Шторк Й. Психическое развитие маленького ребенка с психоаналитической точки зрения.

Категория: Возрастная психология, Психоанализ | Просмотров: 12646

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Способность восстанавливать добрые объекты как внутри, так и снаружи создает основу для способности Я поддерживать хорошие отношения даже в конфликтных ситуациях. Она также создает основу творческой деятельности, сублимации и символообразования, которые, по мнению М. Кляйн, коренятся в желании ребенка воссоздать и вернуть утраченное им счастье; утраченные внутренние объекты и восстановить гармонию внутреннего мира.
Депрессивная позиция никогда не преодолевается полностью. Страхи и ситуации утраты, обусловленные амбивалентностью и чувством вины, постоянно приводят к новым депрессивным переживаниям. В последующей жизни все добрые внешние объекты содержат в себе элементы первичного объекта, а потому при любой потере пробуждается страх полной утраты способности любить и быть любимым.
Если ребенок сумел в депрессивной позиции создать добрый внутренний объект и доверяет своей способности вновь обретать добрые внутренние и внешние объекты, то новые депрессивные переживания не ведут к болезни.
Тем не менее на заключительных стадиях депрессивной позиции, после постепенной переработки в процессе печали, ребенка ожидает отказ от всемогущества и магии и признание психической реальности, сосуществования чувств любви и ненависти, а также внешней реальности (обособленности), дифференциации Самости и объекта, то есть постоянного конфликта, как реального, так и потенциального. Только восстановление в процессе печали делает ребенка способным любить без слияния, уважать человека как отдельного индивида, выносить чувства вины и заботиться о своих объектах.

Ранние стадии эдипова комплекса
Важным элементом депрессивной позиции являются ранние стадии эдипова комплекса. С расширением восприятия ребенок начинает распознавать не только целостные объекты, но и существенные различия и важные связи между матерью и отцом, в чем Мелани Кляйн усматривает зачатки эдипова комплекса. Их осознание окрашено либидинозными и агрессивными желаниями, которые проецируются на обоих родителей, и поэтому оно ни в коей мере не является верным отражением реальности, которое присуще взрослому человеку или ребенку старшего возраста.
В основе этих представлений лежит идея, что генитальные тенденции, даже если они начинают доминировать в детском развитии значительно позже, проявляются уже в самом раннем возрасте. Первым объектом желаний у младенца как мужского, так и женского пола является материнская грудь, тогда как отец вначале воспринимается в качестве соперника. Под влиянием депрессивных страхов ребенок отказывается от своих отношений с грудью и распространяет свои желания и фантазии на все тело матери. Согласно воззрениям Мелани Кляйн, и маленьким мальчикам, и маленьким девочкам, когда они обращаются к груди и ко всему телу матери, представляется, что они заимствуют из груди и тела матери все свои содержания. Поэтому на очень ранней стадии развития возникает фантазия, что материнское тело, словно копилка, содержит все "добрые" и, прежде всего, "злые" объекты. Оно предстает в фантазии как хранилище всех богатств, к которым относятся также другие младенцы и отцовский пенис. Наряду с либидинозными импульсами как следствие фрустрации, зависти и ненависти на материнское тело направляется также и стремление к разрушению. Ребенку хочется вырвать объекты из тела матери и сожрать их или разорвать и уничтожить15.
"Фантазия ребенка, что материнское тело содержит также и пенис отца, ведет... к представлению о "женщине с пенисом"" (М. Klein 1932, нем. изд., 255). В основе этого, согласно М. Кляйн, лежит ранняя сексуальная теория, в соответствии с которой "мать при коитусе оставила у себя пенис отца и что женщина с пенисом в конечном счете означает обоих соединенных друг с другом родителей" (М. Klein 1932, нем. изд., 75).
Выражение "соединенные родители" в качестве обозначения инфантильной сексуальной теории охватывает архаические фантазии, которые неотделимы от понимания М. Кляйн эдипова комплекса. В нем содержится представление, что родители находятся в непрерывных сексуальных отношениях и неразрывно слиты в коитусе. Сюда же относятся исполненные страхом фантазии: первичная сцена с сильно выраженной садистской окраской, проникновение внутрь отцовского пениса; мать, содержащая в себе отцовский пенис или всего отца; отец, таящий в себе грудь матери или всю мать. Таким образом, ситуация эдипова комплекса вначале характеризуется выраженной амбивалентностью, преобладанием оральных тенденций и неопределенным выбором сексуального объекта. Атаке прежде всего подвергаются взаимные отношения родителей. Но когда родители начинают различаться между собой более отчетливо, то тогда объектом оральных желаний все более становятся не только мать и ее грудь, но и отцовский пенис и весь отец. Для обоих полов он приобретает значение альтернативного объекта, который помогает справиться с ранними фрустрациями со стороны матери (Segal 1973, нем. изд., 145).
Для маленькой девочки первое проявление интереса к пенису является гетеросексуальным актом. У нее возникает желание оставить у себя пенис отца, занять место матери и овладеть ее ценными качествами. Оральное присвоение внешнего признака отца пробуждает, однако, раннее материнское Сверх-Я и соперничество с матерью, для которого девочка еще не доросла, а потому, чтобы не потерять мать, усиливаются гомосексуальные тенденции.
И наоборот, для маленького мальчика первое проявление интереса к отцовскому пенису и отцу как к альтернативе материнской груди вначале является шагом к гомосексуализму. С другой стороны, присвоенный пенис и идентификация с отцом позволяют ему развивать гетеросексуальные тенденции. Стремление к ранним отношениям с грудью преобразуется в желание генитального соединения, чтобы восстановить мать.
Выбор предпочитаемого родителя вначале постоянно флуктуирует, и лишь с течением времени ребенок становится способным отказаться от своих гомосексуальных желаний и признать собственный пол. Однако в развитии индивида ничего полностью не теряется и ни от чего нельзя полностью избавиться. Мы знаем, что гетеросексуальный выбор никогда не является окончательным и что рядом с позитивным эдиповым комплексом мы всегда обнаруживаем в вытесненной символической форме его обратную сторону - негативный эдипов комплекс.

ВКЛАД Д. В. ВИННИКОТТА
В последние годы все более признается роль и значение научных идей Винникотта. Масуд Р. Хан причисляет его наряду с Мелани Кляйн, Хайнцом Гартманном и Эриком Эриксоном к аналитикам, которые способствовали не только значительному расширению и углублению классической психоаналитической теории, но и постановке новых задач (см. статью М. Р. Хана в т. III).
Винникотт близок к английской школе, он подхватил и развил многие идеи Мелани Кляйн. Тем не менее его мышление характеризуется прежде всею оригинальностью, самобытностью и спонтанностью. В его работах отражаются напряженные клинические изыскания, свидетельствующие о том, что Винникотт принимал близко к сердцу человеческое страдание и отчаяние. Чтобы получить более полное представление о его творчестве, мы адресуем читателя к статьям М. Р. Хана и А. Саге (Sauguet 1960).
Ниже мы подробнее остановимся на представлениях Винникотта о раннем детском развитии, о роли в нем первичной материнской озабоченности, функции заботы, беспредметной тревоги и угрозы уничтожения; на его представлениях об истинной и ложной Самости, о субъективно и объективно воспринимаемых объектах, об объектных отношениях и использовании объекта и, наконец, на его рассуждениях о переходном объекте.

Раннее развитие ребенка от состояния зависимости до восприятия реального объекта и использования объекта
Винникотт полагает, что эмоциональное развитие ребенка начинается задолго до рождения. Поэтому травматические переживания, связанные с рождением, можно предотвратить эмоциональной подготовкой плода (Winnicott 1949). Младенец может воспринимать рождение как результат своих собственных усилий (Winnicott 19 50).
После рождения ребенок крайне зависим от окружающего мира и прежде всего от матери. Поэтому, по мнению Винникотта, новорожденного невозможно описывать отдельно от матери. "Вполне или достаточно хорошая" мать в первые недели после рождения ребенка находится в особом состоянии, которое Винникотт назвал первичной материнской озабоченностью (primary maternal preoccupation, Winnicott 195ба). Оно постепенно развивается в период беременности и продолжается еще несколько недель после родов, представляя собой состояние чрезмерной - чуть ли не болезненной, шизоидной - восприимчивости, к которому мать должна быть способной, чтобы создать ребенку условия, в которых сумеют проявиться его собственные тенденции развития и первые импульсы его личной эмоциональной жизни.
Мать не только соматически создает ребенка в своем теле. Своей материнской опекой - благодаря функции заботы, как это называл Винникотт, - она делает возможным становление Самости своего младенца. Главным в переживании младенца является ощущение им зависимости от материнской заботы. Но именно это переживание и обеспечивает возможность освобождения от зависимости в направлении независимости, доступ к сфере иллюзий и переходных объектов.
Во многих работах Винникотт отмечал, что младенец не только требует от материнской груди удовлетворения своих инстинктивных потребностей, но также имеет по отношению к ней "грабительские" представления. Удовлетворение оральных влечений может восприниматься даже как совращение и нанести травму, если одновременно не удовлетворяются функции Я младенца и повреждается то, что впоследствии будет оберегаться как Самость и ядро личности. После орального удовлетворения младенец может испытывать чувство, что его обманули, поскольку его каннибальские намерения были укрощены, так сказать, с помощью успокоительного средства, то есть кормления. Достаточно хорошая мать не только обладает способностью производить молоко, но и позволяет своему изголодавшемуся младенцу набрасываться на нее (Winnicott 1945).



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Самарина Н.П. Взаимодействие матери и ребенка в первые месяцы после рождения
  • Происхождение понятия «аутизм».
  • Объект; object
  • Имаго; Imago
  • Шторк Й. Психическое развитие маленького ребенка с психоаналитической точки зрения
  • Всемогущество; omnipotence
  • Бессознательное; Unconscious; Unbewusst; das Unbe-wusste
  • Матриархальная стадия. Три аспекта в отношениях матери и ребенка.
  • Шарфф Д.Э. Дети и игры в семейной психотерапии объектных отношений
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Тень; Shadow; Schatten
  • Воспитание с точки зрения аналитической психологии
  • Психическая компенсация «неполноценности органа» по Альфреду Адлеру
  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Либидо; Libido
  • Отец; father
  • Дворянов С. В. Проблема Абсолюта и духовной индивидуальности в философском диалоге Лосского, Вышеславцева и Франка.
  • Доэдипов; preoedipal
  • Бриттон Р. Утерянная связь: родительская сексуальность в Эдиповом комплексе
  • Тенденция к навязчивому повторению
  • Паранойяльность. Эгодиастола: Партиципация, проекция и инфляция - фактор p
  • Материнский комплекс; Mother complex; Mutterlich-Komplex
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Балзам Р. Мать внутри матери
  • Поиск могущества. Тенденция +p
  • Онтогенез и филогенез; ontogeny and phylogeny
  • Эдипов комплекс; oedipus complex
  • Проекция; Projection; Projektion
  • Юлия Латкина. Хочешь быть счастливым? — будь им...
  • Возмещение; Reparation
  • Мать; mother
  • Психоаналитическая трактовка агрессивности.
  • Инцест; Incest; Inzest
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Рамиль Гарифуллин. Как избавиться от обиды
  • Субъективный уровень; Subjective level
  • Внутрипсихический уровень проблемы. Психологические защиты
  • Регрессия; Regression; Regression
  • Бессознательный; unconscious
  • Комплекс; Complex; Komplex
  • Эго; Ego; Ich
  • «Шамати», Статья 1. Нет никого кроме Него. Услышано в первый день недели Итро (6 Февраля 1944 г.)
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Выбор объекта нарциссический; narcissistic object-choice
  • Персона; persona — лат. актерская маска
  • Клейнианский; kleinian
  • Трансфер; перенос; transference
  • Сепарция, мать – ребенок; separation, mother – child
  • Коллективное бессознательное; Collective Unconscious; Kollectives Unbewusstes



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь