Степанова Марина Юрьевна. ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С РАС ПОСРЕДСТВОМ ВКЛЮЧЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНЫХ МЕХАНИЗМОВ В КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С РАС ПОСРЕДСТВОМ ВКЛЮЧЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНЫХ МЕХАНИЗМОВ В КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Учитель-логопед, дефектолог Степанова М.Ю.

Автономное образовательное учреждение Детский сад №6 «Звездочка» «Центр развития ребенка»

Проблема охраны психического здоровья детей, актуальность которой становится все более очевидной в связи с наблюдаемым в наши дни ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств среди детей с ОВЗ не может быть решена без практического использования психологических и социально-психологических знаний в системе специального образования. Качественно иное, в сравнении с предшествующими институтами социализации атмосфера обучения в дошкольных учреждениях, складывается из совокупности умственной, эмоциональной и физической нагрузок. Предъявленных новыми усложненными требованиями не только к психофизической конституции ребенка с РАС или его интеллектуальными возможностями, но и к целостной личности и, прежде всего, к ее социально-психическому уровню. Поэтому вопрос социализации и адаптации вышел сегодня на ведущее место.

 

Социализация — это процесс и результат включения индивида в социальные отношения. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает знания, умения и навыки, необходимые для жизни среди людей. В процессе социализации осуществляется включение индивида в социальные отношения, и благодаря этому может изменяться его психика. Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского социума является включение детей с ограниченными возможностями в общество. Актуальность этой проблемы объясняется многими обстоятельствами, сложившимися в современной России. По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов человек с нарушенным психическим и физическим развитием. Они составляют почти десятую часть жителей планеты. Это подтверждают и данные Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), свидетельствующие, что число таких людей достигает 13 % от общего количества населения. С недостатками интеллекта рождаются 3 % детей и 10 % детей — с другими психическими и физическими отклонения. Всего в мире — 200 миллионов детей с ограниченными возможностями. В нашем центре развития воспитанники с недоразвитием интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Конечно, эти дети обладают гораздо меньшими возможностями, чем их развивающиеся сверстники. Дети затрудняются самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, полученную из окружающей среды. У воспитанников значительно снижена познавательная активность, весьма узок круг интересов, проблемы эмоционально — личностного развития, дети подвержены любому влиянию, особенно негативному. Именно образовательное учреждение призвано, воспитать у детей полезные привычки и сформировать социально-нормативные модели поведения. В условиях изменения системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, идет активный процесс поиска моделей образования, которые позволят сохранить нравственные и культурно-исторические традиции Российского образования и воспитания. Духовно-нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет формировать духовный мир (ценностные ориентации) и нравственные качества такого ребенка. Позволяет ему органично вписаться в общество, раскрывая творческий потенциал, расширяя возможности дальнейшего профессионального выбора; формируя прилежание к труду, воспитывая трудолюбие (добровольное отношение к труду и честность), что позволяет решить проблему их социальной адаптации. Ограниченная возможность здоровья у детей связана непосредственно с нарушениями в их физическом и психическом развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении профессиональными навыками. Освоение детьми с РАС социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от специалистов, занимающихся данной категорией детей, компетентных решений и действий. В нашем центре была разработана и внедрена программа «Социально- бытовая адаптация детей с РАС». Занятия для воспитанников были направлены на обеспечение их социальной адаптации, приобщению к социальной и культурной жизни в обществе При организации и проведении занятий использовались следующие принципы:

  1. принцип интегрирования (включение элементов музо-, изо-, танцевально-двигательной терапии);
  2. принцип системности определяет необходимость формирования у обучающихся целостной системы знаний и умений социально-бытовой адаптации;
  3. принцип преемственности предусматривает согласование всех проводимых программ, мероприятий, а также их последовательную реализацию.

Таким образом, психологический подход к изучению проблемы дезадаптации и ее проявлениям ориентирует на исследование доказательств и ситуаций повышенного риска в формировании всевозможных патологических изменений выделением наиболее уязвимых по отношению к неблагоприятным взаимодействиям контингентов. Так называемых, групп риска.

Экспериментальное изучение поведения детей с РАС дошкольного возраста показало, что оно значительно отличается от социального поведения нормально развивающихся сверстников как по уровню развития, так и по основным качественным показателям. Комплекс нарушений заметно препятствует организации социального поведения особого ребенка, затрудняет его контакты, изолирует от коллектива сверстников. Таким образом, учет компонентов социального поведения в процессе формирования адаптационных возможностей ребенка повысит эффективность коррекционно-логопедической работы.

В рамках коррекционно-образовательной деятельности с детьми с РАС одним из самых важных условий является понимание того, что эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной программы, специальных условиях реализации программных требований и образовательных стандартов. Дети с РАС не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество не всегда принимает и учитывает.

