Горобец Наталья Николаевна. Роль духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в формировании целостной личности

Роль духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в формировании целостной личности

Горобец Наталья Николаевна воспитатель МДОУ «Детский сад №31 с.Бессоновка Белгородского района Белгородской области»

Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения – это одна из актуальных и сложнейших проблем сегодняшнего дня, которая должна решаться педагогами, родителями и кто имеет отношение к детям. Именно духовно-нравственное воспитание обеспечит целостность и гибкость воспитательных воздействий взрослых на детей в различных ситуациях их общения, а также общения детей друг с другом. Оно предполагает формирование у ребенка целостного отношения к жизни, обеспечивает гармоничное и устойчивое развитие личности ребенка.

Воспитателю дошкольного образования принадлежит относится роль в воспитании подрастающего поколения, в подготовке их к жизни и общественному труду. Воспитатель является для воспитанника примером нравственности и преданного отношения к труду.

 

Дошкольный возраст –это формирования основ личности будущего гражданина, период активного познания мира и человеческих отношений. Относительно легко в детстве происходит усвоение социальных и нравственных норм. Обратиться к душе ребенка, должны мы, педагоги. Воспитание души для будущего человека – это создание основы духовно-нравственных ценностей. Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой происходит развитие и становление личности ребенка. Целью духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте.

В процессе воспитания постоянно происходит систематическое приобщение к нравственным знаниям. Важным ключом их накопления является знакомство дошкольников с окружающей средой: экскурсии по городу, в музеи, на природу.

Экскурсии с воспитанниками выполняются в течение всего учебного года и они имеют различные цели, проводятся с детьми разных возрастных групп. Так, чтобы экскурсия была нравственно ценной, воспитатель делает в коллективе эмоциональный настрой, распределяет между воспитанниками задания, которые нужно выполнить при подготовке к экскурсии и во время ее проведения. Такая форма работы с детьми дает возможность педагогу воспитывать бережное отношение к природе у дошкольников, природным богатствам России, чувство любви к Родине, уважение к другим народам.

Знания дошкольников о нравственных нормах, полученные во время основной образовательной деятельности, собственные жизненные наблюдения часто бывают разрозненными и неполными. Поэтому требуется специальная работа, которая связанна с обобщением полученных знаний. Формы работы разные: в разных группах это может быть рассказ педагога, этическая беседа и другие.

Рассказ на этическую тему – это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, которые имеют нравственное содержание. Хороший рассказ раскрывает содержание нравственных понятий и вызывает у дошкольников положительное отношение к поступкам, соответствующим нравственным нормам и влияет на поведение. Самая важная функция рассказа – это служить способом использования положительного примера в воспитании. Этические рассказы помогают дошкольникам разобраться в сложных вопросах морали, развивать у воспитанников твердую нравственную позицию, помочь каждому ребенку осознать свой лично нравственный опыт поведения и привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды.

Диалог-основной путь обмена мыслями, универсальная форма информационного воздействие на сознание и формирование определенных взглядов, мотивов, чувств. В диалогах надо соблюдать неприкосновенность личности дошкольника. Формирование убеждений у воспитанников идет на основе общего мировоззрения и носителем призван быть педагог.

Воспитательный процесс создается так, что в нем предусматриваются ситуации, в которых дошкольник ставится перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора. Моральные ситуации для воспитанников всех возрастов ни в коем случае не должны быть представлены или выглядеть как обучающие, или контролирующие, иначе их воспитательное значение может быть сведено на «нет». Результат нравственного воспитания проявляется в отношениях дошкольников к своим обязанностям, к самой деятельности, к другим людям.

Чтение и разбор сказок, рассказов и стихотворений нравственной направленности помогают детям понять, оценить нравственные поступки людей. Дети слушают рассказы, сказки и стихотворения, там где ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, дружбе, товариществе, верности общественному долгу, гуманности и патриотизме.

Подводя итог, можно сказать, что вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют дошкольника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей. А наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Список литературы

  • Натарова В.И., Карпухина Н.И. Возрождение центральной культуры у дошкольников. -Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. -197с.
  • Гагарина К. Е. Роль учителя в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. — Молодой ученый. — 2011. — №3. Т.2. — 110-115с.
  • Никандров Н.Д. «Духовные ценности и воспитание в современной России» — педагогика. – 2008. — №9. -4с. (статья)
  • Колесников И.А. «Воспитание духовности и нравственности в эпоху глобальных перемен» — Педагогика -2008-№9-25с. (статья)
  • Коволева Г.А. Воспитывая маленького гражданина. М.: «Аркти», 2003. -79с.
  • Петракова И.. Духовные основы нравственного воспитания. М.. 1997.
Просмотров: 434
Категория: По направлениям » Для детского сада » Нравственное воспитание детей




Другие новости по теме:

  • Дорогина Альбина Сергеевна. Сущность и содержание духовно-нравственного воспитания дошкольников
  • Климанова Вера Владимировна. Программа духовно – нравственного и гражданско – патриотического воспитания дошкольников «Гармония души»
  • Плехова Татьяна Андреевна, Горюнова Надежда Николаевна, Греховодова Татьяна Анатольевна. ДУХОВНО–НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В РАМКАХ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
  • Макурина Галина Ивановна. «Организация работы детского сада и семьи по реализации задач духовно — нравственного воспитания дошкольников. Проблемы и результативность сотрудничества»
  • Алла Елисеева. Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
  • Ботвенко Ольга Николаевна. «Народная культура как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
  • Домрачева Людмила Викторовна. Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
  • Тимченко Людмила Васильевна. Фольклор, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
  • Лысакова Светлана Сергеевна. Сочинительство сказок как средство духовно — нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
  • Беговатова Галина Сергеевна. «Современные подходы в развитии патриотического и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» (из опыта работы)
  • Бирюкова Ольга Ивановна. Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста
  • Макарова Светлана Ивановна. Одно из средств духовно-нравственного воспитания — домашнее чтение.
  • Горовенко Анжелика Германовна. Педагогический проект духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста «Уроки доброты»
  • Костенко Светлана Вячеславовна. Устное народное творчество как фактор развития духовно-нравственных качеств личности дошкольника
  • Рыбалка Любовь Ивановна. «Организация и эффективность работы по развитию духовно-нравственного воспитания в режиме дошкольной группы»
  • Кобзева Татьяна Викторовна Чернышева Наталья Владимировна. ПРОЕКТ духовно-нравственного воспитания «ЮНЫЕ СПЕЦНАЗОВЦЫ»
  • Риттер Анна Игоревна. Организация образовательной деятельности дошкольников на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, сотрудничества всех участников образовательных отношений
  • Кононенко Лидия Павловна. Духовно–нравственное воспитание дошкольников через формирование интереса к русской народной культуре
  • Обломова Наталья Ивановна Эрдниева Байрта Анатольевна. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
  • Крылова Светлана Анатольевна. Опыт работы по теме: «Духовно - нравственное воспитание дошкольников».
  • Богданова Надежда Борисовна. Духовно-нравственное воспитание дошкольников 7-го года жизни средствами музейной педагогики.
  • Чугай Татьяна Ивановна. Оздоровление подрастающего поколения – одна из приоритетных задач в системе воспитания и образования
  • Демянко Татьяна Вячеславовна. Формирование гуманности как стержневая задача нравственного воспитания современного дошкольника.
  • Рулинская Татьяна Сергеевна. «Культура общения – необходимое условие нравственного развития личности»
  • Даньшина Дарья Константиновна. Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников через ознакомление детей с промыслами Нижегородской области.
  • Мигалева Марина Владимировна. «Формирование духовно — нравственных ценностей у детей дошкольного возраста»
  • Гаранина Ольга Евгеньевна. «Формирование духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий по финансовой грамотности»
  • Заречная Ольга Сергеевна. «Роль сказки в духовно — нравственном воспитании дошкольников»
  • Саура Любовь Николаевна. Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в современном мире
  • Звонова Татьяна Анатольевна. Педагогический проект «Формирование духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста на основе православной культуры»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь