Альперович В.Д. Старость. Социально-философский анализ.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 19684

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Степень разработанности социальной геронтологии и герон-тосоциологии есть опосредованное отражение неготовности общества к своей новой демографической структуре, к связанным с её обретением трудностям и использованием её достоинств. Мид считал, что в адаптации содержится сила созидания, то есть можно утверждать, что адаптация общества к новой демографической ситуации носит созидательный, стабилизирующий характер, столь необходимый сегодняшней России.
Геронтократия. Двадцать шесть веков назад мудрый грек Пифагор сказал, что расцвет человеческих сил совпадает с его со-
30

рокалетием. Греки считали, что к этому возрасту человек достигает вершины развития своих творческих способностей и называли этот возраст "акмэ". С тех пор утекло немало воды, написаны миллионы книг, но никто не опроверг утверждения древнегреческого мыслителя, тогда как вопрос о том, когда для человека приходит время спускаться с этой вершины, остается спорным. Разные авторы называют различные сроки окончания "акмэ", времени, когда следует сойти с беговой дорожки жизненной активности и уступить лидерство новым людям.
Но когда наступает это время? "В этом вопросе, как и во многих, современная наука подкачала. Мы отказались от грубых методов прошлого... Африканские племена уничтожали своих вождей по истечении должного срока или при первых признаках дряхлости" - так писал по этому поводу всемирно знаменитый публицист-сатирик Паркинсон.
Естественно, время, когда следует "помахать шляпой и откланяться", зависит от времени наступления старости. Но, как уже отмечалось, геронтологи различают несколько видов старости: хронологическую, физиологическую, психологическую и социальную. Социальная старость синтезирует все виды старости, но это не простая сумма - социальная старость нечто большое. Все другие виды старости присутствуют в ней, как говорят философы "в снятом виде".
Как одна из разновидностей социальной жизни, как ее часть, существует "элитная жизнь". Элита в буквальном переводе с французского означает -"отборное", в социологии этот термин употребляется как "избранный круг людей". Здесь же речь идет только о политической элите. Итак, элитная (политическая) жизнь - это то время, когда человек держит в своих руках рычаги высшей политической власти. Являясь частью социальной жизни, элитная (политическая) жизнь короче социальной по продолжительности и уже по содержанию. Старость в элитной (политической) жизни наступает прежде, чем в социальной.
Элитная смерть, которую чаще называют "политической смертью", может настигнуть человека гораздо раньше физической. Император Наполеон умер намного лет раньше, чем гражданин Бонапарт скончался на острове Св. Елены. Тоже случилось с Президентом Никсоном, закончившим политическую карьеру в полном физическом здравии. Физическое состояние вообще редко влияет на продолжительность элитной жизни. Другой американский Президент - Франклин Рузвельт управлял страной, сидя в инвалидной
31

коляске, Политическая старость не тождественна старости демог-
рафической, можно назвать имена Аденауэра, де Голля, Черчилля,
ставших политическими долгожителями.
Может быть, политическая старость и календарный возраст существуют независимо друг от друга? А политическая старость не соотносится с физической старостью? Безусловно зависят и соотносятся. К сожалению, эту простую истину далеко не всегда, понимали в России.
Средняя продолжительность жизни характеризует продолжительность жизни всего населения в целом. В различных социальных группах она может быть и выше, и ниже среднего значения. Но общий рост этой величины, изменяет в сторону увеличения показатель продолжительности жизни каждой социальной группы. Рассмотрим правителей России как малую социальную группу, при-нимая во внимание продолжительность жизни лишь тех из них, кто умер естественной смертью. Первые цари из семейства Романовых прожили в XVII веке в среднем - 41 год, их наследники в следую- щим веке -46 лет; а в XIX веке средняя продолжительность царской жизни составила 52 года. Из всех Романовых только Екатерина П и Александр П праздновали собственное шестидесятилетие. Екате- рина умерла в 67 лет, Александр был убит в 63 года. Среди сорат- ников Сталина и Брежнева (тоже только те, кто умер естественной смертью) никто не ушел из жизни раньше 70 лет, некоторые (Моло- тов, Маленков, Каганович, Суслов) даже стали долгожителями.
В истории старости отношения "старики и власть", на пер-
вый взгляд выглядит весьма причудливо. Для всех цивилизаций
древности при невысокой общей продолжительности жизни герои-
тократия (от греческих слов - старец и власть) была мировым уни-
версалием. Власть стариков признавалась и в Древней Греции, и в
Древнем Египте, и в Древнем Китае, и тоже самое на Руси. Когда,
же продолжительность жизни значительно выросла и многие стра-
ны стали называться "седым обществом", во властную элиту при-
шли молодые люди, многие из которых еще не достигли возраста
"акмэ".
В Древней Греции осуществлялось верховенство Совета ста-рейших - "герусии", а члены такого Совета именовались "геронтами", что в буквальном переводе означает "старец". В трагедиях Гомера и Софокла старики предстают с почти божественными нимбами. Гомер в "Илиаде" дает такую характеристику старику-властителю: "Мудрый, ведал он все, что минуло, что есть и что будет..."
В утопии Платона (428-347 до н. э.), в идеальном государ-
32

стве правителями, по мнению античного философа, должны быть старцы, умудренные жизненным опытом и обладающие природными задатками к управлению людьми и государством. Геронтокра-тическую традицию Платон обосновывает в "Государстве", "Законах", "Политике", "Письмах". У него старость олицетворяет совершенство человека. Старый умеет разобраться в людях и событиях, он способен прогнозировать будущее. Присущая его возрасту умеренность и мудрость позволяет ему быть справедливым. У Платона старик - хранитель законов, традиций, истории. К.Маркс доказывал, что идеальное государство Платона не есть чистый вымысел философа, спекулятивно построенная идеальная модель. Его источником были наблюдения над общественным строем современного Платону Египта, сделанные им во время пребывания в этой стране.
Из философского трактата Марка Туллия Цицерона (106-43 до н.э.) "Беседа о старости", который написан в форме диалога славного римского гражданина, политика и государственного деятеля Катона с молодыми республиканцами Сципионом Младшим и Лелием, мы узнаем как Катон упрекает молодежь в бездеятельности, пресыщенности, в безнравственности. Отцы жили мечтой создать республику, сделать римлян свободными гражданами, а саму жизнь прекрасной и светлой, самонадеянные же потомки погрязли в роскоши и разврате. Отцы ничего не желали для себя ни славы, ни богатства, лишь исполнения своих мечтаний. О самом Катоне существует такой исторический анекдот. Друг сказал ему однажды: "Позор, что до сих пор в Риме не воздвигнута твоя статуя. Я займусь этим". "Не нужно, отвечал Катон. - Пусть лучше спрашивают, почему нет статуи Катона, чем удивляются, зачем она здесь стоит". Итоговый вывод трактата - утверждение Цицерона, что к управлению страной нужно привлекать убеленных сединами стариков, чьи опыт и знания жизни явятся лучшим залогом процветания государства.
Призывом почитания предков - живых и умерших - буквально пронизано учение Конфуция (551-479 до н.э.), древнекитайского мыслителя, чье учение на долгие века было принято в Китае в качестве государственной доктрины и стало своеобразной религией не только на родине мудреца, но и распространилось в соседние страны: Японию, Корею, Вьетнам. Центральное место в учении занимает концепция "сяо", поучающая сыновей почтительности, уважению к родителям и старшим вообще. Конфуций считал "сяо" самым эффективным методом управления страной, потому что страна
33



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Хекхаузен Х. Мотивация власти.
  • Хронический стресс — болезнь молодых
  • После 45 лет счастливая жизнь только начинается
  • Георгий Почепцов. Оранжевые революции и ненасильственные методы свержения власти
  • Хлебова Вероника. Стать Родителем самому себе
  • Георгий Почепцов. «Чувствительные», «Альфы», «Грань», «Хранилище № 13» и другие фантастические фильмы в процессах формирования новых поколений
  • «Шамати», Статья 1. Нет никого кроме Него. Услышано в первый день недели Итро (6 Февраля 1944 г.)
  • Притча «Он и Она»
  • Георгий Почепцов. Тоталитарность. Усреднение людей приводит общество в неживое состояние
  • Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности.
  • Притча «Память и Забвение»
  • Мозг женщины под слоем косметики не узнает свою обладательницу
  • Травма прошлого, как не проходящее (перманентное) состояние.
  • Почему с возрастом время летит все быстрее
  • 27 цитат Ицхака Адизеса о том, кто и как добьется успеха в современном мире.
  • Притча «Сократ и Критий»
  • Притча «Не делать»
  • Юлия Устинова. Онкологический больной в семье (Ю. Устинова)
  • Мораль; Morality; Moral
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Притча «Про колдуна»
  • Инговатова Елена Ювенальевна. «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста. Феномен детской субкультуры».
  • Мелибруда Е. Я–ТЫ–МЫ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ УЛУЧШЕНИЯ ОБЩЕНИЯ
  • Щедровицкий Г.П. ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ читанные в Ростовском университете (фрагменты)
  • Притча «Лампада жизни»
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Георгий Почепцов. Слухи и анекдоты при переходе от книжного мира в мир интернета
  • Влияние на выборы. Как в социальных сетях можно манипулировать избирателями?
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Притча «Где ты???»
  • Юлия Вицко. Найти себя vs. Быть Собой
  • Дэсмонд Моррис. Одежда и социология
  • Рахубенко Татьяна Егоровна. Использование игры-драматизации в социально-нравственном воспитании детей старшего возраста.
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Кризис тридцати лет, кризис середины жизни (40-45 лет), кризис позднего возраста (55-60 лет)
  • Хиллман Дж. Диагноз и аналитическая диалектика
  • Константин Бурсаков. Социальный мазохизм
  • Ольга Хухлаева. Кризисы взрослой жизни - О. Хухлаева
  • Павел Пономарев. Танатофобия — страх ложной жизни
  • Лекции по психологии лидерства
  • Притча «Уже утро!»
  • Л. Гозман, Е. Шестопал. Кто и почему рвется к власти (Психология политического лидерства) - Л. Гозман, Е. Шестопал
  • Закономерности психических систем
  • К чему снится нож
  • Григорий Кононенко. Уже не ребенок, еще не взрослый: о подростках и их родителях
  • Кейт Феррацци. Принятие успеха
  • Власти комплекс; Power complex; Macht Komplex
  • К чему снятся родители?
  • Притча «Кусочек счастья»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь