шпиц Р. - Психоанализ раннего детского возраста
  • Доэдипов; preoedipal
  • Мать; mother
  • Объект; object
  • Ермошина Наталья Николаевна. Сенсорное развитие ребенка раннего возраста через движение, исследование и игру
  • Матриархальная стадия. Три аспекта в отношениях матери и ребенка.
  • Самарина Н.П. Взаимодействие матери и ребенка в первые месяцы после рождения
  • Первичный; primary
  • Роль папы в воспитании ребенка
  • Шторк Й. Психическое развитие маленького ребенка с психоаналитической точки зрения
  • Фэрбэрна пересмотренная психопатология; fairbairn's revised psychopathology
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Установка депрессивная; depressive position
  • Сепарция, мать – ребенок; separation, mother – child
  • Варячич-Райко Л.Ф. Работа с родителями как важный аспект психотерапевтической работы с детьми
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Балзам Р. Мать внутри матери
  • Параноидно-шизоидное состояние; Paranoid-schisoid position; Paranoid-schizoide Position
  • Развитие эго; ego development
  • Феликс Божонка. Раннее развитие ребенка
  • Воспитание с точки зрения аналитической психологии
  • Оральный; oral
  • Обсессивный прием; obsessional technique
  • Ягнюк К.В. Влияние стилей привязанности на поведение в ситуации развода
  • Установка параноидная; paranoid position
  • Редактор. Что должен уметь делать ребенок в 3–4 месяца?
  • Сухорукова Ольга Борисовна. Воспитание ребенка до года
  • Осипюк Татьяна Александровна. Роль отца в воспитании ребенка
  • Скорбь; mourning
  • Гаддини Е. Агрессия и принцип удовольствия: к психоаналитической теории агрессии
  • Идентификация; identification
  • Идентификации стыда и его обсуждения в процедуре психоанализа
  • Выбор объекта по примыканию; anaclitic type of object-choice
  • Митина М. А. Влияние психологического здоровья матери на становление психики ребёнка
  • Главный Редактор. Развитие сенсорных способностей у ребенка
  • Притча «Отдайте ребенка»
  • Главный Редактор. Причины и признаки задержки речевого развития у ребенка
  • Ковшова Светлана Львовна. Обогащение сенсорного опыта детей посредством дидактического материала.
  • "Хороший" объект, "плохой" объект; "good" object, "bad" object
  • Нечаева Ярославна Михайловна. Буклет 'Что должен знать ребенок 4-5 лет?'
  • Объект; object
  • Левченко Ольга Сергеевна. Профилактика речевых нарушений.
  • Амбивалентность
  • Особенности выбора объекта у мужчин и женщин.
  • Эдипов комплекс; oedipus complex
  • Закономерности психических систем
  • Повышение роли отца в семье
  • Ольга Мотовилова. Из чего складывается самостоятельность ребенка.
  • Алексеенко Елена Владимировна. «Коммуникативное развитие детей 3-4 лет в семье»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь