Матриархальная стадия. Три аспекта в отношениях матери и ребенка.

Категория: Аналитическая психология: статьи, Периодизация возрастного развития, Глубинная психология: статьи | Просмотров: 2533



Матриархальная стадия. Три аспекта в отношениях матери и ребенка.

Наиболее фундаментальный период развития проходит в первые два три года, а потом психика только лишь надстраивается и адаптируется к выполнению каких-то конкретным задачам. В эти первые два, три года правящей психической сущностью является архетип великой матери, отцовское начало при этом представлено довольно таки слабо. И в этот период, как, в общем-то, всем известно, девочки гораздо быстрее развиваются.

Для ребенка Мать играет роль значимого другого, поскольку выживание ребенка, зависит, прежде всего, от неё.

Юнг определял три аспекта в отношениях матери и ребенка.

Первое, имеет место регрессия по отношению к самой матери или к ее образу в процессе взросления.

Второе, процесс отделение (сепарации) от матери - это борьба, которая характеризуется фигурой Героя во всех его ипостасях.

Третье, крайне важна пища, функция матери кормящей.

Первые два года жизни ребенок погружен в коллективное бессознательное полностью, какие-либо следы в памяти, отсутствуют. Обретение связи ребенка с родителями реальными необходимо ему для того, чтобы от связи с архетипическими родителями. И при нормальном развитии, со временем, родители перестают восприниматься ребенком те, кто подобен богам. В случае если развитие проблемное и один из родителей, либо оба, по какой-либо причине отсутствуют, то в этом случае отделение от архетипического образа не происходит и как следствие, у ребенка нет способности, воспринимать как самих родителей, так и других людей в аспекте времени, как имеющих свой предел, как конечных.

В начале Эго находится, прежде всего, в состоянии идентификации, отождествления с внутренними психическими побуждениями, а также внешним миром, который олицетворяют грудь матери, сама мать, игрушки и другие значимые объекты. При этом Эго пребывает в мире архетипов, почти полностью несамостоятельно и ясно не отличает внутренние объекты от внешних. Эта ранняя стадия развития Эго Юнгом вслед за Леви-Брюлем была названа мистическим соучастием. В качестве примером мистического соучастия, можно привести уже овладевшего речью малыша, который обращается к себе в третьем лице. Примитивное состояние мистического соучастия ярко проявляет себя в психологии толпы, где ответственное рефлексирующее составляющее личности заслоняется динамическими процессами коллективного поведения.

Далее из бессознательного рождается Эго, появляется индивидуальная психика. Происходит постепенное отделение от родительского мира, а так же дифференциация женского и мужского начала. Начинается половая идентификация, структурируются первые дихотомии: свет - темнота, хорошее - плохое. Но в них пока ещё господствует женское начало, материнский принцип. Правящая психическая функция – Великая мать. Мужской принцип на этой стадии выражен чрезвычайно слабо.
Самость в эти первый год жизни реинтегрируется во фрагменты, часть этих фрагментов образуют Эго. Начало образования эго обуславливается противоречием между окружающей средой и телесными потребностями. Поскольку Самость предшествует эго – она и управляет его развитием. Самость проявляет себя в проективной форме, как впрочем, и другие психические сущности, что является одним из свидетельств ее существования. Плюшевый мишка, любимая кукла, без которой иногда ребенку трудно заснуть могут являться примерами проекции Самости.

Мифологическим образом, представляющим рассвета сознания, может быть библейская история об эдемском саде. Сцена поедания запретного плода с Древа Познания добра и зла символически изображает происхождение сознания. Адам и Ева отведали запретный плод и открылись глаза их, и обнаружили они, что были обнажены, другими словами, они осознали себя отдельными, уязвимыми человеческими существами, это осознание и есть началом сознания. Узнав противоположности, они стали «взрослыми» сознательными. Как и предсказал змей они узнали добро и зло, стали как Бог.
Ребенок вступает в матриархальную стадию из первоначального состояния олицетворяемого Уроборосом, состояния единства, в котором он живет в идентификации с Доброй Матерью и обладает силой до определенной степени ассимилировать негативные переживания или осуществлять их отреагированием (абреакция).

Если негативное переживание слишком сильное, которое невозможно ассимилировать или отреагировать, у ребенка образуется паттерн Ужасной Матери. Наступает расстройство связанности ребенка со своим телом, с Самостью, с Ты во всех его аспектах.

