Панькова Ирина Станиславовна. ХЛЕБОСОЛЬСТВО НА РУСИ

ХЛЕБОСОЛЬСТВО НА РУСИ

Цель: Приобщить детей к традициям русской национальной культуры, взяв за основу народно-прикладное и песенное творчество Курского края, его богатейшую историю.

Оформление: Русская изба – печь, стол, лавки, прялка.

Хозяйка, вынув хлеб из печи, идет к столу. Входят несколько детей.

Дети: Здравствуй тетушка Матрена!

Хозяйка: Здравствуйте, мои хорошие!

Дети: Мы тебе калачи в гостинец принесли.

Хозяйка: Вот спасибо. Не дорого дело, дорога угода. А я каравай хлеба испекла, горяч он да пахуч. Знаете наверное, что «хлебушко калачу – дедушка»

 

Скачать конспект

Дети: Нет! Расскажи, расскажи пожалуйста!

Хозяйка: Сядем рядком да поговорим ладком.

Дети: Тетушка Матрена, можно мы своих друзей позовём?

Хозяйка: Зовите. Где потеснее, там и веселее.

Входит ансамбль с песней «Улица свет широкая».

Хозяйка: Садитесь, места всем хватит. В тесноте, да не в обиде. В старину в деревне всякую вещь, и ту, что кормит, и ту, что забавляет, крестьянин своими руками мастерил: избу, лапти, чашки, ложки, печь – матушку. Поэтому говорили: золотым рукам — цены нет!

Изба жива печью. Печь хороша, если дров ест мало, а тепло держит долго. Такой рассыпчатой каши, пышных пирогов да пампушек – без русской печи не видать, не едать. Вот и любим хлопотунью, как родного человека. Хлеб раньше пекли в каждой избе. И когда большуха тесто творила, а тесто для хлеба называют «квашня», то говорила она слова заветные:

Над квашней сижу,
Пятерней вожу
Будь, как я скажу!
Родись квашня в гору,

На здоровье дыши,
Сыть и быть держи!

И выходила квашня ровна, да полна: на счастье, на хлеб – соль, на долгий век.

Дети: Родись на Руси человек — краюшка хлеба готова

Хозяйка: Так говорит старинная русская пословица, которая только у нас свята и нерушима.

Дети: А еще говорят: брось хлеб – соль на лес, пойдешь – найдешь.

Хозяйка: Накорми незнакомого, но голодного и если, и тебе самому придется попросить, никто тебе в том не откажет.

А, что в народе про хлеб говорили?

Дети: Хлеб всему голова!
Нет хлеба, нет и обеда!
Хлебушко – калачу дедушка!

Хлеб на стол – и стол престол, а хлеба ни куска – и стол доска!

Хозяйка: Вот, что говорил русский народ про хлеб – батюшку, которым он питается с незапамятных времен, и который съедает охотнее и больше всех других народов целого света.

Дети: Есть хлеб – будет и песня!
Вместе: А с песней и жить интересней

Исполняется песня «Деревня, деревня»

Стук в дверь. Въезжает пахарь на лошади, здоровается со всеми низким поклоном.

Пахарь: Мир тому, кто в этом дому.

Хозяйка: Добро пожаловать гости дорогие, люди добрые к нам на огонек! Песню добрую послушать, да хлебушка покушать.

Пахарь: Есть забота у меня
Должен вот продать коня
Конь хорошь, густая грива
Скачет бодро и ретиво

Он и пахарь, и рысак
Кто коня такого купит
С ним не попадет в просак

Хозяйка: Ты мои послушай речи
Ярмарка от нас далече
Я сама куплю коня
Буду холить его я

Станем землю мы пахать
И тебя сосед любезный
Добрым словом вспоминать.
Хозяйка угощает лошадь зерном.

- А веселиться конь умеет?

- А как же. Пляши Сивка.

Конь пляшет.

Хозяйка: Ну, скажите, что сидите?

Аль играть вы не хотите?

Курская народная игра «Король»

Хозяйка: Без пирога редко кто на святой Руси именинник, звать на пирог – значит звать на именины; без пирога старые люди именинника под стол сажали. Сортам счет подвести невозможно. Назову главные: пирог защипанный глухой, и судя по начинке бывает: гороховый, крупеник (с кашей), грибник, с курицей – курник. Если начинка мясная или грибная – кулебяка, если без начинки, пустые, «с аминем». Пирог не защипанный зовётся расстегаем. А формой разные: долгие, круглые, треухи.

Есть пироги обетные, пекутся по обещанию – на угощение нищих, странников. Цари посылали пироги да караваи своим близким людям в их именины.

Проводится народная игра «Каравай»

Хозяйка: Всякая погудка по хлебу – добра, говорит народ, да и моя – старая — на новый лишь лад. Как говориться, где лыко на лыко, там и слово на слово, а где слово на слово – сказка да прибаутка.

Дети: Посылали молодицу под горушку по водицу
А водица далеко, а ведрышко велико.
Идут на встречу Марфа и Ульяна
Здорова кума! Ульяна, Ульяна, где ты бывала?

На рынке была! В новой деревне.
Никак глуха? А что в новой деревне?
Купила петуха! Утка в юбке, курица в сережках,
Бедняжка кума! Петушок в сапожках

Пять рублей цена Свинья в рогожке – нет ее дороже
Хозяйка: Марфа, Марфуша зови Петра кушать
Марфа: Кум – куманек, где ты живешь?
Почему куманек, ко мне в гости не идешь?

Петр: В тереме расписном я живу.
К тебе кумушка, в гости иду.
Марфа: Вот и ладно, побывай у меня.
Душа радость побывай у меня

Милости просим гости дорогие к столу.
Хозяйку потешь – пирога поешь!

Дети садятся к столу, Марфуша выносит на подносе пирог

Петр: Не красна изба углами, а красна пирогами!

Ульяна: Тары-бары – растобары

Выпьем чай из самовара.

Петр: С сушками, с ватрушками

С пирогами русскими

Спасибо хозяюшка, за хлеб-соль!

Хозяйка: Эх, разметем лужок

Да заведем танок.

Игра-хоровод «Заплетися плетень»

Заплетися плетень, заплетися.

Завернися труба золотая

Догадайся кума молодая

Выходила утушка со малыми детками,

Заплетися плетень, заплетися

Хозяйка: От хлеба-соли не отказываются, так и я кладу крепкую надежу, что вы дослушаете мой сказ.

Нам, россиянам, для жизни на земле указана такая страна, где родятся все виды хлебов.

Какие хлебные растения вы знаете?

Хлеб с давних времен считается знаком Божьей Благодати, сытости, здоровья. Сколько хлебного, мучного, крахмалистого на рост и здоровье получает русский человек чуть ли не с первого года его рождения. Сердобольная матушка ставит где-нибудь в укромном месте маленький короб для своего детища. Приходи к нему когда вздумается, бери сколько хочешь и ешь. А в коробе – колобки – небольшие круглые хлебцы. Материнская нежность прибавляет туда масло, чтобы сделать сдобными, молока или сметанки, чтобы стали послаще. Кушанье это было детьми любимое. А если сшалят, провинятся не было им колобков.

Хозяйка обыгрывает с детьми прибаутки:

Ты, Пахомушка, съел мед?

Нет, матушка, не я.

А вот брат говорит, что своими глазами видел, как ты съел.

Когда я мед ел, тут ни одного человека не было.

Андрейка, детка, о чем плачешь?
Об ворота ударился головой.
Когда же это случилось?
Вчера вечером.

Почему же ты плачешь сегодня?

Так ведь вчера дома никого не было!

Дети: Славится наша русская земля хлебосольством, гостеприимством.

Хозяйка: Хлеб да соль! – говорит русский человек, приветствуя всех, кого увидит за столом и за едой. «Милости просим, садись с нами и поешь» такое приглашение показывает наше особое свойство гостеприимства, хлебосольства.

Дети: Хлебом-солью встречают русские люди, желанного и заезжего гостя и подносят хлеб-соль дорогому человеку, которому желают показать свое почтение.

Выходят мальчик и девочка с хлебом-солью на рушнике. С поклоном подносят хлеб:

В знак признания и величия
Нам приятно в этот час
По старинному обычаю
Хлебом-солью почтить Вас.

Дети: Обойди хоть всю планету,

Лучше русской пляски нету!

Исполняется карагод «Колясо».

Просмотров: 182
Категория: По направлениям » Для детского сада » Фольклорные занятия с детьми




Другие новости по теме:

  • Крикян Марина Мартиросовна. Презентация о насекомых 'Хозяйка луга'
  • Шумачева Юлия Витальевна. Непосредственно образовательная деятельность по образовательной деятельности речевое развитие на тему «Осень — щедрая хозяйка» в старшей группе.
  • Цуканова Светлана Григорьевна. Проект: «Как хлеб к нам на стол пришел».
  • Углова Ирина Анатольевна. Интегрированное занятие по ФЦКМ «Как хлеб к нам на стол пришел»
  • Кашпырева Екатерина Николаевна. Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Как хлеб к нам на стол пришёл»
  • Якубо Наталья Борисовна. Проект 'Как хлеб на стол пришел'
  • Шибанова Татьяна Алексеевна. Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет «Как хлеб на стол пришёл»
  • Маркова Марина Михайловна. Конспект с презентацией «Дети Войны — Дети без детства»
  • Зимнухова Татьяна Валентиновна. Игра – занятие в старшей группе «Что? Где? Когда?» «Весна – красна».
  • Надежда Васильевна Бэц. Интегрированное тематическое занятие «Хлеб на стол к нам пришел» для детей подготовительной к школе группы
  • Шилова Ольга Васильевна. Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Ромашка» на тему: «Как хлеб на стол пришёл»
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Калмыкова Ольга Николаевна. Организованная образовательная деятельность в подготовительной к школе группе с использованием ЭОР 'Плох обед, если хлеба нет!'
  • Харина Наталья Григорьевна. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА ТЕМА: «Что, где, когда?»
  • Дубровина Алефтина Викторовна. Познавательно-развлекательная игра «Что? Где? Когда?» (для детей подготовительной группы) Тема: «Деревья и кустарники»
  • Добрынина Лариса Анатольевна. Конспект интегрированной НОД «Что есть в печи — все на стол мечи»
  • Комиссина Оксана Владимировна. Конспект НОД (подготовительная группа) Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
  • Люфт Екатерина Викторовна. Родительское собрание в нетрадиционной форме. Игра 'Что? Где? Когда?'
  • Тохтасинова Элеонора Амировна. Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» в разновозрастной логопедической группе
  • Бексаева Лариса Александровна. Методическая разработка 'Знать должны и взрослые и дети, о правах, что защищают всех на свете'
  • Половинцева Елена Юрьевна. КОНСПЕКТ итогового интегрированного занятия по теме: «Зима» игра: «Что, где, когда»
  • Елена Васильевна Савельева. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР, ФФНР. Игра «Что? Где? Когда» по теме «Весна».
  • Семенцова Ольга Евгеньевна. Развлекательный досуг в подготовительной к школе группе по ПДД. Игра: «Что? Где? Когда?»
  • Петрова Наталья Павловна. Во что играют дети.
  • Пискарева Елена Аркадьевна.. КОНСПЕКТ НОД С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
  • Уткина Ирина Александровна. Викторина «Что, где, когда?»
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Хакимова Зульфия Раисовна. Конспект организованной образовательной деятельности. Тема: Игра «Что? Где? Когда?». Дикие животные лесов Башкортостана.
  • Назарова Татьяна. Викторина «Что? Где? Когда?»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь