Аверьянов Л.Я. Социология. Искусство задавать вопросы.

Категория: Библиотека » Социальная психология | Просмотров: 24078

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Глава 2. Спросить значит понять

Вопрос является центральной и основной фигурой в социологическом исследовании. Но долгое время эта проблема оставалась на краю поля методических боев социологов.
Что такое социологический вопрос? Выполняет ли он свою исследо-вательскую роль, умеем ли мы задавать вопросы? Можно поставить множе-ство и других не менее важных вопросов о вопросе.
Не зная природу вопроса, социологи до многого сегодня доходят, так сказать, с помощью здравого смысла и интуиции. Не имея методологическо-го, философского и логического обоснования, социологи вынуждены решать свои методические проблемы ощупью, путем проб и ошибок. В результате большое количество вопросов концептуально бессодержательно, имеют только форму вопроса. Социологи порою неправильно определяют контекст вопроса в форме альтернатив, совершают логические ошибки в понятийном определении вопроса, решают диалоговую систему анкеты только как парные, независимые друг от друга акты взаимодействия вне системы вопросов, представленных в анкете. Давайте хотя бы попытаемся приблизиться к пониманию философской природы вопроса.

Что такое вопрос?
Однажды я прочитал примечательную фразу: "Знание того, что счи-тать ответом, равносильно знанию ответа". Иначе говоря, если я знаю со-держание ответа, то знаю содержание вопроса. Кажется, что все перевернуто с ног на голову. Ведь мы потому и задаем вопрос, что не знаем ответ, ибо если известен ответ, то зачем нужен вопрос. Так нам подсказывает здравый смысл. Однако в таком подходе заложен большой смысл, который по сути дела является основой вопросно-ответных отношений.
Имеются различные подходы к решению проблемы вопроса, характе-ризующие различную глубину ее знания и изучения. Наверно никто не будет спорить с тем, что вопрос это есть большая или меньшая совокупность знания. Иначе говоря, для того чтобы задать вопрос, исследователь должен уже иметь какое-то представление о том, что он хочет узнать посредством данного вопроса, т.е. вопрос это уже есть какое-то знание. И в самом деле, если мы спрашиваем, указывая на животное, "кто это?", а не "что это?", то это означает, что мы знаем по крайней мере, что данный объект есть одушевленное существо.
Можно сказать, и это без сомнения будет правильно, что вопрос - это своеобразная микротеория, определенная система знания, которая одной ча-стью (вопросительной) описывает известное и в основном наше прошлое знание, а второй частью (ответной) охватывает некоторое незнание, т.е. то, что мы хотим узнать. Когда мы спрашиваем: "Колумб ли открыл Америку?", то здесь имеются известное (Америка открыта), неизвестное - (кто открыл Америку) и гипотетическое знание (предположение, что это сделал Колумб).
Когда в социологической литературе говорят о программе исследова-ния, то понимают под этим прежде всего некоторое концептуальное видение проблемы исследования, которое может быть представлено как гипотетическое знание. Концептуальное знание нередко представляют как программный вопрос, но в равной степени это относится и к любому вопросу, в том числе и к анкетному. Различие между ними имеется только в уровне общности концептуального знания. Однако в социологической литературе программный и анкетный вопросы разделяют и весьма существенно. Анкетный вопрос понимается только как технический, инструментальный аппарат съема специальной информации и т.д. Это принципиально неверное положение.
Однако для того чтобы понять природу вопроса нам придется уйти от предмета самого вопроса и обратиться к природе субъектно-объектных отношений. Как представляется, природу вопроса, его сущность и содержание надо искать в природе межсубъектных отношений.
Что это значит? Все социальное бытие есть результат отношений лю-дей, а в атомарном выражении - отношений между двумя конкретными ин-дивидуумами. Для реализации себя как субъекта, как единичной системы бытия человек должен в обязательном порядке вступать в отношения с объ-ектом или с другим человеком. Но вступить во взаимодействие с объектом означает отразить его сначала частично, а потом в целом в системе своего прошлого концептуального знания. Другого пути нет, ибо только таким пу-тем любой объект, попавший в поле зрения, или правильнее сказать в поле деятельности субъекта, приобретает в сознании субъекта, человека свое со-держательное значение. Например, если я попаду нечаянно или специально, лучше последнее, на какую-то космическую планету и, выйдя из корабля, замечу на горизонте или у себя под ногами что-то движущееся, то я сразу же заключу, что это - живое. Моя прошлая концепция, мое прошлое системное знание услужливо подсказывают, что все, что движется есть одушевленное живое существо. Объект попавший в поле моего зрения (или, вернее, дей-ствия) только с одним единственным признаком, что он движется, получил свое содержательное значение в концептуальной системе " живое - не жи-вое".
Но как только я отнесся к некоторому объекту, который движется, как к живому, то, исходя из этого, я буду строить и свои отношения с ним. Иначе говоря, человек не только концептуально отражает объективный мир, объект, но и строит свои отношения с ним только концептуально, исходя из определенного представления о данном объекте. Все поступки, движения субъекта будут исходить и подчиняться только выработанной концепции представления о данном объекте, если, конечно, субъект пожелает или будет вынужден иметь с ним дело.
Таков первый этап установления отношений. Дальше начинают про-текать довольно интересные процессы.
Вполне понятно, и мы сталкиваемся с этим постоянно, что человек может неверно понять объект, концептуально неправильно отразить его сущность. Прошлое знание субъекта может оказаться недостаточным для описания нового объекта и т.д. Движущийся объект на другой планете, при-нятый за живое существо, на самом деле может оказаться неживым движу-щимся существо, или того хуже - и то и другое.
Кстати говоря, совсем недавно ученые попали в точно такое же по-ложение, когда пытались установить границы между живым и неживым, между растительным и животным миром. Неожиданно были обнаружены существа, которые сразу, исходя из старой концепции живого и неживого, растительного и животного мира, невозможно было отнести ни к тем ни к другим или, вернее, их можно было отнести и к тем и к другим. Здесь уже потребовалась новая концепция, чтобы достаточно удовлетворительно отра-зить сущность нового объекта. Как мне кажется, и до сегодняшнего дня та-кая концепция не представлена.
Но поскольку человек, в обязательном порядке, сначала пытается включить новый объект в старое концептуальное знание, то это знание при-нимает форму как возможно истинного знания, или концептуально-гипотетического знания. Мое представление об объекте может быть как верным. так и не верным только потому, что оно основано на прошлом зна-нии. Таковым оно остается до тех пор, пока его подтвердит или не подтвер-дит практика, а в конкретном выражении - движение объекта, который про-являет все новые и новые признаки, каждый из которых находит свое кон-цептуальное выражение в сознании субъекта. При полном наборе основных признаков данный объект или включается в известную концепцию, или же вырабатывается новая концепция.
Если субъект правильно понял объект, правильно концептуально его отразил в своем сознании, тогда его представления о движении объекта сов-падают с реальными движениями объекта. Если субъект не правильно отра-зил сущность объекта, то движения последнего будут расходиться с пред-ставлениями субъекта. В свою очередь это означает, что субъект не может действовать по отношению к объекту. Не поняв сущность, характер движе-ния объекта, субъект не может построить и свои действия. Например, если я не могу определиться по отношению к движущемуся объекту, является ли он живым или не живым, то естественно я не могу и определить характер своих действий по отношению к этому объекту.
Такое неопределенное состояние весьма неприятно для человека, по-скольку не позволяет ему действовать. Стремление человека во чтобы-то ни стало концептуально определить объект есть отражение его природы и стремление к самоопределению и самосохранению себя как независимой системы. Но отражение должно быть правильным, адекватным, ибо только в этом случае человек может успешно построить траекторию своего движения по отношению к объекту. Однако понимая, что его концепция всегда является возможно истинной, концептуально-гипотетической, он всегда стремится проверить свою концепцию на истинность, а проверить ее, как я уже говорил, можно, только сопоставив ее с движением объекта.
Моя концепция может быть только возможно истинной, но движения объекта всегда истинны, поскольку они существуют и в силу этого выступают объективной реальностью.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Тест "Боги и Богини"
  • Как говорить с телом: алгоритм вопросов для работы с психосоматикой
  • Ларсон У. «Как проводить собеседование при приеме на работу. 10-минутный тренинг для менеджера».
  • Таро – искусство задавать вопросы
  • Мелибруда Е. Я–ТЫ–МЫ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ УЛУЧШЕНИЯ ОБЩЕНИЯ
  • Притча «Присутствие и отсутствие»
  • Богданова Надежда Сергеевна. Консультация на тему: «Как определить темперамент ребёнка»
  • Какие последствия приворота мужчины?
  • Притча «Сложный вопрос»
  • Анна Гаврилюк. Нужна ли честность в нашей жизни?
  • Методика тестирования на полиграфе. Тест контрольных вопросов
  • Гадание на цифрах - просто и эффективно
  • Притча «Ответ на любой вопрос»
  • Притча «Почему уходит любовь»
  • Эльконин Д.Б. Психология игры.
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Переходько Л. Разговор о мотивах. Оценка мотивированности кандидата.
  • Вероника Хацкевич. Как найти свое призвание или «Чего хочу — не знаю»
  • Интервью с сюрпризом. Нестандартные методы проведения собеседований.
  • Юнг К.Г. ПРОБЛЕМА ДУШИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
  • Готлиб Татьяна. Игры, в которые играет с нами судьба, или что такое жизненный сценарий
  • Техника «Ясное восприятие»
  • Притча «Как сосчитать звёзды?»
  • Из книги Дж. Рейнуотера. Это в ваших силах.
  • Притча «Второй и второй»
  • Притча «Голые мудрецы»
  • Притча «Шесть, живущих в одном»
  • Притча «Неправильный вопрос»
  • Притча «Что на самом деле хотят женщины?»
  • Притча «1001 день»
  • Притча «Шесть воплощений»
  • Притча «Ответ на вопрос»
  • Притча «Каков же ответ?»
  • Чему мы учим своих детей?
  • Первушина М. Как распознать в кандидате проблемного человека?
  • Притча «Про любовь»
  • К чему снятся крысы?
  • Притча «Трудный вопрос»
  • Происхождение понятия «аутизм».
  • Как правильно читать заговоры для ритуалов белой магии?
  • Берн Эрик. Люди, которые играют в игры.
  • Котельникова Анна. Как начинать работу с картами
  • Вопросы, которые может оказаться полезным задать если вы проходите собеседование при приеме на работу
  • Притча «Носитель»
  • Эстетическое восприятие: красоту можно считать по активности мозга
  • Сколько действует приворот?
  • Кирилл Стасевич. С интернетом люди чувствуют себя умнее
  • Как спорт помогает снять стресс
  • Притча «Корысть»
  • Формирование выражать чувства и мысли. ЗАНЯТИЕ 15



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь