Шторк Й. Психическое развитие маленького ребенка с психоаналитической точки зрения.

Категория: Возрастная психология, Психоанализ | Просмотров: 12674

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Дети в возрасте около двадцати одного месяца, по мнению Малер, в целом преодолевают кризис воссоединения. Чередующийся страх перед отсутствием матери и перед ее присутствием, одновременное стремление к близости и к автономии остаются позади, и ребенок находит в отношении матери оптимальную для себя константу, когда он может функционировать наилучшим образом. Способность к оптимальной дистанции и функционированию также и в отсутствие матери Малер и соавторы (Mahler et al. 1975, 101) связывают со следующими достижениями в процессе индивидуации:
1) с развитием речи, прежде всего со способностью называть предметы и выражать потребности; благодаря этому у ребенка усиливается ощущение того, что он в большей степени способен контролировать свое окружение;
2) с продолжающимся процессом интернализации, о котором можно судить по признакам идентификации с образами доброй, заботливой матери и доброго, опекающего отца, а также по интроекции правил и требований, то есть по возникающему Сверх-Я;
3) с развитием способности к выражению желаний и фантазий с помощью символической игры, а также с использованием игры для овладения миром объектов и собственными конфликтами.
Примерно на двадцать первом месяце жизни, по данным Малер, группировать детей по определенным общим критериям становится уже невозможно. Изменения, к которым приводит продолжающийся процесс индивидуации, уже не относятся исключительно к той или иной фазе и отличаются друг от друга в рамках одной возрастной группы. Они становятся специфическими и чрезвычайно разнятся между индивидами. Речь идет уже не о сепарации как таковой, а о том, как отразились специфические отношения между ребенком и матерью и ребенком и отцом на специфической форме сепарации и, соответственно, как она в свою очередь влияет на отношения с первичным окружением.
Малер с соавторами (там же, 103) отмечают у детей этого возраста интересное различие: если мальчики, едва появляется такая возможность, стремятся как можно скорее высвободиться из отношений мать-дитя и "отважиться на встречу с миром", то девочки остаются в гораздо более тесных и амбивалентных отношениях с матерью. В кризисе нового сближения Малер и др. усматривают поворотный пункт развития и точку фиксации, которая даже в самом благоприятном случае осложняет дальнейшее эдипово развитие. Оральные, анальные и ранние генитальные побуждения и конфликты соединяются в момент кульминации борьбы за сепарацию и индивидуацию и усиливаются в этой точке пересечения линий развития личности. Существует потребность разрушить симбиотическое всемогущество и достичь более высокого сознания своей индивидуации и образа своего тела. Вера во всемогущество матери подрывается. Страх перед утратой объекта и одиночеством отступает, однако интернализация родительских запретов ведет не только к развитию Сверх-Я, но и к доминирующему отныне страху утраты любви со стороны объекта21.
Относительно патогенеза в целом можно повторить вслед за Малер: если симбиотическая фаза проходит неблагополучно, развивается психоз (Mahler 1968). Более легкие, непсихотические нарушения (как, например, пограничные состояния, нарциссические особенности личности и т.д.) возникают тогда, когда процесс сепарации-индивидуации хотя в целом и происходит, однако обычный порядок подфаз нарушается нездоровыми отклонениями или серьезными расстройствами. Но также и неврозы в конечном счете имеет свои корни в неполной индивидуации и недостаточном отделении от образов матери.
Содержанием четвертой подфазы является консолидация индивидуальности и возникновение эмоциональной константности объекта. Она простирается от 20-22 до 30-36 месяца жизни.
Достижение эмоциональной константности объекта зависит от постепенной интернализации константного, позитивно катектированного внутреннего образа матери. Предпосылкой эмоциональной константности объекта служит, с одной стороны, когнитивное понимание пространственно-временной идентичности персоны "матери"; с другой стороны, обязательным условием константности объекта, по мнению Малер, является также объединение в обшей репрезентации "добрых" и "злых" объектных аспектов матери в понятиях Мелани Кляйн. Благодаря этому в случае сильной агрессии ненависть к объекту ослабляется. Теперь при возвращении к симбиотической фазе может возникнуть чувство доверия и безопасности.
Согласно Малер с соавторами, в достижении константности объекта задействованы и многие другие факторы: врожденные задатки и зрелость влечений, нейтрализация энергии влечений, толерантность к фрустрации и тревоге и т.д.
Только тогда, когда в определенной мере появляется константность объекта, мать во время отсутствия может быть замещена ее внутренним образом, причем независимо от напряжения, создаваемого потребностями, или от внутреннего неблагополучия. Винникотт говорит здесь о способности пребывать в одиночестве. Формулируя вывод из своих наблюдений, Малер утверждает, что в четвертой подфазе ребенок постепенно вновь оказывается способным принять разлуку с матерью, как это уже было однажды в фазе упражнения. Однако теперь эта толерантность проистекает не из частичного устранения катексиса матери, как было прежде, а из интернализации образа матери. При этом в случае значительной амбивалентности в отношениях удаление от матери, как правило, вызывает интенсивную тревогу, независимо от того, проявляется она или нет, а также чувство тоски. В этих условиях позитивный внутренний образ матери не может оставаться устойчивым.
Укрепление индивидуальности и быстрое развитие Я выражаются во множестве признаков. Важным шагом в развитии является формирование способности к словесному выражению. Благодаря ей становится возможным реконструировать течение интрапсихических процессов сепарации не только через феноменологию поведения, но также через вербальное выражение. Игра тоже становится гораздо более интенциональной и конструктивной. Возникают ролевые игры и игры, основанные на фантазии. Растет интерес к другим детям и взрослым. Развивается чувство времени, а вместе с ним и способность терпеть отсрочку удовлетворения желаний. Обнаруживается выраженная потребность в автономии и независимости. Вновь возникающий негативизм, по-видимому, необходим для развития чувства идентичности, и он тоже типичен для этого периода.
Четвертая подфаза с точки зрения становления Я характеризуется развитием комплексных когнитивных функций: вербальной коммуникации, фантазии и проверки реальности.
Наряду с созданием внутреннего образа объекта параллельным и соответствующим ему основным достижением этой подфазы является установление репрезентаций Самости, отличных от репрезентаций объектов. Только репрезентация Самости обеспечивает стабильное чувство собственного существования, создание границ Самости и формирование идентичности.
В качестве иллюстрации Малер приводит некоторые нарушения развития, которые полностью или частично препятствуют репрезентации Самости: в период нормального симбиоза нарциссический неразделенный объект воспринимается как "добрый", то есть как находящийся в гармонии с симбиотической Самостью, а потому первичная идентификация может произойти в позитивном аспекте любви. Однако чем более непосредственно переживается интрапсихический опыт сепарации и отдельного существования или чем более собственническим и/или непредсказуемым является эмоциональное поведение родителей, тем менее может быть задействована компенсирующая функция Я при переработке переживания отдельного существования. Объект в таком случае становится чужеродным телом, "плохим" интроектом. В результате, согласно Малер, возникает склонность идентифицировать или смешивать репрезентацию Самости с плохим интроектом. В таком случае направленная против плохого интроекта агрессия охватывает также хороший образ объекта и хорошие репрезентанты Самости. Одновременно в качестве реакции ребенок пытается восстановить в отношениях с родителями прежнюю симбиотическую связь. В результате возникает амбивалентность, препятствующая спокойному развитию эмоциональной константности объекта и здорового вторичного нарциссизма. Таковы последствия у детей, у которых внезапное и чересчур болезненное осознание своей беспомощности привело к внезапному обесцениванию прежнего чувства собственного всемогущества, а также магического всемогущества родителей. Эти дети обнаруживают на третьем году жизни характерное расщепление на добрые и злые объекты и воспринимают постсимбиотическую мать как фрустрирующую. Регулирование самооценки, сохранение идентичности и образа себя оказываются в значительной степени нарушенными.
И наоборот, если говорить о доэдиповом развитии, принципиальные предпосылки душевного здоровья ребенка заключаются в его врожденной и развивающейся способности сохранять здоровую самооценку в контексте относительной либидинозной константности объекта.
Кумулятивные травмы развития в анальной и особенно в фаллической фазе могут стать препятствием на пути к константности объекта и первичной консолидации индивидуальности ребенка. На основе этих и возникающих в дальнейшем новых важнейших влияний примерно на третьем году жизни ребенка образуется специфическая констелляция, которая является следствием относящегося к тому времени восприятия оптимальной или не столь оптимальной эмпатической личности матери, ее материнских способностей, на которые реагирует ребенок. Эта реакция распространяется также на отца и определяет поведение ребенка в психосоциальном окружении, с которым сталкивается ребенок в своем дальнейшем развитии.
Эта констелляция представляет собой большую или меньшую ипотеку, с которой ребенок вступает в эдипову фазу, и оказывает большое влияние на тип возникающей в этот период и постепенно консолидирующейся защитной структуры, а также на адаптационный стиль ребенка, специфический стиль его приспособления к своим индивидуальным проблемам (ср. в этой связи статьи Г. Штольце в т. I и В. Шюппа в этом томе).



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Шпиц P.A. Психоанализ раннего детского возраста.
  • Шпиц Р. - Психоанализ раннего детского возраста
  • Доэдипов; preoedipal
  • Мать; mother
  • Объект; object
  • Ермошина Наталья Николаевна. Сенсорное развитие ребенка раннего возраста через движение, исследование и игру
  • Матриархальная стадия. Три аспекта в отношениях матери и ребенка.
  • Самарина Н.П. Взаимодействие матери и ребенка в первые месяцы после рождения
  • Первичный; primary
  • Роль папы в воспитании ребенка
  • Шторк Й. Психическое развитие маленького ребенка с психоаналитической точки зрения
  • Фэрбэрна пересмотренная психопатология; fairbairn's revised psychopathology
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Установка депрессивная; depressive position
  • Сепарция, мать – ребенок; separation, mother – child
  • Варячич-Райко Л.Ф. Работа с родителями как важный аспект психотерапевтической работы с детьми
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Балзам Р. Мать внутри матери
  • Параноидно-шизоидное состояние; Paranoid-schisoid position; Paranoid-schizoide Position
  • Развитие эго; ego development
  • Феликс Божонка. Раннее развитие ребенка
  • Воспитание с точки зрения аналитической психологии
  • Оральный; oral
  • Обсессивный прием; obsessional technique
  • Ягнюк К.В. Влияние стилей привязанности на поведение в ситуации развода
  • Установка параноидная; paranoid position
  • Редактор. Что должен уметь делать ребенок в 3–4 месяца?
  • Сухорукова Ольга Борисовна. Воспитание ребенка до года
  • Осипюк Татьяна Александровна. Роль отца в воспитании ребенка
  • Скорбь; mourning
  • Гаддини Е. Агрессия и принцип удовольствия: к психоаналитической теории агрессии
  • Идентификация; identification
  • Идентификации стыда и его обсуждения в процедуре психоанализа
  • Выбор объекта по примыканию; anaclitic type of object-choice
  • Митина М. А. Влияние психологического здоровья матери на становление психики ребёнка
  • Главный Редактор. Развитие сенсорных способностей у ребенка
  • Притча «Отдайте ребенка»
  • Главный Редактор. Причины и признаки задержки речевого развития у ребенка
  • Ковшова Светлана Львовна. Обогащение сенсорного опыта детей посредством дидактического материала.
  • "Хороший" объект, "плохой" объект; "good" object, "bad" object
  • Нечаева Ярославна Михайловна. Буклет 'Что должен знать ребенок 4-5 лет?'
  • Объект; object
  • Левченко Ольга Сергеевна. Профилактика речевых нарушений.
  • Амбивалентность
  • Особенности выбора объекта у мужчин и женщин.
  • Эдипов комплекс; oedipus complex
  • Закономерности психических систем
  • Повышение роли отца в семье
  • Ольга Мотовилова. Из чего складывается самостоятельность ребенка.
  • Алексеенко Елена Владимировна. «Коммуникативное развитие детей 3-4 лет в семье»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь