|
Аверьянов Леонид Яковлевич. Факт и его интерпретацияКатегория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 14075
Автор: Аверьянов Леонид Яковлевич
Название: Факт и его интерпретация Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке На самом деле, двух миров не существует, мир един в своем многообразии. Одна из форм его проявления ¾ это сознание, со своим специфическим содержанием, весьма отличным от содержания любой другой формы проявления материи. Но в формах сознание только фиксирует качественное отличие одного содержания материи от другого. Именно качественное отличие позволяет различать формы друг от друга и определенным образом классифицировать. Разделив весь многообразный мир на равные части, человек реализовал свое стремление к симметричному и асимметричному восприятию мира, имеющее громадное и принципиальное значение для познания мира и построения отношений с ним. Сознание ¾ это только одна из форм проявления материи со своим особым содержанием.
То же самое и с фактом: его определяли как объективный и субъективный. Если такое деление в обыденном сознании и в философии имеется, значит оно отражает определенное состояние и взаимодействие природы и сознания. Разделение фактов на объективные и субъективные определяется общей парадигмой соотношения материи и сознания. Восприятие факта как существующего вне сознания было вполне достаточно, чтобы решить, например, задачу питания. Убегающего кабана древний охотник не мог считать субъективным явлением, находящимся в его сознании и являющимся плодом его воображения. Таковым он мог восприниматься только в желудке. Поскольку поймать кабана не всегда удавалось, то он воспринимался исключительно существующим помимо сознания, как объективное явление. Субъективное всегда воспринималось как мне принадлежащее, а объективное ¾ как другое, иное, чужое, мне не принадлежащее. Овладение иной, другой. чужой реальностью означало процесс присвоения и превращения ее в свою собственность. Формы выражения материи есть только фиксация сознанием качественного их отличия. . Таков генезис понятий «субъективное» и «объективное» на уровне здравого смысла, непосредственной данности. Нельзя такое представление считать неверным, неистинным. Нельзя его также считать ограниченным, как это нередко квалифицирует здравый смысл. Данное представление решало строго свои задачи и в процессе непосредственного освоения мира. Как уже отмечалось, объективный факт, согласно обыденному и не только обыденному представлению, ¾ это то, что существует помимо сознания, не зависит от него и что человек призван понять и использовать в своей деятельности. Субъективный факт есть результат деятельности мышления, плод размышления и фантазии, явление, которое полностью принадлежит сознанию и отлично от объективного мира, даже если сознание его описывает. Основой существования субъективного факта всегда выступает объективный факт. Объективный факт истинен потому, что он существует и этим демонстрирует наличие объективного мира как непреложную истину. Субъективный факт может быть истинным, но патологически нести в себе не истину, хотя и не обязательно ложь. С начала образования он заключает в себе неистинность как порчу, которая сопутствует ему всю его долгую или недолгую жизнь. Субъективный факт может быть истинным только в том случае, если он адекватен объективному факту и даже совпадает с ним по содержанию. Но они всегда отличаются друг от друга: последний материален, даже если его нельзя увидеть или ощутить, первый всегда идеален. Субъективный и объективный факты ¾ как бы совсем разные материи, хотя по результату они как бы одинаковые: оба могут быть истинными, но природа их различна. Несмотря на различия, они мирно сосуществуют и даже обусловливают друг друга. Впрочем, основное противоречие между ними заключается не в этом. Понятия «объективное» и «субъективное» характеризуют определенное состояние и взаимодействие природы и сознания. 2. Подтверждений тому, что восприятие мира сознанием может быть неверным, более чем достаточно. Человек ощущал свое несовершенство, и природа ему постоянно об этом напоминала. Он был вынужден исправлять собственные неправильные действия. Ему приходилось оглядываться на природу и подстраиваться под нее, постоянно убеждаясь в своей ущербности. Все это невольно приводило к мысли об ограниченности возможностей сознания, несовершенстве мышления и рассудка, которые постоянно поправляет природа. Едва ли не самое яркое и непосредственное выражение такого ощущения себя и внешнего мира заложено в религии. В ее примитивных формах присутствуют, с одной стороны, идея бога как всемогущего и всезнающего, а с другой ¾ идея ничтожества человека, постоянно стремящегося к богу как к истине. “Господи, наставь меня на путь истинный...”. Субъективное воспринимается как мне принадлежащее, а объективное ¾ как чужое, мне не принадлежащее . Та же идея присутствует и в понятии всеобщего закона, которому подчиняется все земное, в том числе и человек. Несовершенство человека ¾ это прежде всего несовершенство его сознания, являющееся его объективной природой и ахиллесовой пятой. Сознание оказывалось ущербным изначально. Это только одна из точек зрения. Овладение объектом означало процесс присвоения и превращения его в свою собственность 3. Но человек видел и то, что сознание может правильно отражать мир и, что более важно, может его преобразовывать. Все, что человек делает, и даже само его существование оказываются возможными только благодаря его сознанию, мышлению, рассудку. И тогда человек кардинально изменил свое представление о себе самом и объективном мире: сознание превратилось в центр вселенной, стало смыслом природы, вершиной развития материи, но только полностью не развернувшимся. Но такой статус сознание приобретает только в принципе и в потенциале. Объективный мир, таким образом, не только превращался в подчиненный сознанию, и человек мог его целесообразно преобразовывать, но и становился предтечей сознания. Подобный подход получает распространение, как правило, в период расцвета рациональных форм преобразования мира, демонстрирующих силу и мощь человеческого разума. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|