Между тремя и пятью годами глубокая тьма ранней младенческой амнезии начинает высвечиваться всплесками памяти, ребенок начинает использовать местоимения первого лица, перестает относиться к себе в третьем лице.

Эго может развиваться на протяжении всей жизни, то есть не ограничивается шестью годами в пределах которых Фрейд считал личность сформировавшейся в своих основных чертах.
Начиная с периода, когда Эго выделяет себя из коллективного бессознательного и до второй половины жизни, Эго живет как бы, не замечая Самости.

Для ребенка не зависимо от пола первичное единство с матерью остается самым важным. То, что Фрейд принимал за генитальную сексуальность, Юнг считал желанием возвратиться к изначальному единству с матерью, говоря другими словами вновь стать частью ее тела. У мальчика в понимании Фрейда это желание преобразовывается в фантазию о коитусе с матерью, у девочки же формируется зависть к пенису как желание иметь инструмент, для совершения коитуса с матерью.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Самарина Н.П. Взаимодействие матери и ребенка в первые месяцы после рождения
  • Доэдипов; preoedipal
  • Воспитание с точки зрения аналитической психологии
  • Великая мать; Great Mother; Grosse Mutter
  • Младенчество и детство; Infancy and childhood; Friihe Kindheit und Kindheit
  • Воронина Ксения Михайловна. «Мамочка любимая, самая красивая!» Краткосрочный проект ко дню Матери во второй младшей группе
  • Осипюк Татьяна Александровна. Роль отца в воспитании ребенка
  • Сепарция, мать – ребенок; separation, mother – child
  • Балзам Р. Мать внутри матери
  • Нойманн Эрих - Происхождение и развитие сознания
  • Мать; mother
  • Главный Редактор. Взаимодействие ребенка и матери
  • Бруёк Анна Александровна. «Значимость семейного воспитания в жизни ребенка».
  • Представление о психическом развитии в аналитической психологии
  • Миронова Ирина Владимировна. ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
  • Феликс Божонка. Раннее развитие ребенка
  • Арутюнова Н.С. Влияние кесарева сечения на сепарационные процессы у близнецов
  • Эго; Ego; Ich
  • Митина М. А. Влияние психологического здоровья матери на становление психики ребёнка
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Брутман В.И. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери
  • Ягнюк К.В. Влияние стилей привязанности на поведение в ситуации развода
  • Самость; Self; Selbst
  • Материнский комплекс; Mother complex; Mutterlich-Komplex
  • Советы психолога при выборе ребенка для усыновления
  • Зависть к пенису; penis envy
  • Сафроновой Марины Геннадьевны. Консультация для родителей дошкольников: «Влияние сказок на нравственное и эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста»
  • Ось «эго-самость»; Ego-Self axis; Ich-Selbst — Achse
  • Романова Светлана Витальевна. Буклет «День Матери»
  • Патриархальная стадия развития индивида
  • Архипова Виктория Викторовна. Игра — ведущая деятельность в развитии личности ребенка.
  • Сухорукова Ольга Борисовна. Воспитание ребенка до года
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Идентификация; Identification; Identifizierang
  • Аутоэротизм, аугоэротический; auto-erotism, -erotic
  • Ольга Юрьевна Бирюкова. Презентация 'День матери'
  • Объект; object
  • Калин Ольга. Консультация для родителей дошкольников: «Роль семьи в развитии ребенка»
  • Параноидно-шизоидное состояние; Paranoid-schisoid position; Paranoid-schizoide Position
  • Герой; Hero; Held
  • Манукян Аспрам Мануковна. «Игрушки в жизни детей».
  • Косенкова Ирина Петровна. Консультация для родителей 'Речь вашего ребенка'.
  • Базовая тревожность по Карен Хорни
  • Уэбстер Бетанни. Когда стыд на вкус как материнская забота: трагедия дочерей, на которых возложили родительский роли
  • Инцест; Incest; Inzest
  • Доверие против базового недоверия; trust v. basic distrust
  • Оральный; oral
  • Межевикина Ольга Петровна. Консультация: «Игрушки в жизни детей»
  • Иванкова Татьяна Анатольевна. Особенности воспитания детей раннего возраста.
  • Гильмитдинова Л.Н. Костюк А.М.. Методическая разработка. Краткосрочный проект в старшей группе «День матери»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь