Аверьянов Леонид Яковлевич. Факт и его интерпретация

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 14075

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

На самом деле, двух миров не существует, мир един в своем многообразии. Одна из форм его проявления ¾ это сознание, со своим специфическим содержанием, весьма отличным от содержания любой другой формы проявления материи. Но в формах сознание только фиксирует качественное отличие одного содержания материи от другого. Именно качественное отличие позволяет различать формы друг от друга и определенным образом классифицировать. Разделив весь многообразный мир на равные части, человек реализовал свое стремление к симметричному и асимметричному восприятию мира, имеющее громадное и принципиальное значение для познания мира и построения отношений с ним. Сознание ¾ это только одна из форм проявления материи со своим особым содержанием.


То же самое и с фактом: его определяли как объективный и субъективный. Если такое деление в обыденном сознании и в философии имеется, значит оно отражает определенное состояние и взаимодействие природы и сознания. Разделение фактов на объективные и субъективные определяется общей парадигмой соотношения материи и сознания. Восприятие факта как существующего вне сознания было вполне достаточно, чтобы решить, например, задачу питания. Убегающего кабана древний охотник не мог считать субъективным явлением, находящимся в его сознании и являющимся плодом его воображения. Таковым он мог восприниматься только в желудке. Поскольку поймать кабана не всегда удавалось, то он воспринимался исключительно существующим помимо сознания, как объективное явление. Субъективное всегда воспринималось как мне принадлежащее, а объективное ¾ как другое, иное, чужое, мне не принадлежащее. Овладение иной, другой. чужой реальностью означало процесс присвоения и превращения ее в свою собственность.

Формы выражения материи есть только фиксация сознанием качественного их отличия.






.
Таков генезис понятий «субъективное» и «объективное» на уровне здравого смысла, непосредственной данности. Нельзя такое представление считать неверным, неистинным. Нельзя его также считать ограниченным, как это нередко квалифицирует здравый смысл. Данное представление решало строго свои задачи и в процессе непосредственного освоения мира.
Как уже отмечалось, объективный факт, согласно обыденному и не только обыденному представлению, ¾ это то, что существует помимо сознания, не зависит от него и что человек призван понять и использовать в своей деятельности. Субъективный факт есть результат деятельности мышления, плод размышления и фантазии, явление, которое полностью принадлежит сознанию и отлично от объективного мира, даже если сознание его описывает. Основой существования субъективного факта всегда выступает объективный факт.


Объективный факт истинен потому, что он существует и этим демонстрирует наличие объективного мира как непреложную истину. Субъективный факт может быть истинным, но патологически нести в себе не истину, хотя и не обязательно ложь. С начала образования он заключает в себе неистинность как порчу, которая сопутствует ему всю его долгую или недолгую жизнь. Субъективный факт может быть истинным только в том случае, если он адекватен объективному факту и даже совпадает с ним по содержанию. Но они всегда отличаются друг от друга: последний материален, даже если его нельзя увидеть или ощутить, первый всегда идеален. Субъективный и объективный факты ¾ как бы совсем разные материи, хотя по результату они как бы одинаковые: оба могут быть истинными, но природа их различна. Несмотря на различия, они мирно сосуществуют и даже обусловливают друг друга.
Впрочем, основное противоречие между ними заключается не в этом. Понятия «объективное» и «субъективное» характеризуют определенное состояние и взаимодействие природы и сознания.

2.
Подтверждений тому, что восприятие мира сознанием может быть неверным, более чем достаточно. Человек ощущал свое несовершенство, и природа ему постоянно об этом напоминала. Он был вынужден исправлять собственные неправильные действия. Ему приходилось оглядываться на природу и подстраиваться под нее, постоянно убеждаясь в своей ущербности. Все это невольно приводило к мысли об ограниченности возможностей сознания, несовершенстве мышления и рассудка, которые постоянно поправляет природа. Едва ли не самое яркое и непосредственное выражение такого ощущения себя и внешнего мира заложено в религии. В ее примитивных формах присутствуют, с одной стороны, идея бога как всемогущего и всезнающего, а с другой ¾ идея ничтожества человека, постоянно стремящегося к богу как к истине. “Господи, наставь меня на путь истинный...”.
Субъективное воспринимается как мне принадлежащее, а объективное ¾ как чужое, мне не принадлежащее


.


Та же идея присутствует и в понятии всеобщего закона, которому подчиняется все земное, в том числе и человек. Несовершенство человека ¾ это прежде всего несовершенство его сознания, являющееся его объективной природой и ахиллесовой пятой. Сознание оказывалось ущербным изначально.
Это только одна из точек зрения. Овладение объектом означало процесс присвоения и превращения его в свою собственность
3.
Но человек видел и то, что сознание может правильно отражать мир и, что более важно, может его преобразовывать. Все, что человек делает, и даже само его существование оказываются возможными только благодаря его сознанию, мышлению, рассудку. И тогда человек кардинально изменил свое представление о себе самом и объективном мире: сознание превратилось в центр вселенной, стало смыслом природы, вершиной развития материи, но только полностью не развернувшимся. Но такой статус сознание приобретает только в принципе и в потенциале.






Объективный мир, таким образом, не только превращался в подчиненный сознанию, и человек мог его целесообразно преобразовывать, но и становился предтечей сознания. Подобный подход получает распространение, как правило, в период расцвета рациональных форм преобразования мира, демонстрирующих силу и мощь человеческого разума.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Рубинштейн С. Л. Человек и мир
  • Колташов В.Г. За тенью сознания.
  • Мамардашвили M., Пятигорский А. СИМВОЛ И СОЗНАНИЕ
  • Мэй Р. ОТКРЫТИЕ БЫТИЯ
  • Е.В. Повешенный. Сознание человека
  • Почему с возрастом время летит все быстрее
  • Зиангирова Екатерина Владимировна. Значение речи в становлении личности ребенка
  • Сознание; Consciousness; Bewusstheit
  • Е.В. Повешенный. Человеческое сознание бессознательно
  • Ольга Кузьмина. Как деньги воздействуют на наше сознание
  • Бабушкин В. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
  • Притча «Не-познание»
  • Йегуда Ашлаг. Материя и форма в Каббале
  • Михель Гофман. Виртуальный человек
  • Ольга Владимировна Голубкова. Роль игры в нравственном воспитании дошкольников
  • Георгий Почепцов. Голливуд форматирует мир
  • Чаплинская Ирина Дмитриевна. Экспериментирование как эффективный метод познания окружающего мира.
  • Михель Гофман. Хищные вещи века (М. Гофман)
  • Рамиль Гарифуллин. Этот недосягаемый феномен нашего «Я»
  • Рамиль Гарифуллин. Несет ли личность ответственность за свои мысли?
  • Игра «Разотождествление».
  • Притча «Множественность миров»
  • Сергей Зелинский. Современное российское телевидение через призму психологического анализа
  • Лободенко Наталья Леонидовна. КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РАССЛАБЛЯТЬСЯ?
  • Георгий Почепцов. Трансформации человечества под влиянием интернета
  • Кашина Ольга Анатольевна. Познавательная деятельность детей дошкольного возраста в ДОО.
  • Гугина Ольга Васильевна. Детское экспериментирование как метод познания окружающего мира.
  • Роксолана Гнатюк. Как защитить себя от других и самого себя?
  • Лосский В. ПО ОБРАЗУ И ПОДОБИЮ
  • Дворянчикова Татьяна Алексеевна. Консультация для родителей «Как развить логическое мышление ребёнка в период самоизоляции?»
  • Джамаева Марта Магединовна. Опыт театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
  • Ушакова Людмила Петровна. Использование театрализации в различных видах деятельности детей
  • Киселева Наталия Владимировна. Формирование познавательного интереса детей раннего дошкольного возраста с использованием опытно-экспериментальной деятельности.
  • Людмила Афанасьевна Ефимцева. Подвижная игра дидактической направленности – здоровьесберегающие технологии
  • Георгий Почепцов. Коммуникативные операции вчера и сегодня
  • Человеческий мозг распознает эмоции за 0,2 секунды
  • Межевикина Ольга Петровна. Сказка, как способ развития мышления детей дошкольного возраста
  • Сороченко Виктор. Энциклопедия методов пропаганды. (Как нас обрабатывают СМИ, политики и реклама).
  • Роман Перин. Гипноз и мировоззрение.
  • Герберт Стэнли Редгроув. В поисках философского камня
  • Георгий Почепцов. Взрывотехника для разума
  • Тойч Чампион К. Духовность и самосознание личности. Роль наследственных предрасположенностей и влияние факторов социальной среды.
  • Девять привычек уверенных в себе людей
  • Принципы интерпретации рисунков.
  • Георгий Почепцов. Книга нам строить и жить помогает? Трансформация процесса чтения в современную эпоху
  • Федор Смирнов. Четыре ступени познания и возможность манипуляции сознанием
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Валентин Лохоня. Эпициклы сознания



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь