Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 187214

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке


ПРИМЕЧАНИЯ



ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ

Публикуемые в этом издании избранные работы А. Н. Леонтьева выражают главную линию теоретических и экспериментальных исследований автора. После своих первых работ, посвященных экспериментальному изучению аффективных реакций (Исследование объективных симптомов аффективных реакций, совместно с А. Р. Лурия, сб. «Современные проблемы психологии», М., 1926; Опыт структурного анализа цепных ассоциативных рядов, «Русско-немецкий медицинский журнал», 1928, № 1 и № 2; Экзамен и психика, совместно с А. Р. Лурия, М., 1929), автор начинает под руководством Л. С. Выготского и в рамках его концепции исследования по онтогенетическому развитию психики (Опосредствованное запоминание у детей с недостаточным и болезненно измененным интеллектом, «Вопросы дефектологии», 1928, №4; Развитие внутренней структуры высшего поведения, сб. «Психоневрологическая наука», Л., 1930; Развитие произвольного внимания у детей, 1930); в этот период он публикует и свою первую крупную монографию (Развитие памяти, М., 1931).
Начиная с 1932 г. исследовательская работа автора идет по новому пути. Возглавив в Харькове группу молодых психологов (В. И. Аснин, Л. И. Божович, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, П. И. Зинченко, О. М. Концевая, Г. Д. Луков, В. В Мистюк, К. Е. Хоменко и др.), он направляет исследования на изучение развития практической интеллектуальной деятельности ребенка и его сознания. На этой основе он и его сотрудники разрабатывают проблему связи строения деятельности с формами психического отражения. Ряд возникших при этом теоретических вопросов развития побуждают автора начать исследования в области некоторых психофизиологических и зоопсихологических вопросов. Одновременно, по предложению Харьковского полиграфического института, он организует и руководит циклом работ (по восприятию детьми иллюстраций), подчиненных прежде всего практическим целям. Значительное число работ, выполненных в этот период под его руководством, было опубликовано в «Научных записках Харьковского педагогического института» (т. I, X, 1939; т. II, X, 1941), в «Научных записках Харьковского института иностранных языков» (т. II, X, 1939), в «Трудах конференции по психологии» (т. I, Киев, 1941) и в ряде последующих работ автора, часть которых вошла в настоящее издание.
После возобновления в 1935 г. своей работы в Москве автор уделяет главное внимание проблеме генезиса чувствительности и общей теории развития психики. В 1940 г. он завершает экспериментально-генетическое исследование возникновения ощущения.
В годы Великой Отечественной войны автор посвящает свои усилия актуальной проблеме восстановления двигательных функций, нарушенных в результате перенесенных огнестрельных ранений. Для разработки этой проблемы он организует восстановительный госпиталь, научным руководителем которого он становится. (Итоги этой работы изложены в книге А. Н. Леонтьева и А. В. Запорожца Восстановление движения, М., 1945 и в ряде специальных статей автора и его сотрудников, «Ученые записки Московского университета», 1947, вып. III).
Экспериментальные исследования восстановления двигательных процессов, помимо своего практического значения, сыграли также важную роль в разработке теории функционального развития, позволив автору в дальнейшем выдвинуть гипотезу о системном строении психических функций (1954 г.).
В послевоенные годы автор вновь возвращается к проблемам детской и педагогической психологии. Одновременно он разрабатывает ряд вопросов общей психологии. Научная сессия АН СССР и АПН РСФСР 1951 г., посвященная физиологическому учению И. П. Павлова, направляет внимание автора на изучение рефлекторных механизмов психики, что и нашло свое отражение в его работах последующего периода (О рефлекторном материалистическом и субъективно-идеалистическом понимании психики, «Советская педагогика», 1951, № 10; Зависимость образования ассоциативных связей от содержания действия, совместно с Т. В. Розановой, «Советская педагогика», 1951, № 10; О системной природе психических функций, «Тезисы докладов на Юбилейной сессии Московского университета», М., 1955; Об одном эффекте формирования цепного двигательного навыка, совместно с М. И. Бобневой, «Доклады АПН РСФСР», 1958, № 1 и цитируемые ниже работы по анализу системного строения слухового восприятия). Работы автора по педагогической психологии, как и работы по вопросам общей психологии, в настоящее издание не вошли.