Целью нашей работы с детьми с РАС, в рамках процесса их социализации, является организация помощи на основе проведения комплексных мероприятий для получения ими образовательного компонента и развития личности в целом.

В условиях нашего исследования особые дети частично

интегрированы в общеобразовательную среду.

Мы стремимся создать психологические и материально-технические условия, чтобы обучение таких детей проходило комфортно. Это помогает в решении следующих задач:

  • создание условий для адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями
  • обучение детей с РАС социальным навыкам
  • формирование толерантного отношения к особенным детям
  • снижение уровня тревожности детей с особенностями в развитии
  • формирование осознания собственных эмоций и бережное отношение к чувствам других людей.

Успешной адаптации и социализации детей с РАС способствует вся коррекционно — развивающая деятельность, которая включает в себя:

  • работу воспитателей, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, психолога, музыкального руководителя
  • физкультурно-оздоровительную, организацию отдыха и досуга.

В рамках данной программы, формирования механизмов социальной адаптации детей с РАС наши дети два раза в неделю во вторую половину дня со своими воспитателями выходят в общеобразовательные группы. В условиях расширения зоны коммуникации дошкольников была разработана программа социализации детей с ОВЗ посредством формирования навыков коммуникативных компетенций, педагогами организованы различные формы и виды совместной деятельности согласно плану. Определен перечень сказок, на базе которых организуется вся деятельность в данном направлении. Это и свободная игровая деятельность, в процессе которой все дети вместе выбирают игры, используют необходимые атрибуты, и даже обсуждают правила той или иной игры. Игра имеет большое значение для развития детей и является наиболее любимой, а тем более ведущим видом деятельности.

Одним из важных звеньев являются занятия ручным трудом. При проведении занятий создаются благоприятные условия для разрешения проблем личностного развития детей: развивается мелкая моторика рук, эмоциональная сфера ребенка, снижается уровень тревожности, развивается пространственное мышление, формируются инициатива, умственная активность, самостоятельность, любознательность.

В рамках этой деятельности педагоги проводят по определенной сказке совместные занятия по всем видам продуктивной деятельности.

В ходе коррекционно-развивающих мероприятий в свободном режиме социализации педагоги и специалисты групп организуют совместное чтение сказок с последующей театрализацией прочитанных произведений.

Основная цель: приобщение ребенка к миру искусства и развитие творческих способностей.

В процессе занятий решаются следующие задачи:

  • развитие и коррекция основных видов движений
  • развитие и коррекция психических функций и компонентов деятельности, совершенствование психомоторики
  • развитие способности ориентироваться в пространстве.

Кроме того, в структуру занятия включаются:

  • творческие задания, направленные на развитие воображения, детской фантазии
  • комплексные игры различной подвижности и разной направленности
  • релаксационные упражнения, способствующие снятию мышечного и эмоционального напряжения в конце занятия.

Анализ результатов обследования детей в ходе работы над реализацией программы дает возможность сделать вывод о том, что в начале учебного года большинство детей экспериментальной группы демонстрировали низкие показатели социальной нормализации детей с РАС. У многих из них отмечались выраженные трудности в общении, они не могли сконцентрировать свое внимание на деятельности, постоянно отвлекаясь на сторонние раздражители, не могли планировать свою деятельность, не проявляли способности предложить или использовать помощь окружающих сверстников и взрослых.

В конце года, в завершении экспериментального периода уровень социальной нормализации и адаптации детей данной группы находился в положительной динамике. Дети стали более спокойными и восприимчивыми, уравновешенными, чаще стали проводить время в совместной деятельности, как организованной, так и свободной. Снизился уровень тревожности детей экспериментальной группы. К концу учебного года планомерная реализация программы дала свои значительно положительные результаты. У детей с РАС, участвующих в проекте, наблюдаются выраженные успехи социальной адаптации и нормализации, по сравнению с другими сверстниками.

А у детей нормально развивающихся формируется толерантное отношение к «особенным» детям.

Интегративный подход в воспитании и обучении действительно является одним из важных компонентов системы социальной адаптации детей с РАС в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Список литературы:

  1. Аутичный ребенок: проблемы в быту. Методические рекомендации по обучению социально-бытовым навыкам аутичных детей и подростков / под ред. С.А. Морозова. М.: 1998. 92 с.
  2. Кондратьева, С.Ю. Ранний детский аутизм: Вопросы, проблемы, методические рекомендации / С.Ю. Кондратьева, И.В. Зенченко, О.В. Тарасова // Дошкольная педагогика: журн. — 2013. — №9 (94). — С. 35-43.
  3. Коноваленко, С.В. Развитие коммуникативных способностей и социализация детей старшего дошкольного возраста / С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая. — СПб.: Детство-Пресс, 2011. — 80 с.
  4. Манелис, Н.Г. Ранний детский аутизм. Психологические и нейропсихологические механизмы / Н.Г. Манелис // Школа здоровья. — 2014. — №3. — С. 23-40.
  5. Образовательная интеграция и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями / под ред. Т.Л. Лещинской. Мн.: НИО, 2005. 260 с.
  6. Петухова, Л.А. Развитие коммуникативных способностей детей младшего дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности / Л.А. Петухова // Проблемы эмоционального интеллекта в современном психолого-педагогическом пространстве: в 2 ч.: материалы Междунар. науч. -практ. конф., 26-27 апр. 2012 г. / сост.: И.С. Коростина, С.В. Истомина. — Шадринск, 2012. — Ч. 1. — С. 109-113.
  7. Рябова, А.Л. Из опыта работы с аутичным ребенком / А.Л. Рябова // Логопед в детском саду. — 2014. — №2. — С. 51-56.
  8. Тара Делани, Развитие основных навыков у детей с аутизмом. Эффективная методика игровых занятий с особыми детьми / Екатеринбург: изд-во Рама Паблишинг, 2016. — 267 с.
  9. Чеснокова, Е.Н. Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников / Е.Н. Чеснокова // Воспитатель ДОУ. — 2013. — №9. — С. 126-130.
  10. Янушко, Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия/ Е.А. Янушко. М.: Теревинф, 2004. 136 с.
Просмотров: 373
Категория: По направлениям » Для детского сада » Дефектология




Другие новости по теме:

  • Тютерева Наталия Валерьевна. Условия успешной социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в коллективе сверстников.
  • Фатхуллина Нафиса Нафисовна. Программа кружковой работы по развитию мелкой моторики рук «Мы вам сказочку расскажем…» как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Степанова Марина Юрьевна. Организация условий формирования коммуникативного компонента у детей с ОВЗ в рамках их социальной адаптации
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Акишева Асия Санатбековна. «Песочная терапия как средство развития социально – коммуникативных навыков у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ»
  • Ефремова Татьяна Ивановна. Развитие вариативно образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов в дошкольных образовательных учреждениях
  • Мишагина Надежда Михайловна. Социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста при использовании средств приобщения детей к социальной действительности.
  • Мищенко И. В. Развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в совместной музыкально-творческой деятельности для успешной социализации и индивидуализации личностных качеств.
  • Костычева Ирина Сергеевна. Доклад для педагогов на тему «Игра как механизм социализации, в рамках социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста»
  • Елтышева Наталья Валерьевна. «Влияние детско-родительских отношений на развитие коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра (РАС)»
  • Кувшинова Татьяна Викторовна. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА В ГРУППЕ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
  • Т.Н. Гаврилова, Е.С. Федорова, Е.В. Плахина. «Я познаю мир»: проект по социальной адаптации детей с ОВЗ с учетом инклюзивного образования дошкольников
  • Забеленкова Т.В, Кувшинова Т.В.. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С РАС
  • Панова Елена Николаевна Удалова Ольга Алексеевна. Активизация речевой деятельности детей дошкольного возраста с РАС на начальных этапах логопедической работы через организацию игрового взаимодействия.
  • Кринская Лидия Петровна Монгуш Надежда Сергеевна. Развитие рече-двигательных навыков у детей с задержкой психического развития и особенными возможностями здоровья посредством игровой терапии с применением тренажеров и игрового оборудования фирмы «Звездное
  • Бадова Диана Ахсарбековна. Аутизм. Особенности нарушения эмоционально-волевой сферы у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)
  • Л.К. Желнова. Мозартика как инновационный метод развития умения ориентироваться в микро пространстве и на плоскости у детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Нелюбина Олеся Александровна. «Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных навыков детей с ОНР и их успешной социализации»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Дудкина Е.В и Николаева Г.П.. Создание социальной книги с детьми РАС
  • Додонова Наталья Сергеевна. Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста как условие их успешной социализации
  • Геркова Ольга Романовна. Статья «Раннее выявление детей с РАС в условиях дошкольного учреждения. Взаимодействие с родителями»
  • Карелина Елена Николаевна. План-конспект тематического досуга для детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации программы развивающих занятий по развитию социально-эмоциональной сферы Тема: «Давай дружить»
  • Краснова Надежда Владимировна. Обобщение опыта «Влияние коммуникативных игр на развитие социальной уверенности у детей дошкольного возраста»
  • Кувшинова Татьяна Викторовна. О необходимости социализации и адаптации детей с ОВЗ в обществе
  • Каргина Лариса Владимировна. «Возможности использования степ — аэробики для развития детей с ограниченными возможностями здоровья»
  • Герасимова Марина Ивановна. Бизиборд «Музыкальные инструменты» дидактическое пособие для детей младшего дошкольного возраста и детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Людмила Леонидовна Стремоухова. Создание адаптивной среды для укрепления здоровья и социальной абилитации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
  • Дементьева Евгения Алексеевна. Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста
  • Зубова Валентина Сергеевна. Методическое пособие по игровой деятельности для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь