Бойко Айгуль Ризвановна. Опыт работы по теме: 'Развивающая предметно-пространственная среда по апробации образовательной программы 'Югорский трамплин'

Опыт работы по теме: Развивающая предметно-пространственная среда по апробации образовательной программы Югорский трамплинОпыт работы по теме: "Развивающая предметно-пространственная среда по апробации образовательной программы "Югорский трамплин"

В группе, ориентированной на ребенка, важнейшую роль играет тщательно продуманная и безопасно

организованная среда развития.

Развивающая среда должна позволить реализовать главный принцип программы: ребенок учится лучше и научится большему в процессе самостоятельного взаимодействия с окружающим миром – через игру и открытия.

С помощью среды происходит опосредованное обучение ребенка.

 

Скачать конспект

Одно из фундаментальных положений программы «Югорский трамплин»: разделение пространства. Помещение нашей группы разделено на так называемы центры активности (небольшие субпространства), в каждом из которых находится достаточное количество различных материалов для исследования и игры.

При построении развивающей среды в группе учитывались следующие принципы построения развивающей среды:

Принцип комфортности «Мне здесь удобно, эта комната – для меня».

Принцип целесообразной достаточности.

Материалов достаточно для того, чтобы все было востребовано, служило актуальным образовательным целям, отвечало тематическому плану и программе.

Принцип доступности «Я все могу взять, достать, дотянуться. Я знаю, что и где лежит, потому что знаю и умею поддерживать порядок хранения».

Принцип превентивности «Я не боюсь испачкаться краской при рисовании и намокнуть в центре песка и воды, потому что есть халатики и фартучки. Я знаю, чем мы занимаемся и чем будем заниматься»

Принцип личной ориентированности «Я могу выбирать. Мои работы подписаны и признаны. Я имею право развиваться в собственном темпе»

Принцип баланса инициатив детей и взрослых «В план включаются детские инициативы, ребенок причастен ко всем событиям в группе»

С помощью среды происходит опосредованное обучение ребенка. Поэтому, при организации среды, в группе были проведены преобразования, которые коснулись: разграничения пространства с помощью мебели групповой комнаты на центры активности, в которых находится достаточное количество материалов для исследования и игры, содержание которых меняется в соответствии с темами проектов.

Центры должны поощрять детскую активность, инициативу, давать возможность педагогу для реализации образовательных задач.

Тщательно продуманная среда сама побуждает детей к исследованию, проявлению инициативы и творчества. Среда служит для реализации самостоятельных замыслов ребенка, саморазвитию, а не обеспечению деятельности педагога при организации им занятий.

Каждый центр активности – это маленькая творческая лаборатория, в котором подготовленные материалы стимулируют самостоятельное познание сложных явлений, закономерностей и просто веселых и полезных действий.

Центры активности – место работы детей, поэтому в них всегда много материалов изготовленных или находящихся в стадии изготовления, демонстрирующих их успехи и достижения. Значительная часть материалов в центрах регулярно сменяется, так как они всегда отражают содержание темы, которой живет группа.

В нашей группе 8 центров активности – это:

Центр грамотности и письма

Центр науки

Центр сюжетно – ролевой группы

Центр искусства

Центр кулинарии

Центр воды и песка

Центр строительства

Центр математики

Теперь о каждом центре подробнее:

Литературный центр (центр грамотности и письма)

Литературный центр – пожалуй, самый главный из всех центров активности в группе. Важно понять: что — бы осмысленно построить программу по развитию речи нужно осознать, что освоение языка – это естественный, хотя и сложный процесс. Через внимательный и ответственный подбор воспитателями материалов в этом центре нужно развивать естественное стремление ребенка к постоянному речевому общению, способствуя развитию уверенной связной речи и обогащению словаря.

Работа в литературном центре в большой степени построена на совместной деятельности. Материалы, которые группируются здесь, призваны побуждать совместные разговоры, обсуждения, что и почему представляет интерес, делиться друг с другом первым опытом на пути к освоению грамотности, рассказывать друг другу свои истории.

Центр науки

Дети – прирожденные исследователи, активно собирающие информацию о своем окружении.

Они пытаются понять свой мир с помощью наблюдений и экспериментирования.

Естественная любознательность детей переходит в деятельность познания.

Очень важно, чтобы маленькие дети участвовали в самом процессе исследования.

Центр науки принципиально важен для программы, ориентированной на ребенка, хотя бы потому, что один из важнейших её принципов – обучение через собственный опыт, пробы и открытия.

Принцип познания через собственные действия и открытия выдерживается в программе при работе во всех без исключения видах деятельности. Но создание специального центра, где дети могут сосредоточенно экспериментировать, пробуя и повторяя свои действия в поисках результата, проводя долгосрочные наблюдения за растениями или животными – безусловно, оправдывает себя.

Центр сюжетно-ролевой игры

Этот центр внешне не очень отличается от привычных игровых зон в детских садах. Разница, прежде всего, в конкретной и обособленной площади, на которой сосредотачивается все нужное

оборудование и развиваются самые разные игры, где дети отражают ту жизнь, которую наблюдают вокруг себя. Они берут на себя и проигрывают разные роли и самые разные сюжеты.

В программе этот центр также может называться «центром драматизации». Драматизация в детском саду – это разыгрывание литературных произведений средствами кукольного театра или непосредственно детьми, исполняющими разные роли, то есть инсценировки. В программе, ориентированной на ребенка, драматизации, возможно, представлены даже в большем объеме по сравнению с традиционной программой.

Центр искусства

Этот центр выполняет разные функции, однако, прежде всего, питает креативность, любознательность, воображение и инициативу детей.

В центре искусства дети могут пробовать разные средства, рисуют на мольбертах, занимаются пальцевой живописью, пользуются разнообразными материалами: глиной, мелками, пластилином, ножницами и множеством других средств и материалов.

Центр кулинарии

Занятия детей кулинарией в том или ином виде могут возникать в разных программах, но они обычно не включаются в планы работы воспитателей в качестве занятий, ценных с точки зрения серьезного образования детей.

Однако в программе, ориентированной на ребенка, обязательно планируется создание и регулярная работа детей в центре кулинарии. Эти занятия организуются реже других, но 1 раз в десятидневку или 1 раз в 2 недели такие занятия не только уместны, но и полезны.

Все дети испытывают удовольствие от выполнения несложных кухонных обязанностей. Даже двух или трехлетние дети могут разминать картофель, намазывать джем на хлеб, помогать месить тесто. Используя продукты, являющиеся основой нашей пищи, такие как овощи, фрукты, орехи, хлебные злаки, бобы – дети получают исходные представления об источниках питания. Придумывая разные игры и занятия в центре кулинарии, можно обеспечивать развитие разных детских способностей и интересов.

Центр песка и воды

Центр песка и воды – настоящий подарок для детей в группе. Он открыт не каждый день, подготовка к

работе в нем сопряжена с некоторыми хлопотами для персонала, однако не так уж и сложна. При выборе места для этого центра нужно остановиться на том, которое ближе всего к источнику воды и возможности ее слива.

Дети получают большое удовольствие при работе в этом центре, воспитатели – множество

возможностей для того, чтобы через занимательную и очень активную детскую деятельность решать

самые различные образовательные задачи.

Центр строительства

Строительство по своей природе – это замысел, это опробование, это расчет, соотнесение, сравнение.

В процессе конструирования у детей появляется много возможностей проявить свое творческое начало.

Строительство – важнейшая деятельность для развития детей во многих отношениях, включая речь, социальные навыки, математическое и научное мышление и представления о социальном окружении. Поэтому центр строительства у нас занимает большое пространство в группе.

Центр математики.

Очень широкое применение на практике получили распространенные в программе так называемые

«работающие» стенды.

В нашей группе «Югорка» таких работающих стендов 6.

«Стенд: Здравствуй, я пришел!»

Стенд оформлен в форме дерево, а фотографии детей листочки.

Каждое утро, приходя в детский сад, дети открывают свою фотографию, что способствует

положительному эмоциональному настрою детей перед входом в группу.

Стенд «Почемучки» (стенд трех вопросов)

При обсуждении темы проектов дети отвечают на 3 вопроса: Что мы знаем? Где узнать? Что хотим узнать?

Стенд «С Днем рождения»

Помогает детям узнать, когда у кого день рождения, у детей появляется возможность приготовить подарок, поздравления для своих друзей.

Стенд «Я выбираю» — это обязательный атрибут Программы. Дети думают, выбирают центр и обозначают свой выбор на стенде «Я выбираю», что способствует навыкам партнерского общения, работы в команде, дает практику взаимопомощи и развивает навыки социального взаимодействия. Все это позволяет формировать у детей поисковый, активный, самостоятельный стиль мышления и деятельности, предоставляя реальные шансы для личностного роста каждого ребенка.

Стенд «Звезда недели» — каждую неделю один из детей группы становится звездой недели. Вывешивается фотография ребенка. Каждый ребенок бывает по очереди Звездой недели (или дня). Звезда получает множество комплиментов, дети говорят о ее хороших поступках, оказывают всяческие знаки внимания. Для нее могут спеть песню. Таким образом, дети осознают, что все равны, что каждый член коллектива достоин внимания и уважения.

Итак, важно чтобы среда не ограничивала детскую инициативу, а наоборот, предоставляла бы возможности для проявления и — что важно – для развития и реализации разнообразных идей. Приобретая опыт, достигая своей цели, ребенок постепенно обретает

уверенность в себе, убеждаясь в собственных возможностях, делая личностные, а поэтому радостные для него открытия.

Разумно организованная развивающая среда способствует подготовке ребенка к жизни в стремительно меняющемся мире, формирует устойчивое стремление познавать, открывать мир и в конечном итоге – учит учиться.

Такая среда также способствует навыкам партнерского общения, работы в команде, дает практику взаимопомощи и развивает навыки социального взаимодействия.

Все это позволяет педагогу формировать у детей поисковый, активный, самостоятельный стиль мышления и деятельности, предоставляя реальные шансы для личностного роста каждого ребенка.

Воспитатель подготовительной группы Бойко А.Р.

Просмотров: 587
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Заруцкая Айгуль Тасбулатовна. Из опыта работы «Предметно – пространственная развивающая среда в группе» Центр конструктивной деятельности
  • Ольга Ошева. МАДОУ 'Центр развития ребенка Детский сад №11, воспитатель 1КК, НОД ' Путешествие в страну Грамоты'
  • Малинина Елена Александровна. Сценарий сюжетно-ролевой игры «Торговый центр» в подготовительной группе
  • Ларина Евгения Анатольевна. Конспект сюжетно – ролевой игры «Медицинский центр».
  • Белоглазова Альмира Камильевна. Консультационный центр «Азбука для родителей»
  • Щеголихина Татьяна Михайловна. Методический кабинет как центр профессионального развития педагогов
  • Люшакова Александра Михайловна. Презентация «Речевой центр комбинированной группы»
  • Редактор. Негосударственное образовательное учреждение дополнительного образования АКАДЕМИЯ РАЗВИТИЯ СОЗНАНИЯ Учебно-консультационный центр «РАЗВИТИЕ»
  • Вокина Ольга Анатольевна, Холмикова Марина Сергеевна. Математический центр в средней группе по ФГОС ДОУ
  • Чемезова Алена Юрьевна. СТАТЬЯ 'ЭКСКУРСИЯ В ДЕТСКИЙ ЭКОЛОГО-БИАЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР'
  • Татьяна Петрова. Проект 'Дошкольный мини-центр 'Созвездие'
  • Сабитова Зульфия Абдулахатовна. Проект г. Казань – центр Татарской культуры
  • Издательство «Творческий Центр Сфера». Игровая методика по формированию словарного запаса
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Елена Васильевна Савельева. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР, ФФНР. Игра «Что? Где? Когда» по теме «Весна».
  • Сенникова Н. А., Коробейникова Е.Л., Мотоусова О.В.. Развивающая предметно-пространственная среда в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи в рамках реализации ФГОС
  • Аширова Джамиля Равилевна. Доклад: «Центры по ОБЖ в группе младшего возраста по образовательной области «социально – коммуникативное развитие» в соответствии с ФГОС ДО»
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Макарова Елена Николаевна. Педагогический проект во второй младшей группе «Семья для каждого – это очень важно!»
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Зыкова Наталия Васильевна. Конспект игровой программы коррекционно-развивающей направленности в специальной группе Центра «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Лунёва Светлана Владимировна, Лихарева Татьяна Владимировна. Сборник дидактических материалов для работы с детьми старшего дошкольного возраста «Что мы знаем о бумаге»
  • Власова Наталья Михайловна. Викторина для среднего дошкольного возраста совместно родители и дети «Все работы хороши»
  • Быковская Римма Юрьевна. Презентация 'Предметно — развивающая среда ДОУ для реализации двигательной активности'
  • Грехова Галина Сергеевна. Предметно-пространственная развивающая среда – как основа реализации образовательной программы ДО



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь