Шторк Й. Психическое развитие маленького ребенка с психоаналитической точки зрения.

Категория: Возрастная психология, Психоанализ | Просмотров: 12669

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Ребенок становится все более способным упорядочивать достигающие его сенсорные стимулы в более широкие и адекватные взаимосвязи, отличать фигуру от фона и компенсировать изменение в восприятии сигналов, исходящих от движущейся фигуры. Это подразумевает приобретение восприятия глубины. Конечным пунктом такой линии развития является осознание пространственной идентичности предмета. В когнитивной сфере быстрое развитие сенсориума вызывает дифференциацию функций памяти и их интеграцию в процессе мышления. Поворотным пунктом этой линии развития является осознание временной идентичности исчезающего и вновь возникающего предмета. Поскольку эти процессы развития, которые характеризуются Шпицем как прогрессирующий переход от коэнестетического восприятия к диакритическому, разворачиваются во взаимодействии с человеческим объектом (см. статью П. Орбана в т. I), которое с момента появления улыбки у трехмесячного младенца носит характер удовольствия, они достигают кульминации в осознании пространственной и временной идентичности матери как основного источника удовольствия. Это осознание симптоматически выражается в появлении так называемой тревоги восьми месяцев, страха перед посторонними людьми в отсутствие матери в поле зрения ребенка. Это означает, что ребенок может воспринимать мать как человека в целом и отличить ее от других людей. Это означает также преодоление стадии парциальных объектов. Появление тревоги восьми месяцев свидетельствует, по Шпицу, о приобретении второго организатора психики и о переходе на стадию либидинозного объекта. Тот факт, что ребенок реагирует тревогой только тогда, когда нет рядом матери, Шпиц объясняет тем, что первоначально ребенок ожидал увидеть в постороннем человеке мать и реагирует неудовольствием, обнаружив, что его ожидания не сбылись. Приобретение второго организатора психики влечет за собой целый ряд изменений:
1. В соматической сфере миелинизация проводящих нервных путей19 достигла состояния, обеспечивающего диакритическое функционирование сенсорного аппарата и координацию движений, благодаря чему становится возможным выполнение последовательных направленных действий, регуляция положения тела и сохранение равновесия.
2. В когнитивной сфере возрастающее число следов памяти приводит к увеличению сложности процессов мышления, что создает когнитивную основу для осуществления направленных действий.
3. В сфере психической организации благодаря описанным выше процессам созревания и развития ребенок впервые становится способным с помощью направленных действий достигать преднамеренной разрядки аффективного напряжения, то есть целенаправленно и произвольно получать удовольствие. В результате усиливается катексис формирующейся структуры Я, которой и объясняются эти достижения. Я отграничивается от Оно и от внешнего мира, все более структурируясь и интегрируясь благодаря обмену аффективно катектированными действиями с формирующимся объектом.
Шпиц говорит о тесной связи и взаимной зависимости - обратной связи - между ранней судьбой влечений и развитием объектных отношений, которые ведут к установлению либидинозного объекта, к дифференциации и интеграции Я. Поэтому далее следует вкратце остановиться на том, как Шпиц рассматривает развитие объектных отношений в рамках динамического подхода. Прежде всего он категорически утверждает, что либидинозные и агрессивные влечения в равной мере участвуют в построении объектных отношений. При рождении и на следующей после рождения нарцис-сической стадии влечения еще не отделены друг от друга; такое разделение происходит только на исходе первых трех месяцев в ходе происходящих между матерью и ребенком, наполненных удовольствием и вызывающих неудовольствие взаимодействий.
Эти взаимодействия первоначально выступают в форме обособленных, изолированных переживаний в специфической сфере обоих влечений, которые не соединяются и не смешиваются друг с другом. Такое положение сохраняется по меньшей мере на протяжении всей нарциссической стадии вплоть до трехмесячного возраста, когда образуется предшественник объекта. И на нарциссической стадии, и в последующий период перехода к стадии настоящих объектных отношений влечения развиваются, "анаклитически опираясь" (Freud, V, 82; X, 153 etc.) на оральные потребности младенца. Мать - это тот человек, который удовлетворяет оральные потребности младенца; она становится целью его агрессивных и либидинозных влечений. Но в это время она еще не воспринимается как единый, константный и неизменный человек, как геш-тальт в силу своей ситуативной детерминированности, то есть включенности в восприятии в определенную общую ситуацию, она воспринимается как множество отдельных людей или, вернее, отдельных перцептов. Эти перцепты характеризуются для маленького ребенка сопутствующим ощущением удовольствия или неудовольствия. На основе этих наблюдений и размышлений Шпиц присоединяется к Гартманну, Крису и Левенштейну (Hartmarm, Kris, Loewenstein 1946), Абрахаму (Abraham 1916) и наконец, Мелани Кляйн (с 1927 года "добрый" и "злой" объекты являются для нее краеугольным камнем развития ребенка в раннем возрасте), предполагая, что на этой стадии младенец обладает двумя объектами: злым, на который направлена его агрессия, и добрым, к которому обращено его либидо. Этот период можно вслед за Абраха-VIOM (Abraham 1916) назвать также доамбивалентной стадией (см. выше), поскольку здесь оба объекта еще не осознаются в качестве аспектов одного и того же человека, после чего в дальнейшем в виде реакции развивается амбивалентное отношение к данному человеку.
Между шестым и восьмым месяцем происходит синтез. Возрастающее влияние Я, подкрепленное прогрессирующим созреванием и развитием сенсориума, выражается в интеграции следов памяти и бесчисленных переживаний взаимодействия ребенка со своей матерью. В конце концов это завершается объединением обоих предшественников объекта, доброго и злого объекта в объекте любви - в целостной матери. Слияние обоих влечений и слияние злого и доброго объектов в едином объекте - в объекте либидо - являются, следовательно, двумя сторонами одного и то же процесса.
В отличие от Мелани Кляйн Рене Шпиц (как и Винникотт) отстаивает мнение, что хорошие аспекты матери гораздо сильнее плохих. Точно так же либидинозное влечение преобладает над агрессивным, поскольку либидинозное влечение ребенка имеет непосредственное отношение к его потребностям. Этот постулат Шпица направлен против представлений Мелани Кляйн, которая с самого начала рассматривает психическое развитие маленького ребенка с точки зрения динамики отнюдь не предопределенного заранее спора между влечениями к жизни и к смерти.
Согласно наблюдениям Шпица, после установления второго организатора, после полного обретения объекта и после слияния агрессивного и либидинозного влечений некоторые защитные механизмы, в частности идентификация, приобретают функции, которые сохранятся и у взрослого человека. Он сумел установить, что настоящее подражание как поведенческий индикатор психического процесса идентификации начинается только между восьмым и десятым месяцами. Умение подражать и функция подражания являются, согласно Шпицу, средством, позволяющим ребенку достигать все большей независимости от матери. В качестве решающего фактора приобретения этих механизмов выступает аффективный климат, который должен обеспечить ребенку возможность идентификации.
К этому моменту - в ходе разворачивающихся процессов подражания и идентификации - между матерью и ребенком развивается двусторонняя, направленная, активная, интенциональная коммуникация. Впоследствии эта коммуникация будет постепенно упорядочена в своеобразную систему семантических жестов, которые позднее, к концу первого года жизни, через так называемые "глобальные слова" или "однословные предложения" преобразуются в вербальные жесты. Это подводит нас к описанию стадии развития, которая увенчивается приобретением третьего организатора психики.
Вместе со вторым организатором ребенок приобретает также способность к локомоции. Научившись перемещаться, ребенок стремится к автономии и старается выйти за пределы досягаемости матери. Поэтому по мере развития вместо непосредственного действия в качестве носителя коммуникации все более выступает слово. С развитием локомоции мать оказывается вынуждена ограничивать и сдерживать активность ребенка, причем в тот период, когда потребность ребенка в действии особенно возрастает. Этот "поворотный пункт" (Freud, XIV, 531) совпадает с появлением второго организатора.
Теперь основная часть взаимодействия между матерью и ребенком заключается в активности ребенка, с одной стороны, и материнских запретах и указаниях - с другой. Шпиц формулирует такое положение вещей следующим образом: к этому моменту мать становится для ребенка "Я внешнего мира" (Spitz 1951). Третий организатор, следующий шаг в развитии ребенка, Шпиц связывает с приобретением первого абстрактного понятия, первого семантического жеста - отрицательного покачивания головой, "нет". Материнские запреты вызывают у ребенка интенсивные агрессивные реакции. Но поскольку они вступают в конфликт с направленными на мать либидинозными стремлениями, ребенок, согласно Шпицу, пытается преодолеть агрессию с помощью формирующегося как раз на этой стадии защитного механизма идентификации, причем в специфической форме - идентификации с агрессором (A. Freud 1936, 85-94). Поскольку агрессия матери находит свое выражение в жесте "нет", ребенок в процессе идентификации с агрессором перенимает этот жест, чтобы создать отдушину для собственной агрессии по отношению к внешнему миру. Достижение примерно в пятнадцать месяцев этой ступени означает вступление в первую фазу упрямства
В этом возрасте ребенок еще не может понять рациональных оснований материнского запрета. Ее аффекты также понятны ему лишь в самом общем виде, а именно как аффект "за" и аффект "против". Отрицательный жест соединяется с аффектом "против". Тем не менее Шпиц подчеркивает, что, переняв "нет" в слове и жесте, ребенок впервые заменяет непосредственное действие словом, понятием, устанавливая коммуникацию на расстоянии. В этом он видит "по-видимому, наиболее важный поворотный пункт в развитии индивида и рода. С этого начинается очеловечивание рода, с этого начинается zponpoliticon, с этого начинается социум... С появлением семантических символов эта коммуникация становится вербальной" (Spitz 1965,104). Именно по этой причине Шпиц считает приобретение отрицательного жеста и слова "нет" очевидным признаком образования третьего организатора психики. Так в общих чертах выглядит развитие ребенка на первом году жизни.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Шпиц P.A. Психоанализ раннего детского возраста.
  • Шпиц Р. - Психоанализ раннего детского возраста
  • Доэдипов; preoedipal
  • Мать; mother
  • Объект; object
  • Ермошина Наталья Николаевна. Сенсорное развитие ребенка раннего возраста через движение, исследование и игру
  • Матриархальная стадия. Три аспекта в отношениях матери и ребенка.
  • Самарина Н.П. Взаимодействие матери и ребенка в первые месяцы после рождения
  • Первичный; primary
  • Роль папы в воспитании ребенка
  • Шторк Й. Психическое развитие маленького ребенка с психоаналитической точки зрения
  • Фэрбэрна пересмотренная психопатология; fairbairn's revised psychopathology
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Установка депрессивная; depressive position
  • Сепарция, мать – ребенок; separation, mother – child
  • Варячич-Райко Л.Ф. Работа с родителями как важный аспект психотерапевтической работы с детьми
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Балзам Р. Мать внутри матери
  • Параноидно-шизоидное состояние; Paranoid-schisoid position; Paranoid-schizoide Position
  • Развитие эго; ego development
  • Феликс Божонка. Раннее развитие ребенка
  • Воспитание с точки зрения аналитической психологии
  • Оральный; oral
  • Обсессивный прием; obsessional technique
  • Ягнюк К.В. Влияние стилей привязанности на поведение в ситуации развода
  • Установка параноидная; paranoid position
  • Редактор. Что должен уметь делать ребенок в 3–4 месяца?
  • Сухорукова Ольга Борисовна. Воспитание ребенка до года
  • Осипюк Татьяна Александровна. Роль отца в воспитании ребенка
  • Скорбь; mourning
  • Гаддини Е. Агрессия и принцип удовольствия: к психоаналитической теории агрессии
  • Идентификация; identification
  • Идентификации стыда и его обсуждения в процедуре психоанализа
  • Выбор объекта по примыканию; anaclitic type of object-choice
  • Митина М. А. Влияние психологического здоровья матери на становление психики ребёнка
  • Главный Редактор. Развитие сенсорных способностей у ребенка
  • Притча «Отдайте ребенка»
  • Главный Редактор. Причины и признаки задержки речевого развития у ребенка
  • Ковшова Светлана Львовна. Обогащение сенсорного опыта детей посредством дидактического материала.
  • "Хороший" объект, "плохой" объект; "good" object, "bad" object
  • Нечаева Ярославна Михайловна. Буклет 'Что должен знать ребенок 4-5 лет?'
  • Объект; object
  • Левченко Ольга Сергеевна. Профилактика речевых нарушений.
  • Амбивалентность
  • Особенности выбора объекта у мужчин и женщин.
  • Эдипов комплекс; oedipus complex
  • Закономерности психических систем
  • Повышение роли отца в семье
  • Ольга Мотовилова. Из чего складывается самостоятельность ребенка.
  • Алексеенко Елена Владимировна. «Коммуникативное развитие детей 3-4 лет в семье»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь