|
Аверьянов Леонид Яковлевич. Факт и его интерпретацияКатегория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 14076
Автор: Аверьянов Леонид Яковлевич
Название: Факт и его интерпретация Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Изменилось отношение и к объективному факту. Хотя он и остался противоположным сознанию, но рассматривается уже как несовершенный в процессе его взятия сознанием. Объективный факт представляется как нечто пассивное, к чему требуется волшебное прикосновение сознания человека. Весь мир рассматривался как материал для преобразовательной деятельности сознания.
Представление о приоритете сознания по существу было очередной вершиной синусоиды при смене концепции: от полного отрицания преобразовательной сущности человека до признания ее смыслом развития материи. За всю историю философии смена концепций проходила не один десяток раз и зависела от успехов или неудач взаимодействия человека с природой . Мир всегда оставался чуждым и враждебным человеку также, как последний был чужд и враждебен природе. Человек хорошо уяснил себе, что если природа может без него обойтись, то он без природы ничто. Вся деятельность человека заключалась в том, чтобы как можно меньше зависеть от природы 4. Человек стал строить свой собственный мир ¾ мир субъективных фактов, т.е. фактов, произведенных самим человеком. Изменились и понятия «субъективный» и «объективный» факт, они поменялись местами. Объективный факт как бы перестал быть природным явлением в его изначальном смысле. Субъективный факт как творение рук человека и его сознания превратился в объективный факт. Разделение на субъективное и объективное определено не только формой восприятия мира (чувственного и созерцательного), но и формой построения отношений человека с природой. Но мир, построенный человеком для себя, становился для него таким же объективным и чуждым, как и так называемый природный мир. Все атрибуты объективного мира оказались полностью применимы к субъективному миру. Мир фактов, выступающий в форме осознания, понимания внешнего мира и существующий в сознании человека стал для него вполне объективным. Этот мир субъективен для всего человечества, общественного сознания, поскольку порожден им, но он объективен для каждого отдельного человека или социального образования, поскольку человек берет данный мир как данность. Мир прекрасен и удивителен ¾ таков внешний для человека мир. Но и субъективный мир оказывается непонятным и удивительным, как и внешний мир. Произошла незаметная, но естественная метаморфоза с понятиями. Подмена понятий привела ко многим несуразицам и странностям в отношениях человечества с внешним миром и внешнего мира с человечеством как с особым природным образованием. Мир фактов, созданный общественным сознанием, объективен для представителей той или иной социальной группы как носителя данного общественного сознания. Но этот же мир субъективен для самого себя или для другого общественного сознания. Все вернулось на круги своя, соотношение понятий субъективного и объективного не изменилось. Но если мир фактов в обязательном порядке существует в сознании, то можно говорить о существовании объективного и субъективного мира знания. Человек кардинально изменил представление о себе: сознание было объявлено вершиной развития материи, но оно еще не полностью развернулось. Объективный мир рассматривался как нечто пассивное, к чему требуется волшебное прикосновение сознания человека. 5 Соответственно образовались две генеральные парадигмы: объективное, без сомнения, существует и определяет сознание; сознание, пускай, ограниченно, частично, но может воздействовать на мир фактов. Однако здесь возникает одно из тех противоречий, которое долгое время остается предметом внимания философов. Если признать, что сознание, иногда, редко, все-таки влияет на мир фактов, то абсолютен ли объективный мир фактов? Тезис о первичности бытия и вторичности сознания оказывается не состоятельным, хотя многое объясняет весьма успешно. Если согласиться с тем, что объективное предопределяет субъектное, то непонятен процесс их взаимодействия. Как нам кажется, разрешение данного противоречия лежит в иной плоскости. Необходимо иначе представить механизм взаимодействия сознания и объективного мира. Первый шаг в этом направлении ¾ отказ от фундаментального принципа абсолютности понятий первичности и вторичности. Всеобщность мира как объективного определяется тем, что он всегда существует благодаря действию множества своих субъектов. Поскольку субъектов всегда много и они постоянно действуют, то возникает огромное множество действий фактически создающих постоянное поле, на котором действует каждый отдельный субъект. Существование поля почти не зависит (зависит гипотетически) от наличия и действия каждого отдельного субъекта. Но покуда субъект действует, поле определяет его действие в рамках каких-то параметров, поэтому он и воспринимался как первичный элемент относительно субъекта. Именно этим определяется истинность и первичность субъекта. Но действие любого субъекта природы относительно поля множественности действий выступает единичным актом действия. И в этом плане субъект не может существовать постоянно. Срок его жизни всегда ограничен внутренними ресурсами. Иными словами: природа бесконечна и всегда жива, субъект всегда конечен и тем самым ограничен. По существу два разных субъекта материи ¾ ограниченность действий отдельного субъекта и множество действий субъектов, ¾ которые обусловливают существование друг друга. Именно конечность субъекта определяет, или обусловливает, существование других субъектов и множественность их действий. Последнее в свою очередь определяет поле жизни каждого субъекта. В силу ограниченности срока жизни субъект обладает относительной самостоятельностью и вступает в специфические отношения с субъектами природы, образующими множество как с равными. В возможности ¾ со всем полем действий, представленным субъектами его непосредственного окружения. В силу этого отношения между так называемой объективной реальностью и субъектом, или сознанием, приобретают особый характер. В рамках наших рассуждений относительно первичности и вторичности мы признаем, что природа первична, но только в момент зарождения или образования субъекта. Далее субъект приобретает самостоятельность и вступает в отношения с природой как с равным субъектом. Таким образом, сама по себе проблема первичности сознания или бытия относительно друг друга, безусловно, существует. Но, на наш взгляд, нет абсолютной и тотальной первичности бытия по отношению к сознанию, также, как и сознания по отношению к бытию. Есть только абсолютность самого принципа первичности. По нашему мнению, не абсолютная и не тотальная первичность и вторичность определяют механизм взаимодействия субъективного и объективного для решения какой-то задачи и развития материи вообще. Социальный мир, построенный человеком и для человека, становился для него таким же объективным и чуждым, как и природный мир. Потребность в понимании того, как сознание познает природу, и в стремлении избежать ошибок в этом процессе и породила науку о познании, т.е. философию. В процессе взаимодействия они поочередно меняются местами относительно друг друга. Сначала, например, так называемый объективный факт тянет за собой сознание и определяет его значение. В научной литературе это хорошо известно. Также хорошо известно, что в иной момент сознание определяет природу содержания объективного факта. Только временной лаг у них каждый раз небольшой и ни в коем случае не абсолютен и не вечен. Чем же определяется этот временной лаг? По нашему мнению, характер субъектно-объектного взаимодействия определяется задачами, которые ставит перед собой человек, а перед ним ¾ природа. Это означает, что сознание и природа, или объективная реальность, являются равными в принципе, соответственно и взаимодействуют они как равные друг другу субъекты. 6. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|