Проблема возникновения ощущения

Эта работа составляет один из разделов докторской диссертации автора (Развитие психики, 1940). В его первой части излагается гипотеза о принципиальном генезисе чувствительности как способности элементарного ощущения, которая разрабатывалась автором в 1933 — 1936 гг. Первоначально эта гипотеза была сформулирована им в ряде докладов в Харькове и в Москве. Позднее она была изложена в специальной статье К вопросу о генезисе чувствительности (сб., посвященный 35-летию научной деятельности Д. Н. Узнадзе, Тбилиси, 1944) и в первом издании Очерка развития психики (в настоящем издании «Очерка» эта глава опущена). Вторая часть этой работы представляет собой изложение экспериментального исследования формирования чувствительности к неадекватному раздражителю, которое проводилось автором и его сотрудниками в руководимой им

лаборатории Института психологии в Москве и на кафедре психологии Харьковского педагогического института в 1936—1939 гг. Полностью публикуется впервые.


О механизме чувственного отражения

Вопросы, касающиеся природы и принципиального механизма отражения, освещенные в исследовании возникновения ощущения, находят в этой статье свое дальнейшее развитие в связи с данными экспериментального исследования слуховой функции человека, проведенного в Московском университете в лаборатории автора в 1955—1959 гг. (Анализ системного строения восприятия, сообщения I—VIII, «Доклады АПН РСФСР», 1957, № 4; 1958, № 1, 3; 1959, № 1, 2). Опубликовано впервые в журнале «Вопросы психологии», 1959, № 2.


Очерк развития психики

Впервые опубликован отдельным изданием в 1947 г. В настоящем издании печатается в новой редакции со значительными сокращениями. Опущены 1 и 2 главы, причем нумерация глав соответственно изменена. Другие главы сокращены частично.
Глава «Развитие психики животных» представляет собой конспективное изложение второго раздела докторской диссертации (Развитие психики, 1940). Предлагаемая в этой главе периодизация развития форм отражения была положена автором также в основу главы «Развитие психики» в учебном пособии «Психология», М., 1948.
Содержание последующих глав «Очерка» — «Возникновение сознания человека» и «К вопросу об историческом развитии сознания» — должно было составить по замыслу автора специальную монографию. Однако подготовленные для нее материалы и библиография во время войны были утрачены и в «Очерке» схематически воспроизведены только общие положения, разработанные в ходе подготовки этой монографии. Некоторые из них, как например положение о структуре деятельности, о значении и личностном смысле отражаемой реальности, о роли мотивов деятельности субъекта, освещены в другом контексте в статьях о некоторых психологических вопросах сознательности учения, «Советская педагогика», 1944, № 2; Психология сознательности учения, «Известия АПН РСФСР», 1947, вып. 7; Проблемы детской и педагогической психологии, «Советская педагогика», 1948, № 2, а также в статьях о развитии психики ребенка, публикуемых в данном издании. Проблема соотношения значения как объективного языкового явления и явления психологического рассматривается в специальной статье (А. Н. Леонтьев и А. А. Леонтьев, О двух аспектах языковых явлений, «Научные доклады высшей школы. Философские науки», М., 1959, № 2).
В 1948 г. «Очерк» в его первом издании был подвергнут широкому обсуждению. Ряд замечаний, высказанных во время этого обсуждения, учтен автором при подготовке настоящего издания.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Корниенко Марина Валерьевна. Использование мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста
  • Литвинов П.П. 3500 немецких слов. Техника запоминания
  • Самые эффективные методы запоминания: «Дворец памяти» или «Чертоги разума»
  • Щипакина Анна Александровна. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
  • Коновалова Т.В. Веселые стихи для запоминания английских слов
  • Чернова Алла Андреевна. Развитие зрительной памяти и воображения детей с задержкой психического развития.
  • Литвинов П.П. 2000 английских выражений. Техника запоминания
  • Наталья Зорина. Использование и значение мнемотехники для развития речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста.
  • Григорий Чаусовский. Технотронная психотехнология активации памяти при обработке информации интернет-ресурсов
  • Ширшина Елена. Мастер-класс «Использование нетрадиционных методик в формировании познавательно-речевого развития дошкольников»
  • Падерина Любовь Михайловна. Мнемотаблицы для заучивания стихов — что это такое?
  • Игнатьева Анна Валерьевна. Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста
  • Радионова Людмила Ивановна. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Интернет крадет нашу память. Влияние веб-поиска на транзактивную память и запоминание информации
  • Аудиоландшафт наших чувств. Значение эмоциональных возгласов
  • Савельева Марина Станиславна. Использование мнемотехники для развития связной речи детей с ОНР
  • Нифонтова Лариса Витальевна. «Использование мемотехники в развитии речи детей»
  • Обнаружен способ побороть старческую забывчивость
  • Ходырева Нина Владимировна. Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета у детей раннего возраста
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Импринтинг (раннее запечатления у животных и человека)
  • Кападайя Махеш - Улучшение памяти
  • Прядеин В.С. История России в схемах, таблицах, терминах и тестах
  • Никитина Анна Валерьевна. Определение потенциальных возможностей психического развития дошкольника
  • Гендерные различия адаптационных способностей в младшем школьном возрасте
  • Исакова Ольга Валерьевна. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ВОСПИТАННИКОВ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Чугай Татьяна Ивановна. Гимнастика с элементами логоритмики Рекомендации для воспитателей
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Забывание; forgetting
  • Корректурная проба – метод диагностики внимания (инструмент школьного психолога).
  • Умения выполнять действия по аналогии, саморегуляция. ЗАНЯТИЕ 12
  • Мельникова Есения Владимировна. Технология создания мультфильмов в ДОУ
  • Абрукова Галина Васильевна. Логопедические распевки
  • Наталья Коноплина. Человеческая память. Причины ухудшения памяти
  • Потанина Ольга Алексеевна. Мнемотехника в развитии связной речи детей дошкольного возраста
  • Холодная М. А. Психология интеллекта.
  • Борисова Мария Александровна. Разучивание стихотворений с детьми старшего дошкольного возраста с использованием элементов мнемотехники (приёма мнемокарты).
  • Светлана Сачкова. Конспект НОД в подготовительной группе «Новый способ выучить стихотворение».
  • Борисова Татьяна Николаевна. Сенсорное воспитание детей младшего возраста с использованием развивающих игр
  • Пилипенко О.Е. Английский язык для самых маленьких. Мои первые 1000 слов
  • Зотова Юлия Николаевна. Разработка мнемотаблиц для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых
  • Ледбитер Ч.У. Сны. Что это такое и как они вызываются.
  • Валиева Ляйсан Заитовна. Исследования возможности использования подвижной игры в совершенствовании основных движений у детей дошкольного возраста
  • Черных Наталья. «Сюжетно-ролевая игра — средство развития полоролевой идентичности дошкольников»
  • Бехтерев В.М. Психологическое определение личности.
  • Кацва Л.А., Юрганов А.Л. История России. VIII-XV века. 7 класс
  • Трусова Снежана Владимировна Тюленева Наталья Владимировна. Театрализованная деятельность как средство развития диалогической речи детей дошкольного возраста
  • Шумакова Галина Анатольевна. Развитие памяти у детей дошкольного возраста
  • Миронова Лилия Ридвановна. Самодельные детские мини-энциклопедии, как средство развития познавательных интересов старших дошкольников в условиях детского сада.
  • Треничева Оксана Александровна. Педагогическая статья 'Особенности зрительной слуховой памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи в старшей группе'



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь