Бачериков Н. Е., Михайлова К. В., Гавенко В. Л., Рак С. Л., Самардакова Г. А., Згонников П. Т., Бачериков А. Н., Воронков Г. Л. Клиническая психиатрия.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 67736

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Зарубежные психиатры, кроме психоанализа, также широко используют концепции бихевиоризма и экзистенциализма. Основоположник бихевиоризма D. Wotson (1980) считал, что психология — это чисто объективная отрасль естественной науки и для нее интроспекция не представляет научной ценности. По его мнению, в психологии учет сознания должен быть отброшен, чтобы не вводить себя в заблуждение, а психическое состояние можно сделать объектом наблюдения. D. Wotson полагал, что предметом психологии должно быть изучение поведения человека и взаимодействия стимула и реакции, что нецелесообразно использовать психологические термины (ощущение, воображение, воля, сознание и др.), так как бихевиоризм заменяет поток сознания потоком активности, а мышление является просто речью, но речью при скрытых мускульных движениях. Автор писал, что не существует наследственных способностей (музыкальных, художественных и т. п.), при наличии немногочисленных врожденных реакций и овладении внешней и внутренней средой они формируются у любого ребенка по строго определенному пути. Бихевиоризм способствовал созданию ряда новых методик объективного, физиологического исследования поведения животных и человека, но широкого признания в психиатрии не нашел даже в США, хотя J. Wolpe (1974) и писал, что бихевиористские методы могут успешно использоваться в терапии неврозов и даже некоторых психозов.
Экзистенциальный анализ был попыткой использовать философский экзистенциализм М. Heidegger (1962) для объяснения сущности человека, психических заболеваний и для их"" лечения, применить заведомо идеалистическое учение в целях решения практических задач психиатрии (В. М. Морозов, 1961). Наиболее известным представителем экзистенциализма в психиатрии является L. Binswanger (1953), который, исходя из субъективно-идеалистических позиций, пытался дать феноменологическое истолкование различных психопатологических

19

симптомов как самостоятельного проявления внутренней сущности, идеального самосознания человека. Психическое заболевание он рассматривал как результат подавления этой сущности окружающим миром.
Польский психиатр A. Kepinski (1977) пытался рассмотреть типологию личности и психические заболевания с позиций философской антропологии — субъективной системы ценностей (иерархии) и ее нарушений (аксиологии). Это дало основание A. Jakubik (1980) назвать его творцом аксиологической психиатрии. По мнению A. Kfpinski; основными формами (уровнями, слоями) существования человека яв- ляются биологическая, социальная и субъективная (личностная), а психопатологические феномены — это следствие недостаточности или расстройства в структуре этого существования. A. Kfpinski полагает, что люди различаются по степени развития и взаимосвязи биологического, индивидуально-психологического и социально-культурального слоев субъективной системы ценностей. При этом болезненные нарушения, в том числе психические, являются результатом их недостаточного развития или расстройства под влиянием страха (биологического и социального).
Вспышку психоза автор трактует как внезапное обнажение правды — того, что было скрыто и вытеснено из сознания, то есть как выявление внутренней сущности личности.
Подобное истолкование личности и природы психического заболевания представляет собой психологизацию с использованием психоана- литического и экзистенциалистского бессознательного.
С психоаналитическим пониманием личности и ее реакций непосредственно связано представление о защитных психологических механизмах и процессах, которые упоминают многие зарубежные и некоторые отечественные авторы. Отношение к ним противоречивое. Например, L. Kolb (1968), М. Jarosz (1975), L. Korzeniowski, S. PuZynskl (1978) их признают, a G. Claus и соавторы (1976) отрицают их как психоаналитические конструкции.
Предлагается и материалистическое понимание этих вопросов (Е. Т. Соколова, 1980). В зависимости от теоретической концепции защитные психологические механизмы определяются как способы разрешения конфликта между бессознательным и сознанием, направления энергии либидо в социально приемлемые формы деятельности (S. Freud, 1914), как способы защиты от внешних и внутренних конфликтов (A. Freud, 1936), компромисса между конфликтными импульсами, снятия внутреннего напряжения, контроля и бессознательного выбора действия (L. Kolb, 1968) или как привычные формы поведения, которым человек научился с детства, но процесс их усвоения и реализации остается неосознаваемым (М. Jarosz, 1975). К ним относятся следующие варианты внесознательных (по механизму реализации) психических реакций: вытеснение, идентификация, компенсация, гиперкомпенсация, рационализация, замещение, проекция, символизация, регрессия, дис-

социация, сублимация, конверсия, фантазирование и др. Некоторые авторы к защитным механизмам личности относят сновидения, реакции агрессии, аутоагрессию, агрессию со смещением (в качестве объекта агрессии служит случайно попавшийся на глаза и не могущий дать отпора человек или же какой-либо объект), резиньяцию (отказ от борьбы, примирение с неизбежностью случившегося) и т. д. (приложение 1).
Советские психологи и философы признают существование неосознаваемых, внесознательных психических процессов, входящих в структуру целостной психической деятельности (Ф. В. Бассин, 1968; Д. И. Дубровский, 1971), в том числе и внесознательных (бессознательных) защитных психологических механизмов личности (Е. Т. Соколова, 1980). Эти психические механизмы, не являясь ведущими, в отличие от сознательных, позволяют сохранить и использовать неосознаваемый филогенетический (инстинктивный) и онтогенетический аффективно-поведенческий опыт в адаптации к окружающей среде, в сложных межличностных отношениях. С материалистических позиций бессознательные процессы психической деятельности, по-видимому, следует рассматривать как модифицированные воспитанием инстинктивные и приобретенные с раннего возраста автоматизированные двигательные и психоэмоциональные реакции. Они дополняют сознательную целенаправленную психическую и физическую активность, повышают ее адаптационную надежность и эффективность, так как базируются на уже приобретенном опыте психоэмоционального реагирования и восполняют возможный дефицит необходимой осознаваемой, рациональной информации.
Таким образом, для теории и практики клинической психиатрии психическую патологию следует рассматривать с учетом конкретных биологических и социальных факторов и условий формирования личности. При определении нозологической принадлежности, этиологии и патогенеза психического заболевания необходимо опираться на особенности соматического (анатомо-физнологического), индивидуально-психологического и социально-психологического уровней организации человека, их реактивности и взаимодействия между собой (как подсистем), с природной и социальной средой. При оценке генеза психопатологической симптоматики учитывают особенности структуры личности, в том числе взаимодействие сознательных и бессознательных (неосознаваемых) процессов.












20 21
ПРЕДРАСПОЛАГАЮЩИЕ, ПРОВОЦИРУЮЩИЕ
И ДЕТЕРМИНИРУЮЩИЕ ФАКТОРЫ
ПСИХИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИИ



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • А.П. Кормушкин. Акцентуированные личности в политике (Жириновский, Путин, Ельцин, Гитлер)
  • Малейчук Г.И. Особенности психотерапевтической работы с клиентами с зависимой структурой личности
  • Леонгард К. Акцентуированные личности.
  • Артем Павлов. Визуальная диагностика особенностей личности: 8 доминант
  • Мусалеева Мария Сергеевна. Социальная адаптация детей к жизни, посредством театрализованной деятельности.
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности - состояние и возможности психологической защиты.
  • Галин А. Л. Психологические особенности творческого поведения.
  • Признаки аддиктивного поведения у интеллектуально одаренных подростков в процессе познавательной деятельности
  • Ильин Е.П. - Мотивация и мотивы
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Хохлова К.А. Особенности психологической адаптации наркозависимых на этапе реабилитации
  • Людмила Николаевна Выжанова. Формирование личности дошкольника в процессе занятий степ - аэробикой.
  • Журавлева А.Л. Социальная психология. Под редакцией
  • Назарова И.Э. Защитные механизмы.
  • Филиппова Ирина Викторовна. Рекомендации для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды в группе по познавательно-речевому развитию старших дошкольников»
  • Пожидаева Елена Александровна. Проект «Сотрудничество семьи и ДОУ в нравственном воспитании дошкольников»
  • Кузьмина Марина Александровна. ЗНАЧЕНИЕ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ
  • Худоян С.С. Психологическая проблема: сущность, характеристики, виды
  • Казакова Светлана Анатольевна. Особенности развития детей раннего возраста в условиях депривации
  • Исагулова Е.Ю. Особенности формирования, клинической динамики, диагностики и коррекции нарциссического расстройства личности (на примере рассмотрения клинического случая)
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Елисеев О.П. - Практикум по психологии личности
  • Ларионова Ирина Александровна. Игры, развивающие нравственно-волевые качества личности ребёнка.
  • Различные варианты психологических травм в зависимости от длительности их воздействия и интенсивности
  • Михайлова Оксана Григорьевна. Развитие самосознания в дошкольном возрасте.
  • Кубарькова Надежда Николаевна. Консультация для родителей на тему: «Закладываем основы будущей личности».
  • Молярук Александр. Эго-состояния. Развитие и гармонизация структуры личности
  • Сысуев Вадим. Коллекция типологий, классификаций типов личности
  • Иванова В. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ
  • Фукалова Ирина Александровна. Педагогическая статья «Развитие социальных качеств личности ребенка дошкольного возраста»
  • Кривова Ольга. Мир шизоидной личности
  • Филонович С. Р. Состояния личности и коммуникации
  • Слотина Т.В. Психология личности
  • Балыкова Айна Муссаевна. Формирование музыкальной культуры обучающихся
  • Шварц-Салант Н. Нарциссическая и пограничная личности: сходства и контрасты
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Кузяшина Светлана Петровна. Особенности организации взаимодействия педагога с воспитанниками по решению задач формирования нравственности личности
  • Рубанова Людмила Борисовна. Коррекционные игры и упражнения, направленные на преодоление сложностей у детей дошкольного возраста с ЭВС
  • Сензитивный период; лат. sensus
  • Кравченко Татьяна Викторовна. Мастер-класс: Особенности социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
  • Личностные черты и покупательское поведение. Что ваши покупки говорят о вашей личности?
  • Бек Аарон, Фримен Артур. Когнитивная психотерапия расстройств личности.
  • Волкова Ирина Александровна. Ранняя профессиональная ориентация как средство формирования культуры безопасности личности детей дошкольного возраста
  • Роджерс К. ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ
  • Теория функций. Функционика. Модель личности по Аугустинавичуте.
  • Осипова Галина. Физиологическое и психологическое воздействие телепередач на процесс социально-личностного развития
  • Кикотя В.Я. Юридическая психология. Под редакцией
  • Искусственный интеллект определяет черты личности по глазам



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь